Для чего нужна грамотность: Грамотность. Нужна ли она в современном мире?

Содержание

Грамотность. Нужна ли она в современном мире?

Вы можете прочесть этот текст? Если да, спешим вас поздравить, ведь 800 миллионов людей в мире сделать этого не могут, а это значит, что они не имеют возможности погружаться в удивительный мир литературы и поэзии, не могут писать красивые письма, не могут строить карьеру (больше любопытных фактов в статье «Интересные факты о грамотности»).

Несмотря на то, что уровень безграмотности в мире стал намного ниже, если сравнивать его с прошлыми столетиями, о чем свидетельствуют данные ЮНЕСКО [Literate And Illiterate World Population, 2016], в общем и целом дела с грамотностью обстоят не очень хорошо. В частности, это касается России.

По данным социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр» [«Россияне очень плохо помнят школьную программу», 2018], лишь 2,3% респондентов смогли справиться с тестом, состоящим из вопросов школьной программы. Остальные не смогли правильно ответить всего на семь вопросов по программе средней школы.

Если же мы переведем разговор конкретно на тему знания россиянами родного языка, то увидим достаточно интересные показатели. Например, по данным информационного агентства ТАСС [Результаты социологического опроса ВЦИОМ, 2018], знание русского языка на «хорошо» и «отлично» оценивают всего 62% жителей России, а 58% опрошенных хотели бы стать грамотнее.

Считают, что знают русский язык на «5», всего 12% респондентов, на «4» – 50%, на «3» – 35%, и на «2» – 2%. Интересно также, что 2% опрошенных вообще считают, что грамотно говорить и писать, придерживаясь правил русского языка, совсем не важно. Удивляет еще и тот факт, что 33% россиян старше 24 лет считают разговорной нормой не словарные правила, а то, как говорят остальные люди (этого же мнения придерживаются 24% опрошенных от 18 до 24 лет).

Однако, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, говорить нужно так, как предписывают нам учебники и филологи, а не так, как нам удобно и как мы привыкли. Мы считаем, что к этому мнению есть смысл прислушаться, ведь грамотность, как бы мы к ней ни относились, оказывает на нашу жизнь огромное влияние… как и безграмотность.

К чему приводит безграмотность

Чем чревата безграмотность для современного человека – плохим настроением от отметок в дневниках и тетрадках или же каким-то более ощутимым ущербом? Давайте вместе поговорим о том, как низкий уровень грамотности может испортить не только нашу речь, но и нашу жизнь в общем и целом.

Многие люди, даже те, кто относится к грамотности без особого уважения, часто обращают внимание на то, как мы разговариваем. И порой такое внимание может стать для нас не только неожиданностью, но и причиной не очень приятных событий, например, несерьезного восприятия нас собеседником.

Сюда же можно добавить отсутствие доверия со стороны окружающих, их нежелание вступать или продолжать вести с нами диалог (в том числе и в письменной форме). Это и не мудрено, ведь безграмотная речь, какой бы формы она ни была, усложняет понимание, а порой вообще не позволяет понять, что мы имеем в виду.

Другая сторона вопроса – это профессиональная сфера деятельности. Безусловно, дома или в компании друзей можно общаться, как угодно. Но когда дело касается хорошей работы, серьезного карьерного роста или бизнеса, безграмотность просто неуместна. Стоит ли человеку рассчитывать на высокие результаты, когда он не способен связать двух слов на собеседовании или делает ошибку за ошибкой в паре предложений о себе?

Можно отыскать немало случаев, когда людей не брали на работу только из-за того, что их резюме было похоже на черновик детского сочинения. Устная же речь вообще часто служит показателем образованности, эрудированности и интеллекта. И если она бедна и полна нелепиц, человек рискует в мгновение ока оказаться в кругу людей, общению с которыми не хотят уделять время.

Есть у безграмотности и еще один эффект, состоящий в неумении различать и по назначению использовать стили речи. Согласитесь, что редко какой бродяга сможет понять вас, если вы будете изъясняться с ним на языке академика наук. Точно так же и в среде интеллигентов не стоит налегать на блатной жаргон или молодежный сленг.

Да, есть люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они привыкли изъясняться, как бог на душу положит, а понятие правописания из их сознания бесследно исчезло, как только они окончили школу. Но есть и те, кому есть дело до культуры речи и письма, до собственной грамотности. И речь здесь не столько о том, чтобы ежегодно получать «отлично» на Тотальном диктанте, сколько о самоуважении. Разве можно не знать свой родной язык?

А что мы сможем передать нашим детям, когда они начнут, словно губка, впитывать все наши слова, знания и манеры общения? Если мы хотим видеть в своих детях достойных людей и желаем им хорошего и успешного будущего, мы обязаны прививать им грамотность. Но чтобы это делать, мы должны быть грамотны сами.

Кстати, по данным ЮНЕСКО [New UNESCO data proves education transforms development, 2013], если бы каждая женщина в мире получила хотя бы начальное образование, на одну шестую сократилась бы детская смертность и на две третьих – материнская. А если бы каждая девочка в Азии и Африке получила начальное образование, стало бы на 14% меньше детских браков (а среднее образование сократило бы их количество на 64%)

И пусть жителей этих стран мало что объединяет с Россией и русским языком, мы в любом случае можем сделать вывод о том, насколько важна грамотность в современном мире.

