Грамотность для чего нужна: Для чего нужна грамотность?

Содержание

Для чего нужна грамотность?


Грамотным мы называем человека, умеющего читать и писать. Общение – это обмен информацией, а безграмотный человек не может использовать все виды источников информации для её получения. Он не может прочитать книгу, газету, написать письмо. Безграмотному так же тяжело в общении, как слепому, глухому или немому. Грамотность – это источник свободы, она призвана дать людям возможность принимать активное участие в жизни. Грамотность и образование позволяют людям преодолевать отсталость, бедность и безработицу. Благодаря ей угнетённые люди могут обрести свой голос, бедняки – узнать о том, как получать знания, а слабые – о том, как стать сильными.

Кроме того, грамотным мы называем умеющего писать без грамматических ошибок. Можно было бы возразить: “Какие условности! Разве важно то, как написано? Важно то, что написано!”. Это как соотношение формы и содержания. Красивая девушка даже в простом сарафане, безусловно, привлекательнее дурнушки в дорогом платье. Однако посмотрим на это с другой стороны. Вот, скажем, два принца: оба умные, добрые, заботливые, любящие, оба на белых конях, да вот незадача – один маленький, страшненький, горбатенький и вообще особых симпатий не вызывает, а другой – высокий, красивый… Нетрудно догадаться, что второй принц будет более востребованным, нежели первый. То же самое и с грамотностью: если хорошие, умные мысли будут “облачены” в грамотно оформленные фразы, в правильно написанные или произнесённые слова, это будет лучше. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо – на каждой ошибке спотыкаешься, а порой и вовсе не сразу понимаешь написанное. Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым адресуешься. Писать грамотно – значит уважать их время.

Однако грамотность – это и показатель уровня культуры. Кроме элементарной грамотности – умения читать, писать, осуществлять простейшие арифметические действия – существует и другая грамотность. Все мы слышали о компьютерной и информационной грамотности, о правовой, экологической, языковой грамотности.

В современном мире умение находить информацию и пользоваться ею, владение навыками работы с компьютером, умение правильно говорить, знание законов, прав и обязанностей так же необходимы, как способность читать и писать. Совокупность всех этих (и многих других) “грамотностей” – это способность человека вступать в отношения с окружающим миром, это уровень знаний, навыков и умений, который помогает ему нормально сосуществовать с другими членами общества. Это мера культурного развития отдельного человека, группы людей, нации или страны. Грамотность служит средством, при помощи которого люди познают мир, делятся своим пониманием с другими, справляются с проблемами повседневной жизни, устанавливают или поддерживают отношения с другими людьми.

Грамотность – это вызов развивающейся культуры культуре застывшей. Её распространение – первейшее условие экономического благополучия. Однако в последние годы темпы распространения грамотности в мире замедлились. Сегодня люди, к сожалению, всё меньше читают, предпочитая получать информацию из других источников.

И всё меньшее количество людей волнуют нормы произношения, главное – высказаться, обратить на себя внимание.

До тех пор пока мировое сообщество будет мириться с невежеством, оно не сумеет гарантировать равные права и свободы для всех.

Абсолютно необходимо, чтобы сегодняшним молодым людям были даны знания, которые требуются им для поддержания жизни и обеспечения своего будущего.

Ирина ОЩЕПКОВА

Нужна ли грамотность современному человеку. Зачем человеку нужно быть грамотным? Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства.

Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка — специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования — все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной — знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов — получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет — т.

е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность — одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность — это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык — это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.

Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи « пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки » — такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает — уметь грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад, когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд — это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему «Зачем нужно уметь писать грамотно» — для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая — почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово «появится» в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах — вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс «Соло на клавиатуре» Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки — уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье .

По-моему, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно властьимущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор — «грамотейка» еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим — легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, «не отходя от кассы», пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!

Под общей грамотностью обычно понимают то, насколько свободно владеет человек родным языком, способен ли он связывать мысли в логичные фразы, пишет ли он без ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации, ставит ли в словах правильные ударения.

На сегодняшний день прослеживается опасная тенденция примитивизации русского языка и попирания его грамматических правил. Большинство людей сегодня вообще не читает книг. Письма друг другу люди составляют в электронном виде, короткие послания формулируют и отправляют с мобильных телефонов.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

Почерпнуть грамотность можно не только из учебников. Ею наполнены многие книги, несущие в себе все знания и весь опыт, накопленный человечеством за свою многовековую историю.

Часто в этой истории разные партии или правящая элита нашей страны пытались использовать грамотность в своих корыстных целях. Либо применяли её для продвижения в массы своей идеологии.

На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

К сожалению, параллельно с этим благодатным процессом шел негативный процесс упрощения русского языка. Попытки сделать примитивным русский язык предпринимаются и доныне.

Сегодня этому способствует развитие современных средств связи и почти полное предание забвению привычных способов письменной коммуникации. Все это не так уж безобидно. Поскольку, чем более упрощается язык народа, тем примитивнее становится его мышление.

Нынче царит глобальная неграмотность. Остается всё меньше по-настоящему грамотных людей. Говорить с грамматическими ошибками позволяют себе все, начиная с государственных руководителей.

Любой человек, отождествляющий себя со своим народом, своей нацией, должен понимать, что начинается единство нации с единства её языка. Корни самоопределения нации в одних для всех языковых и грамматических правилах.

Личную культуру за деньги не купишь. Высокий властный пост её тоже не прибавляет. Основным критерием культурности и образованности человека остается старая добрая грамотность. Перед россиянами, считающих себя таковыми, стоит сегодня задача «сбережения» русского языка. Людям, обладающим грамотным письмом и речью, всегда проще понять друг друга. И есть за что друг друга уважать!

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Российские дворяне, будучи правящим классом вплоть до революции 1917-го года, ясно осознавали необходимость грамотности, как части культуры. Поэтому они учили своих детей грамматике и риторике с малых лет.

Строго говоря, понятие грамотность означает понимание различий между произношением и написанием и знание исключений из правил. Если человек правила грамматики начал изучать довольно рано, тогда и писать он будет всегда грамотно.

