Монополии государства
Таким образом, формирование крупных государств происходило через устранение вооруженных конкурентов и установление монополии над данной территорией. На рынке, где множество конкурирующих продавцов, ни у одного из них нет монопольного дохода. В государстве, которое можно считать антирынком, обязательно должен быть монопольный доход. Ведь никому, кроме правительства, не позволено собирать с населения дань. Государство устраняет любых конкурентов. Разбойники, грабящие проезжающих купцов, — его конкуренты. Рэкетиры на рынках — тоже его конкуренты. Уклоняющиеся от налогов — тоже конкуренты, ибо посягают на то, что безраздельно принадлежит государству. И оно будет безжалостно преследовать их. Если оно достаточно сильно.
Правда, для этого ему надо вооружиться тем, что на научном языке именуется монополией на законное насилие. Что такое насилие, объяснять, видимо, не надо. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства.
Итак, у государства должно быть минимум два вида монополии — фискальная монополия (сбор налогов) и монополия на законное (легитимное) насилие. Без этих монополий не обходится ни один тип государства, будь оно монархией, республикой, тиранией, олигархией и т. п.
А вот третий вид монополии — монополия на свободу слова — может прибавляться «по вкусу». Некоторые очень любят ее, а другие нет. В США нет монополии государства на свободу слова.
Как только оно пытается ее ограничить, так ему сразу же по рукам: не тронь чужого. В СССР свобода слова считалась привилегией государства. Граждане не могли говорить все что им вздумается, ибо на Руси почему-то чаще всего думается о политике. А политика — прерогатива государства.В результате мы имеем две обязательные и одну дополнительную монополии государства.
Самым крупным монополистом на свете является государство. В этом с ним никто не способен состязаться. Монополия на таможенные пошлины, монополия на алкоголь и табак, монополия на соль и т. д. Сколько их существует и существовало прежде?! Но и без них нельзя. Стоило российскому правительству отдать теневым дельцам производство и сбыт алкоголя, как казна недосчиталась десятков миллиардов долларов. Ведь чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. До революции и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов. А куда они шли? На социальные программы — на помощь бедным и престарелым.
Первое, что сделал в 9 г. н. э. Ван Ман, бывший регент, министр, племянник императрицы Китая, свергший династию Хань и провозгласивший себя новым императором, — это ввел государственную монополию на чеканку монеты, вино, соль и железо. Тогда, кажется, не пили водку, а если бы так было, то и о ней усердный монополист наверняка позаботился бы.
Государство, как консолидированный выразитель воли народа, к своей собственной монополии часто добавляет множество мелких монополий, которые раздаются госслужбам и позволяют обогащать государство, а заодно и свой карман. Своих чиновников оно никогда не обижает. Государство берет пошлину за оформление свидетельств о браке и рождении детей, за выполнение процедуры расторжения брака, за подтверждение права на получение наследства, за принятие жалобы к рассмотрению в суде и т. п. Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают тем, кто к ним обращается, а само государство действует как один из продавцов на рынке. Но продавец удивительный: сначала он устранил с рынка конкурентов, а затем начал свой бизнес.
Ведь на все эти пошлины монополия принадлежит государству. Оно себе ее само установило. Частные фирмы не имеют права оформлять документы, подтверждающие вступление в брак, а уж тем более выезд за границу.Утрата государством своей монополии
Монополии на насилие и на налогообложение — важнейшие функции государства — могут не только приобретаться, но и утрачиваться. И часто это оборачивается национальной трагедией.
Подобная трагедия случилась, как ни странно, после распада самого тоталитарного за всю историю человечества государства — СССР. Переход от социализма к капитализму мыслился нами процессом хотя и не без трудностей, но в целом прогрессивным, способным вывести наше общество на новую ступеньку процветания. Однако на смену плохому обществу пришло худшее. Политический кризис и разгул преступности показали, что государство ослабло.
Посткоммунистическая трансформация предстала как глубочайший кризис Российского государства. Монополия на легитимное насилие и соответствующая этому монополия на налогообложение в пределах определенной территории у государства были перехвачены частными фирмами, не важно, называем мы их мафией, организованной преступностью, коррупцией или как-то еще.
