«Сейчас их четырнадцать, останется восемь» – Газета Коммерсантъ № 56 (6536) от 01.04.2019
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала и внесла в правительство обсуждавшийся более пяти лет законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые власти считают естественными. В интервью “Ъ” заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский рассказал, какие сферы лишатся этого статуса и почему это произойдет.
— Почему служба считает необходимым упразднить закон «О естественных монополиях»?
— Еще лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый еще в 1995 году, утратившим силу. Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования — в закон «Об основах регулирования тарифов». В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним.
Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок — по сути, это все. Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый — это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй — метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах. Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.
Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется. Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон все равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий. Возникает экономический нонсенс.
— Такая ситуация фактически сложилась в портах.
— Именно. Мы видим, что в порту работают пять компаний-стивидоров, каждая из них является субъектом естественной монополии. Все понимают, что это не
Монополия в экономике – что это, виды и типы, реестр субъектов и примеры в России
Разберемся, что такое монополия в экономике любого государства, в том числе в России, какие есть виды монополии и насколько они выгодны обществу и государству.
СодержаниеПоказать
💡 Что такое монополия
Монополия – это экономическая ситуация на рынке, при которой один производитель (или один продавец) контролирует всю отрасль.
Это выражается в том, что монополист обладает исключительным правом торговли, производства и иных видов деятельности в определенной рыночной отрасли. У монополии нет конкурентов, она защищена от выхода на рынок других компаний с аналогичным товаром, а поэтому может диктовать свои условия потребителям.
Иногда в обиходе термин «монополия» используется для исключительного права возможности производства чего-либо. Например, «монополия государства на печатание денег».
Монополия на рынке имеет характерные черты:
- единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги;
- отсутствие на рынке товаров-заменителей из-за искусственно созданных барьеров;
- отсутствие свободы входа на рынок по той же причине;
- возможность монополиста регулировать объем своего товара на рынке, а значит – его стоимость;
- принятие решений в условиях определенности, поскольку у монополиста есть полная информация о рынке.
Причины возникновения
Причин появления монополий несколько. Первая и главная – желание определенной компании получить максимально возможную – монополистическую – прибыль за счет того, что у потребителя нет альтернативы. Придется или покупать товар на предлагаемых условиях, или обходиться совсем без него.
Появление монополий иногда провоцирует правительство. Например, власти могут вводить законодательные и внешнеэкономические барьеры для ведения деятельности. Чаще всего это осуществляется в адрес иностранных компаний для того, чтобы поддержать отечественное производство. В таких случаях иностранная продукция начинает обкладываться пошлинами, устанавливается ограничение ввоза определенных товаров или полный запрет на это, внедряются лицензирование, сертификация и т. п.
Также к образованию монополий могут привести постоянные издержки при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде и требуют одномоментного большого вложения средств.
К другим причинам относятся постепенное слияние и поглощение мелких компаний более крупными, технологическое лидерство на рынке и контроль над источниками сырья.
Ваше отношение к монополиям?
Надо избавляться от них, нужна здоровая конкуренцияЕсли монополия производит хороший товар, ничего страшного в ней не вижуНикогда не задумывался(лась) об этом
✅ Три вида
Все монополии подразделяются на три большие группы:
- Естественная монополия. Возникает, если в долгосрочной перспективе бизнес приносит прибыль только при обслуживании всего рынка, а товары или услуги, предлагаемые естественными монополистами, не могут быть заменены при потреблении иными товарами. Субъект естественной монополии обычно имеет более эффективную производственную модель, нежели другие представители рынка. Это может быть доступ к дешевому сырью, соответственно – низкие издержки при выпуске товаров и т. д. При естественных монополиях все предприятия того или иного сегмента рынка объединены в единую сбытовую организацию. В качестве монополистов данного типа в России можно назвать РЖД, «Почту России», «Росатом», «Росводоканал».
- Государственная (закрытая) монополия. Возникает искусственно, благодаря законодательным барьерам, которые регламентируют товарные границы монопольного рынка, регулирование и контроль деятельности монополиста. При государственной форме монополия надежно защищена законодательством.
- Открытая монополия. Временная ситуация, при которой сложился рынок единственного поставщика. Например, на рынке появился продукт, выпуск и сбыт которого наладила пока только одна компания, поскольку конкуренты еще не успели освоить новую технологию. Открытыми монополистами становятся производители, предлагающие инновационные продукты, не имеющие аналогов в настоящее время.
Основные формы
Все виды монополий можно разделить на формы. Основные из них:
- концерн и конгломерат – объединение компаний, связанных технологической цепочкой по производству определенного продукта. Компании могут быть из разных отраслей, но обязательно финансово интегрированные друг в друга;
- синдикат – централизованный сбыт товаров и распределение заказов;
- картель – договоренность (часто неофициальная) о единой политике сбыта продукции, ценообразовании, условиях продаж, найме сотрудников и т. п.
Деноминация. Положительные и отрицательные последствия проведения
ЧитатьДевальвация. Понятие, причины, влияние на население и государство
ПодробнееЧто такое инфляция. Виды, причины, методы измерения
Смотреть📋 Реестр монополий
В России ведется учет предприятий, которые относятся к естественным монополиям. Этим занимается ФАС (Федеральная антимонопольная служба), которая заносит данные в специальный Реестр субъектов естественных монополий.