Действительно культурные и образованные люди точно знали, что если записывать слова, исходя из того, как они слышатся — это крайне неверно, так как слышат все по-разному, а для верного написания существуют правила.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным — невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Нация определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация. Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию. Но стоит ли прислушиваться к таким?

Сегодня языкознание и его законы, порой, вульгарно попираются. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки.

Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, обогащая свой словарный запас, осваивая непростую, но очень интересную русскую грамматику, а также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать, а также будут уважать в его лице и всю нацию, которую он представляет.

что это, зачем и кому нужна

Москва ––  крупный финансовый центр, здесь сосредоточена большая часть экономики страны. Столица предоставляет огромное количество возможностей, в том числе, например, для преумножении капитала за счет вложений. Однако, чтобы получить максимум, нужно быть финансово грамотным 

Так что же такое финансовая грамотность?

Если говорить в целом, то под финансовой грамотностью подразумевается четкое понимание  того, как работают деньги, как управлять финансами и как вообще накопить капитал. 

Финансовая грамотность –– этот набор необходимых знаний, которые нужны каждому не сколько для получение дополнительного дохода, сколько для повседневной жизни. Это ведение и планирование бюджета, различные платежи, в том числе банковские карты, кредиты, и много другое. Все это можно назвать базой, без освоения которой не стоит приступать к более сложным вещам, например, инвестированию или покупке биткоинов.

Главные особенности финансово грамотного человека: 

  1. Расходы никогда не превышают доходы
  2. Часть свободных денег отдаются на инвестиции в различных формах

Почему знания в финансах так важны?


Финансовая грамотность важна, в первую очередь потому, что она дает инструменты, знания и навыки, необходимые для эффективного управления деньгами. Ведь первостепенно важно не заработать миллионы, а не потерять уже имеющиеся и не попасть в долговую яму из-за нехватки знаний. Как финансовая грамотность может повлиять на вашу жизнь: 

  • Поймете, как составлять бюджет

Это первый шаг на пути к пониманию как управлять деньгами: вы сможете отслеживать траты, корректировать расходы, согласно потребностям.

  • Научитесь управлять кредитами

Когда вы обладаете знаниями в области финансов, вы осознаете необходимость поиска самых низких процентных ставок при сравнении условий кредита.  Вы также знаете, что ежемесячно выплачивать остатки по кредитным картам –– лучший способ предотвратить процентные расходы.

  • Пойми, как работает “подушка безопасности”

Сбережения –– это возможность предотвратить возникновение задолженности. Например, вы можете открыть сберегательный счет, с которого можно снимать средства при возникновении непредвиденных расходов. 

  • План накоплений на пенсию

Несмотря на то, что московские пенсии, по сравнению с регионами, намного больше, нельзя забывать о том, что и уровень жизни в столице выше. Поэтому о накоплениях стоит задуматься, даже если вам еще нет 25.

Как и где научиться финансовой грамотности?

С 2017 года Правительство Москвы начала программу по повышению финансовой грамотности населения: это и различные конференции, дополнительные уроки в школах. Одно из ключевых событий –– ежегодный Фестиваль финансовой грамотности в Москве.

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
  •  2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

  • умение найти связь предложений в тексте;
  • умение анализировать структуру текста;
  • умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте;
  • умение работать с неявно заданной информацией;
  • умение проанализировать информацию условия задачи и структурировать имеющуюся там информацию;
  • умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность;
  • умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
  • умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Рекомендуемая литература

Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов

Гончарук С.Ю., Фёдоров В.В. Русский язык. Задачник по функциональной грамотности.

Зачем нужна грамотность? — Студопедия

Едва ли уровень грамотности в настоящее время серьезно снизился. Количество орфографических и пунктуационных ошибок во вступительных сочинениях было чрезвычайно велико двадцать пять лет тому назад и таким и остается. Но печатные издания выходили практически без ошибок. Конечно, это происходило благодаря внимательной работе профессиональных корректоров. Что же касается жанров письменной речи, в которых корректуры не было (например, частной переписки), то и раньше многие люди писали неграмотно, и сейчас продолжается то же самое.

Однако для общей характеристики языковой ситуации существен не столько уровень грамотности частной переписки, сколько жанры массовой коммуникации. У многих людей развита зрительная память, и при отсутствии специальной орфографической рефлексии, многократно сталкиваясь с неправильным написанием, они к нему привыкают и начинают воспринимать как допустимое.

Я уже упоминал о том, что неграмотные написания стали нередко появляться на страницах газет; что еще хуже, грубые орфографические ошибки встречаются и в телевизионных субтитрах, воздействуя тем самым на еще более массовую аудиторию. Однако, с точки зрения уровня грамотности в обществе, главную тревогу могут вызывать различного рода интернет-форумы, на которых за грамотностью, как правило, никто не следит, но которые, в отличие от частной переписки, доступны массовой аудитории и оказывают на нее определенное воз действие. Именно с распространенностью массовой интернет-коммуникации связано, на мой взгляд, наблюдаемое в настоящее время падение престижности грамотности [11].


Относиться к этому можно по-разному. Еще в 1915 году известный педагог К. Г. Житомирский в своей книге «Молох XX века» высказывал мнение, что излишнее значение, которое придается в российском обществе (в частности, в гимназическом обучении) безошибочному письму, ведет к «бесполезным затратам» и потому от него, как от любого излишества, следовало бы отказаться [12]. Еще в большей мере это можно отнести к «орфографическому режиму», установившемуся в Советском Союзе. С другой стороны, неграмотно написанный текст значительно хуже воспринимается, на его прочтение нужно больше времени. Да и вообще грамотное письмо традиционно считается частью культуры. Поэтому меня лично падение престижности умения грамотно писать огорчает; но изменить эту тенденцию не так просто.

Зачем человеку грамотность? | Обучение

Почему в последнее время все громче протест грамотного меньшинства? Отчего им так неуютно среди массы милых и благополучных людей, которым все звОнит и звОнит неведомый абонент?

Даже не будем затрагивать вопрос о разрушении русского языка, он и не с такими напастями справлялся сам. Попробуем поговорить на тему: чем является грамотность для нас сегодня. А если нам удастся заглянуть за бруствер грядущего, то это будет удача, на которую даже не рассчитывали.