Группа, эффективно контролирующая применение насилия, правильно считает В. В. Волков, служит также монопольным гарантом соблюдения законов и общих правил гражданской жизни. Следовательно, государство, которое в значительной мере утратило указанные важнейшие монополии, можно считать слабым.
Два фундаментальных процесса, отмеченных питерским социологом, характеризуют ослабление посткоммунистического государства: его приватизация и фрагментация. «С 1987 г. сочетание ряда факторов вызвало активную приватизацию Российского государства — процесс, при котором функции защиты юридических и экономических субъектов по преимуществу стали выполняться криминальными группами, частными охранными предприятиями или подразделениями государственной службы безопасности и милиции, действующими как частные предприниматели. Данный процесс вылился в скрытую фрагментацию государства — на территории, находящейся под его формальной юрисдикцией, появились конкурирующие и неподконтрольные этому государству источники насилия и инстанции налогообложения».
Сокращение государственного бюджета, массовое уклонение от налогов, расстройство механизма исполнительной власти, ощутимая утрата легитимности властных институтов вообще и другие кризисные явления — все это, по мнению В. В. Волкова, обусловило приватизацию организованного насилия. Кроме сбора налогов (дани за охранные услуги), криминальные структуры взяли на себя также обеспечение контрактных отношений и арбитражные функции, подрывая еще одну важнейшую государственную монополию — гарантировать справедливость.
Фрагментацией государства он называет процесс создания и количественного роста частных или автономных от государства организаций, использующих реальное либо потенциальное насилие для извлечения дохода на территории, находящейся под формальной юрисдикцией Российского государства. Фрагментация государства тождественна диффузии насилия, налогообложения и арбитражных функций.
Прямыми индикаторами диффузии насилия можно считать быстрое распространение в обществе технических средств насилия и их накопление негосударственными организациями и группами.
Если в 1982 г. было зарегистрировано 158 случаев кражи или захвата оружия с военных складов, то в 1991 г. отмечено 773 случая, а в 1992 г. этот показатель достиг 1139 случаев, не считая более 25 тыс. похищений, зарегистрированных на территории Чечни. К этому, конечно, следует добавить трудно фиксируемую нелегальную продажу оружия с военных складов.В 1991—1993 гг. наблюдается чрезвычайно интенсивный рост вооруженных нападений и убийств — оба показателя за данный период ежегодно удваивались. Численность же организованных преступных групп возрастала так: 952 — в 1991 г., 4300 — в следующем и 5691 — в 1993 г. (Для сравнения: этот показатель в 1988 г. составлял 38 организованных групп.) Соответственно, численность преступлений, совершенных организованными группами, возросла с 144,4 до 187,1 на тысячу в периоде 1991 по 1992 г. и достигла 240,2 в 1993 г. В целом практически все показатели активности таких криминальных групп демонстрируют чрезвычайно высокую степень роста в 1992—1993 гг.
В политике пряная линия — кратчайшее расстояние между двумя несчастьями.
Джеймс Джефри Рош
Многие исследователи объясняют взлет преступности в начале 90-х гг. борьбой за контроль над бывшей государственной собственностью в процессе быстрой ее приватизации. Сможет ли Российское государство централизовать использование насилия и вернуть утраченные монополии на насилие, налогообложение и обеспечение правопорядка? Или же диффузное состояние будет длиться еще долго и приведет к появлению некой новой модели государства, отличающейся от классической современной модели?
В конце 90-х гг. наблюдается другой процесс — реконструкция государства. Под этим В. В. Волков предлагает понимать совокупность политических, экономических, организационных мер, используемых как правительством, так и общественными организациями для усиления контроля за легальной силой, т. е. возвращение государством потерянной монополии на насилие. Важнейшими мерами являются, видимо, происходившие в 2000—2001 гг. укрепление властной вертикали, собирание земель, подчинение разбежавшихся по региональным квартирам органов МВД и ФСБ, их переподчинение центру, кадровая ротация региональных лидеров и соответствующая этим процессам перестройка законодательной базы государства.
Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ • Президент России
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О естественных монополиях
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
(В редакции федеральных законов от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 16-ФЗ, от 26.03.2003 № 39-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.05.2006 № 62-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.
07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 132-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 3. Определения основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; (В редакции Федерального закона от 25. 12.2008 № 281-ФЗ)
потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).
Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 205-ФЗ)
Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 10.01.2003 № 16-ФЗ)
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: (В редакции Федерального закона от 10. 01.2003 № 16-ФЗ)
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
(Абзац исключен — Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ)
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
услуги по передаче электрической энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ)
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ)
услуги по передаче тепловой энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ)
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
захоронение радиоактивных отходов; (Абзац введен — Федеральный закон от 11. 07.2011 № 190-ФЗ)
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; (Абзац введен — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ)
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003 № 16-ФЗ)
3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003 № 16-ФЗ)
Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий
1. Для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). (Часть введена — Федеральный закон от 08.08.2001 № 126-ФЗ; в редакции Федерального закона от 04.05.2006 № 62-ФЗ)
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. (Часть введена — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)
Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий
1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, согласование:
любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
инвестиций субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.
3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.
Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства по основаниям, установленным правилами рассмотрения ходатайств, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.
Орган регулирования естественной монополии в срок не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — о согласии или об отказе. Отказ должен быть мотивирован.
В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее чем в течение 15 дней со дня его получения.
Если в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
4. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется посредством:
федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
6. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.
8. Государственный контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать в том числе предмет осуществления указанного контроля.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий
1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
проекты планов капитальных вложений.
3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.03.2003 № 39-ФЗ)
4. Субъекты
Легальная монополия – значение, примеры, типы, законы
Легальная монополия возникает, когда правительство дает указание компании стать единственным продавцом в определенной отрасли. Так, госзаказ делает компанию монополистом, а компания получает правовую защиту от конкуренции.
Он также известен как установленная законом монополия или монополия де-юре. Он может быть независимым, государственным или частично зависеть от правительства; однако в обоих случаях государственное регулирование неизбежно. Противоположная концепция — это де-факто или естественная монополия, которую правительство не создает. Естественные монополии сталкиваются с большим количеством барьеров, чем установленные законом монополии или монополии де-юре.
Содержание
- Что такое законная монополия?
- Legal Monopoly Explained
- Types of Legal Monopoly
- Copyright and Patent
- Government License
- Public Franchise
- Examples
- Example 1
- Example 2
- Frequently Asked Questions (FAQs)
- Recommended Статьи
- Законная монополия возникает, когда компания становится эксклюзивным поставщиком определенного продукта или услуги по государственному заказу. Он также известен как установленная законом монополия.
- Эти компании сталкиваются с серьезным вмешательством государства и получают правовую защиту от конкуренции.
- Основными типами являются государственные лицензии, публичные франшизы, патенты и товарные знаки. Он защищает интересы потребителей, регулирование цен и общую доступность.
- Это может привести к отсутствию инноваций и низкому качеству.
Легальная монополия – это разрешение, предоставленное государством одной компании для работы в определенном секторе или отрасли с полным правом производить и предоставлять товары и услуги, а также с гарантией того, что ни одна другая компания будут участвовать в бизнесе отдельно от них. Кроме того, это помогает правительству регулировать цены в этом секторе. Это объясняет, как действия правительства по созданию законных монополий создают баланс цен и контролируют силы спроса и предложения.
Правительство использует мандаты, чтобы разрешить организациям входить и работать в определенной отрасли в одиночку и запрещать другим входить в отрасль. Это может помочь компаниям получать больше доходов, охватить широкий круг потребителей и наслаждаться чувством лидерства на рынке, но они следуют и соблюдают государственные постановления и политику, поэтому в некотором смысле теряет частичный смысл принятия решений.
Одна из критических проблем легальных монополий заключается в том, что, как только компания получает мандат или лицензию на работу на определенном рынке или в определенной отрасли, она лишает потребителей выбора и альтернатив. В то же время это может ослабить стремление легальных монополий к инновациям и предоставлению более качественных продуктов и услуг потребителям. Кроме того, это также может усугубить гендерное неравенство.
Типы легальной монополииАвторское право, патент и товарный знак
Патент, авторское право или товарный знак дают изобретателю право на единоличное производство своего продукта, тем самым вознаграждая изобретение и ограничивая появление конкуренции на долгие годы. Другими словами, изобретатель получает исключительные права и исключает третьих лиц из создания, использования, продажи и т. д. изобретений, защищенных патентом. Он также известен как монопольное право и метод стимулирования инноваций. В Соединенных Штатах он выдается Ведомством США по патентам и товарным знакам (USPTO), что позволяет фирме производить продукт без конкуренции с ним.