Реестр представляет собой единую информационную автоматизированную базу, где содержатся данные о компаниях, занятых производством товаров или услуг в условиях монополизации в сфере топлива и энергетики, связи, транспорта, водоснабжения и захоронения ядерных отходов.
Прежде всего данный реестр нужен заказчикам при организации госзакупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013№44-ФЗ. Согласно ст. 93, у компаний, относящимся к естественным монополиям, можно проводить закупки, как у единственного поставщика.
Обратите внимание, что, согласно все той же ст. 93 ФЗ-44, у единственного поставщика можно закупаться, если объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Что именно является такой сферой – указано в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ.
💰 Роль монополий на рынке и их эффективность
Если говорить об эффективности монополий и их выгоде для общества, то здесь ситуация двоякая.
С одной стороны, монополист всегда хочет получить максимальную прибыль. Для этого он может поднимать цену на свой товар, при этом оставляя объем произведенного товара на прежнем уровне. В таком случае складывается ситуация, когда выпускается значительно меньше товара, чем необходимо для достижения равновесия на рынке, как если бы тот был конкурентным. Таким образом, монополист может искусственно провоцировать дефицит продукции. Компенсация издержек производства так же ложится на потребителей из-за увеличения отпускной цены.
Из-за того, что монополия занимает главенствующее положение в определенном сегменте рынка, ее экономическая эффективность снижается: монополии нет нужды вследствие здоровой конкуренции минимизировать производственные издержки, применять последние технические достижения, использовать все возможные производственные ресурсы и т. д.
С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.
Монополии традиционно более стабильны при экономических кризисах.
Если интересы монополиста простираются чуть дальше извлечения максимальной прибыли, он может обернуть свое положение на рынке на пользу обществу. Например, у монополиста достаточно денежных средств, чтобы модернизировать производство, повысив его эффективность и качество выпускаемой продукции.
Однако минусов у монополий – о чем было сказано выше – все же больше, чем плюсов.
Облигации. Как работают и чем отличаются от акций
ЧитатьКопейки. Зачем они нужны и почему их не отменяют
ПодробнееДефолт. Причины и последствия для граждан и страны
Смотреть❗ Мнение эксперта. Законодательное регулирование
Мнение эксперта
Илья Тарасов
Инвестор
Мы живем в условиях рыночной экономики. Одна из важнейших задач государства – обеспечение и защита конкуренции. Вот почему почти во всех странах есть антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий.
В антимонопольном законодательстве четко прописываются правила функционирования монополий на рынке. Это сделано для защиты прав потребителей и большей экономической эффективности. В России таким органом является ФАС – Федеральная антимонопольная служба. Законодательная основа – Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.
Антимонопольные службы следят за уровнем конкуренции на рынке, запретом на согласование цен между хозяйствующими субъектами, вводят контроль за слиянием компаний и помогают предотвратить зависимость мелких производителей от более крупных. Естественные монополии традиционно тяжелее всего поддаются регулированию.
❓ Часто задаваемые вопросы
Лень читать всю статью. Просто хочу понять, разве монополия – это законно?
Если естественная, то да, но даже она регулируется антимонопольным законодательством.
Есть ли страны без монополий?
Нет. Любая страна имеет минимум одну монополию – на эмиссию денег.
Не нашли ответа на свой вопрос?Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Юрист. Специальный корреспондент сайта ZakonGuru
Естественная монополия: примеры :: BusinessMan.ru
В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?
Что понимается под естественной монополией?
Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.
К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.
Классификация
Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.
Причины возникновения естественных монополий
С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.
Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.
Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.
Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.
Какие в РФ есть естественные монополии?
Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».
Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.
Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.
Реестры монополий
Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.
Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.
Государственные контракты
Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.
Роль естественных монополий на рынке
Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.
Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.
Регулирование монополий
Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.
Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.
Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Помощь монополиям от государства
Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.
В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.
Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.
Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.
Резюме
Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.
Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.
Субъекты естественных монополий — это… Реестр субъектов естественных монополий
В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?
В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?
Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.
Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.
Естественная монополия практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.
Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.
Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.
Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?
Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:
- железнодорожные перевозки;
- сырьевой сектор;
- производство электрической энергии;
- атомная промышленность;
- ВПК;
- авиастроение.
Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.
Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.
В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.
Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.
Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий
Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.
ФСТ осуществляет такие функции, как:
- установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
- контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.
ФАС осуществляет такие функции, как:
- разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
- контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
- содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.
Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.
Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:
- формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
- определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
- контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
- реализация законотворческой инициативы;
- взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.
Реестры монополий
Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.
Закон о субъектах естественных монополий определяет ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.
Методы регулирования деятельности монополий
Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:
- ценовое регулирование;
- субсидирование;
- определение целевых групп потребителей.
Рассмотрим их сущность подробнее.
Ценовое регулирование естественных монополий
Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.
Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?
Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:
- установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
- утверждения предельной величины цен;
- установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.
При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:
- определение предельных издержек;
- исчисление средних издержек.
В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предельными издержками предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.
Субсидирование монополий
Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию — по расценкам ниже себестоимости.
Определение целевых групп потребителей
Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.
Компетенции регулирующих органов
Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.
Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.
Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.
Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.
Так, соответствующие госструктуры могут:
- направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
- штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
- привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
- направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.
Отраслевая специфика деятельности монополий
Та или иная сфера деятельности субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.
Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.
В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.
Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.
Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.
Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.
Закупки субъектов естественных монополий 2020 г.
