Менеджер организации прежде всего должен быть менеджер: Тест-ответы менеджмент

менеджмент

Менеджмент

Тестовые задания

1. С чем было связано возникновение

практики управления?

в) с разделением и кооперацией труда

2. Когда менеджмент выделился в

самостоятельную область знаний?

в) на рубеже XIX и XX вв.

3. Чье учение стало основным теоретическим

источником современных концепций менеджмента?

б) Ф. Тейлора

4. Какое государство является родиной менеджмента?

б) США

5. Представители какой научной школы в качестве

основного объекта исследования имели

эффективное использование человеческих ресурсов?

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы

впервые описали принцип управления —

единоначалие?

а) классической или административной школы

7. Где преимущественно следует

использовать понятие «менеджмент»?

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного

управления?

г) Ф. Тейлор

9. Кто из ученых внес наибольший вклад

в развитие классической, или

административной школы управления?

а) А. Файоль

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

11. Представители какой научной школы

ратовали за повышение заботы

руководителей о подчиненных?

б) школы человеческих отношений

12. Исследования ученых какой школы

базировались на использовании данных

точных наук?

в) школы науки управления и количественный подход

13. Сколько существует основных

подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий «управление»

и «менеджмент»?

б) понятие «управление» шире

15. Какие подсистемы можно выделить

в системе управления организацией?

г) структурно-информационную, информационно-

поведенческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические

методы управления?

а) на материальных интересах объектов управления

17. Что такое принципы управления?

в) основные правила управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие

субъекта и объекта управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и

социально-психологические

20. Что включает в себя система управления

в элементарном виде?

в) субъект, объект управления и связи

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие

воздействия

22. На чем основываются социально-

психологические методы управления?

г) на воздействии на сознание и социальные

условия

23. Что такое методы управления?

г) способы воздействия субъекта на объект

24. На чем основываются административные

методы управления?

а) на законодательных и нормативных актах

25. Кто впервые ввел понятие «принципы

менеджмента»?

б) Ф. Тейлор

26. Какие методы управления получили

у нас в последние годы наибольшее развитие?

б) экономические

27. Что такое процесс управления?

б) совокупность непрерывных,

взаимосвязанных функций

28. Что такое функция управления?

б) обособленный вид управленческой деятельности

29. Каковы основные содержательные

теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

30. Какова роль координации в

процессе управления?

в) обеспечивать взаимодействие и

согласованность звеньев

31. Какую информацию называют невербальной?

в) бессловесную

32. Какой этап является первым в процессе

принятия и реализации управленческих решений?

в) признание проблемы

33. Назовите первую функцию процесса управления?

в) планирование

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

35. Какова высшая потребность в пирамиде

потребностей А. Маслоу?

г) самовыражения

36. Какая функция управления обеспечивает

согласование и взаимодействие всех остальных?

в) координация

37. Какие функции управления называют общими?

б) планирование, организация, мотивация,

контроль, координация

38. Каковы основные условия рациональной

организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей

характеризуется наибольшей централизацией власти?

в) «колесо»

41. Каковы основные составляющие любой

организации?

в) люди, задачи, управление

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

43. Что характеризует норма управляемости?

г) количество подчиненных сотрудников

44. Каково основное свойство предприятия,

имеющего органический тип управления?

а) гибкость

45. Как изменяются нормы управляемости при

повышении уровня управления организации?

в) снижаются

46. Какие существуют виды разделения труда

в организации?

г) вертикальное и горизонтальное

47. В какой организации автономная рабочая группа

выполняет одновременно три задачи — обеспечение

производства ресурсами, производство товара,

обслуживание потребителей этого товара?

б) в многомерной

48. Какой основной недостаток характерен

для линейно-функциональных организационных

структур управления предприятиями?

г) отсутствие единства действия

49. В чем состоит основное отличие линейно-штабной

организационной структуры управления организацией

от линейно-функциональной?

в) в полномочиях функциональных подразделений

50. Какова основная современная тенденция

в развитии организаций?

а) снижение значимости иерархий

51. Какой процесс является исходным в

стратегическом управлении организацией?

в) анализ среды

52. Что лежит в основе функционирования организации?

г) синергический эффект

53. К чему следует отнести потребителей продукции?

б) к факторам непосредственного окружения организации

54. Какой уровень управления организацией должен

вырабатывать и проводить политику взаимодействия

с внешней средой?

б) высший

55.

Каковы основные составляющие организационной

культуры?

г) философия, ценности, нормы поведения

56. Какой тип управления характерен для организаций,

сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие

орг. структуры и устойчивые задачи?

в) механистический

57. Что дает горизонтальное разделение труда?

г) рост производительности труда

58. Какая существует норма управляемости

для руководителей высшего уровня?

д) седьмая

59. Какой из указанных факторов оказывает

наибольшее влияние на нормы управляемости

руководителей низового уровня?