Правительственная лицензия
Компания получает и действует на основании лицензии на работу на рынке, становясь единственным и исключительным поставщиком товаров и услуг. Правительство разрешает лицензию только одному юридическому лицу. Следовательно, конкуренция не допускается. Он может быть присужден компании для работы на национальном уровне, уровне штата, района или города.
Государственная франшиза
Это спонсируемая государством монополия, при которой компания ограничивает вход фирм и обеспечивает и регулирует всю деятельность рынка через одну фирму. Некоторыми хорошими примерами являются почтовая служба США и система снабжения питьевой водой. Из-за отсутствия конкуренции разброс цен сведен к минимуму. Кроме того, он не зависит от правила спроса и предложения. Государственные франчайзинговые фирмы имеют гарантии и безопасность, поддерживаемые правительством.
ПримерыДавайте рассмотрим некоторые примеры законных монополий:
Артур управляет фармацевтической компанией; он начал свой бизнес всего два года назад и заработал известность и репутацию как для себя, так и для своего бизнеса; хотя у компании все хорошо, на рынке большая конкуренция. Артур получил лицензию от правительства для своей компании на производство конкретной вакцины.
Артур начал производство вакцины. У компании нет конкурентов на этом конкретном рынке вакцин, поскольку правительство предоставило компании исключительное право производить и продавать вакцину. Власти запрещают другим компаниям на рынке производить конкретную вакцину, и поэтому компания Артура имеет законную монополию в этом конкретном сегменте вакцин.
Почтовая служба является одной из наиболее распространенных законных монополий, наблюдаемых в США и Европе. Будучи законной монополией, Почтовая служба США (USPS) в Америке обеспечивает снижение затрат и высокое качество услуг. UPSC доставляет более 100 миллионов пунктов доставки по всей территории Соединенных Штатов шесть дней в неделю.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Какое юридическое определение монополии?
Юридическое определение изображает его как рыночную систему, в которой есть только один продавец, имеющий дело с конкретным товаром или услугой. Будучи единственным продавцом товаров или услуг, не имеющим жизнеспособных альтернатив, продавец на монопольном рынке не имеет конкурентов.
Что такое незаконная монополия?
Незаконная монополия возникает, когда ведущий участник рынка занимается эксплуататорской или эксклюзивной практикой. Нелегальные монополии укрепляют свои позиции доминирующего игрока на рынке, используя эксклюзивные сделки, ценовую дискриминацию и связывание контрактов.
Какие законы против монополий?
Антимонопольные законы штатов, такие как Закон Картрайта в Калифорнии и федеральный антимонопольный закон, в первую очередь Антимонопольный закон Шермана, запрещают антиконкурентную монополизацию. Частные лица (компании или потребители), затронутые антиконкурентным поведением, могут подавать антимонопольные иски в соответствии с федеральными законами и законами штата, требуя возмещения убытков и принятия обеспечительных мер.
Рекомендуемые статьи
Это Руководство по легальной монополии и ее определению. Мы объясняем его примеры, законы, типы, такие как патенты, авторское право и то, что является незаконной монополией. Вы можете узнать больше из следующих статей –
- Монополия против олигополии
- Монополизация
- Ценовая дискриминация
Фонд конституционных прав
Джон жил в эпоху, когда владельцы предприятий работали без особого вмешательства со стороны правительства. Даже подоходного налога не существовало. Рокфеллер построил нефтяную монополию, безжалостно устранив большинство своих конкурентов. Это сделало его самым богатым человеком в мире. Но он провел свои пенсионные годы, раздавая большую часть своих денег. Маловероятное совпадение между «Дьяволом Биллом» и Элизой Рокфеллер произвело на свет сына, который парадоксальным образом стал самым ненавидимым и почитаемым человеком в Америке.
Монополия Standard OilНезадолго до Гражданской войны Рокфеллер и его партнер основали судоходную компанию в Кливленде, штат Огайо. Компания заработала много денег во время войны. В 1863 году он и его партнер инвестировали в другой бизнес по переработке сырой нефти из Пенсильвании в керосин для осветительных ламп.
