Монополия и ее формы: Что такое монополия – тип конкуренции, рыночная структура

Содержание

Формы монополий

25.07.2017

I. По сфере деятельности. Монополизация первоначально возникла в сфере кредита, затем она широко распространилась в торговле. Потом она стала нормой в промышленности.


Кредитная монополия возникла с появлением ростовщического капитала, который устанавливает высокие проценты за кредит. Это первая форма экономической монополии, более или менее сформировавшаяся в самостоятельное явление. Возникшая кредитная система направлена против ростовщичества. В настоящее время кредитный капитал также пользуется этой формой борьбы.

Торговая монополия приобрела значение в Средневековье. Тогда возникли различные компании — ост-индская, ганзейская и др., привилегии которых обычно закреплялись государством, даровались им на основе указов. Современный торговый капитал также часто пользуется такой возможностью.

Промышленная монополия проявилась в отношении невоспроизводимых товаров, например при производстве шампанских вин во Франции.

В таком случае особые природно-климатические условия, как и традиции виноделия, были основой монополии. Такие монополии сохраняют значение и в современном рынке. В то же время не они послужили основой современной монополизации производства, начавшей интенсивно развиваться в XIX веке. Современные монополии производят любые, свободно воспроизводимые товары. Условием становления таких монополий стал научно-технический, производственный прогресс в экономике XIX века, а основой — индустриальное могущество, приведшее к возникновению у них «монопольной власти».

II. По территории.
Монополии первоначально возникли как местные явления, затем стали национальными, а сегодня — мировыми феноменами. Каждая из них может быть различной.


III. По типам монополий.
Монополии возникали в силу разных конкретных причин и многообразны:


Случайные и неслучайные монополии. В отдельных случаях возникают случайные монополии, когда на каком-либо рынке временно оказывается один продавец определенного товара.

Такой продавец может получить добавочную прибыль. Под случайной монополией мы понимаем монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. Остальные формы монополий не случайны.

Закрытые и открытые монополии. Исторически исходной формой монополии как особого рода неслучайного явления можно считать закрытую, или легальную (административную), ее форму. Закрытая монополия — это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т. п. Например, монополия почтовой службы США на поставку почты первым классом. Обычно это принимает форму государственного лицензирования на совершение определенного бизнеса. Этому служит и патентование инновационных идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать изобретения без получения за плату специального права на это.

Многообразны формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм. Например, правительство США запрещает конкурировать с местной электрической компанией.

Невоспроизводимые и воспроизводимые монополии. Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка. Монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами: месторождениями полезных ископаемых, курортными зонами и т. п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.

Естественные и искусственные монополии. К естественным монополиям относят те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение, электроэнергию и т. д. В таком случае государство регулирует цены и устанавливает стандарты на товары.

Они работают на общественные потребности. Им устанавливают тарифы, т. е. фиксированные государством цены, и проводят политику стандартизации их товаров. В связи с этим для них теряет прежнее значение прибыль и главным становится удовлетворение общественных потребностей. Возникает особый тип трансфертных цен в рамках всей национальной экономики. При необходимости государство защищает эти цены всеми способами. Например, правительство США законом запрещает конкуренцию с местными поставщиками электроэнергии. В этих условиях госсектор оказывается в трудном финансовом положении, а его работники становятся объектом финансовой эксплуатации монополий.

Естественные монополии опираются либо на уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно это «дойная корова» для иных монополий. Удержание государством низких цен на услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цены на свои товары и получать сверхприбыль.


Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. Она — результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль. При всеобщем стремлении к максимизации прибыли ее получают главным образом те, кто имеет для этого основания. Таким основанием становится индустриальный потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени одна фирма может быть единственным поставщиком товара, но не иметь специальной защиты от конкуренции. В разных странах законодательство в некоторой мере условно относит к этому типу предприятия, которые производят 40-60% того или иного товара.

В России к естественным монополиям относят железнодорожный транспорт, энерго- и теплоснабжение и др.

Доминантные и чистые (абсолютные, совершенные) монополии. Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий-ценоискателей. Чистыми монополиями называют те, которые возникают при производстве уникальных товаров, не имеющих субститутов, защищенных патентами, или те компании, которые эксплуатируют месторождения полезных ископаемых или имеют исключительные права на какую-то сферу деятельности.