в) специфика деятельности предприятия

60. Какой тип оргструктуры имеют многие

малые предприятия?

б) линейный

61. Какая оргструктура позволяет наилучшим

образом учитывать особенности производимых

или реализуемых товаров?

д) продуктовая

62. Какие существуют типы дивизиональных

оргструктур?

г) потребительские, региональные и продуктовые

63. Какой основной недостаток имеют

региональные оргструктуры?

а) большая численность аппарата управления

64. В какой организационной структуре

функциональные подразделения лишены

властных полномочий?

б) в линейно-штабной

65. Какой уровень управления комбинированной

организационной структуры отражает

особенности конкретной организации?

в) средний

66. Какая современная организация основана

на участии работников в управлении?

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее

руководство на схеме предпринимательской

организации?

в) на низовом

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

70. Что такое стиль управления?

г) устойчивые способы решения задач

71. Какой из перечидленных факторов

в наибольшей мере определяет стиль

деятельности менеджера?

б) специфика деятельности предприятия

72. Что такое самоменеджмент?

б) организация личной работы руководителя

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

75. Каковы основные составляющие

«организаторских способностей»?

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

в) специалистом по управлению

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

78. Руководители какого уровня основную часть

рабочего времени должны заниматься решением

оперативных задач?

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен

преобладать в начальный период формирования

трудового коллектива?

в) авторитарный

80. Какой стиль следует использовать менеджеру,

чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

г) авторитарный

81. С какой функции должна начинаться организация

личной работы (самоменеджмент) руководителя?

в) с постановки целей

82. Какая функция находится в центре круга

самоменеджмента?

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

б) промежуточный и конечный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

85. Какие коллективы называются формальными?

в) созданные руководством

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

87. На чем основана законная власть?

б) на вере в права руководителя

88. Какие существуют формы влияния

менеджеров на подчиненных?

а) убеждение, участие

89. С помощью чего можно определить

микроклимат в трудовом коллективе?

б) социограммы и социоматрицы

90. Какие конфликты называются

дисфункциональными?

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов

разрешения конфликтов можно считать

наиболее эффективным?

г) метод решения проблемы

92. На какой ступени развития неформальный

коллектив организационно сплачивается

для борьбы с внешней опасностью?

б) на третьей

93. Использование какой формы власти является

наиболее затратным?

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны

ошибочные решения менеджера?

г) для экспертной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

96. Какая власть наименее гуманна?

б) основанная на принуждении

97. Что такое убеждение исполнителя?

б) передача точки зрения

98. Какой метод разрешения конфликтов

предусматривает принятие точки зрения

другой стороны?

б) метод компромисса

99. Какой метод разрешения конфликтов

требует использование власти, подавления

инициативы подчиненных?

в) метод принуждения

100. Как называют конфликт, при котором

два руководителя предъявляют к одному

работнику противоречивые требования?

а) внутриличностным

Сущность и содержание теории менеджмента

Менеджмент и маркетинг

Практика управления, возможно, больше чем какая-либо другая область деятельности нуждается в теоретической поддержке. Комплексный характер менеджмента как научной дисциплины, многообразие мнений по поводу сущности и содержания его теории требуют периодической систематизации знаний об этом феномене. Такую попытку делает наш постоянный автор — профессор М.Седлак из Словацкой Республики

МИКУЛАШ СЕДЛАК
профессор Экономического университета Братиславы


Менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т. п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.


Сущность и специфика менеджмента

как научной дисциплины

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Теория менеджмента — молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны.

Теория разрабатывалась быстро и во многих направлениях. Однако существует ряд нерешенных проблем, касающихся терминологии, определения масштабов теории, обоснования принципов и т.п. Некоторые утверждения носят общий характер и недостаточно точны. И все же, несмотря на определенные недостатки, современные достижения теории менеджмента в значительной степени могут помочь практике управления.

Менеджмент — междисциплинарная отрасль науки. Это не означает, что он является эклектической наукой. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность — одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления.

Можно выделить следующие источники познания, используемые менеджментом:

1. Первоначально и затем в течение нескольких десятилетий менеджмент в основном подпитывался информацией, получаемой в ходе управленческой деятельности, иными словами, его источником служили эмпирические знания. Подавляющее большинство авторов публикаций представляли менеджеры, желавшие поделиться своим опытом. Опыт менеджеров и сейчас является важным источником познания и содействует созданию теории менеджмента.

2. До начала 50-х годов наука мало способствовала развитию менеджмента. Однако следующие десятилетия ознаменовались ее бурной активностью. Теорию менеджмента обогатили различные научные дисциплины. Наибольший вклад внесли психологи, социологи, антропологи, математики (прежде всего специалисты в области исследований операций и «науки управления»). Эти ученые считают менеджмент важным социальным феноменом, а менеджеров — существенным элементом общества. Они стремятся понять и объяснить менеджмент с точки зрения своей науки. Развитию теории также способствовали философия, политические науки, история, право, экономика, логистика, бухгалтерский учет, наука о вычислительных машинах, технические науки и другие отрасли знаний.