К 1870 году Рокфеллер и новые партнеры управляли двумя нефтеперерабатывающими заводами в Кливленде, который в то время был главным центром нефтепереработки страны. Партнеры зарегистрировались (согласно хартии, изданной штатом Огайо) и назвали свой бизнес Standard Oil Company.
Чтобы дать Standard Oil преимущество над конкурентами, Рокфеллер тайно договорился о снижении стоимости доставки с железных дорог. По железным дорогам сырая нефть доставлялась на нефтеперерабатывающие заводы Standard в Кливленде, а керосин — на рынки больших городов. Многие утверждали, что железные дороги как «обычные перевозчики» не должны проводить дискриминацию в своих транспортных расходах. Но малые предприятия и фермеры часто были вынуждены платить более высокие ставки, чем крупные грузоотправители, такие как Standard Oil.
Нефтяная промышленность в конце 1800-х годов часто переживала внезапные подъемы и спады, что приводило к резким колебаниям цен и ценовым войнам между переработчиками. Больше всего на свете Рокфеллер хотел контролировать непредсказуемый рынок нефти, чтобы сделать свои прибыли более надежными.
В 1871 году Рокфеллер помог сформировать тайный союз железных дорог и нефтеперерабатывающих заводов. Они планировали контролировать фрахтовые ставки и цены на нефть, сотрудничая друг с другом. Сделка сорвалась, когда железные дороги отказались. Но до того, как это произошло, Рокфеллер использовал угрозу этой сделки, чтобы запугать более 20 нефтеперерабатывающих заводов Кливленда, чтобы продать их Standard Oil по бросовым ценам. Когда в марте 1872 года закончилась так называемая «Кливлендская резня», Standard контролировала 25 процентов нефтяной промышленности США.
Рокфеллер считал поглощение Standard Oil нефтеперерабатывающих заводов Кливленда неизбежным. Он сказал, что это иллюстрирует «битву новой идеи сотрудничества против конкуренции». По его мнению, крупные промышленные объединения, более известные как монополии, заменят индивидуализм и конкуренцию в бизнесе.
Рокфеллер планировал выкупить как можно больше других нефтеперерабатывающих заводов. Для этого он часто использовал жесткую тактику. В 1874 году Standard начала приобретать новые сети нефтепроводов. Это позволило компании перекрыть поток сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы, которые Рокфеллер хотел купить. Когда конкурирующая компания попыталась построить конкурирующий трубопровод через Пенсильванию, Standard Oil скупила по пути землю, чтобы заблокировать его. Рокфеллер также прибегал к прямому подкупу законодателей Пенсильвании. В конце концов, Рокфеллер заключил сделку с другой компанией, которая передала Standard Oil почти все нефтепроводы в стране.
К 1880 году Standard Oil владела или контролировала 90 процентов нефтеперерабатывающего бизнеса США, что сделало ее первой крупной промышленной монополией в мире. Но добиваясь этой должности, Standard нарушила свой устав штата Огайо, который запрещал компании вести бизнес за пределами штата. Рокфеллер и его соратники решили перевести Standard Oil из Кливленда в Нью-Йорк и создать новый тип бизнес-организации под названием «траст».
В соответствии с новой договоренностью (сделанной тайно) девять человек, включая Рокфеллера, держали «в доверительном управлении» акции Standard Oil of Ohio и 40 других компаний, которыми она полностью или частично владела. Попечители руководили управлением всем предприятием и распределяли дивиденды (прибыль) между всеми акционерами.
Когда в 1882 году был образован Standard Oil Trust, он производил большую часть мирового объема керосина для ламп, владел трубопроводами протяженностью 4000 миль и нанимал 100 000 рабочих. Рокфеллер часто платил своим сотрудникам заработную плату выше средней, но он решительно выступал против любых их попыток вступить в профсоюзы. Сам Рокфеллер владел одной третью акций Standard Oil на сумму около 20 миллионов долларов.
В 1880-х годах Standard Oil разделила Соединенные Штаты на 11 округов для продажи керосина и других нефтепродуктов. Чтобы стимулировать спрос, компания продавала или даже раздавала дешевые лампы и печи. Он также создал фальшивые компании, которые, казалось, конкурировали со Standard Oil, их настоящим владельцем. Когда независимые компании пытались конкурировать, Standard Oil быстро снижала цены — иногда ниже себестоимости — чтобы вытеснить их из бизнеса. Затем Standard подняла цены, чтобы компенсировать убытки.