Содержание
1. Естественная и искусственная монополия
2. Государственные естественные монополии: основные преимущества
3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ
4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ
Естественные монополии в сфере государственных закупок могут выступать как в роли заказчиков, так и в роли поставщиков. В данном материале мы расскажем о регламентации деятельности естественных монополий современными законами в контрактной системе.
1. Естественная и искусственная монополия
В соответствии со статьей 3 147-ФЗ, естественная монополия – это такая рыночная ситуация, когда отсутствие конкурентов позволяет оптимальным образом удовлетворять запросы населения и государства, полная дефиниция субъекта естественной монополии прописана в части 1 статьи 4 147-ФЗ.
Например, транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам будет приносить наибольший доход при наименьших затратах именно тогда, когда этим станет заниматься одна корпорация. Другой пример: все перевозки по железным дорогам осуществляются ОАО «Российские железные дороги», которая владеет железнодорожными путями России и является естественным монополистом.
Сетевая передача тепловой энергии и электричества, услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов, центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура, почтовая связь: все эти отрасли — это исключения, лежащие вне зоны антимонопольного законодательства. Поскольку все перечисленные корпорации выступают в роли единственного поставщика, потребителям приходится оплачивать пользование их продукцией по предложенным тарифам, установленным государственными структурами.
В то же время, отсутствие конкуренции включает в себя отсутствие и недобросовестных конкурентов. Кроме того, крупные корпорации находятся под постоянным контролем государства.
Естественную монополию следует отличать от искусственной, при которой корпорация поглощает конкурентов, централизуя капитал, либо является единственным поставщиком уникальных ТРУ.
Естественная монополия — это продукт социальной эволюции человечества. Разрозненные торговцы сообразили, что смогут увеличить свои доходы, объединившись в ремесленный, или торговый цех, захватив, в результате, абсолютную власть в данном секторе рынка или производства, что в результате позволило диктовать потребителям любые цены на предлагаемую продукцию. Со временем общество научилось защищать интересы граждан от действий монополистов при помощи антимонопольных законов, которые в настоящий момент стали распространены практически во всех развитых странах.
Хотите выиграть в запросе котировок?Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
2. Государственные естественные монополии: основные преимущества
Естественная монополия защищается государством по следующим декларируемым причинам:
1) ЕМ не тормозит социально-экономическое развитие общества.
2) ЕМ обеспечивает безопасное и эффективное производство и стандарт качества поставляемой продукции.
3) Гигантские мощности ЕМ обеспечивают стабильность доходов и дают возможность модернизировать производство, повышая качество продукции и снижая ее стоимость, делая, таким образом, свои товары и услуги более привлекательными для потребителя, ЕМ работают на благо всего общества. Допустим, конкуренция в сфере метрополитена привела бы к нерентабельности данного вида транспорта и резкому повышению стоимости, что в итоге привело бы к гибели всю отрасль данного общественного вида транспорта.
4) Нерентабельность запусков новых проектов с аналогичными продуктами: много затрат, которые, скорее всего, никогда не окупятся. Допустим, прокладывание новых газовых или водопроводных сетей.
5) Отсутствие устойчивого спроса. В первую очередь, это относится к морскому транспорту, где единственным заказчиком выступает государство, которому экономически нецелесообразно существование параллельных производств в данной отрасли.
6) ЕМ стабильна, особенно при сравнении с ИМ, которая имеет тенденцию к раздробленности.
7) ЕМ будет востребована до наступления новой НТР и последующего глобального технологического перевооружения.
8) ЕМ позволяет гарантировать стабильную работу государственных корпораций посредством минимизации слабых производственных звеньев и государственного регулирования.
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ
Законодательство регламентирует закупочную деятельность субъектов естественной монополии в пункте 1 части 2 статьи 1. СЕМ, подобно другим государственным заказчикам, обязан разработать и опубликовать план и Положение о закупках.
Но и здесь есть свои исключения: под действия закона не попадают СЕМ, у которых сумма годовой выручки от регламентированной деятельности составила менее десяти процентов от годовой суммарной выручки за остальную деятельность. Данные сведения публикуются в свободном доступе в ЕИС. Если речь идет о дочерних предприятиях СЕМ, то здесь рубеж составляют пять процентов от общей выручки за предыдущие четыре квартала в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2.1 статьи 1.
Хотите выиграть в запросе котировок?Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93, поставку от СЕМ государственные заказчики оформляют как закупку у единственного поставщика. Главное в этой ситуации верно идентифицировать поставщика как СЕМ. Для этого существуют два критерия.
1) Реестр СЕМ
2) Отрасль, в которой занят поставщик, находится в сфере естественных монополий, см. пункт 1 статьи 4 147-ФЗ.
Если ТРУ, предоставляемые предприятием-поставщиком, относятся к области естественных монополий, то, как гласит Письмо ФАС № АЦ/31173/15 от 23.06.2015, заключая контракт с единственным поставщиком следует опираться в качестве правовой базы на Постановление правительства № 637 от 24.10.2005: по итогам предпринимательской практики можно сделать вывод, что в подобных ситуациях заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, даже если тот отсутствует в Реестре СЕМ.
Другой сложный вопрос при заключении контракта с СЕМ – это цена контракта. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса, потребитель платит за предоставленные услуги, ориентируясь на показания соответствующих счетчиков, которые, как известно, постоянной величиной не могут являться.