Грамотность как индикатор «свой-чужой»

Плакат, 1931 г.
Фото: artchive.ru

Всегда приятно поговорить с культурным человеком, обладающим правильной, образной речью. А если это общение происходит на собеседовании при приеме на работу? Мы всегда неосознанно совершаем выбор, с кем дружить, с кем проводить время, и не последнюю роль в этом выборе играет грамотность.

Два века назад было проще: дворяне говорили по-французски, остальные — кто как умеет. Современное общество настолько жаждет роскоши человеческого общения, что за эту роскошь готово принимать любые эрзацы социальных сетей. А на этом поле, где произрастают чаты, форумы, твиттеры, блоги и рулящие комменты, уже невозможно закрыться от троллей и прелестной безграмотной школоты.

Грамотность как искусство

А это и есть искусство. Как опера. Вещь сама по себе и сама для себя. Есть примы, крепкие профессионалы, поклонники, меценаты, здания, кресла. И этот мир никак не пересекается с царством шансона. Как сцена нужна для того, чтобы хоть на полметра подняться над повседневностью, так и грамотность позволяет получить чистое удовольствие от мастерства и виртуозности.

Фото: Depositphotos

Недаром наравне с ужасом ЕГЭ есть развлечение тотального диктанта, который грозит стать вскоре забавой целой страны.

Резервации грамотности

Кто остается в сухом остатке — филологи, журналисты, писатели, учителя словесности, юристы. Хотел бы добавить сюда деловую переписку, но совесть не позволяет. Эти рубежи грамотность оставила давно и по всей вертикали.

Мало грамотных людей на просторах Интернета, они скрываются в резервациях редких умных порталов. Они пока занимают командные высоты в деле создания контента и модерирования, но постепенно вымирают. А остальным ни к чему быть грамотными, они уже имеют индульгенцию от смайлика в аське.

Грамотность и человек из народа

Не видит проблемы простой человек. Настучит письмо по шаблону, заявление по образцу, статью по примеру. Что господин Ворд подчеркнет красненьким, то поправит, а что зелененьким — разобьет на два простых предложения. Что до стилистики и смысла, так не трактат о тибетской медицине он пишет, от неточностей никто не умрет…

Подчеркнул word ошибки красным, вот и хорошо…
Фото: Depositphotos

Мы уходим, оставляя страну новому, неведомому поколению. Они не хуже и не лучше нас, они другие. Они ничего не читают. Это не нужно. Незачем что-то знать и уметь. Любое знание даст Сеть.

С отмиранием письма на бумаге грамотность все более уступает утилитарному удобству. Любая ошибка, описка, смысловые и стилистические неточности, все это вскоре будет считаться нормой, а не безграмотностью. Недолго осталось ждать того дня, когда к «брачащимся парам» прилетит «жури на парашутах».

А пока грамотность нужна нам, чтобы отличать в толпе своих, приподнимать себя над повседневностью и получать удовольствие от своего существования.

Нужна ли грамотность в Интернете? | Проза жизни

Посмотришь на диалоги в постах форумов и невольно задумаешься — почему? Или современное поколение человека, грамотно выражающего мысли, причисляет к «ботанам»? Похоже на то, что зачастую в общении в Интернете присутствует нарочитая безграмотность. Конечно, можно с юмором отнестись к приветствию «Превед, медвед!». Можно. Если это одна фраза, одно слово, одно какое-то словосочетание — еще можно хохотнуть.

Я не считаю себя супер-пупер-грамотным человеком. В детстве много читал, да и сейчас люблю почитать литературу на различные темы — хочешь не хочешь, но правописание многих слов оставляет оттиски на мозговой коре среди прочих извилин.

Я все понимаю — кто-то где-то не доучился, а где-то не дочитал, всякое может быть… Не грамотен в слове, грамотен в чем-то другом. Но зачем нарочно искажать слово? Или это рождение ультрасовременного русского языка? «Превед — здравствуйте», «викинги — вигинги (!)», «чето — что-то», «чаво — чего»… И мы являемся свидетелями чего-то великого? И ужасного…

Пренебрежение словом — это худшее, что может быть у нации. Язык определяет нас среди прочих. Кубинец говорит иначе, чем испанец, американца порой не понимает британец. Русским языком восхищаются любители прекрасного во всем мире — зачитываются классиками, да и современными прозаиками и поэтами. Почему же мы, носители русского языка, относимся к нему с таким пренебрежением? Что это за таинство, недоступное иностранцам? Идет ведь искажение не столь формы, сколь содержимого слова.

Например, слово «красавчик». Какие ассоциации вызывает это слово? Представили? Теперь напишем «красавчег». Те же ли образы возникнут? Не думаю. Возникает совершенно иной ряд ассоциаций. Нет, лексическое значение остается прежним, но искаженное слово вдруг превращается в слово-синоним.

Слово «автор» заменим нововведением «аффтар». Если при первом слове у меня уголки губ кверху, но при втором написании взбешенное сердце роет грудь: «Кто посмел меня так назвать?!» А что произошло-то? А ничего, просто «ловкость букв — и никакого мошенничества»!

Плохо это или хорошо — я не знаю. Время покажет. Искаженные слова виртуального общения рождают нюансы, какие-то новые вибрации эмоционального состояния современного человека. Эмоциональный фон его — нельзя сказать, что стал богаче, чем у человека доинетовской эпохи. Это спорно, но то, что стал иным — с этим трудно не согласиться. Мы же придаем новым явлениям, открытым учеными, новые имена. Почему же новым эмоциональным состояниям не породить новые словесные оболочки?

Единственное, о чем мы сможем пожалеть впоследствии, что инетовские словечки превратятся в обыденные «трехаккордовые» словеса. Как бы инетовская поросль не скатилась до уровня Эллочки из «12 стульев» со словарным словарем в 30 слов… Или в одно слово? «ЗАчОт», «ЗачОт», «заЧОТ», «ЗачоТ», «ЗАчот», «ЗЗЗачот», «зачччот», «зачоттт»…

Что такое грамотность?