Большая часть усилий фонда была направлена на уничтожение конкурентов. Но Standard Oil, когда Рокфеллер был у власти, также обычно поставляла продукцию хорошего качества по довольно разумным ценам. Рокфеллер часто заявлял, что вся цель «Стандарт Ойл» состоит в том, чтобы дать «свет беднякам».
Антимонопольное движениеК 19:00 Standard Oil Trust расширился от своей первоначальной базы на востоке до новых нефтяных регионов дальше на запад. В то же время США захлестнула волна антимонопольных настроений. Фермерские организации, профсоюзы, разоблачающие грязь журналисты и многие политики нападали на такие объединения, как сахарный и табачный тресты. Но особенно они нацелились на «материнский трест» Standard Oil.
К этому времени почти 30 штатов и федеральное правительство приняли антимонопольные законы, направленные против злоупотреблений монополистами. Эти законы обычно основывались на ряде правовых и экономических допущений:
- Общее право, унаследованное от Англии, осуждало ограничение торговли.
- Монополии, как правило, ограничивали торговлю, поддерживая высокие цены, препятствуя усовершенствованию продукции и получая сверхприбыли.
- Конкуренция между многими независимыми фирмами была необходима для обеспечения справедливых цен, высококачественной продукции и разумной прибыли.
Начиная с Огайо в 1887 году, 10 штатов и территория Оклахома подали 33 отдельных иска против компаний, связанных с Standard Oil Trust. В большинстве случаев Standard проигрывала в суде. Но директора Standard реорганизовали траст, перенесли операции из штата в штат и иным образом уклонялись от судебных решений, чтобы сохранить свою монополию.
Поскольку судебные иски штата против «Стандарт Ойл» ни к чему не привели, разоблачающие грязь журналисты настаивали на принятии федеральных мер против траста.
Начиная с ноября 1902 года, Ида Тарбелл написала серию из 19 тщательно изученных статей в журнале McClure’s Magazine . Она подробно описала, как Джон Д. Рокфеллер безжалостно принуждал своих конкурентов «продать или погибнуть». Она правильно назвала железнодорожные скидки, запрещенные Законом о торговле между штатами 1887 года, как ключ к созданию монополии Standard Oil Рокфеллера.
Названная Рокфеллером «мисс Тарбаррел» и «этой отравленной женщиной», Тарбелл помогла подтолкнуть федеральное правительство к расследованию деятельности Standard Oil Trust. Публично нападая на Standard Oil и другие тресты, президент Теодор Рузвельт не одобрял их распада. Он предпочел только остановить их антиконкурентные злоупотребления.
18 ноября 1906 года генеральный прокурор США при Рузвельте подал в суд на Standard Oil of New Jersey и ее дочерние компании, составляющие траст. Иск был подан в соответствии с Антимонопольным законом Шермана 1890 года. В соответствии с этим федеральным законом «каждый контракт или комбинация, ограничивающие торговлю или коммерцию между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными».
Standard Oil против СШАСудебный процесс Standard Oil состоялся в 1908 перед федеральным судом штата Миссури. Дали показания более 400 свидетелей. Правительство предоставило доказательства того, что Standard Oil Trust добился незаконных скидок на железную дорогу, не позволял конкурентам использовать нефтепроводы, шпионил за другими компаниями и подкупал выборных должностных лиц. Более того, правительство показало, что с 1895 по 1906 год цены на керосин Standard выросли на 46 процентов, что принесло монополии огромные прибыли.
Хотя Рокфеллер формально был президентом Standard Oil, он ушел из активного управления в 1895. Но он оставался единственным крупнейшим акционером. Рокфеллер свидетельствовал, что «Стандард ойл» добилась своего положения, потому что ее объединение сотрудничающих компаний было более эффективным и производило более качественный продукт, чем ее конкуренты. На перекрестном допросе о том, как Standard Oil стала настолько доминирующей, 71-летний Рокфеллер часто заявлял, что не может вспомнить.
Адвокаты Standard Oil утверждали, что большое объединение компаний, составляющих траст, развивалось естественным образом и фактически спасло отрасль от разрушительных ценовых войн. Они также утверждали, что, поскольку Standard Oil была производство бизнеса, он был освобожден от действия Закона Шермана, который касался только торговли между штатами .