Однако часть 2 статьи 34 закона о контрактной системе утверждает, что цена контракта – это величина постоянная и не изменяемая в течение всего срока контракта.
Для разрешения подобных противоречий в законодательстве было опубликовано письмо Министерства экономики и развития РФ № Д28и-150 от 04.02.2015, где дается разъяснение, что, заключая подобный контракт, следует прописывать в нем цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Рассчитать искомую величину можно на основании статистических данных за предыдущие годы.
В том случае, если контрактная поставка требуемых ресурсов не достаточна для удовлетворения фактического спроса, рекомендуется заказчику скорректировать контракт в сторону уменьшения, или увеличения на десять процентов от первоначальной цены, см. подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95.
Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
реестр ФАС и особенности тендеров
Понятие
В ст. 93 44-ФЗ естественным монополиям разрешается выступать в качестве не только исполнителя госзаказа, но и в виде единственного поставщика, у которого можно приобретать продукцию без организации конкурентных торгов.
При этом под естественной монополией понимается производственная отрасль, представленная хозяйствующими субъектами, которые могут оптимально существовать только в условиях отсутствия конкуренции.
А под монополиями вообще подразумеваются хозяйственные объединения, осуществляющие единоличный контроль над отдельным рыночными сегментами и устанавливающие в них цены по своему усмотрению.
Существование монополий объясняется разным причинами. Одним из главных оснований для их появления в нашей стране стало преобразование предприятий после распада СССР, когда лидеры прежней плановой экономики сохранили своё лидерство в новых условиях.
Образовывающиеся на их основе новые компании, пребывая в основном в собственности государства, тем не менее разбавлялись сторонними инвестициями и продавали свои акции в частные руки, превращаясь в естественные монополии.
Ещё одной веской причиной возникновения монополий выступила необходимость больших финансовых вложений в становление крупных предприятий. Чтобы окупить крупные затраты, их владельцы стремились к максимальному захвату своего сегмента рынка. Зачастую это происходило с использованием уникальных ресурсов.
Монополисты по 44-ФЗ характеризуются такими чертами:
- отсутствием других продавцов в конкретном сегменте рынка;
- отсутствием потребности в дорогостоящей рекламе;
- возможностью диктовать свои цены в соответствующем рыночном сегменте;
- способностью создавать искусственные барьеры экономического или юридического характера при попытках других компаний вторгнуться на их рынок.
Однако при этом монопольные компании не предоставлены сами себе.
Их деятельность регулируется и регламентируется Федеральной антимонопольной службой РФ, как, например, в транспортной сфере на основании приказа ФАС РФ № 1189/17 от 08.09.2017.
Существует несколько разновидностей монополий, главные из которых представлены:
- закрытыми, которые радикально изолированы от конкурентов посредством юридических, патентных и т. п. барьеров;
- естественными, требующими своего единоличного присутствия на рынке.
- открытыми, которые становятся монополистами в определённой сфере на некоторое время;
- чистыми, когда на рынке полностью отсутствуют конкуренты из-за их неспособности предложить даже приблизительные аналоги производимой и продаваемой продукции.
Реестр
Сведения о хозяйствующих субъектах, которые заняты в сфере производства и реализации товаров или услуг в монопольных условиях, фиксируются в специальном реестре, формируемом и ведомым ФАС РФ. Реестр доступен на её официальном сайте по адресу fas.gov.ru.
Направления деятельности монополистов дифференцированы по 5 направлениям и помещены в такие разделы:
- топливно-энергетический комплекс;
- транспортные услуги;
- захоронение радиоактивных отходов;
- связь;
- водоснабжение и водоотведение.
Чтобы найти на официальном сайте ФАС РФ находящуюся в реестре информацию о какой-либо компании, следует выбрать и ввести:
- раздел;
- регион;
- название организации;
- ИНН;
- ОКПО;
- ОГРН.
Сведения о контрактах с естественными монополиями публикуются в ЕИС.
Как попасть
Инструкция по рассмотрению и решению о включении или невключении хозяйствующего субъекта в перечень монополистов по 44-ФЗ законодательно не установлена.
Порядок рассмотрения документов и принятия решения о старте, изменении и завершении деятельности монополиста базируется на приказе ФСТ РФ № 481-э от 13.10.2010.
Однако единственным органом, который регулирует функционирование естественных монополий, выступает ФАС РФ. Только эта служба принимает решение о включении реестр естественных монополистов по 44-ФЗ или исключении из него.
При этом играют роль следующие основания:
- заявление компании-претендента на включение в реестр;
- ходатайство федеральных органов власти;
- предложение общественных организаций, обществ потребителей и прочих союзов.
Отсутствие какой-любой компании в реестре ФАС РФ не означает, что у неё нет статуса естественной монополии. Он может присутствовать на основании положений статьи. 3 ФЗ № 147 от 17.08.1995.
Особенности закупок
Хотя закупка товаров и услуг у субъектов естественных монополий представляет собой частный случай приобретения у единственного поставщика, здесь имеется ряд особенностей в виде отсутствия:
- необходимости оформлять отчёт с обоснованием выбора поставщика;
- обязанности затрачивать средства на обеспечение исполнения контракта;
- потребности в привлечении экспертных организаций в ходе приёмки товаров, работ, услуг;
- необходимости внесения расчётов и обоснования предлагаемой цены;
- обязанности уведомления контролирующих органов о закупке.