Главной формой чистых монополий являются естественные монополии. На их долю в США приходится 5-6% валового национального продукта. В таком случае в отрасли одна фирма.

Дискриминационные монополии используют систему цен, различие которых не обосновано уровнями издержек, например подписка на печатные издания при разной цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной и той же цене всем покупателям. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию — устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей резервную цену и присваивает ренту потребителя. Каждую единицу товара продают тому покупателю, который оценивает ее выше всех, по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить. Эти монополии используют систему двойного тарифа. Они сегментируют рынок и устанавливают для каждого из них особую цену на один и тот же товар.

В результате они изымают ренту покупателя — заставляют платить каждого ту цену, которую он может.

Индустриальное могущество  —> Монопольная власть —> Диктат цен  —> Сверхприбыль

Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок.

Ключевые слова: Монополия

Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.

Материалы по теме

Понятие и виды монополистической деятельности

Ершова И.В — Предпринимательское право.Учебник

Монополизация рынка

Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-…

Формы промышленных монополий

Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-…

Олигополия. Монополия. Монополистические объединения

Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.

Антимонопольное регулирование. Рыночная власть

Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.

Барьеры, защищающие монопольный рынок

Липсиц И.В., Экономика

Максимизация прибыли монополистом

А.С.Булатов, Экономика

Методы антимонопольного регулирования

. ..

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий \ КонсультантПлюс

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, согласование:

любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестиций субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства по основаниям, установленным правилами рассмотрения ходатайств, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии в срок не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — о согласии или об отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее чем в течение 15 дней со дня его получения.

Если в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

4. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется посредством:

федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

6. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

7. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.

8. Государственный контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать в том числе предмет осуществления указанного контроля.

Чтение: Как формируются монополии: барьеры для входа

Как формируются монополии: барьеры для входа

Из-за отсутствия конкуренции монополии, как правило, получают значительную экономическую прибыль. Эти прибыли должны привлекать энергичную конкуренцию, как это описано в «Совершенной конкуренции», однако в силу одной особенности монополии этого не происходит. Барьеры для выхода на рынок — это юридические, технологические или рыночные силы, которые препятствуют или препятствуют выходу потенциальных конкурентов на рынок. Входные барьеры могут варьироваться от простых и легко преодолимых, таких как стоимость аренды торговых площадей, до крайне ограничительных. Например, для вещания доступно конечное число радиочастот. Как только права на все из них будут куплены, новые конкуренты не смогут выйти на рынок.

В некоторых случаях входные барьеры могут привести к монополии. В других случаях они могут ограничить конкуренцию несколькими фирмами. Барьеры могут блокировать вход, даже если фирма или фирмы, находящиеся в настоящее время на рынке, получают прибыль. Таким образом, на рынках со значительными барьерами для входа , а не верно, что аномально высокие прибыли будут привлекать новые фирмы, и что появление новых фирм в конечном счете приведет к снижению цены, так что выжившие фирмы получат только нормальный уровень прибыли. в долгосрочной перспективе.

Существует два типа монополий, основанных на типах входных барьеров, которые они используют. Одним из них является естественная монополия , где входными барьерами являются нечто иное, чем юридический запрет. Другая легальная монополия , где законы запрещают (или строго ограничивают) конкуренцию.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Эффект масштаба может в сочетании с размером рынка ограничивать конкуренцию. На рис. 9.2 представлена ​​кривая долгосрочных средних затрат для авиастроительной отрасли. Он показывает эффект масштаба при выпуске 8000 самолетов в год и цене 9 пенсов.0031 0 , затем постоянная отдача от масштаба от 8 000 до 20 000 самолетов в год и отрицательный эффект масштаба при объеме производства более 20 000 самолетов в год.

