Объяснительная записка образец опоздание на работу: Образец объяснительной об опоздании на работу в 2022 году

Объяснительная по поводу опоздания на работу

С такой ситуацией, как опоздание на работу приходилось сталкиваться практически каждому. Ответы на вопросы о том, что такое опоздание, предоставляется ли работником объяснительная за опоздание, применяются ли к опоздавшему дисциплинарные взыскания, что говорит трудовое законодательство о данном нарушении трудовой дисциплины, а также образец объяснительной записки об опоздании на работу вы найдете в этой статье.

Какими правовыми актами регулируется взыскание за опоздание

В трудовых отношениях опоздание на работу специалисты относят к юридическим коллизиям – нормативными документами признается дисциплинарное событие, за работодателем признается право применения дисциплинарных взысканий за опоздание и установлена их градация (ст. 192 ТК РФ). Но в тоже время Трудовой Кодекс, как основной регламентирующий законодательный акт, не дает конкретизированного определения опозданию.

Применение взысканий за опоздание, которое является и остается одним из самых распространенных видов нарушения трудовой дисциплины, закон определяет как право, но не как обязанность руководителя. В связи с этим порядок применения взысканий за подобное нарушение относят к сфере локальных нормативных актов, в данном случае – Правилам внутреннего распорядка (ПВР), утверждаемым на каждом конкретном предприятии.

Важно! Чтобы избежать возможности возникновения трудовых споров, работодателям рекомендуется наиболее полно освещать вопрос опоздания на работу как факта нарушения трудовой дисциплины, и обязательно предусмотреть в ПВР:

  • определение опоздания. Его формулировка может быть такой – «Прибытие сотрудника на рабочее место позже времени, установленного «Правилами внутреннего распорядка» как начало рабочего дня, является опозданием»;

  • основные аспекты опоздания – продолжительность, системность, возможность подтверждения причин, его вызвавших. С учетом этих данных работодатель вправе определять степень взыскания, и когда следует применять самое жесткое из них – увольнение;

  • пункт о том, что в каждом случае сотрудником должна быть подана в адрес работодателя объяснительная записка об опоздании на работу. Закон признает право за опоздавшим отказаться от написания объяснительной, однако, устраиваясь на работу и подписав ознакомление с условиями ПВР, работник признает главенство этого требования и обязан его исполнять;

  • каждый случай опоздания должен рассматриваться персонально, при этом в ПВР можно привести ориентировочный перечень причин, которые могут быть признаны уважительными. В перечне следует указать условия, которые, по мнению работодателя, могут послужить основанием для неприменения или смягчения применяемого взыскания за дисциплинарное нарушение, к примеру:

    • внезапная болезнь близкого, потребовавшая его немедленную доставку в лечебное учреждение,

    • резкое ухудшение самочувствия самого сотрудника;

    • чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, воспрепятствовавшие своевременному прибытию сотрудника на работу;

    • бытовые аварийные ситуации, угрожающие жизни и имуществу окружающих и потребовавшие присутствия работника для их немедленной ликвидации;

    • привлечение сотрудниками силовых ведомств для принятия участия в качестве понятого в процессуальных действиях;

    • дорожно-транспортные происшествия с участием опоздавшего;

    • задержка транспорта, которым сотрудник добирается на работу.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные за опоздание на работу

В соответствии с положениями ст. 192 ТК РФ работодатель вправе:

  • применить к опоздавшему такие виды взысканий как замечание, выговор либо увольнение. Последнее применяется к работнику после систематических опозданий без уважительных причин, по которым ранее, согласно порядку вынесения взысканий, неоднократно были применены более мягкие меры наказания;

  • не налагать на работника взыскание, если причина, указанная работником в объяснительной, находит свое подтверждение при проверке, подпадает под перечень уважительных причин, установленный ПВР, либо признана работодателем таковой.

Читайте также: Увольнение за прогул (пошаговая инструкция)

Объяснительная: опоздание на работу и порядок применения взысканий за опоздания

Процедура рассмотрения дисциплинарного нарушения – опоздания, и наложения взыскания предусмотрена нормами ст. 193 ТК РФ.

Согласно положениям вышеуказанной статьи, работодателем в течение двух рабочих дней должны быть истребованы от сотрудника письменные пояснения по факту нарушения трудовой дисциплины.