Естественные монополии при должном контроле со стороны государства способны мобилизовать значительные ресурсы в конкретной сфере деятельности и эффективно их реализовать в интересах общества.
( Пока оценок нет )
Естественные монополии | Economics Online
Перейти к содержаниюИскать:
- Home
- Micro-Economics
- Что такое экономика?
- Что такое экономика?
- Введение в конкурентные рынки
- Сделки и обмен
- Сделки и обмен
- Экономическая проблема
- Производственные возможности
- Экономический рост
- Экономические системы
- Что такое экономика?
- Ценовой механизм
- Ценовой механизм
- Потребительский спрос
- Спрос и цена
- Неценовые факторы
- Кривые спроса
- Спрос и доход
- Изменения спроса
- Предложение производителя
- Определяет предложение
- Сдвиги в предложении
- Субсидии
- Эластичность предложения
- Ценовой механизм
- Потребительский излишек
- Потребительский излишек
- Излишек производителя
- Избыток производителя
- Равновесная цена
- Равновесная цена
- 0
- Цена и налоги
- Цена и субсидии
- Эластичность и налоги
- Нерыночная цена
- Равновесная цена
- Эластичность
- Что такое эластичность?
- Ценовая эластичность спроса
- Точечная эластичность спроса
- Перекрестная эластичность спроса
- Эластичность спроса по доходу
- Ценовая эластичность предложения
- Рынки
- Первичные рынки
- Нефть
- Рынок жилья
- Финансовые рынки
- Фондовые рынки
- Валютный рынок
- Анализ безразличия
- PED и цена
- Доходы и спрос
- Эластичность
- Потребительский излишек
- Провалы рынка
- Что такое провалы рынка?
- Что такое рыночные сбои?
- Типы рыночных сбоев
- Типы рыночных сбоев
- Отсутствующие рынки
- Недостающие рынки
- Незавершенные рынки
- Незавершенные рынки
- Что такое провалы рынка?
- Благородные товары
- Что такое товары заслуг ?
- Здравоохранение
- Финансирование образования
- Внешние эффекты
- Отрицательные внешние эффекты
- Дорожные заторы
- Общественный транспорт
- Загрязнение
- COP24 — Катовице
- Истощение рыбных запасов
- Положительные внешние факторы 91023
- Недостаточные товары
- Недобросовестные товары
- Поведенческая экономика
- Поведенческая экономика
- Системы принятия решений
- Ограниченная рациональность и самоконтроль
- Предвзятость при принятии решений
- Социальные нормы и альтруизм 0
- Предубеждения и финансовые продукты Политика
- Критика
- Права собственности
- Права собственности
- Отсутствие информации
- Отсутствие информации
- Моральная опасность
- Mor al dangerous
- Права собственности
- Неустойчивые цены
- Неустойчивые цены
- Сбои на финансовых рынках
- Сбои на финансовых рынках
- Неустойчивые цены
- Неравенство
- Неравенство
0
- Неравенство
23- Неравенство
Экономика бизнеса- Благородные товары
- Экономика бизнеса
- Экономика бизнеса
- Производство
- Производство
- Выручка
- Выручка
- Затраты
- Затраты
- Прибыль
- Прибыль
- Прибыль
- Максимизация продаж и доходов
- Максимизация продаж и доходов
- Рынки труда
- Спрос на рабочую силу
- Предложение рабочей силы
- Заработная плата и занятость
- Максимизация продаж и доходов
- Экономика бизнеса
- Государственная собственность
- Публичное постановление
Естественная монополия | Определение | Примеры
На главную Экономика Монополия Естественная монополияЕстественная монополия — это монополия, которая существует в результате рыночной ситуации, при которой одна монополистическая фирма может поставлять конкретный продукт или услугу на весь рынок по более низкой цене за единицу, чем та, которая могла бы быть достигнута рядом конкурирующих фирм. Естественные монополии обычно существуют, когда производство продукта или услуги требует большой и чрезвычайно дорогостоящей инфраструктуры.Чистые случаи естественной монополии редки в реальном мире, но они выходят на рынки коммунальных услуг, таких как электроэнергия, вода, телефон, железные дороги и т. Д.
На естественно монополистических рынках конкуренция неэкономична, поскольку несколько производителей не могут полностью использовать эффект масштаба, и это приводит к удельным издержкам выше минимально возможных значений и, следовательно, к более высоким ценам. Другими словами, естественная монополия использует ограниченные ресурсы экономики более продуктивно, чем несколько конкурирующих фирм.Согласно этой логике, для правительства предпочтительно разрешить монополизацию рынка.
Однако у монополий есть отрицательная черта: они склонны несправедливо использовать свою монополистическую власть, если им позволено. Монополии склонны ограничивать предложение, таким образом завышая цены. В такой ситуации правительство может принять один из следующих двух альтернативных подходов, чтобы сохранить возможность преимущества естественной монополии в удельной стоимости, а также избежать негативных последствий монополии:
Государственная собственность обычно подразумевает прямой государственный контроль над естественной монополией, производящей определенные общественные блага или услуги.Например, железнодорожная компания, находящаяся в собственности и под управлением государства, которая является единственным владельцем инфраструктуры железных дорог в стране, является государственной естественной монополией. Непосредственно управляя монополией, правительство запрещает фирме недобросовестное использование монопольной власти.