Теперь рассмотрим кривую рыночного спроса на диаграмме, которая пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LRAC) при уровне выпуска 6000 самолетов в год и цене P 1 , которая выше, чем P 0 . В этой ситуации на рынке есть место только для одного производителя. Если вторая фирма попытается выйти на рынок в меньшем размере, скажем, выпустив 4000 самолетов, то ее средние издержки будут выше, чем у существующей фирмы, и она не сможет конкурировать. Если вторая фирма попытается выйти на рынок с большим объемом, например, 8000 самолетов в год, то она сможет производить продукцию с более низкими средними затратами, но не сможет продать все 8000 произведенных ею самолетов из-за недостаточного спроса на рынке.

Рисунок 9.2. Экономия на масштабе и естественная монополия. На этом рынке кривая спроса пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LRAC) в ее нисходящей части. Естественная монополия возникает, когда объем спроса меньше минимального количества, необходимого для того, чтобы находиться в нижней части кривой долгосрочных средних издержек.

 

Такая ситуация, когда эффект масштаба велик по сравнению с объемом спроса на рынке, называется естественной монополией. Естественные монополии часто возникают в отраслях, где предельные затраты на добавление дополнительного потребителя очень низки, если существуют фиксированные издержки всей системы. После того, как магистральные водопроводные трубы проложены через район, предельные затраты на водоснабжение другого дома становятся довольно низкими. После того, как в районе проложены линии электропередач, предельные затраты на предоставление дополнительных услуг электроснабжения еще одному дому становятся очень низкими. Выход второй компании водоснабжения на рынок и вложение средств во второй комплект магистральных водопроводных труб или второй электроэнергетической компании выход на рынок и вложение средств в совершенно новый комплект электрических проводов сопряжен с большими затратами и дублированием. Эти отрасли представляют собой пример, когда из-за экономии на масштабе один производитель может обслуживать весь рынок более эффективно, чем несколько более мелких производителей, которым пришлось бы делать дублирующие физические капиталовложения.

Естественная монополия может также возникнуть на небольших местных рынках товаров, которые трудно транспортировать. Например, производство цемента демонстрирует экономию за счет масштаба, и количество цемента, требуемое на местном уровне, может быть ненамного больше, чем то, что может произвести один завод. Кроме того, затраты на транспортировку цемента по суше высоки, поэтому цементный завод в районе, не имеющем доступа к водному транспорту, может быть естественной монополией.

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РЕСУРСА

Другой тип естественной монополии возникает, когда компания контролирует ограниченный физический ресурс. В экономике США один исторический пример такой модели имел место, когда ALCOA — Американская алюминиевая компания — контролировала большую часть поставок бокситов, ключевого минерала, используемого в производстве алюминия. Еще в 1930-х годах, когда ALCOA контролировала большую часть бокситов, другие фирмы просто не могли производить достаточное количество алюминия, чтобы конкурировать.

Другой пример: большая часть мирового производства алмазов контролируется DeBeers, многонациональной компанией, которая ведет добычу и производство в Южной Африке, Ботсване, Намибии и Канаде. Он также ведет геологоразведочные работы на четырех континентах, одновременно управляя всемирной сетью сбыта необработанных алмазов. Хотя в последние годы они столкнулись с растущей конкуренцией, их влияние на рынок алмазного сырья остается значительным.

ЮРИДИЧЕСКАЯ МОНОПОЛИЯ

Для некоторых продуктов правительство возводит барьеры для выхода на рынок, запрещая или ограничивая конкуренцию. Согласно законодательству США, ни одна организация, кроме Почтовой службы США, не имеет права доставлять первоклассную почту. Во многих штатах или городах действуют законы или правила, которые позволяют домохозяйствам выбирать только одну компанию по производству электроэнергии, одну компанию по водоснабжению и одну компанию для вывоза мусора. Большинство легальных монополий считаются коммунальными услугами — продуктами, необходимыми для повседневной жизни, — обладание которыми выгодно обществу. Как следствие, правительство позволяет производителям становиться регулируемыми монополиями, чтобы гарантировать, что надлежащее количество этих продуктов будет предоставлено потребителям. Кроме того, законные монополии часто имеют эффект масштаба, поэтому имеет смысл разрешить только одного поставщика.

СОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИЯМ

Для достижения инноваций требуются время и ресурсы. Предположим, компания инвестирует в исследования и разработки и находит лекарство от простуды. В этом мире почти вездесущей информации другие компании могли взять формулу, произвести лекарство и, поскольку они не несли расходов на исследования и разработки (НИОКР), снизить цену компании, которая открыла лекарство. Учитывая эту возможность, многие фирмы предпочли бы не инвестировать в исследования и разработки, и в результате в мире было бы меньше инноваций. Чтобы этого не произошло, Конституция Соединенных Штатов уточняет в статье I, разделе 8: «Конгресс имеет власть… . . Способствовать прогрессу науки и полезных искусств, предоставляя на ограниченный срок авторам и изобретателям исключительное право на их сочинения и открытия». Конгресс использовал это право для создания Ведомства США по патентам и товарным знакам, а также Ведомства авторского права США. А 9Патент 0011 дает изобретателю исключительное законное право создавать, использовать или продавать изобретение в течение ограниченного времени; в Соединенных Штатах исключительные патентные права действуют в течение 20 лет. Идея состоит в том, чтобы обеспечить ограниченную монопольную власть, чтобы инновационные фирмы могли окупить свои инвестиции в НИОКР, а затем позволить другим фирмам производить продукт дешевле после истечения срока действия патента.

Товарный знак — это идентифицирующий символ или название определенного товара, например, бананов Chiquita, автомобилей Chevrolet или галочки Nike, которая появляется на обуви и спортивном снаряжении. Примерно 1,9миллионов товарных знаков зарегистрировано в правительстве США. Фирма может продлевать действие товарного знака снова и снова, пока он активно используется.

A авторское право , согласно Бюро регистрации авторских прав США, «является формой охраны, предусмотренной законами Соединенных Штатов для «оригинальных авторских произведений», включая литературные, драматические, музыкальные, архитектурные, картографические, хореографические, пантомимические, живописные, графические, скульптурные и аудиовизуальные произведения». Никто не может воспроизводить, отображать или выполнять защищенную авторским правом работу без разрешения автора. Защита авторских прав обычно длится в течение жизни автора плюс 70 лет.

Грубо говоря, патентное право распространяется на изобретения, а авторское право защищает книги, песни и произведения искусства. Но в некоторых областях, таких как изобретение нового программного обеспечения, было неясно, следует ли применять защиту патента или авторского права. Существует также свод законов, известный как коммерческая тайна . Даже если у компании нет патента на изобретение, конкурирующим фирмам не разрешается красть их секреты. Одним из известных коммерческих секретов является формула Coca-Cola, которая не защищена авторским правом или патентным законодательством, а просто держится компанией в секрете.

В совокупности это сочетание патентов, товарных знаков, авторских прав и закона о коммерческой тайне называется интеллектуальной собственностью , потому что оно подразумевает владение идеей, концепцией или изображением, а не физическим объектом собственности, таким как дом или дом. автомобиль. Страны по всему миру приняли законы о защите интеллектуальной собственности, хотя сроки и конкретные положения таких законов различаются в зависимости от страны. Ведутся переговоры как в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), так и в рамках международных договоров, чтобы привести в соответствие законы об интеллектуальной собственности разных стран, чтобы определить, в какой степени патенты и авторские права в одной стране будут соблюдаться в других странах. .

Государственные ограничения на конкуренцию раньше были еще более распространены в Соединенных Штатах. На протяжении большей части двадцатого века только одной телефонной компании — AT&T — по закону разрешалось предоставлять местные и междугородние услуги. С 1930-х по 1970-е годы один набор федеральных правил ограничивал, какие пункты назначения авиакомпании могли выбирать для полетов и какие тарифы они могли взимать; другой набор правил ограничивал процентные ставки, которые банки могли платить вкладчикам; еще один указал, какую плату автотранспортные фирмы могут взимать с клиентов.

То, какие продукты считаются утилитами, частично зависит от доступной технологии. Пятьдесят лет назад местная и междугородняя телефонная связь предоставлялась по проводам. Не имело особого смысла иметь несколько компаний, строящих несколько систем электропроводки в городах и по всей стране. AT&T утратила свою монополию на услуги дальней связи, когда технология предоставления телефонных услуг изменилась с проводной на микроволновую и спутниковую передачу, так что несколько фирм могли использовать один и тот же механизм передачи. То же самое произошло с местными услугами, особенно в последние годы, с ростом систем сотовой связи.