Ее фундаментальное значение прослеживается на всех уровнях – от бытового до глобального (в дополнение можете почитать статью «Почему важно быть грамотным»). Но не будем затрагивать глобальных вопросов, а продолжим беседу о грамотности в нашем родном языке.

Основные причины безграмотности

Еще несколько столетий назад умением читать, грамотно писать и говорить могли похвастаться только сливки общества. Сегодня же такую возможность имеет каждый. Но, как ни странно, огромное количество людей этим не пользуется. А потому и грамотность многих находится на очень невысоком уровне. Но почему же так происходит?

По мнению многих лингвистов, главная причина безграмотности людей заключается в том, что они просто-напросто мало читают. Конечно, с этим можно и не согласиться, ведь все мы регулярно просматриваем по утрам новости в Интернете, изучаем рассылку, приходящую на электронную почту, работаем с текстами на компьютере, в свободную минутку можем почитать журналы или полистать интересные каталоги и т.

д.

Да, все это действительно так, но ничего из перечисленного нельзя назвать литературой, которая прививает грамотность и культуру речи. Во-первых, в подобном чтиве содержится масса самых разных ошибок – орфографических, пунктуационных, стилистических, смысловых, причем некоторые из них делаются умышленно, дабы добавить тексту оригинальности, зацепить взгляд читателя.

Во-вторых, зачастую там присутствует сленг и различные новомодные слова. И вместе с ошибками все это превращается в норму, легко входит в обиход и становится частью нашего повседневного общения – как бытового, так и профессионального и делового. И здесь можно сделать первый вывод – люди читают не то, что стоит читать.

Другая серьезная причина состоит в том, что многие сосредотачиваются на чтении узкоспециализированной литературы. Однако чтение журналов и прочих изданий по определенной тематике или отрасли приводит к сужению кругозора и ограничению словарного запаса. Впитывать же нужно разностороннюю информацию, тогда и развитие будет происходить в разных направлениях.

Не следует сбрасывать со счетов и современное образование. Да, оно доступно каждому – это его плюс, но есть у него и минус. Дело в том, что молодые педагоги, как и все остальные люди, подвергаются новым тенденциям безграмотности. Они учат только тому, что знают сами, а в этих знаниях нередко есть серьезные пробелы. Мы ни в коем случае не говорим, что это касается всех и каждого педагога, но если у вас есть дети, стоит подстраховаться и держать процесс обучения своего ребенка под личным контролем. Не исключено, что какие-то знания придется подтягивать самостоятельно.

Бесспорно, не всегда причина безграмотности является субъективной – такой, на которую мы можем повлиять. Причины могут быть и объективными. К таковым можно отнести специфические недуги, влияющие на умение читать (дислексия) и писать (дисграфия). Их влияние обязательно нужно учитывать, но касается это в большей степени, опять же, детей. И если вы замечаете, что ваше чадо с трудностями воспроизводит услышанные звуки или пропускает слоги, есть смысл проконсультироваться со специалистом.

Мы с вами рассмотрели самые распространенные причины безграмотности, которые первыми приходят на ум. Больше информации на эту тему вы найдете в нашей статье «Причины безграмотности», где мы рассматриваем этот вопрос более детально и приводим много интересных фактов. Далее мы хотим перевести разговор уже в более практическую плоскость – поговорить о том, есть ли у проблемы безграмотности решение.

Можно ли самостоятельно повысить грамотность?

Есть разные способы повышения грамотности. Ссылки на некоторые из них вы найдете в конце этой статьи, а здесь мы укажем на наиболее простые. Применять их может совершенно любой человек. Нужно лишь ежедневно выделять на занятия немного времени – зависит это уже от ваших личных предпочтений.

Итак, что же нужно делать, чтобы стать грамотнее:

  • Больше читать. Делать это нужно ежедневно, а не раз в неделю. В процессе чтения происходит зрительное запоминание слов, и грамотнее вы будете становиться с каждой прочитанной книгой.
  • Читать классику. Стоит воздержаться от чтения низкокачественной литературы. Обогатить словарный запас, поправить стиль речи, продемонстрировать уместность разных слов и фраз могут только хорошие классические книги.
  • Писать диктанты. Можете попросить друга или кого-то из домашних время от времени зачитывать вам отрывки из классических произведений. А можно скачать аудиокниги и записывать вслед за диктором. После этого нужно сверять свои записи с оригиналом.
  • Писать изложения. После прочтения книги или просмотра фильма опишите сюжет в нескольких абзацах (можете просто пересказать события своего дня). Затем проверьте свои письмена с помощью словаря или какого-нибудь онлайн-сервиса.
  • Разгадывать кроссворды. Это прекрасный способ расширения словарного запаса и проверки написания разных слов, да еще и очень увлекательное времяпрепровождение. А еще можно взять на заметку сканворды, головоломки и ребусы.
  • Использовать специальные ресурсы. Если вы работаете на компьютере, проще простого проверять грамматику и орфографию с помощью программ типа Gramota.ru, Text.ru, Advego.ru и других сервисов.
  • Пользоваться словарем. Купите словарь русского языка и сделайте его настольной книгой. Обращайтесь к нему, когда затрудняетесь с тем или иным словом. Также полезно время от времени читать его просто так – чтобы узнавать новые слова и термины.