Государственное регулирование может включать государственный контроль над ценой, по которой конкретное коммунальное предприятие должно быть продано фирмой-монополистом. Государственное регулирование используется на естественно монополистических рынках, где государственная собственность не является возможным вариантом.
, автор: Ирфанулла Ян, ACCA, последнее изменение:
.Определение естественной монополии
Естественная монополия — это монополия , которая существует потому, что стоимость производства продукта (т.е. товара или услуги) ниже из-за эффекта масштаба , если есть только один производитель, чем если бы несколько конкурирующих производителей.
Монополия — это ситуация, при которой существует единственный производитель или продавец продукта, которому нет близких заменителей. Эффект масштаба — это ситуация, при которой затраты компании на производство или поставку каждой дополнительной единицы продукта (называемые экономистами предельной стоимостью ) уменьшаются по мере увеличения объема выпуска.
Эффект масштаба — лишь одна из причин существования монополий. Монополии также существуют из-за единоличного доступа к некоторым ресурсам или технологиям и из-за использования нерыночных средств для устранения конкуренции, включая скупку конкурентов, сговор с поставщиками или покупателями для дискриминации конкурентов, принятие законодательства для ограничения конкуренции, угрозу дорогостоящих судебных исков. или даже участие в физическом насилии.
Если в отрасли существует несколько фирм, для которых характерна естественная монополия, все, кроме той, которая может обеспечить наибольший объем выпуска и, следовательно, наименьшие производственные затраты, как правило, уйдут из отрасли, потому что они не смогут конкурировать на рынке ценовая база.Как только одна фирма создается в отрасли, для которой характерна естественная монополия, конкурентам очень трудно появиться из-за очень высоких затрат на производственные мощности (включая инфраструктуру), которые позволяют выпускать продукцию, равную или превышающую масштаб производства. существующего монополиста и из-за неуверенности в том, что они смогут вытеснить существующего монополиста.
Наиболее часто упоминаемыми примерами естественных монополий являются коммунальные предприятия, такие как железные дороги, трубопроводы, системы передачи электроэнергии и системы водоснабжения.Такие отрасли характеризуются очень большими затратами на их инфраструктуру (т.е. фиксированных затрат ), и поэтому часто неэффективно (т.е. наносит ущерб экономике в целом) иметь более одной фирмы в региона из-за высокой стоимости дублирования объектов (например, параллельных трубопроводов или параллельных комплектов электрических проводов к каждому дому и бизнесу). Некоторые виды производства также могут попадать в категорию естественных монополий, например, производство больших самолетов (хотя в данном случае это неясно из-за огромных государственных субсидий, позволяющих удерживать конкурирующих производителей в бизнесе).
Как и в случае со всеми монополистами, у естественных монополий есть сильные стимулы к тому, чтобы злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения прибыли и усиления своего влияния. Это включает в себя установление цен, намного превышающих себестоимость производства, предоставление продуктов более низкого качества и низкое обслуживание, связанное с этими продуктами, подавление новых технологий и содействие коррупции политической системы. Такое злоупотребление часто приводит к давлению со стороны потребителей в пользу государственного регулирования.
Важно различать естественные монополии и другие типы монополий, потому что оптимальная государственная политика (т.е. действия правительства или их отсутствие) в отношении каждой из них может быть разной.
Аргументы в пользу Laissez Faire
Монополии часто относительно недолговечны, и даже естественные монополии не обязательно постоянны. Это связано с тем, что технический прогресс может привести к развитию новых форм конкуренции в отрасли, изменить структуру затрат и повлиять на спрос на ее продукцию.Например, когда-то каналы были естественной монополией для массовых перевозок в некоторых частях Европы и США, но эти монополии распались в XIX веке в результате развития железных дорог. Точно так же появление технологии сотовой связи сильно ослабило монополии на проводную связь, которые преобладали во многих странах.
Сторонники laissez faire капитализма (т. Е. Экономики, в которой государство не играет никакой роли в регулировании бизнеса) подчеркивают естественное истощение монополий как оправдание бездействия.Они также отмечают, что монополисты иногда считают, что в их собственных интересах ограничить свое монополистическое поведение, чтобы воспрепятствовать выходу на рынок конкурентов. Фактически, в некоторых ситуациях монополист может даже установить производство и цены на уровнях, близких к тем, которые были бы установлены отраслью, если бы существовала конкуренция.
Некоторые сторонники laissez faire заходят так далеко, что утверждают, что концепция естественной монополии — это просто теоретическая конструкция, используемая для оправдания государственного вторжения в частный сектор с целью получения власти и удовлетворения интересов избирателей, вторжения, которые обычно не всегда в лучшем виде. термин интересы потребителей или экономики в целом.
Они также утверждают, что заявления о естественной монополии были ошибочно использованы для оправдания создания государственных монополий, особенно в сфере коммунальных услуг. Примеры включают национализированные железные дороги и телефонные сети, которые существовали во многих странах (но не в США) на протяжении большей части 20-го века.
Несомненно, можно привести веские доводы в пользу минимального государственного вмешательства в экономику из-за преимуществ конкуренции (например, стимулов для производства высококачественной продукции с минимально возможными затратами).Другая причина заключается в том, что само правительство является монополией, и история неоднократно показывала, что оно может быть таким же коррумпированным и злоупотребляющим, как и монополии частного сектора.