Грамотность традиционно считалась чтением и письмом. Хотя это важные компоненты грамотности, сегодня наше понимание грамотности охватывает гораздо больше. Alberta Education определяет грамотность как способность, уверенность и готовность использовать язык для приобретения, конструирования и передачи смысла во всех аспектах повседневной жизни . Язык объясняется как социально и культурно сконструированная система общения.

Грамотность среди детей младшего возраста

С момента рождения ребенка начинается его или ее путь к грамотности. Способности детей к грамотности воспитываются в их семьях и общинах. Примеры:

  • Младенец улыбается или плачет, чтобы сообщить о своих потребностях родителю
  • Малыш, формирующий свои первые слова
  • Маленький ребенок интерпретирует символы вокруг себя
  • дошкольник поет песню и
  • Родитель и ребенок смеются над рассказом

Грамотность среди детей школьного возраста

По мере того, как дети поступают в школьную систему, большое внимание уделяется развитию навыков чтения и письма.Дети участвуют в возможностях обучения, которые заставляют их взаимодействовать со многими различными формами текста, в печатной и цифровой формах, используя слова, визуальные эффекты и графику. Студенты начинают изучать

  • Правила языка
  • как получать информацию, оценивать ее и этично использовать
  • , как конструировать смысл из различных типов текста и
  • как эффективно общаться

По мере прохождения школьной системы учащиеся продолжают совершенствовать все свои базовые навыки, изучая более широкий спектр текстов и технологий.Огромный объем информации, доступной как в печати, так и в Интернете, а также возможность общаться с широкой и разнообразной аудиторией по всему миру расширили способы чтения и общения наших студентов. Грамотность для наших студентов сегодня также означает подготовку их к критическим и этичным потребителям информации.

Где проводится обучение грамоте?

Развитие грамотности происходит не только в классе языковых искусств. Это общая ответственность всех преподавателей.Хотя конкретные знания и навыки преподаются в основном в области языковых искусств, каждый учитель предметной области несет ответственность за дальнейшее развитие, укрепление и повышение грамотности. В каждой предметной области есть свои уникальные требования к грамотности. Учителя предметной области знают свой предмет и свои программы обучения. Они осведомлены о требованиях к грамотности своего предмета и понимают, что именно благодаря грамотности создается смысл в содержании их предметной области. Учащимся необходимо научить читать разные типы текста, писать и выражать свои мысли в форматах, связанных с каждым предметом, а также использовать лексику, ориентированную на конкретное содержание.

Развитие грамотности происходит не только в школе, но и во всех аспектах повседневной жизни. Мы взаимодействуем с другими, когда разговариваем. Мы читаем карты, рекламные объявления, газеты, рецепты, руководства и веб-сайты. Мы анализируем и интерпретируем огромное количество медийной информации. Мы пишем стихи, песни, отчеты, блоги и электронные письма. Грамотность открывает дверь в мир.

Что такое грамотность и почему это важно?

Что такое грамотность?

Грамотность чаще всего определяется как способность читать и писать.

Но все не так просто, как кажется. Способности к чтению и письму различаются в зависимости от культуры и контекста, и они тоже постоянно меняются.

В настоящее время «чтение» охватывает сложные визуальные и цифровые носители, а также печатные материалы. Пожилой человек, умеющий читать газету, может с трудом получить информацию от Google.

Точно так же разные культуры будут по-разному воспринимать грамотность. Традиции письма английского языка делают понимание прочитанного важной частью грамотности, но это может быть не так важно в культурах или группах, которые редко читают печатные материалы.

Почему грамотность важна?

Студентам необходима грамотность, чтобы пользоваться письменным словом в повседневной жизни.

Подумайте, как часто вы используете свои навыки чтения в повседневной жизни. Не только статьи, подобные этой, требуют грамотности, но и вывески, ярлыки и сообщения на вашем телефоне.

То же самое и с письмом. В настоящее время даже телефонные звонки уступили место мгновенному обмену сообщениями и текстовому общению, что сделало умение читать еще более важным.

Но помимо функционального уровня грамотность играет жизненно важную роль в превращении студентов в социально активных граждан. Умение читать и писать означает быть в курсе текущих событий, эффективно общаться и понимать проблемы, которые формируют наш мир.

Способы поддержки развития грамотности

Развитие грамотности должно быть совместным усилием дома и школы. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать навыки грамотности младших школьников:

Поощрять чтение

Чтение — это первый столп грамотности, поэтому поощряйте молодых учеников часто и глубоко погружаться в него.Это должно включать знакомство с самыми разными жанрами, такими как газеты, романы, комиксы, журналы, фильмы, справочные материалы и веб-сайты.

Обсудить тексты вместе

Активное обсуждение прочитанного побуждает учащихся устанавливать связи и глубоко размышлять об идеях, содержащихся в текстах. После прочтения или просмотра текста обсудите, что он заставил учащихся думать и чувствовать.

Используйте игры и занятия, способствующие развитию грамотности

  • Напишите рассказ на полстраницы, в котором используются новые и необычные слова или фразы.
  • Опишите человека или объект как можно большим количеством прилагательных.
  • Охота на мусорщиков: рыскайте по сети, чтобы найти факты по заданной теме в установленные сроки.
  • Кратко опишите сюжет романа или фильма своими словами (по мере того, как учащиеся прогрессируют, они могут попытаться сделать это как можно меньшим количеством слов).
  • Проведите соревнование, чтобы узнать, кто может найти как можно больше рифмующихся слов, начиная с заданного слова. Учащиеся также могут писать стихи или песни с рифмой.

Воспользуйтесь библиотекой

Погружение детей в огромное количество текстов побуждает их погрузиться в них и исследовать. Нет лучшего места для этого, чем школа или общественная библиотека.

Грамотность — это больше, чем просто чтение и письмо

От Постоянного комитета NCTE по вопросам глобального гражданства

Этот пост написала член NCTE Эмбер Петерсон, член Постоянного комитета NCTE по вопросам глобального гражданства.