Одновременно с работником, в адрес руководителя начальник структурного подразделения, в котором работает опоздавший, подается докладная (служебная) записка, в которой должностное лицо указывает:

  • факт опоздания и его обстоятельства:

  • ФИО и должность сотрудника, нарушившего трудовой распорядок,

  • дату и продолжительность опоздания, время прибытия на рабочее место;

  • характер последствий, вызванных опозданием работника;

  • ходатайство о применении к работнику взыскания;

Таким образом, на рассмотрение руководителю поступают следующие документы:

  1. Докладная записка руководителя структурного подразделения.

  2. Объяснительная по поводу опоздания на работу от сотрудника предприятия.

  3. Оправдательный документ (прилагается в случае, когда опоздание носит вынужденный характер и может быть подтверждено документально).

Закон сохраняет за работником право отказаться от написания объяснений по поводу опоздания. Если в течение двух суток сотрудник не предоставил письменных пояснений по допущенному нарушению трудового распорядка, по факту опоздания в присутствии представителя ПК и двух работников составляется соответствующий акт.

По факту нарушения дисциплины руководитель принимает решение не позднее одного месяца с момента события.

Пример объяснительной записки об опоздании на работу

Унифицированного образца пояснений в связи с опозданием на работу не существует, – работником в адрес руководителя предприятия в свободной форме пишется объяснительная, почему опоздал на работу, с указанием причины опоздания. В тех случаях, когда опоздание было допущено по уважительной причине, указывается документ и его реквизиты, подтверждающий обоснованность опоздания. Объяснительная может послужить документом, доказывающим факт нарушения дисциплины, в случае возникновения спора между работником и работодателем.

Объяснительная в связи с опозданием относится к группе служебных документов. И поскольку стандартизированной формы документа нет, составляется она в свободной форме.

Приведем примерный стандарт, по которому пишется объяснительная (образец – опоздание на работу с указанием уважительной причины):

Директору ООО «Прогресс»

В.С. Перевезенцеву

от электрогазосварщика цеха № 3

Николайченко Виктора Петровича

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ

Я, Николайченко Виктор Петрович, 05.08.2019 года прибыл на работу в 9 ч. 45 мин., с опозданием на 1 час 45 минут в связи задержкой прибытия автобуса «Зеленоград-Москва» (маршрут № 400), вызванного остановкой движения работниками ГИБДД по причине аварии по маршруту следования автобуса.

В подтверждение причины опоздания к настоящему прилагаю: Справка ГИБДД № 1834 от 05.08.2019 года

 

06.08.2019 г. Николайченко

Образец объяснительной записки об опоздании на работу

Процесс работы предполагает соблюдения трудовой дисциплины от работника. В частности, время работы, указанное в договоре, сотрудник должен проводить на рабочем месте.

 

Опоздание на работу может быть расценено как грубое нарушение установленных правил и повлечь негативные последствия. Своё отсутствие придётся объяснять. Как правильно это сделать, расскажем в статье.

 

 

Писать или не писать

 

Писать или не писать объяснительную записку об опоздании на работу – выбор самого работника. Всё зависит от того, какие отношения у сотрудника с работодателем, какие правила дисциплины закреплены внутренними документами предприятия и иных сугубо индивидуальных факторов трудовой деятельности конкретного человека.

 

Но следует помнить, что сам отказ от письменных объяснений является грубым нарушением установленных норм трудовой дисциплины и в сумме с самим опозданием может иметь довольно серьёзные негативные последствия для сотрудника. В отдельных случаях — вплоть до увольнения.

 

Так что, если руководитель требует, то лучше написать. Важно не само наличие объяснительной, а то, какие причины опоздания указаны в ней. Вот об этом и поговорим ниже.

 

 

Что писать в объяснительной записке об опоздании на работу

 

При написании объяснительной записки об опоздании на работу важно описать причину опоздания и обстоятельства, не позволившие вовремя явиться на работу. Важно указать, что произошедшее являлось внешним фактором, никак не зависящим от человека, и он никак не мог поступить иначе, чтобы не допустить опоздания.

 

Естественно, не стоит писать про опоздание из-за несработавшего будильника или не заведшейся машины. Причина должна быть явно более серьёзной и само объяснение должно доказывать, что иначе человек не мог поступить.

 

Опоздание по уважительной причине вполне может не повлечь за собой дисциплинарного взыскания, поэтому грамотно написать объяснительную – в интересах самого работника.