Информационный взрыв в области управления оказал позитивное влияние на теорию менеджмента, но вместе с тем имел и негативные последствия. Представители различных областей науки не только ставили новые вопросы, предлагали постулаты, методы исследования и решения задач, но и начали интерпретировать менеджмент в соответствии со своими представлениями и даже выдвигали отличное от общепринятого понимание теории менеджмента.

В теории менеджмента наступила путаница, в результате чего ситуацию, сложившуюся в начале 60-х годов, стали характеризовать как «настоящие джунгли»1. В этой связи многие авторы констатировали, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Эта точка зрения распространена и сейчас. История развития и современное состояние менеджмента свидетельствуют об определенных неясностях в теории. Однако можно утверждать, что ведущее положение завоевал интегральный подход к менеджменту.

Теория менеджмента становится предметом международных исследований, приобретая все более интернациональный характер. Эта тенденция вызвана прежде всего расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи возникает необходимость разрабатывать методы управления людьми, товарами и денежными средствами в новых условиях, чему способствует освоение «ноу-хау» менеджмента других стран. Это важный, но часто неучитываемый фактор роста производительности и экономического развития.

Обмен техническими достижениями между странами осуществляется относительно легко. В отличие от этого некоторые знания в области менеджмента с трудом переносятся на новую почву. Существуют различные мнения о возможности трансплантации чужих «образцов» менеджмента. При этом есть сторонники концепции как единообразия, так и разноплановости менеджмента в различных странах. Те, кто придерживается идеи единообразия, утверждают, что практика менеджмента имеет универсальный характер. При этом в качестве примера приводится метод управления по целям (management by objectives). Сторонники концепции разноплановости считают, что для успешного освоения «чужого» опыта менеджмента необходимо адаптироваться к специфическим условиям тех стран, где он накоплен.

В международном плане происходит конвергенция в области менеджмента. Однако освоение знаний и моделей из других стран имеет определенные границы. Лимитирующим фактором являются социально-экономические и культурно-исторические условия каждой страны. Поэтому опыт других стран необходимо творчески адаптировать к отечественным условиям.

В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий.


Подходы к определению

содержания теории менеджмента

При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами.

Этот процесс можно описать по-разному в зависимости от выбранной исходной позиции или базовой научной дисциплины. Постепенно сформировались несколько вариантов понимания процесса менеджмента и содержания его теории. Ряд авторов выделяет три главных подхода к менеджменту — классический, бихевиористический и с позиции «науки управления». Другие же считают, что существуют пять традиционных подходов, включающих помимо указанных информационный подход и подход с позиции принятия решений.

Наиболее распространенной является классическая интерпретация практики и теории менеджмента с функциональных позиций, основанная на следующих двух аксиомах:

• основу менеджмента составляет процесс, одинаковый для всех организаций, т.е. имеющий универсальный характер;

• процесс менеджмента складывается из ряда действий, т.е. основных функций управления, выделенных в результате специализации труда, которые в совокупности составляют единое целое.

Самым значительным достижением классического подхода является признание менеджмента как важного феномена организованной деятельности. Чрезвычайно большое значение имеет определение главных функций управления, которые во многих современных учебниках служат основой при изложении теории менеджмента. Недостаток такого подхода заключается в акцентировании внимания на организационной структуре и процедуре менеджмента при игнорировании роли человеческого фактора.

Представители бихевиористической науки рассматривают менеджмент как процесс взаимодействия людей. Они полагают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений.

Ученые-бихевиористы в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта менеджмента и в первую очередь функций руководства людьми. Они исходят из того, что менеджеры выполняют свою работу взаимодействуя с людьми и поэтому должны использовать достижения психологии и социологии. Отсюда делается правильный вывод, что менеджер должен уметь работать с людьми, т.е. быть эффективным руководителем.

Однако в действительности сфера менеджмента гораздо шире. Проблемы поведения человека составляют лишь одну его часть. Бихевиористический подход исключает понимание организации как единого целого, на которое работники оказывают влияние и которое в свою очередь воздействует на них. В результате сведения менеджмента к взаимоотношениям людей игнорируются такие его основные функции, как планирование, организация и контроль. Чтобы человек стал эффективным менеджером, недостаточно иметь психологическую или психологически-социологическую подготовку. При всей ее важности необходимы знания и в других областях.

Ряд ученых склонны рассматривать менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента.

Принятие решений — важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует.

С развитием кибернетики стало формироваться понимание менеджмента как информационного процесса. Безусловно, наличие информации является важной предпосылкой выполнения функций субъекта управления, т.е. менеджера. Посредством информационных процессов реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это — один из важных аспектов менеджмента и условие его реализации.