«Историю пишут победители». —Неизвестно

Как члены комитета, мы регулярно пытаемся дать исчерпывающее определение грамотности. Распространенное определение «способность читать и писать» становится все более сложным при ближайшем рассмотрении. Как выглядит мастерство чтения и письма? Как мы это измеряем? Как мы взвешиваем цифровое и технологическое мастерство? При чем тут умение считать? Какое значение имеют ценности наших сообществ и культурные обычаи? sПри измерении грамотности, какие языки и диалекты учитываются, а какие нет?

Несмотря на всю сложность, грамотность — это глобальный показатель, который мы используем для оценки здоровья и компетентности сообществ.Было обнаружено, что высокий уровень грамотности коррелирует со всем — от лучшего доступа к экономическим возможностям, лучшего питания и экологической устойчивости.

Фактически, повышение глобальной грамотности лежит в основе всех Целей устойчивого развития ЮНЕСКО на период до 2030 года, признавая тот факт, что такие идеалы, как гендерное равенство, устойчивая инфраструктура и искоренение нищеты и голода, невозможны без грамотного населения. Соответственно, объемное определение грамотности ЮНЕСКО — это «средство идентификации, понимания, интерпретации, творчества и коммуникации во все более цифровом, текстовом, информационном и быстро меняющемся мире.”(ЮНЕСКО)

Такой акцент на грамотности как инструменте конструктивного взаимодействия с обществом имеет смысл. По мере того, как наше население увеличивается, а технологии разрушают все новые барьеры между нами, способность общаться и взаимодействовать с окружающими становится еще более важной. Однако, рассматривая грамотность, невозможно игнорировать бесчисленные способы, которыми империалистические и колониалистические системы формируют гендерное и региональное неравенство в доступе.

Многие историки предполагают, что письменность возникла, по крайней мере частично, как инструмент для поддержания власти.Классный статус диктовал ему доступ к обучению грамоте, и часто тем, у кого не было власти, вообще запрещалось учиться читать и писать. Колониализм, империализм и распространение англо-европейской идеологии, ориентированной на мужчин, начиная с 15 века и далее, создали глобальные структуры власти, которые все еще доминируют сегодня.

Если рассматривать с этой точки зрения, неудивительно, что женщины составляют две трети неграмотного населения мира и что в Африке к югу от Сахары, регионе, который, возможно, больше всего пострадал от многих из этих неравноправных властных структур, уровень грамотности один из самых низких. в мире.

Хотя наше внимание должно и должно быть сосредоточено на предоставлении каждому повсюду инструментов для «идентификации, понимания, интерпретации, создания и общения во все более цифровом, текстовом, информационном и быстро меняющемся мире», эта стойкая неравноправная власть структуры диктуют, что прогресс всегда будет однобоким и медленным.

По мере продвижения вперед, возможно, нам также необходимо более внимательно изучить и рассмотреть мир и опыт «неграмотных». Лишь относительно недавно грамотность стала ожидаемой или даже возможной для подавляющего большинства общества.На протяжении веков люди жили, смеялись, торговали, общались и выживали, не умея читать и писать. Даже сегодня, хотя неграмотность может быть буквальным смертным приговором (исследования показали, что уровень грамотности среди женщин может фактически служить предиктором детской смертности (Саураб и др.)), Это, безусловно, метафорический приговор, в котором опыт и вклад Те, кто так страдает, обесцениваются как намеренно, так и из-за тщеславия.

Мы обрекаем на смерть целые культуры и стираем опыт целых народов, признавая превосходство грамотных, но неграмотность не означает невежества.Мы можем и должны учиться у каждого, и мы должны предоставить другие возможности к глобальной гражданственности для тех, кто не умеет читать и писать.

Итак, что это значит для нашего определения грамотности? Проще говоря, грамотность — это то, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром, как мы его формируем и формируем им. Это то, как мы общаемся с другими посредством чтения и письма, а также посредством разговора, слушания и творчества. Так мы формулируем свой опыт в мире и заявляем: «Мы здесь!»

Работая директором по программным инновациям в LitWorld, я могу общаться с молодыми людьми по всему миру и исследовать идею грамотности с разных сторон.Ресурсы для обучения грамоте сильно различаются от одного места к другому, как и процедуры измерения показателей и общие передовые практики.

Что не меняется, так это врожденное стремление людей выражать себя, учиться и расти. Я вижу энтузиазм, с которым молодые люди ухватываются за возможность поделиться историями о себе и о мире, чтобы их выслушали и усвоили. Я также воочию вижу разрушительный эффект, когда мне говорят, что ваша история, ваше сообщество и ваша культура не имеют значения.Я был свидетелем потери уверенности, падающей самооценки и цикла безнадежности, который приходит с заглушением голосов.

Как преподаватели и граждане мира мы обязаны внедрять грамотность во ВСЕХ ее формах.

5 предложений по распространению грамотности для обеспечения глобальной гражданственности в классе
  1. Сосредоточиться на собственных историях учащихся . Найдите способы сосредоточить их опыт и использовать возможности, чтобы поделиться им как неформально, так и формально.
  2. Изучите ВСЕ языки, на которых говорят ваши ученики. Быть многоязычным — это преимущество, а не недостаток! Многие из наших студентов многоязычны, чего мы никогда не осознаем. Овладение формальными и стандартизованными языковыми структурами — важный инструмент, к которому каждый студент заслуживает доступа, но жизнь часто происходит вне этих структур и вокруг них. Эти повседневные взаимодействия также важны, ценны и действенны.
  3. Обеспечьте регулярный доступ к разнообразным историям, изображениям, опыту и перспективам. Мир огромен, и это прекрасное разнообразие. Помогите своим ученикам увидеть это как таковое. Предоставление доступа к недостаточно представленным рассказам и отчетам помогает деколонизировать ваш класс и нормализовать принятие незнакомого.
  4. Придавайте большое значение чтению, письму, устной речи, аудированию и творчеству в работе ваших учеников. Убедитесь, что чтение и письмо не являются единственными способами признания и поощрения учащихся за то, что они восприняли идеи, выразили свои мысли или продемонстрировали понимание.Поощрение различных способов выражения не только предоставляет учащимся больше возможностей для изучения и демонстрации собственного интеллекта, но и побуждает их искать информацию, вдохновение и знания из различных источников.
  5. Читайте вслух вместе, часто . Чтение вслух эффективно во всех классах, несмотря на то, что эта критическая практика обычно прекращается в начальной школе. Чтение вслух может обеспечить доступ к контенту, к которому учащиеся не смогут получить доступ самостоятельно.Это также способ создания сообщества и создания общего опыта для всего класса.