Вмешательство правительства
Серьезной критикой подхода laissez faire является тот факт, что монополии могут нанести существенный ущерб экономике и обществу даже всего за несколько лет, и поэтому вмешательство государства может быть меньшим из двух зол. То есть вмешательство, несмотря на свои проблемы, может в некоторых ситуациях сделать больше, чем laissez faire, чтобы помочь обществу достичь таких общих целей, как экономический рост, технический прогресс и социальная справедливость (e.g., обеспечивая равные возможности для всех).
Реакция правительства на естественные монополии может включать в себя любую комбинацию бездействия, установления юридических ограничений на поведение монополиста, напрямую или через регулирующий орган, поощрения или создания конкуренции, роспуска и государственной собственности.
Как правило, наиболее эффективен (т. Е. Выгоден для экономики в целом) для поддержания естественных монополий, если они действительно являются естественными монополиями, но подлежат определенному государственному регулированию в отношении цен, качества услуг и т. Д.Причина, по которой его не разбивают, конечно, по определению, заключается в том, что естественная монополия может достичь более низких производственных затрат, чем конкурирующие фирмы в той же отрасли. Это контрастирует с ситуацией для других типов монополий, для которых зачастую наиболее эффективно разделить их на конкурирующие фирмы.
Также могло бы быть эффективным регулирование естественной монополии, даже если оно зайдет так далеко, что установит производство и цены на уровнях, аналогичных тем, которые были бы установлены отраслью, если бы существовала конкуренция.Это связано с тем, что по-прежнему может существовать очень большая монопольная прибыль в результате того, что ее средние издержки производства для любого уровня выпуска ниже, чем достижимые конкурирующими фирмами в той же отрасли (т. Е. Из-за эффекта масштаба). Таким образом, можно привести веский аргумент в пользу регулирования, направленного на снижение цен до уровня, близкого к стоимости (т. Е. Для обеспечения доходности инвестиций, близкой к той, которую получают конкурентоспособные фирмы для экономики в целом).
У компаний-монополистов может быть сильный стимул заявить, что они не являются монополиями, чтобы избежать критики и возможного государственного регулирования или распада.Аналогичным образом, у компаний, которые явно являются монополиями или которые были обозначены как таковые государством, есть стимул утверждать, что они являются естественными монополиями, поскольку естественная монополия может служить оправданием для монополии с точки зрения эффективности экономики в целом и, таким образом, заставляют правительство неохотно пытаться разделить ее.
Хотя монополисты обычно предпочитают вообще не регулироваться, они обычно предпочитают регулирование, а не дробление.Это связано с тем, что разделение обычно означает гораздо большую потерю власти для человека или отдельных лиц, контролирующих монополию.
В некоторых случаях монополист может на самом деле поддерживать какое-то регулирование. Это может быть сделано для того, чтобы снизить риск появления новых конкурентов, обеспечить гарантированные цены на свои товары или услуги и / или предотвратить дальнейшее вмешательство государства. Таким образом, такое регулирование могло бы облегчить получение финансирования (например, более низких процентных ставок) для крупных инвестиций, которые часто требуются естественным монополиям.
Традиционным решением для регулирования естественных монополий во многих странах была государственная собственность. Хотя это устраняет необходимость в отдельном регулирующем органе, это не без проблем. В частности, стимулы к злоупотреблению монополистической практикой часто столь же сильны для государственной бюрократии, как и для частной фирмы, предоставляющей те же товары или услуги. Более того, можно утверждать, что существует меньшая (но все же значительная) возможность злоупотребления балансом сил, который достигается путем отделения монополиста от его регулирующего органа.
С 80-х годов прошлого века во многих странах, которые хотя бы когда-то были естественными монополиями, наблюдается тенденция к дерегулированию монополий. Принятые меры включали разгосударствление и введение конкуренции, особенно в телекоммуникационной отрасли.
Совместное использование инфраструктуры
Одним из наиболее многообещающих способов эффективного внедрения конкуренции в отраслях, характеризующихся естественной монополией, является разрешение конкурирующим фирмам предоставлять товары или услуги через одну и ту же инфраструктуру, т.е.е., форма вагон обыкновенный . Например, разным компаниям может быть разрешено управлять поездами по одной и той же сети путей и участвовать в расходах на техническое обслуживание путей. Аналогичным образом, различным производителям электроэнергии может быть разрешено использовать одну и ту же сеть передачи для связи со своими потребителями. Кроме того, можно ввести конкуренцию в монополию на проводные телекоммуникации, разрешив новым компаниям связи использовать существующие магистральные линии и разделить расходы на эту инфраструктуру.
Ключевым элементом является то, что доступ к инфраструктуре или сети доступен любой фирме, которая нуждается в нем для поставки своей продукции, при этом регулируются цены, которые владелец инфраструктуры может взимать за ее использование. Также крайне важно установить (и обеспечить соблюдение) минимум стандартов для использования инфраструктуры, чтобы обеспечить совместимость и предотвратить повреждение инфраструктуры. Например, чтобы использовать одни и те же железнодорожные пути, любой машинист поездов должен соответствовать стандартам в отношении размеров вагонов, скорости движения поездов, обучения безопасности членов экипажа и т. Д.
В некоторых ситуациях может потребоваться вмешательство государства для разделения вертикально интегрированных монополий (т. Е. Тех, которые контролируют несколько стадий производства и распределения), чтобы обеспечить работу общих перевозок. Например, в случае с электричеством может быть наиболее эффективным отделить производство электроэнергии от ее распределения и, возможно, от маркетинга и продаж.