 

В судебной практике известны случаи, когда увольнение за прогул судом считалось неправомерным и человека восстанавливали на работе.

 

Возможно такое стало потому, что в объяснительной, составленной работником, было довольно подробно указанно, что опоздание не зависело от воли самого человека, а являлось следствием неуправляемых процессов, например, погодных условий. В таких случаях, добраться до работы вовремя, без риска для жизни, не представлялось возможным.

 

Помните, что поводом для взыскания становится опоздание без уважительной причины. Всегда объясняйте свои действия работодателю. С ним у Вас заключён договор и с условиями труда Вы сами согласились, подписав его.

 

Ну и постарайтесь заранее предупреждать о возможном своём опоздании, если таковое предполагается.

 

Ниже расположен типовой бланк и образец объяснительной записки об опоздании на работу, вариант которого можно скачать бесплатно.

Посещаемость и пунктуальность | Правила | Человеческие ресурсы | Университет Вандербильта

ПОЛИТИКА И ПРОЦЕДУРЫ В ОТНОШЕНИИ КАДРОВ УНИВЕРСИТЕТА ВАНДЕРБИЛТА
ТЕМА: ПОСЕЩАЕМОСТЬ И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
ДАТА ДЕЙСТВИЯ: 1 июля 2015 г.

ПОЛИТИКА

Своевременное и регулярное посещение ожидание производительности для всех сотрудников Vanderbilt. Для обеспечения надлежащего укомплектования штатов, позитивного морального духа сотрудников и соблюдения ожидаемых стандартов производительности во всей организации сотрудники будут нести ответственность за соблюдение графика своего рабочего места. В случае, если сотрудник не может оправдать это ожидание, он / она должен получить одобрение от своего руководителя до любых запрошенных изменений в расписании. Это одобрение включает запросы на использование соответствующих начислений, а также опоздание на работу или ранний уход с работы. Департаменты имеют право по своему усмотрению оценивать чрезвычайные обстоятельства, связанные с опозданием, отсутствием или несвоевременным приходом или уходом, и определять, следует ли считать инцидент происшествием. Консультанты по персоналу могут консультировать руководителей относительно оценки смягчающих обстоятельств.

ПОРЯДОК

I. Отсутствует

Работник считается отсутствующим, если он не может выполнять работу в соответствии с поручением/графиком и такой отгул не был запланирован/согласован заранее, как того требует порядок уведомления отдела.

II. Опоздание

Сотрудник считается опоздавшим, если он/она:

  • Не явился на работу в назначенное/плановое рабочее время. В этих случаях менеджеры могут заменить опоздавшего сотрудника на всю смену.
  • Увольняется с работы до окончания назначенного/расписанного рабочего времени без предварительного согласования с руководителем.
  • Продлевает обед или перерыв без разрешения
  • Приход на работу после запланированного времени начала работы может быть заменен на полную смену по усмотрению его/ее руководителя.

III. Табель учета рабочего времени и несоблюдение графика прихода/ухода

Сотрудники должны следовать установленным правилам учета фактического рабочего времени. Пропущенное время входа/выхода является нарушением этой политики и включает в себя:

  • Несоблюдение назначенных им часов (например, станции Кронос) в начале и/или в конце назначенной смены;
  • Неспособность прийти/уйти в назначенное время для обеденного перерыва;
  • Неспособность точно и своевременно сообщить отработанное время.
  • Приход/уход раньше (или позже) назначенной смены без предварительного согласования.

IV. Процедура уведомления отдела

Ожидается, что сотрудники будут следовать процедурам уведомления отдела, если они опаздывают на работу, не будут на работе или запрашивают запланированное отсутствие на работе. Сотрудники должны заранее обратиться к своему руководителю или назначенному лицу и в соответствии с процедурой отдела, если они хотят прийти раньше или уйти раньше назначенной смены.

Во время уведомления/звонка сотрудник должен уведомить своего руководителя, когда отсутствие связано с документально оформленным/утвержденным отпуском (например, военный отпуск, FMLA), чтобы обеспечить надлежащее отслеживание использования отпуска и невыходов на работу.

Сотрудник, который не явится на работу в соответствии с графиком в течение трех последовательных рабочих дней, будет считаться покинувшим свою должность и будет уволен. В случае возникновения такой ситуации руководитель должен проконсультироваться с отделом кадров.