Постоянный комитет по глобальной гражданственности работает над выявлением и решением вопросов, вызывающих широкий интерес у членов NCTE, заинтересованных в продвижении глобальной гражданственности и связей в глобальном контексте в рамках Совета и в контексте преподавания членов.

Источники

Грамотность. (2018, 19 марта). Получено 2 марта 2020 г. с сайта https: // en.unesco.org/themes/literacy

Саураб, С., Саркар, С., и Пандей, Д. К. (2013). Уровень грамотности женщин является лучшим показателем рождаемости и младенческой смертности в Индии. Получено 2 марта 2020 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4649870/

.

Повестка дня в области устойчивого развития — Устойчивое развитие Организации Объединенных Наций. (нет данных). Получено 2 марта 2020 г. с https://www.un.org/sustainabledevelopment/development-agenda/

.

Эмбер Петерсон — директор по программным инновациям в LitWorld, некоммерческой организации, которая способствует грамотности и социальному эмоциональному развитию посредством рассказывания историй.Она имеет степень бакалавра в области английской литературы, театра и геологии в Оберлинском колледже, а также степень магистра педагогики в Университете Сент-Джонс, а также работала учителем в государственной школе, консультантом по вопросам образования и тренером по обучению в США и за рубежом.

Топ-5 навыков, необходимых для детской грамотности

Навыки грамотности — это все навыки, необходимые для чтения и письма. К ним относятся такие вещи, как понимание звуков языка, понимание печати и взаимосвязь между буквами и звуками.Другие навыки грамотности включают словарный запас, правописание и понимание.

Вот несколько простых определений некоторых навыков, содержащихся в более широком понятии грамотности.

Фонематическая осведомленность

Фонематическая осведомленность (осведомленность о звуках) — это способность слышать отдельные звуки языка и играть с ними, создавать новые слова, используя эти звуки по-разному. Обычно это происходит в ходе естественного развития ребенка.

Не вдаваясь в технические подробности, но интересно разбить части языка, большинство из которых мы изучаем интуитивно, слушая своих родителей и других людей вокруг нас.Стоит отметить, что слова состоят из различных звуков, помимо согласных и гласных, в том числе:

  • Диграфы : Две буквы, образующие один звук, например, «еа» в «хлебе» или «нг» в «песне».
  • Начало : Часть слога непосредственно перед гласной этого слога. В слове «кошка» начало звучит как / c /.
  • Иней : гласная слога и звук сразу после него. В слове «кошка» иней — это звук / at /.

Фонема — это наименьший звуковой сегмент разговорного языка, имеющий значение. В слове «кошка» три фонемы: / c / / a / / t /.

Когда ваш ребенок начинает играть с небольшими кусочками слова, это указывает на то, что у него есть некоторая фонематическая осведомленность. Вот почему рифмующиеся рассказы, такие как «Доктор Сьюз», являются отличным выбором для чтения детям, даже если они еще не умеют читать сами, чтобы познакомить их с различными способами перестановки звуков.

Осведомленность о печати

Родители могут способствовать повышению осведомленности о печати, приобщая детей к книгам и другим материалам для чтения с самого раннего возраста.В основном осведомленность о печати начинается дома и в повседневной жизни ребенка. Чтение для детей имеет решающее значение для развития этого понимания и приобщения их к буквам алфавита.

Дети также узнают о печати из экологической печати, таких как слова, встречающиеся на дорожных знаках, коробках с хлопьями и т. Д. Перед поступлением в первый класс детям важно хотя бы немного разбираться в печати, чтобы не испытывать затруднений при обучении чтению.

Словарь

Дети, обучающиеся чтению (и большинство людей), обычно имеют два вида словарного запаса, которые представляют собой совокупность всех слов, которые человек знает и использует в разговоре.

Активный словарь включает слова, которые человек регулярно использует в устной и письменной речи. Слова в активном словаре — это те слова, которые человек может определять и использовать в контексте. Слова в пассивном словаре — это те слова, которые человек знает, но значение которых он мог интерпретировать через контекст и использовать другими.

Орфография

Орфография определяется просто как расположение букв, составляющих слово. То, как пишутся слова, и понимание концепций неправильного написания помогают детям раньше учиться читать, особенно если они сталкиваются с новыми словами.

Понимание прочитанного

Если ребенок может читать и понимать значение того, что он читает, говорят, что он понимает прочитанное. Понимание прочитанного включает в себя не только способность читать слова, но и способность делать выводы и определять закономерности и подсказки в тексте.

Например, если ребенок читает о человеке, который решает нести зонтик, ребенок может сделать вывод, что этого человека ожидает дождь, или что дождь может каким-то образом повлиять на историю.

Слово от Verywell

Насколько рано у ребенка развивается грамотность, может варьироваться и зависеть от таких факторов, как неспособность к обучению, проблемы со зрением, слухом или речью. Важно следить за признаками того, что ваш ребенок не усваивает некоторые из основных понятий, описанных выше, чтобы быть уверенным, что он получит любую помощь, которая может ему понадобиться для процветания.

Что такое навыки грамотности? | Вдумчивое обучение K-12

Навыки грамотности помогают учащимся получать знания посредством чтения, а также использования средств массовой информации и технологий.Эти навыки также помогают студентам создавать знания посредством письма, а также развития средств массовой информации и технологий.