Сочетание улучшений в производственных технологиях и общего ощущения того, что рынки могут адекватно предоставлять услуги, привело к волне дерегулирования , начавшейся в конце 1970-х и продолжавшейся до 1990-х годов. Эта волна устранила или уменьшила правительственные ограничения на фирмы, которые могли войти, цены, которые можно было взимать, и количества, которые могли быть произведены во многих отраслях, включая телекоммуникации, авиалинии, грузовые перевозки, банковское дело и электричество.

По всему миру, от Европы до Латинской Америки, Африки и Азии, многие правительства продолжают контролировать и ограничивать конкуренцию в тех отраслях, которые эти правительства считают ключевыми, включая авиалинии, банки, сталелитейные компании, нефтяные компании и телефонные компании.

ЗАПУГИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Предприятия разработали ряд схем для создания барьеров для выхода на рынок, удерживая потенциальных конкурентов от выхода на рынок. Один метод известен как хищническое ценообразование , при котором фирма использует угрозу резкого снижения цен для подавления конкуренции. Хищническое ценообразование является нарушением антимонопольного законодательства США, но его трудно доказать.

Рассмотрим крупную авиакомпанию, которая выполняет большинство рейсов между двумя определенными городами. Новая небольшая начинающая авиакомпания решает предложить рейсы между этими двумя городами. Крупная авиакомпания сразу же урезает цены на этом маршруте до минимума, так что новый участник не может заработать никаких денег. После того, как новый участник вышел из бизнеса, действующая фирма может снова поднять цены.

После того, как этот шаблон повторится один или два раза, потенциальные новые участники могут решить, что не стоит пытаться конкурировать. Небольшие авиакомпании часто обвиняют более крупные авиакомпании в хищническом ценообразовании: в начале 2000-х, например, ValuJet обвинила Delta в хищническом ценообразовании, Frontier обвинила United, а Reno Air обвинила Northwest. В конце 2009 года Американская ассоциация книготорговцев, представляющая независимые и часто более мелкие книжные магазины, обвинила Amazon, Wal-Mart и Target в хищническом ценообразовании за продажу новых бестселлеров в твердом переплете по низким ценам.

В некоторых случаях большие рекламные бюджеты также могут препятствовать конкуренции. Если единственный способ запустить новый успешный национальный напиток на основе колы состоит в том, чтобы потратить больше, чем рекламные бюджеты Coca-Cola и Pepsi Cola, немногие компании попытаются это сделать. Устоявшуюся торговую марку бывает трудно вытеснить.

ОБЗОР БАРЬЕРОВ ДЛЯ ВХОДА

В таблице 9.1 перечислены барьеры для входа, которые обсуждались здесь. Этот список не является исчерпывающим, поскольку фирмы проявили высокую изобретательность в изобретении методов ведения бизнеса, препятствующих конкуренции. Когда существуют барьеры для входа, совершенная конкуренция больше не является разумным описанием того, как работает отрасль. Когда барьеры для входа достаточно высоки, может возникнуть монополия.

‘ The third column is labeled example with rows 1-5 reading: ‘water and electric companies,’ ‘DeBeers for diamonds,’ ‘Post office, past regulation of airlines and trucking,’ ‘New drugs or software,’ and ‘Predatory pricing; well-known brand names.'»>
Таблица 9.1 Входные барьеры
Входной барьер Правительственная роль? Пример
Естественная монополия Правительство часто отвечает регулированием (или владением) Компании водоснабжения и электроснабжения
Управление физическим ресурсом Нет DeBeers для бриллиантов
Легальная монополия Да Почтовое отделение, прошлое регулирование авиакомпаний и грузоперевозок
Патент, торговая марка и авторское право Да, посредством защиты интеллектуальной собственности Новые лекарства или программное обеспечение
Запугивание потенциальных конкурентов Немного Хищническое ценообразование; известные торговые марки

Самопроверка: входные барьеры

Ответьте на вопросы ниже, чтобы узнать, насколько хорошо вы понимаете темы, затронутые в предыдущем разделе. Этот короткий тест делает , а не учитываются в вашей оценке в классе, и вы можете пересдавать его неограниченное количество раз.