Случаи несоблюдения процедур уведомления департамента, в том числе неявка/незвонок, будут рассматриваться в соответствии с политикой прогрессивной дисциплины.

V. Процесс прогрессивной дисциплины

Руководители должны регулярно контролировать посещаемость своих сотрудников и своевременно и последовательно устранять неудовлетворительную посещаемость. Если руководители замечают закономерность незапланированного использования внебанковского времени, они должны обсудить эту проблему с сотрудником.

Если работник ранее был проинструктирован в соответствии с Политикой прогрессивной дисциплины и/или Политикой ответственности и приверженности результатам, при определении дальнейших действий будет оцениваться совокупность обстоятельств. В ситуациях, связанных с приостановлением или увольнением, руководитель должен проконсультироваться с отделом кадров до применения дисциплинарных мер.

Своевременное и регулярное присутствие на рабочем месте является обязательным требованием всех сотрудников Vanderbilt. Следовательно, поведение тех сотрудников, которые продемонстрировали неудовлетворительную посещаемость, что привело к дисциплинарным взысканиям (письменным или окончательным) в течение года, может быть задокументировано в их ежегодной оценке.

Происшествия

Происшествие документируется как отсутствие, опоздание или пропущенный ввод/вывод часов. В то время как отсутствие относится к единичному неявке на работу, происшествие может охватывать последовательные дни отсутствия, когда сотрудник отсутствует по одной и той же причине.

Следующая сетка предназначена для предоставления рекомендаций по учету общего количества происшествий за скользящий 12-месячный период при условии, что причина происшествия не защищена FMLA или ADAAA.

ПРИМЕЧАНИЕ. Общее количество дней, в течение которых сотрудник не может работать в соответствии с графиком, и общее количество нарушений учитываются при наложении дисциплинарного взыскания. Например, на шаге 1 максимальное количество дней, в течение которых сотрудник может быть недоступен на работе, прежде чем он получит вербальный инструктаж, составляет 6, независимо от количества случаев.

Новый ознакомительный период

Сотрудник, у которого в течение его/ее ознакомительного периода два нарушения, должен получить письменное предупреждение; если у работника более двух происшествий в течение ознакомительного периода, трудовые отношения могут быть уволены; в случае продления ознакомительного периода это правило остается в силе.

Праздничные дни

Если сотрудник уходит с работы накануне, в день или на следующий день после праздника, руководитель рассмотрит обстоятельства отсутствия. На основе этой проверки руководитель может по своему усмотрению определить, следует ли считать инцидент обычным явлением или сразу перейти к выдаче письменного предупреждения о вызове, связанном с праздником. Если сотрудник уже находится на дисциплине, он может перейти на следующий уровень.

VI. Процесс утверждения политик департамента

Подразделения Вандербильта могут разработать политику посещаемости/пунктуальности для департамента, которая отвечает уникальным оперативным потребностям департамента. Если руководство решит, что политика отдела необходима, отдел будет следовать процессу утверждения своей организации, чтобы установить политику, которая требует окончательного одобрения высшим исполнительным руководством организации.


Настоящая политика призвана помочь в последовательном применении политик и программ Университета для сотрудников. Политика не создает подразумеваемых или прямо выраженных контрактов с любыми сотрудниками Vanderbilt, которые являются сотрудниками по своему желанию. Вандербильт оставляет за собой право изменять эту политику полностью или частично в любое время по усмотрению Университета.

Утверждено Трейси К. Нордберг, директором по персоналу и заместителем вице-канцлера

Утверждено Эриком Копстейном, вице-канцлером по административным вопросам

Объяснение сроков ответа

Закон о свободе информации содержит указания относительно времени и способа, в котором агентства должны отвечать на запросы. В частности, §89(3)(a) Закона о свободе информации, в частности, говорится, что:

«Каждый субъект, подпадающий под действие положений настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней после получения письменного запроса на запись с разумным описанием должен сделать такой запись, доступная запрашивающему лицу, отклонить такой запрос в письменной форме или представить письменное подтверждение получения такого запроса и заявление о приблизительной дате, которая должна быть разумной с учетом обстоятельств запроса, когда такой запрос будет удовлетворен или отказано. ..»