Информационная грамотность

Студенты должны уметь эффективно работать с информацией, используя ее на всех уровнях Таксономии Блума (запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание). Информационная грамотность включает традиционные навыки, такие как чтение, исследование и письмо; но новые способы чтения и письма также привели к появлению новых навыков:

  • Потребляющая информация: Текущий избыток информации требует от студентов приобретения новых навыков обращения с ней.Когда большая часть информации поступала через официальные публикации, такие как книги, газеты, журналы и телешоу, студенты сталкивались с данными, подготовленными профессионалами. Сейчас много информации готовят любители. Некоторые из этих работ надежны, но многие — нет. Студенты должны взять на себя роль редактора, проверяя и перекрестно проверяя информацию, выявляя признаки предвзятости, устаревания и ошибок. Студенты должны рассматривать всю информацию как продукт коммуникационной ситуации, с отправителем, предметом, целью, средой, получателем и контекстом.
  • Производство информации: В прошлом студенты были в основном потребителями информации. Когда они производили информацию, она предназначалась главным образом для одного читателя — учителя — и предназначалась для оценки. Следовательно, это не была подлинная коммуникационная ситуация, и студенты чувствовали, что письмо было чисто академической деятельностью. Теперь письмо — один из основных способов общения студентов. У него есть реальные приложения и последствия. Студенты должны понимать, что то, что они пишут, может принести большую пользу или большой вред в реальном мире, и что то, как они пишут, определяет, насколько сильны их слова.Студенты должны взять на себя роль профессиональных писателей, научиться быть эффективными и этичными производителями информации.

Медиаграмотность

Медиаграмотность предполагает понимание множества способов производства и распространения информации. Формы СМИ резко выросли за последнее десятилетие, и новые медиа появляются каждый день:

Использование студентами средств массовой информации намного превзошло их использование в образовательных целях, и студенты будут продолжать осваивать новые средства массовой информации задолго до того, как учителя смогут создавать учебные программы на их основе.Уже недостаточно учить студентов тому, как работают книги, периодические издания и телешоу. Студенты должны научиться критически анализировать и оценивать сообщения, поступающие к ним через любую среду.

Как и в случае с информационной грамотностью, ключевым моментом является распознавание элементов коммуникационной ситуации: отправителя, сообщения (тема и цель), носителя, получателя и контекста. Эти элементы постоянны независимо от используемой среды. Расширяя кругозор учащихся, чтобы они видели все средства массовой информации как часть более широкой коммуникационной ситуации, мы можем вооружить учащихся эффективными способами получения и отправки информации на любом носителе.Студенты должны научиться распознавать сильные и слабые стороны каждого средства массовой информации и анализировать каждое сообщение, которое они получают и отправляют.

Технологическая грамотность

Мы переживаем технологическую революцию, когда за короткий промежуток времени происходят огромные изменения. Десять лет назад Facebook не существовало, но теперь многие люди не могут жить без него. Средний мобильный телефон сейчас мощнее, чем компьютеры, созданные несколько лет назад. Мы окружены технологиями, и большинство из них выполняет несколько функций.В книге Цифровой рост: как поколение сетей меняет ваш мир Дон Тапскотт описывает следующие восемь ожиданий студентов от технологий.

  • Свобода выражения своих взглядов, личности и личности
  • Возможность настройки и персонализации техники по своему вкусу
  • Способность копать глубже, находя любую информацию, которую они хотят
  • Честность в отношениях с другими людьми и организациями
  • Удовольствие от учебы, работы и общения, а также развлечения
  • Общение с другими и сотрудничество во всем
  • Скорость и отзывчивость в общении и поиске ответов
  • Инновации и изменения, не довольствуясь знакомыми технологиями, а поиск и использование того, что нового и лучшего

Как видите, студенты многого ожидают от своих технологий.Вы можете помочь им с умом использовать технологии:

  • чтение веб-сайтов;
  • с помощью поисковых систем;
  • с помощью поиска по карте;
  • доступ к видео, подкастам и каналам;
  • оценка веб-ресурсов;
  • поиск в Интернете;
  • электронная почта, чат, текстовые сообщения, микроблоги;
  • через социальные сети;
  • посещений виртуальных миров;
  • ведение блога и использование вики; и
  • , используя доски объявлений, группы новостей и VOIP (Skype).

Понимая, как оценивать эту новую информацию и как использовать эти новые инструменты для создания эффективных и обоснованных коммуникаций, учащиеся могут использовать возможности новых технологий и вдохновляться на обучение.

Обучение грамоте в классах K-12

Обучение грамоте учащихся означает, что им дается способность ясно и эффективно общаться, что составляет основу современной жизни. Учащиеся, которые плохо умеют читать, не могут усвоить важные концепции, плохо сдают экзамены и, в конечном итоге, не достигают образовательных целей.Навыки грамотности позволяют учащимся искать информацию, углубленно изучать предметы и лучше понимать окружающий мир. Когда они не умеют хорошо читать, они разочаровываются и разочаровываются в школе, что может привести к отсеву из средней школы, плохой успеваемости по стандартным тестам, увеличению прогулов 1 и другим негативным реакциям, которые могут иметь серьезные и долгосрочные последствия. . 2 Обучая студентов эффективному общению, вы помогаете заинтересованным ученикам, которые учатся любить процесс обучения.Вот почему так важно подумать о своих стратегиях обучения грамоте в классе.

Грамотность присуща каждому классу

Навыки грамотности могут быть в центре внимания на уроках языкового искусства, но они в равной степени необходимы для математики, естественных наук, искусства, музыки и любых других курсовых работ. Студенты, которые не могут понять материал в учебнике, могут отставать, что особенно проблематично в классах с насыщенными информацией учебниками, такими как естественные науки. «Решение проблем чтения при чтении учебников естествознания в начальных классах», Надин Брайс, обращается к этой конкретной проблеме с помощью различных учебных методов, которые включают чтение для смысла и стратегии активной грамотности.Это помогает учителям естественных наук преодолевать препятствия на пути к успеваемости учащихся, которые блокируются низким уровнем грамотности, неорганизованными текстами и высокоуровневым словарным запасом. Способность усваивать и понимать содержание является важным навыком для каждого ученика в каждом классе. Это делает необходимым включение навыков грамотности в каждый класс.