Группа математиков, в основном представители «науки управления» (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей.

В действительности «наука управления» (исследование операций) не заменяет менеджмент. Его функции не сводятся к применению математических методов и моделей. В менеджменте много проблем, которые невозможно выразить в математической форме. В частности, при указанном подходе игнорируются человеческие аспекты деятельности организации. Математика в менеджменте нужна, но едва ли можно управлять пользуясь только ее средствами.

Вместе с тем можно согласиться с мнением, выражаемым в некоторых публикациях в области «науки управления», что содержание этой дисциплины сводится к применению научных методов для анализа и решения проблем менеджмента.

Менеджмент не может обойтись без применения научных методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют особенно большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.

В связи с наличием различных подходов к менеджменту актуальна проблема их оценки. Прежде всего возникает вопрос: могут ли существовать различные теории менеджмента, по-разному трактующие сущность и содержание процесса менеджмента, или речь идет об отдельных разделах единой теории менеджмента, решающих определенные проблемы и применяющих разные методы исследований.

На наш взгляд, различные подходы к менеджменту не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат интеллектуального разделения труда при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей совокупности составляют логически упорядоченную теорию.

Для комплексного понимания и наилучшей реализации менеджмента необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление о менеджменте и помочь при разработке его теории.

Проблема в том, чтобы найти способ, позволяющий использовать достижения многих научных дисциплин, обобщить опыт менеджеров и на этой базе разработать теорию менеджмента. Эта цель достижима только на основе применения системного подхода.


Содержание теории и роль различных знаний при ее разработке

По нашему мнению, исходить надо из тезиса, что основу (ядро) теории менеджмента составляет сам процесс управления. Знания, имеющие непосредственное отношение к теории и процессу менеджмента, разнообразны по своему характеру. Их можно разделить на следующие группы:

• определяющие содержание процесса менеджмента;

• представляющие собой средство совершенствования процесса и развития теории;

• являющиеся главным источником при изучении и решении отдельных проблем и менеджмента в целом;

• появляющиеся в ходе реализации процесса.

Процесс менеджмента представляет собой многогранный и многофакторный феномен. Поэтому его невозможно исчерпывающе описать и охарактеризовать с одной точки зрения.

Задача может быть решена на основе моделирования процесса менеджмента с учетом нескольких взаимодополняющих аспектов, т.е. с использованием многофакторного подхода. Таким образом, выделяется несколько частичных процессов (подсистем), соответствующих выбранным критериям, которые в совокупности составляют единое целое.

Содержание процесса менеджмента, а также его теории можно представить как систему трех взаимосвязанных и взаимодополняющих частичных процессов (подсистем), выделенных в соответствии с тремя аспектами — функциональным, принятия решений, информационным.

Исходной базой и основой декомпозиции является функциональный аспект, в соответствии с которым процесс подразделяется на основные менеджерские функции. Обычно выделяются следующие функции — планирование, организация, руководство и контроль. Это наиболее комплексный, эффективный и часто применяемый метод идентификации деятельности менеджеров. Менеджерские функции служат основой для формирования структуры и упорядочения информации о процессе управления.

Деятельность менеджера включает принятие решений, т.е. их подготовку и выбор. Это важная часть его работы, неразрывно связанная со всеми функциями, а потому является неотъемлемой частью процесса менеджмента.

Для выполнения менеджерских функций, а следовательно, и для принятия решений необходима информация. Это обязательное условие рационального функционирования любой управленческой системы. В определенном смысле менеджмент носит характер информационного процесса.

Процесс менеджмента, рассматриваемый с функциональных позиций, дробится на подсистемы низшего уровня, т. е. на отдельные менеджерские функции. В этой связи можно выделить специальные разделы менеджмента, такие, как планирование, организация и организационные структуры, руководство людьми, контроль и т.п.

Соответствующие проблемные разделы постоянно дополняются и совершенствуются. Например, в течение нескольких десятилетий менеджеры считали принятие решений искусством. Со временем такое представление изменилось. В настоящее время уже невозможно полагаться лишь на метод проб и ошибок.

Увеличивается потребность в применении научных методов. Для совершенствования менеджмента следует использовать различные источники познания (научные дисциплины). Вместе с тем, знание точных, «научных» методов нельзя преувеличивать, недооценивая при этом роль интуитивного принятия решений и накопленного опыта. К числу основных источников познания, способствующих развитию менеджмента и его теории, относятся эмпирическая информация, бихевиористическая информация, математико-статистические данные (получаемые в первую очередь благодаря «науке управления»), технические данные (включая сведения о вычислительных машинах).

Эти источники, а также знания, получаемые из других научных дисциплин, не образуют отдельную проблематику или подсистему процесса менеджмента. Поэтому их нельзя считать разделами его теории. Однако это, конечно, не означает, что проблематика, касающаяся различных источников развития менеджмента, не может служить отдельным от менеджмента предметом изучения и разработки.