Вы добьетесь большего успеха в самопроверке, если завершите чтение в этом разделе.

Используйте этот тест, чтобы проверить свое понимание и решить, следует ли (1) изучить предыдущий раздел дальше или (2) перейти к следующему разделу.

Что это такое, как они работают, основные примеры

Что такое антимонопольное законодательство?

Антимонопольное законодательство — это правила, которые поощряют конкуренцию, ограничивая рыночную власть любой конкретной фирмы. Это часто включает в себя обеспечение того, чтобы слияния и поглощения не приводили к чрезмерной концентрации рыночной власти или формированию монополий, а также к разделению фирм, которые стали монополиями.

Антимонопольные законы также не позволяют нескольким фирмам вступать в сговор или образовывать картель для ограничения конкуренции с помощью таких методов, как фиксирование цен. Из-за сложности принятия решения о том, какие методы будут ограничивать конкуренцию, антимонопольное право стало отдельной юридической специализацией.

Ключевые выводы

  • Антимонопольное законодательство было разработано для защиты и поощрения конкуренции во всех секторах экономики.
  • Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются тремя ключевыми законами в истории антимонопольного регулирования.
  • Сегодня Федеральная торговая комиссия, иногда совместно с Министерством юстиции США, занимается обеспечением соблюдения федеральных антимонопольных законов.
Антимонопольное законодательство

Понимание антимонопольного законодательства

Антимонопольные законы — это обширная группа законов штатов и федеральных законов, призванных обеспечить честную конкуренцию предприятий. «Траст» в антимонопольном законодательстве относится к группе предприятий, которые объединяются или образуют монополию, чтобы диктовать цены на конкретном рынке.

Сторонники говорят, что антимонопольные законы необходимы и что конкуренция между продавцами дает потребителям более низкие цены, более качественные продукты и услуги, более широкий выбор и больше инноваций. Большинство людей согласны с этой концепцией и преимуществами открытого рынка, хотя некоторые утверждают, что предоставление предприятиям возможности конкурировать так, как они считают нужным, в конечном итоге даст потребителям лучшие цены.

Антимонопольное законодательство

Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются ключевыми законами, закладывающими основу для антимонопольного регулирования. До Закона Шермана Закон о торговле между штатами также способствовал установлению антимонопольных правил, хотя и имел меньшее влияние, чем некоторые другие.

Конгресс принял Закон о торговле между штатами в 1887 году в ответ на растущее общественное требование о регулировании железных дорог. Среди других требований закон предписывал железным дорогам взимать справедливую плату с путешественников и публично публиковать эти сборы. Это был первый пример антимонопольного законодательства, но он имел меньшее влияние, чем закон Шермана, принятый в 1890 году.

Закон Шермана объявил вне закона контракты и заговоры, ограничивающие торговлю и/или монополизирующие отрасли в попытке остановить конкурирующих лиц или предприятий, устанавливающих цены, разделяющих рынки или пытающихся сфальсифицировать торги. Закон Шермана устанавливает конкретные наказания и штрафы за нарушение условий.

В 1914 году Конгресс принял Закон о Федеральной торговой комиссии, запрещающий методы недобросовестной конкуренции и вводящие в заблуждение действия или действия. Закон Клейтона также был принят в 1914 году и касался конкретных практик, не запрещенных Законом Шермана. Например, Закон Клейтона запрещает назначать одно и то же лицо для принятия деловых решений для конкурирующих корпораций.

Антимонопольное законодательство описывает незаконные слияния и деловую практику в общих чертах, оставляя судам решать, какие из них являются незаконными, исходя из специфики каждого случая.

Особые указания

Федеральной торговой комиссии (FTC) и Министерству юстиции США (DOJ) поручено обеспечивать соблюдение федеральных антимонопольных законов. В некоторых случаях эти два органа могут также работать с другими регулирующими органами, чтобы гарантировать, что определенные слияния соответствуют общественным интересам.