При ответе на словесные задачи в классе математики поощряйте студентов писать подробные ответы, а не просто записывать числа. Дети, которые преуспевают в чтении 3 , обычно лучше набирают математические навыки, связанные с решением проблем, оценкой, интерпретацией данных и математическими концепциями.Проблема, с которой сталкиваются учителя, — это включить навыки грамотности в каждый план урока таким образом, чтобы это имело смысл. На уроках математики в задачах со словом и в практических математических приложениях используются навыки грамотности для решения задач. На уроках естествознания лабораторные отчеты должны быть подробными и содержать пошаговые инструкции. В искусстве изображение может сказать тысячу слов, но убедитесь, что учащиеся могут выразить словами или записать свою реакцию на то, что они создают или видят. Привнося грамотность в каждый класс, учащиеся получают дополнительную информацию и узнают, что чтение является важным жизненным навыком.

Перевод речи в письменное слово

Письмо играет несколько ролей в классе. Это помогает закрепить новые концепции, позволяя учащимся описывать эти предметы своими словами. Он поощряет логическое мышление, заставляя учащихся организовывать свои мысли. Это также помогает им научиться рассказывать истории, передавать идеи и записывать важные моменты. Национальный проект письма — одна из самых продолжительных программ развития в США. Он предлагает различные семинары по обучению грамоте, призванные помочь учителям овладеть навыками письма в классе.

Имейте в виду, что длинные эссе — это лишь один из аспектов развития навыков письма. В будущем студенты будут тратить гораздо больше времени на написание кратких ответов на электронные письма или составление списков дел. Обязательно включайте эти типы заданий в класс, чтобы они имели опыт работы с эссе и приобрели навыки повседневного письма.

Назад к основам грамотности

Когда учащиеся овладевают грамотностью, они участвуют в обучении, но учащиеся не готовы погрузиться в письменное слово и немедленно извлечь все ценное содержание.Им нужны инструкции о том, как читать критически, понимать материал и применять то, что они узнали. Как учитель, вы можете предоставить необходимую структуру, используя такие концепции, как предварительный просмотр текста, чтение с определенной целью, прогнозирование и установление связей, а также использование графических органайзеров.

В дополнение к быстрым заданиям по обучению грамоте в классе учащимся необходимо развивать навыки чтения. Дайте им необходимую практику, разработав классную библиотеку. 4 Предложение хорошо написанных текстов, которые не обязательно связаны с предметом класса, может побудить учащихся читать для развлечения и информации.Например, в классе биологии могут быть тексты о животных, но также может быть несколько текстов о растениях или минералах. Хотя они не связаны напрямую, они имеют место в научном характере класса и позволяют студентам находить информацию в своих областях интересов.

Советы и приемы по созданию подающего надежды библиофила

Как учитель, одна из ваших целей должна заключаться в том, чтобы развить у учащихся любовь к грамотности. Имейте в виду, что классная библиотека может распространяться на художественную литературу, поэзию, фэнтези и многие другие жанры.Не ограничивайте выбор учебными материалами. Цель библиотеки — научить детей читать, а не ограничивать их содержание только материалами, относящимися к текущей учебной программе. Чем больше материалов для чтения им доступно, тем выше вероятность, что они подберут что-нибудь для развлечения. Кроме того, никогда не упускайте из виду ценность журналов. Многие студенты могут не захотеть брать в руки полнометражный роман, но они могут быть счастливы просмотреть одну или две статьи в журнале.

Сделать навыки грамотности приоритетом

Хотя все аспекты грамотности имеют решающее значение для конечного успеха, для большинства учащихся процесс начинается с навыков чтения.Эти навыки формируют основу для всего остального обучения, что в значительной степени является аргументом в пользу широкого принятия учебных программ по Общим основным государственным стандартам (CCSS). 5 Эти новые стандарты возлагают ответственность за обучение навыкам грамотности на всех учителей, а не только на преподавателей языковых искусств.

Чтобы узнать больше о том, как развить навыки грамотности на любом образовательном уровне, изучите онлайн-степень магистра и сертификат выпускника по обучению чтению и одобрение лицензии специалиста по чтению, предлагаемое Департаментом учебных программ и преподавания Педагогической школы Канзасского университета и Гуманитарные науки.


Ресурсы

1. dera.ioe.ac.uk/5074/1/indexexclusions.html
2.socialworkers.org/advocacy/school/documents/School%20Truancy%20and%20Dropout%20 .pdf
3. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18473206
4. scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1071&context=reading_horizons
5. cde.ca.gov / re / cc /

Что такое грамотность? | canlearn

Грамотность.

Это слово мы все знаем и часто используем.

Но что мы на самом деле имеем в виду, когда говорим о грамотности?

Традиционно слово «грамотность» означало уметь читать и писать. Умение читать и писать — важный навык, который позволяет нам понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Навыки чтения и письма также играют важнейшую роль во всех аспектах обучения в школе, на работе или в повседневной жизни. Большинство людей учатся читать и писать в школе.Но некоторые этого не делают.

Слово «грамотность» также используется для обозначения «компетентности или разумного знания чего-либо». В этом смысле мы говорим об эмоциональной грамотности, компьютерной грамотности, семейной грамотности, финансовой грамотности и многих других.

Во многих случаях слову «грамотность» дается еще более широкое определение, которое включает мягкие навыки, такие как уверенность, мотивация, самоэффективность, настойчивость и так далее.

Существует также выражение «базовые навыки», которое часто используется как синоним грамотности.Это общий термин, который включает в себя умение считать и цифровые навыки, а также чтение и письмо.

И последнее, но не менее важное: мы иногда слышим выражение «основные навыки», которое дает слову «грамотность» еще более широкое определение.

Термин «основные навыки» появился в результате обширного исследования, проведенного правительством Канады вместе с другими национальными и международными агентствами по обучению грамоте. Основные навыки — это навыки, необходимые для работы, учебы и жизни. Они являются основой для изучения всех других навыков и помогают людям лучше подготовиться к работе, получить и сохранить работу, добиться успеха и адаптироваться к изменениям на рабочем месте.Эти важные навыки включают устное общение, чтение, письмо, использование документов, счет, использование компьютера, мышление, работу с другими и непрерывное обучение.

В заключение, не существует универсального определения слова «грамотность» и того, что значит быть грамотным. Однако мы знаем, что грамотность играет важную роль во всех аспектах жизни и обучения и что в нашем быстро меняющемся мире ожидания в отношении навыков, необходимых для работы в нем, постоянно растут.