В теории менеджмента особое место занимают основные подходы к изучению отдельных частных проблем и менеджмента в целом, а также к исследованию возможностей использования достижений на практике. В этой связи выделяются системный и контингентный подходы.

Системный подход можно охарактеризовать как специфичный способ мышления и анализа проблем организации и менеджмента. Согласно ему организация воспринимается как система взаимосвязанных элементов, имеющих общую цель — обеспечить свое существование и развитие в окружающей среде.

При оценке возможности применения результатов исследований на практике высказываются различные мнения относительно существования единственного, наилучшего способа реализации установленных принципов и менеджментских функций, обеспечивающего наиболее эффективную деятельность организации.

Некоторые теоретики придерживаются «универсалистского» принципа, утверждая, что такой способ существует. Они считают, что в задачу теоретиков входит разработка решений на основе исследований, а затем проверка этих решений на практике.

Наряду с этим в начале 60-х годов в Великобритании и США сформировался ситуационный подход к менеджменту, согласно которому методы организации и управления зависят от специфики задач и сложившейся обстановки.

Теоретики, которых можно назвать «ситуационалистами», не согласны с «универсалистским» подходом. Они отрицают возможность общего для всех случаев наилучшего способа решения проблем, так как на практике менеджерам приходится сталкиваться с различными ситуациями. В соответствии с их представлениями каждая ситуация — это особый случай и поэтому менеджеры могут лишь в минимальной степени руководствоваться инструкциями. Для достижения высокой эффективности необходимо, чтобы менеджер прежде всего оценил ситуацию и лишь после этого решал, что делать.

Контингентный подход к менеджменту ставит своей целью примирить обе позиции. Ученые, придерживающиеся этого подхода, подобно «ситуационалистам» не ищут единственный, самый лучший вариант решения проблемы, так как ситуация изменяется и не может быть универсального рецепта. Вместе с тем эти ученые не считают возникающие ситуации неповторимыми. Они утверждают, что некоторые ситуации встречаются многократно в почти неизменном виде и в таких случаях можно эффективно применять определенные принципы менеджмента.

Сущность контингентного подхода можно выразить следующим образом: прежде всего необходимо выявить переменные величины (факторы), изменяющиеся в зависимости от ситуации. К их числу относятся масштаб компании, ее специфика, особенности внешней среды, имеющиеся ресурсы, технология, групповая динамика и т.п. Затем эти переменные величины следует оценить. Эффективное решение в соответствующих условиях находится на основе использования знаний и принципов рационального менеджмента. Это означает, что в менеджменте существуют принципы и рецепты, но необходимо знать, когда и как их применять.

И наконец, следует рассмотреть вопрос о рекомендациях, предоставляемых теорией менеджмента: носят ли они описательный или нормативный характер. По этому вопросу существуют различные мнения.

Описательная теория менеджмента предусматривает отображения того, как люди, особенно менеджеры, управляют деятельностью организации, как реагируют на сложившуюся ситуацию, что делают и т.п. Из описания взаимоотношений в определенных условиях вытекает, что если в данной ситуации произойдет событие А, то за ним последует событие В. Однако описательная теория не указывает, что нужно сделать для достижения поставленной цели.

Нормативная теория менеджмента основывается на установлении цели и причинных связей, определяющих пути достижения цели. Она дает ответ на вопрос, что нужно сделать или как следует управлять, чтобы добиться поставленной цели. Некоторые авторы считают, что эта теория аналогична физиологии при соотнесении ее с медициной или физике по отношению к техническим наукам.

В теории и практической деятельности менеджеров делается различие между описательным и нормативным подходами. Оба подхода необходимы. При определенных условиях рекомендации, представленные в описательной форме, заменяются нормативными указаниями. В связи с тем, что желательной и реальной целью является совершенствование процесса менеджмента, рекомендации в будущем должны иметь максимально возможный нормативный характер.

***

В заключение следует подчеркнуть, что теория менеджмента — научная дисциплина, ориентированная на решение практических задач. Поэтому ее выводы (постулаты) невозможно оценить на этапе разработки теоретических положений. Значимость теоретических рекомендаций можно определить лишь в реальных условиях. Многие принципы менеджмента в сущности являются гипотезами, требующими дальнейших исследований и проверки.

Некоторые проблемы носят стандартный характер и для их решения менеджеры могут применять универсальные методы. Для решения нестандартных проблем существуют специальные методы или определенные технологии, разработанные теорией менеджмента и другими научными дисциплинами.


1Koontz H. Nhe Management Theory Jungle//Journal of the Academy of Management. — December 1961. — № 3. — C.174-188.

Кто такой менеджер первой линии? Почему роль критична?

 

Менеджеры первой линии играют решающую роль в оказании помощи компаниям в эффективном достижении организационных целей и задач.