FTC в основном фокусируется на сегментах экономики, где потребительские расходы высоки, включая здравоохранение, лекарства, продукты питания, энергию, технологии и все, что связано с цифровыми коммуникациями. Факторы, которые могут спровоцировать расследование Федеральной торговой комиссии, включают подачу уведомлений о слиянии, определенную потребительскую или деловую переписку, запросы Конгресса или статьи на потребительские или экономические темы.

Если FTC считает, что закон был нарушен, агентство попытается остановить сомнительную практику или найти решение антиконкурентной части, скажем, предполагаемого слияния двух конкурентов. Если решение не найдено, Федеральная торговая комиссия может подать административную жалобу и/или добиться судебного запрета в федеральном суде.

Федеральная торговая комиссия может также направить доказательства уголовных нарушений антимонопольного законодательства в Министерство юстиции. Министерство юстиции имеет право налагать уголовные санкции и обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в определенных секторах, таких как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании.

Основной пример антимонопольного законодательства

В январе 2023 года Министерство юстиции и восемь штатов подали антимонопольный иск против Google, принадлежащего Alphabet, утверждая, что поисковый гигант незаконно монополизировал бизнес цифровой рекламы. «В сегодняшней жалобе утверждается, что Google использовала антиконкурентные, исключающие и незаконные действия для устранения или серьезного уменьшения любой угрозы своему доминированию над цифровыми рекламными технологиями», — говорится в сообщении правительственного агентства.

В заявлении, направленном на то, чтобы заставить Google отказаться от части своего рекламного бизнеса, утверждается, что компания использовала приобретения как стратегию «нейтрализации или устранения» конкурентов и вынуждает рекламодателей использовать ее продукты, усложняя использование продуктов конкурентов. В жалобе утверждается, что монополистическая практика компании ограничивает инновации, повышает плату за рекламу и препятствует росту малого бизнеса и издателей.

Рекламный бизнес Google подвергся критике со стороны критиков, которые утверждают, что поисковый гигант контролирует как спрос, так и предложение на рынке цифровой рекламы. Компания предоставляет инструменты, которые помогают веб-сайтам предлагать рекламное пространство и помогают рекламодателям размещать онлайн-рекламу. В иске утверждается, что доминирование Google на рынке позволяет ей прикарманивать 30 центов с каждого доллара, который рекламодатели тратят, используя ее набор рекламных инструментов.

Иск знаменует собой вторую федеральную антимонопольную жалобу против Google за три года. При бывшей администрации Трампа в октябре 2020 года Министерство юстиции подало иск, обвинив технологического гиганта в использовании своей монополии для снижения конкуренции посредством соглашений об исключении. Ожидается, что это дело будет передано в суд этой осенью.

Google ответил на иск, заявив, что Министерство юстиции пытается вмешаться в свободный рынок. «Сегодняшний иск Министерства юстиции пытается выбрать победителей и проигравших в высококонкурентном секторе рекламных технологий», — заявил вице-президент Google Global Ads Дэн Тейлор.

20 октября 2020 г. Министерство юстиции США подало антимонопольный иск против Google за антиконкурентную практику, связанную с ее предполагаемым доминированием в поисковой рекламе.

Что такое антимонопольное законодательство и нужно ли оно?

Антимонопольные законы были введены, чтобы предотвратить жадность компаний и злоупотребление властью. Многие политики опасаются, что без этих правил крупный бизнес поглотит более мелкий. Это приведет к снижению конкуренции и меньшему выбору для потребителей, что может привести, среди прочего, к более высоким ценам, более низкому качеству и меньшему количеству инноваций.

Сколько существует антимонопольных законов?

На сегодняшний день действуют три федеральных антимонопольных закона: Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона.

Кто обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства?

Федеральная торговая комиссия (FTC) и Министерство юстиции США (DOJ) несут ответственность за соблюдение антимонопольного законодательства. FTC в основном фокусируется на сегментах экономики с высокими потребительскими расходами, в то время как Министерство юстиции обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в таких секторах, как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании, и имеет право налагать уголовные санкции.

Итог

Антимонопольные законы регулируют концентрацию экономической власти, чтобы предотвратить ценовой сговор компаний или создание монополий.