Следует отметить, что в 2005 году к этому положению была добавлена ​​новая формулировка, в которой говорится, что:

«… если обстоятельства не позволяют раскрыть информацию лицу, запрашивающему запись или записи, в течение двадцати рабочих дней с даты подтверждения получения запроса агентство должно указать в письменной форме как причину невозможности удовлетворить запрос в течение двадцати рабочих дней, так и дату, установленную в течение разумного периода, в зависимости от обстоятельств, когда запрос будет удовлетворен полностью или частично».

На основании вышеизложенного агентство должно предоставить доступ к записям, отказать в доступе в письменной форме или подтвердить получение запроса в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса. Когда подтверждение дается, оно должно включать приблизительную дату в течение двадцати рабочих дней, указывающую, когда можно ожидать, что запрос будет удовлетворен или отклонен. Однако, если известно, что обстоятельства не позволяют агентству предоставить доступ в течение двадцати рабочих дней, или если агентство не может предоставить доступ к указанной приблизительной дате и ему требуется более двадцати рабочих дней для предоставления доступа, оно должно предоставить письменное объяснение своих действий. невозможность сделать это и конкретную дату, к которой он предоставит доступ. Эта дата должна быть разумной с учетом обстоятельств запроса.

Поправки явно предназначены для того, чтобы запретить агентствам без необходимости задерживать раскрытие информации. Они не предназначены для того, чтобы позволить агентствам ждать до пятого рабочего дня после получения запроса, а затем еще двадцать рабочих дней для определения прав доступа, за исключением случаев, когда это разумно, исходя из «обстоятельств запроса». С нашей точки зрения, каждый закон должен применяться таким образом, чтобы обеспечить разумное осуществление его намерений, и мы отмечаем, что в заявлении о намерениях законодательного органа § 84 Закона о свободе информации гласит, что «он возлагается на государство и его местностях, чтобы расширить общественную подотчетность, где и когда это возможно». Таким образом, когда записи явно доступны для общественности в соответствии с Законом о свободе информации или если их легко найти, может не быть оснований для задержки раскрытия. Как заявил Апелляционный суд, высшая судебная инстанция штата:

«…успешная реализация политики, мотивирующей принятие Закона о свободе информации, направлена ​​на такие широкие цели, как достижение более информированного электората и более ответственного и отзывчивого государственного аппарата. По самой своей природе такие цели не могут быть достигнуты, если меры, принимаемые для их достижения, не проникнут в политический организм до такой степени, что они станут правилом, а не исключением. Таким образом, фраза «публичная подотчетность, где бы и когда бы это ни было возможно», просто акцентирует внимание на том, что в любом случае подразумевается» (Westchester News v. Kimball, 50 NY2d 575, 579)., 430 NYS2d 574 [1980]).

В судебном решении относительно разумности задержки раскрытия информации, в котором цитировались и подтверждались рекомендации, данные этим отделом относительно разумных оснований для задержки раскрытия информации, было установлено, что:

«Определение разумности срока должно быть в каждом конкретном случае с учетом объема запрошенных документов, времени, необходимого для поиска материала, и сложности вопросов, связанных с определением того, подпадают ли материалы под одно из исключений в отношении раскрытия информации. Такой стандарт согласуется с некоторыми формулировками заключений, представленных заявителями по этому делу, Комитета по открытому правительству, агентства, отвечающего за выдачу консультативных заключений по FOIL» (Linz v. The Police Department of the City of New York, Верховный суд округа Нью-Йорк, NYLJ, 17 декабря 2001 г.).

Если ни ответ на запрос, ни подтверждение получения запроса не предоставлены в течение пяти рабочих дней, если агентство задерживает ответ на необоснованный срок после приблизительной даты менее двадцати рабочих дней, указанной в его подтверждении, если он подтверждает, что запрос был получен, но не предоставил доступ к конкретной дате, указанной после двадцати рабочих дней, или, если конкретная дата указана необоснованно, запрос может считаться отклоненным конструктивно (см. §89[4][а]). В таком случае отказ может быть обжалован в соответствии с §89(4)(a), в соответствующей части которого говорится, что:

«…любое лицо, которому отказано в доступе к записи, может в течение отказ руководителю, главному исполнительному органу или руководящему органу или лицу, назначенному для этого таким главой, главным исполнительным лицом или руководящим органом, которое в течение десяти рабочих дней с момента получения такой апелляции полностью разъясняет в письменной форме запрашивающему лицу зафиксировать причины дальнейшего отказа или предоставить доступ к запрошенным записям».