Это люди на местах, у которых самые крепкие отношения с сотрудниками. Они также несут ответственность за надзор за сотрудниками, которые выполняют работу.

Их роль очень важна. Если они неэффективны, они негативно повлияют на моральный дух и производительность сотрудников.

К сожалению, многие менеджеры первой линии приходят на свои должности без формального обучения или опыта управления другими. Для организаций важно понимать, как они могут усилить роль менеджеров первой линии и предоставить им ресурсы и поддержку, необходимые для эффективной работы.

Кто такой менеджер первой линии?

Руководители первой линии, как следует из названия, являются руководителями групп, которые руководят сотрудниками, находящимися на передовой. Они представляют собой первый уровень управления в организации и несут ответственность за обеспечение того, чтобы сотрудники продуктивно и эффективно выполняли работу отдела для достижения общих бизнес-целей.

Руководители первой или первой линии управляют повседневными операциями отдела, наблюдая за работой сотрудников и делегируя им задачи. Эти менеджеры менее опытны, чем другие уровни управления в организации. Это роль, которая обычно представляет собой первый опыт руководителей или менеджеров по управлению другими.

Основные навыки менеджера первой линии 

Есть ряд навыков, которые важны для менеджеров первой линии, чтобы обеспечить их эффективность — и эффективность членов их команды. Их:

Подотчетный

Руководители первого уровня несут ответственность сами и возлагают ответственность на членов команды за достижение индивидуальных целей в поддержку целей отдела и компании.

Решение проблем

Они умеют решать проблемы и умеют думать на ходу, а также обеспечивают руководство, поддержку и корректировку курса для сотрудников.

Очистить коммуникатор

Эффективные менеджеры, работающие с клиентами, обладают необходимыми коммуникативными навыками, чтобы гарантировать, что сотрудники понимают, чего от них ожидают, и обеспечить четкую и конструктивную обратную связь в поддержку вовлеченности и производительности.

Готово к изменению

Они спокойно относятся к изменениям и помогают членам команды эффективно понимать изменения и справляться с ними.

Построитель отношений

У них крепкие отношения как с членами своей команды, так и с другими в организации, и они стремятся создать сильную, сплоченную команду.

Мотивационный

Передовые менеджеры способны мотивировать других прилагать все усилия и достигать своих целей в поддержку целей отдела и компании.

Опыт разрешения конфликтов

Они понимают, что конфликт неизбежен, и спокойно справляются с конфликтом и разрешают его, когда он возникает.

Очевидно, что менеджеры первой линии должны обладать широким спектром навыков, чтобы помочь им эффективно руководить другими. Это руководители групп, которым поручено руководить членами команды для достижения организационных целей.

Однако многие из них не имеют опыта работы на руководящей должности. Предоставление им практического обучения, которое поможет им понять и эффективно выполнять управленческую роль, может помочь добиться результатов компании, обеспечив при этом вовлеченность, мотивацию и продуктивность сотрудников.

Поднимите своих менеджеров первого уровня на новый уровень  

The Leadership Journey (TLJ) фокусируется на 10 основных компетенциях, которые необходимы лидерам всех уровней, включая менеджеров первого звена, чтобы быть эффективными. Эта программа обучения менеджеров первой линии поможет вашим новым и потенциальным лидерам на переднем крае развить навыки, необходимые им для того, чтобы привести свои команды к успеху.

Используя запатентованную пакетную модель обучения с короткими модулями, которые сразу же применяются на работе, TLJ фокусируется на предоставлении практических идей и привлечении руководителей к ответственности за достижение результатов посредством личных планов действий и последующих действий.

Успешные организации возлагают на своих руководителей ответственность за обучение и применение практических практических навыков, необходимых им для эффективного управления другими. ТЛЖ может помочь. Попробуйте курс бесплатно сегодня.

Категории: Менеджмент, Надзорный
Автор: Скотт Ульберг, основатель и президент Business Training Experts

Скотт Ульберг — эксперт по обучению руководителей. Он посвятил более 20 лет тому, чтобы превратить супервайзеров и менеджеров в высокоэффективных лидеров, которые положительно влияют на их команды и организации. Высокоэффективные лидеры управляют счастливыми и заинтересованными сотрудниками, которые любят свою работу и выкладываются на 110 % каждый день, повышая производительность и эффективность компании. Скотт верит в развитие практических навыков лидерства в реальном мире. В компаниях, с которыми он работает, происходят значительные улучшения, такие как повышение производительности на 18%, повышение вовлеченности членов команды на 15% и снижение текучести кадров на 10%.

Типы менеджеров и их роли

Чему вы научитесь: описывать основные типы менеджеров и роли, которые они играют

Менеджеры выполняют ряд ролей, включая руководство, обмен информацией и принятие решений. Насколько часто они играют ту или иную роль, зависит от занимаемого ими уровня и типа организации. Мы поговорим о различиях между топ-менеджерами, менеджерами среднего звена, менеджерами первой линии и руководителями команд.