И судья первой инстанции, и федеральный апелляционный суд единогласно согласились с тем, что Standard Oil была монополией, нарушившей антимонопольный закон Шермана. Они также поддержали рекомендацию правительства о разделении траста на независимые конкурирующие компании. Затем Standard Oil подала апелляцию в Верховный суд США.
15 мая 1911 года Верховный суд единогласно поддержал федеральный апелляционный суд и постановил, что Standard Oil Trust является монополией, незаконно ограничивающей торговлю. Однако все судьи, кроме одного, постановили, что незаконными являются только монополии, ограничивающие торговлю «неразумными» способами. Хотя было установлено, что Standard Oil на самом деле действовала неразумно, использование Верховным судом «правила разумности» затруднило правительству преследование других монополий в судебном порядке. [ Standard Oil of New Jersey v. United States ]
Судьи Верховного суда пришли к выводу, что для восстановления конкуренции в нефтяной отрасли Standard Oil Trust необходимо разделить на независимые компании. Но правительство разрешило акционерам Standard Oil получить доли акций во всех 34 компаниях, которые были созданы. Это означало, что у каждой из этих компаний были одни и те же владельцы акционеров. Затем эти компании должны были конкурировать друг с другом. На самом деле у компаний было мало реальных стимулов для этого, и они действовали вместе, устанавливая цены на десять или более лет.
После открытия новых нефтяных месторождений в Соединенных Штатах и за рубежом независимые нефтяные компании наконец-то создали реальную конкуренцию отрасли. Но бывшие компании Standard Oil с современными названиями, такими как Exxon, Mobil, Amoco, Chevron, ARCO, Conoco и Sohio, продолжали оказывать значительное влияние на ценообразование на нефть.
Когда в 1911 году Верховный суд распустил Standard Oil Trust, электрические лампы быстро заменили керосиновые лампы. Но бензиновый автомобиль только начинал появляться. Бензин, который до того времени был бесполезным побочным продуктом нефтепереработки, сделал созданные из треста компании богаче, чем когда-либо. Рокфеллер, владевший 25-процентной долей в каждой из новых компаний, стоил 9 долларов.00 миллионов в 1913 году (13 миллиардов долларов в сегодняшних долларах). Это сделало его самым богатым человеком в мире.
На пенсии Рокфеллер занялся благотворительностью. Он и его сын отдали большую часть миллионов Рокфеллеров, в основном на медицинские исследования, здравоохранение и образовательные учреждения. Тем не менее, он яростно возражал против введения федерального подоходного налога, когда он был введен в 1913 году.
Экономист Роберт Хейлбронер однажды назвал Джона Д. Рокфеллера «агентом добра и зла в огромной промышленной трансформации Америки». Пережив большинство своих деловых партнеров и критиков, Джон Д. Рокфеллер умер в 1937 лет, за несколько недель до своего 98-летия.
Для обсуждения и письма- Объясните, почему Джон Д. Рокфеллер был «агентом добра и зла» в американской истории.
- Согласны ли вы с решением Верховного суда от 1911 года о том, что Standard Oil Trust нарушил антимонопольный закон Шермана? Почему или почему нет?
- В 1911 году Верховный суд постановил, что незаконными являются только монополии, «необоснованно» ограничивающие торговлю. Считаете ли вы сегодня, что все монополии должны быть незаконными? Почему или почему нет?
Джон Д. Рокфеллер: история фотографии
Джон Д. Рокфеллер и Standard Oil Company
Chernow, Ron. Titan, The Life of John D. Rockefeller, Sr. New York: Vintage Books, 1998. Первая глава
Деньги, деньги, деньгиМногие американцы стремятся к большому богатству. Некоторые, как Джон Д. Рокфеллер, достигают этого. После того, как Рокфеллер разбогател, он всю оставшуюся жизнь раздавал деньги. В этом упражнении учащиеся будут исследовать других очень успешных американских бизнесменов и сообщить классу о (1) том, как они заработали свое состояние, (2) что они сделали с ним и (3) почему. Каждый учащийся должен выбрать человека для отчета из списка ниже. Для студентов, использующих Интернет для проведения исследований, исследовательские ссылки CRF являются хорошей отправной точкой.
Andrew Carnegie
| Рэй Крок Рубрики |