Не всегда ясно, является ли введение такой конкуренции с использованием общей инфраструктуры более эффективным, чем возможные альтернативы.Дополнительные издержки конкуренции, включая ее внедрение, могут быть значительными, а устранение вертикальной интеграции может создать дополнительные риски. Одной из таких затрат является увеличение стоимости финансирования, что является ключевой проблемой для капиталоемких естественных монополий.
Сетевые эффекты
Сетевые эффекты иногда связаны с естественными монополиями, и поэтому их следует принимать во внимание при рассмотрении политики в отношении таких монополий.Сетевой эффект — это ситуация, в которой ценность продукта для существующего или потенциального владельца или пользователя зависит от количества людей, уже владеющих или использующих этот продукт. Хотя сетевые эффекты часто путают с эффектом масштаба , последние отличаются тем, что они представляют собой сокращение себестоимости единицы продукции, которое может быть результатом более крупного выпуска продукции, а не сокращение затрат или увеличение прибыли, получаемой напрямую. пользователям или покупателям продукта.
Примером ситуации, в которой будут сетевые эффекты для продукта естественной монополии, может быть городская транспортная система, такая как метро или легкорельсовый транспорт. Увеличение количества пассажиров может привести к увеличению частоты обслуживания и / или добавлению новых маршрутов. Это принесет пользу уже имеющимся пассажирам, поскольку сократит время ожидания и / или предложит выбор новых направлений.
Другой пример — телефоны в проводной телефонной системе, когда такие системы еще были естественными монополиями (т.е., до того, как стали доступны сотовые телефоны). По мере увеличения числа людей, подписавшихся на телефонные услуги, ценность каждого абонента возрастала, поскольку можно было звонить большему количеству родственников, друзей, предприятий и т. Д.
Иногда утверждают, что компьютерное программное обеспечение является естественной монополией и характеризуется значительными сетевыми эффектами. Однако при более близком рассмотрении можно увидеть, что первое неверно, несмотря на тот факт, что в большей части индустрии программного обеспечения в настоящее время доминирует одна крупная компания с высокой степенью монопольной власти.Что касается последнего, верно, что в настоящее время существуют большие сетевые эффекты для некоторых типов программного обеспечения в результате де-факто стандартов взаимодействия данных и программ (то есть для форматов файлов и операционных систем), установленных доминирующей компанией. Однако можно утверждать, что эти проприетарные стандарты (т. Е. Принадлежащие одной компании) не позволяют реализовать весь потенциал сетевых эффектов, которые могут быть достигнуты в более конкурентной среде с открытыми стандартами, которые могут быть внедрены всеми фирмами. которые могут войти в отрасль.
Создано 16 июня 2005 г.
.
Copyright © 2005 The Linux Information Project. Все права защищены.Что такое естественная монополия? — Определение | Значение
Определение: Естественная монополия возникает, когда одна фирма поставляет на весь рынок определенный продукт или услугу без какой-либо конкуренции из-за больших барьеров для входа. Эти барьеры для входа могут включать высокие начальные затраты, высокие фиксированные затраты, трудности с получением необходимого сырья, а также многое другое.
Что означает естественная монополия?
Другими словами, это когда одна компания контролирует рынок из-за уникального продукта, производства или рыночных условий.Естественная монополия — это именно то, что следует из названия. Это происходит естественно, без сговора или несправедливой игры. NM меньше обеспокоен новыми участниками рынка, которые могут подорвать его долю на рынке и влияние. Компании, которые рассматривают возможность выхода на рынок, осознают, что они не могут конкурировать из-за низкой стоимости, которую конкурирует ЯМ, потому что обычно это связано с большой экономией от масштаба. Входить слишком сложно.
Обычно естественные монополии действуют в отраслях, для работы которых требуются передовые технологии и / или сырье.Хотя NM сталкивается с высокими фиксированными производственными затратами и высокими расходами на распространение, средняя стоимость снижается до точки, в которой кривая спроса пересекает кривую средней стоимости. Типичными примерами естественных монополий являются компании, работающие в сфере производства и распределения энергии, распределения воды, общественного транспорта, телекоммуникаций и почты.
Правительство разрешает естественные монополии, но регулирует их с помощью Бюро по конкуренции Федеральной торговой комиссии для защиты потребителей.Если потребителей невозможно защитить, правительство может национализировать монополии на рынке.
Давайте посмотрим на пример.
Пример
Коммунальное предприятие — хороший пример этой концепции. Коммунальные компании должны управлять линиями электропередач, водопроводными и канализационными системами. Города не могут позволить нескольким компаниям управлять всем этим в каждом доме в своем районе. Логистика не сработает. Вместо этого одна компания может контролировать свою собственную систему коммунальных услуг.
Компания А, например, является регулируемой государством компанией водоснабжения в Андерсоне, Калифорния.Чтобы обеспечить водой жителей Андерсона, компании необходимо построить водопроводную сеть через город.
Две или более компании не могут конкурировать в предоставлении этой услуги, потому что они не могут приобрести собственное водоснабжение или построить трубопроводную сеть, необходимую для работы этой услуги. Таким образом, компания A работает на рынке сама по себе и сталкивается с более низкими материальными затратами из-за отсутствия конкуренции при обслуживании всего города.
.