Результаты обучения

  • Различать функции топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, менеджеров первого звена и руководителей групп.
  • Различайте роли руководства, информации и принятия решений.

Типы менеджеров

Вертикальное управление

Вертикальное управление , также называемое нисходящим управлением, относится к различным уровням управления внутри организации. Менеджеры разных уровней могут сосредоточиться на разных аспектах бизнеса, от стратегического мышления до передачи информации и операционной эффективности. В течение девятнадцатого и большей части двадцатого века вертикальное управление было сильно структурировано с множеством уровней управления (как показано в виде пирамиды). В отраслях, где процессы и условия стабильны и где постоянные инновации менее важны, вертикальная структура управления может быть очень эффективной. Работники трудоемких отраслей, таких как производство, транспорт и строительство, должны следовать установленным процедурам и достигать конкретных целей. Все знают, кто главный, и предполагают, что работа, которую они выполняют сегодня, будет такой же в следующем году или через пять лет.

Вертикальное управление в традиционной организационной структуре

Основным недостатком вертикального управления является то, что оно ограничивает поток информации с нижних уровней организации на верхние (как вода, информация легко течет вниз). Без удобной двусторонней связи высшее руководство может оказаться в изоляции и потерять связь с тем, как его планы влияют на основные процессы в организации. Это также способствует вертикальному мышлению. Вертикальное мышление относится к использованию традиционных и общепризнанных методов для решения конкретных проблем. Это противоположно «мышлению нестандартно». Эпоха цифровых технологий выявила недостатки управления, которое решало проблемы с помощью формальных или бюрократических подходов в ущерб творчеству и инновациям. Сегодня многие организации используют «плоские» структуры с меньшим количеством уровней между руководителями компании и базой сотрудников. Однако в большинстве организаций по-прежнему существует четыре основных уровня управления: высший, средний, первый уровень и руководители групп.

Менеджеры высшего уровня

Как и следовало ожидать, менеджеры высшего уровня (или топ-менеджеры) являются «боссами» организации. У них есть такие должности, как главный исполнительный директор (CEO), главный операционный директор (COO), директор по маркетингу (CMO), главный технический директор (CTO) и главный финансовый директор (CFO). Новая исполнительная должность, известная как директор по соблюдению требований (CCO), появляется во многих организационных схемах в ответ на требования правительства соблюдать сложные правила и положения. В зависимости от размера и типа организации исполнительные вице-президенты и руководители подразделений также могут входить в состав высшего руководства. Относительная важность этих должностей варьируется в зависимости от типа организации, которую они возглавляют. Например, в фармацевтической фирме CCO может подчиняться непосредственно генеральному директору или совету директоров.

Топ-менеджеры несут полную ответственность за долгосрочный успех организации. Они ставят долгосрочные цели и определяют стратегии для их достижения. Они уделяют пристальное внимание внешней среде организации: экономике, предложениям законов, которые могли бы повлиять на прибыль, требованиям заинтересованных сторон, отношениям с потребителями и общественностью. Они будут принимать решения, влияющие на всю компанию, такие как финансовые инвестиции, слияния и поглощения, партнерства и стратегические альянсы, а также изменения в бренде или линейке продуктов организации.

Менеджеры среднего звена

Менеджеры среднего звена должны быть хорошими коммуникаторами, потому что они связывают линейных руководителей и высшее руководство.

Менеджеры среднего звена имеют такие должности, как начальник отдела, директор и главный супервайзер. Они являются связующим звеном между топ-менеджерами и менеджерами первой линии и имеют один или два уровня ниже их. Менеджеры среднего звена получают от топ-менеджеров общие стратегические планы и превращают их в операционные планы с конкретными целями и программами для менеджеров первого звена. Они также поощряют, поддерживают и поощряют талантливых сотрудников внутри организации. Важной функцией менеджеров среднего звена является обеспечение лидерства как в реализации директив высшего руководства, так и в предоставлении возможности менеджерам первой линии поддерживать команды и эффективно сообщать как о положительных результатах, так и о препятствиях на пути к достижению целей.

Руководители первой линии

Руководители первой линии — это начальный уровень управления, лица «на линии» и находящиеся в самом тесном контакте с работниками. Они несут прямую ответственность за обеспечение эффективной реализации целей и планов организации. Их можно назвать помощниками руководителей, начальниками смен, мастерами, начальниками участков или офис-менеджерами. Менеджеры первой линии сосредоточены почти исключительно на внутренних проблемах организации и первыми видят проблемы в работе бизнеса, такие как неподготовленный персонал, низкокачественные материалы, поломки оборудования или новые процедуры, замедляющие производство. Очень важно, чтобы они регулярно общались с менеджерами среднего звена.

Лидеры группы

Лидер группы — это особый тип менеджера, который может быть назначен для управления определенной задачей или деятельностью. Руководитель группы отчитывается перед менеджером первой линии или менеджером среднего звена. В обязанности руководителя группы входит разработка графиков, постановка конкретных рабочих заданий, обеспечение необходимого обучения членов команды, передача четких инструкций и общее обеспечение того, чтобы команда работала с максимальной эффективностью. После того, как задача выполнена, должность руководителя группы может быть упразднена, и может быть сформирована новая команда для выполнения другой задачи.

Практический вопрос

Управленческие роли

Роли и функции менеджеров в нисходящей организационной структуре

Мы обсудили типы (уровни) менеджеров и некоторые из их обязанностей, но не конкретную деятельность. Всем менеджерам должно быть комфортно с тремя основными видами деятельности или ролями. Чтобы выполнять свою работу, менеджеры берут на себя эти разные роли. Ни один менеджер не остается в какой-либо одной роли все время, а переключается туда и обратно. Эти роли являются лидерскими (или межличностными), информационными и принимающими решения. О них подробно писалось в 1970-х годов Генри Минцберга, профессора Университета Макгилла в Канаде. Его классификации до сих пор остаются одним из наиболее изученных дескрипторов управленческих ролей. [1]

Лидерство и межличностные роли

Какой тип менеджера тратит больше времени на руководство? Короткий ответ: все эффективные менеджеры демонстрируют лидерские качества. Лидерство — это способность сообщать о видении и вдохновлять людей на его принятие.

От топ-менеджеров часто требуется выполнение того, что Минцберг назвал подставное лицо деятельности. Они являются публичным лицом управленческой команды и представляют бизнес на юридических, экономических и социальных форумах. [2] Руководители среднего звена также являются лидерами, хотя их внимание может быть больше сосредоточено на межличностных навыках, таких как мотивация сотрудников, ведение переговоров о заработной плате и поощрение инноваций и творчества. Руководители первой линии подают пример, активно участвуя в выполнении задач, поставленных перед своими работниками, и моделируя политику и трудовую этику организации.

Информационные роли

Информационные роли связаны с получением и отправкой информации — будь то представитель, наставник, инструктор или администратор. Топ-менеджер — это голос организации, и он должен осознавать, что даже личное мнение отразится (в лучшую или в худшую сторону) на бизнесе. При свободном потоке информации в Интернете топ-менеджерам очень трудно отделить свою личную идентичность от своих корпоративных должностей. Например, в 2017 году потребители вызвали негативную реакцию, когда генеральный директор Uber Трэвис Каланик получил место в экономическом консультативном совете президента Трампа. Каланик изначально сказал, что он «собирается использовать [свое] положение в совете, чтобы отстаивать то, что правильно». Через несколько дней он ушел в отставку в ответ на протест. [3]

Менеджеры среднего звена должны умело определять, какой информацией от высшего руководства следует делиться с другими, как ее следует интерпретировать и как ее следует представлять. Точно так же они должны взвешивать ценность информации, которую они получают от менеджеров и сотрудников первой линии, чтобы решить, что направить высшему руководству. Если передаваемая информация имеет тенденцию быть ложной или тривиальной, то менеджер будет рассматриваться как ненадежный источник, и его или ее мнение не будет учитываться.

Информационная роль менеджеров первого звена заключается, прежде всего, в распространении того, что им было дано, и в оказании помощи сотрудникам в понимании того, как их собственный вклад способствует достижению целей организации. Они несут ответственность за то, чтобы сотрудники понимали, что им нужно для достижения успеха в своей работе.

Роли, принимающие решения

Все менеджеры обязаны принимать решения, но менеджеры на разных уровнях принимают разные виды решений. По словам Минцберга, существует четыре основных типа ролей в принятии управленческих решений. К ним относятся следующие:

  • Предприниматель. Предприниматели в фирме обычно являются менеджерами высшего уровня. Они определяют экономические возможности, возглавляют инициативу по изменению и принимают решения о продукте.
  • Обработчик помех. Руководители высшего и среднего звена будут реагировать на возмущения (неожиданные события) в организации — внутренние или внешние. Они решат, какие корректирующие действия следует предпринять для решения проблем.
  • Распределитель ресурсов. Все уровни управления будут принимать решения о распределении ресурсов в зависимости от того, затрагивает ли это решение всю организацию, отдельный отдел или конкретную задачу или вид деятельности.
  • Переговорщик. В зависимости от влияния на организацию большинство переговоров ведут менеджеры высшего и среднего звена. Топ-менеджеры будут вести переговоры, затрагивающие всю организацию, такие как профсоюзные контракты или торговые соглашения. Менеджеры среднего звена обсуждают большинство решений о заработной плате и найме. [4]

Подводя итог, можно сказать, что менеджеры должны играть много ролей. Некоторые лучше других справляются с определенными ролями, и их, как правило, приглашают на эту работу. Создание разнообразной управленческой команды гарантирует, что в организации будет достаточно менеджеров для решения большинства задач.