И здесь же еще несколько дополнительных практических рекомендаций:

  • Если вам нужно написать какое-то слово, но вы сомневаетесь в правильности, а времени или возможности проверить его нет, заменяйте такое слово каким-нибудь синонимом, вписывающимся в контекст.
  • Проводя много времени в Интернете, используйте его с пользой. Найдите сообщества, посвященные грамотности и правильной речи, и зарегистрируйтесь в них. Там всегда можно задать вопрос, обсудить что-то, да и вообще получить немало полезной информации.
  • Если есть возможность, найдите филолога, который подтянет вашу грамотность. Очень хорошо, если такой специалист есть среди друзей и знакомых. Если же его нет, можно найти тех, кто консультирует за сравнительно небольшие деньги. Расходы на повышение грамотности – это не пустая трата денег, а инвестиция в себя.
  • Имея немного свободного времени в течение дня, займитесь самообразованием. Сегодня в Интернете есть множество хороших курсов по русскому языку, рассчитанных на несколько недель. Кстати, у нас тоже есть онлайн-программа «Русский язык», способная поднять вашу грамотность на качественно новый уровень.

Несложно сделать вывод, что самостоятельно стать более грамотным человеком достаточно просто. Возможностей сегодня великое множество, и все зависит от вашего личного желания работать над собой и устранять пробелы в знаниях. А если вам хочется уже после прочтения данной статьи попробовать какую-нибудь хорошую методику повышения грамотности, спешим познакомить вас с одной из таких.

Эффективная методика повышения уровня грамотности

Автором оригинальной методики «Хочу быть грамотным!» является учитель русского языка, литературы, истории и обществознания, а также психолог в системе народного образования Мельникова Вера Александровна. Методика была разработана с учетом многолетнего (более 35 лет) опыта педагогической деятельности и проверена на практике в работе с детьми и взрослыми.

Чтобы получить от применения методики максимальный результат, необходимо соблюдать несколько обязательных условий:

  • Ни в коем случае не прекращать занятия. Обязательно пройдите трехмесячную программу, а затем оцените достигнутые результаты.
  • Заниматься ежедневно. Отбросьте в сторону все отговорки и причины. Заниматься нужно по полчаса в день, а это по силам каждому.
  • Исключить все отвлекающие факторы. На время занятий выключайте смартфоны и компьютеры. Просите домочадцев, чтобы они вас не отвлекали.
  • Подготовиться к занятиям должным образом. Для этого нужно приобрести рабочую тетрадь, блокнот для словарика и сборник диктантов (если подтягиваете свою грамотность, подойдут диктанты для 11 класса, а если работаете с ребенком, ориентируйтесь на его класс). Также нужно обзавестись ручками с синей и красной пастой.

Если вы готовы соблюдать эти условия, можете смело переходить к практике. Методика состоит из двух обязательных частей:

  • 1 часть – ежедневное чтение текста в течение 15 минут. Текст берется из сборника диктантов. Читать необходимо вслух, максимально четко проговаривая каждое слово и соблюдая интонации (ориентируйтесь на знаки препинания). Читайте текст по абзацам, и повторяйте это до тех пор, пока не сможете читать все абзацы внятно, четко и выразительно. Помните, что не нужно гнаться за объемом текста. Ваша задача – прийти к качеству. Кстати, в процессе чтения очень полезно представлять, будто вы выступаете перед аудиторией. Так ваши результаты будут значительно лучше, ведь подсознательно вы будете считать, что за вами наблюдают другие люди.
  • 2 часть – ежедневное письмо в течение 15 минут. Теперь вы берете тот кусок текста, который успели освоить за предыдущие 15 минут, и начинаете записывать его в тетрадь, при этом проговаривая вслух все слова и знаки препинания. Как только первое предложение записано, вы сверяете его с оригиналом из сборника диктантов (перечитываете вслух). Когда закончите с рабочим куском текста, подчеркните красным слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку (и/или слова, которые вызывают затруднения). Затем выпишите эти слова два раза: первый раз – сразу после текста в тетрадь, а во второй раз – в блокнот, который вы подготовили для словарика. Постарайтесь запомнить, как пишутся слова. По прошествии каждой недели вспоминайте все сложные слова из своего словаря и переписывайте их в рабочую тетрадь по два раза.

Так выглядит на практике методика быстрого повышения уровня грамотности В. А. Мельниковой. Несмотря на кажущуюся простоту, она на самом деле оказывается очень эффективной. Трудность кроется лишь в том, чтобы заниматься ежедневно в течение трех месяцев. Но мы уверены, что ваша целеустремленность позволит вам не сбиться с намеченного пути.

Также заметим, что рассмотренная методика основана на том, что задействует пять видов человеческой памяти:

  • Зрительная память. Работает, когда мы воспринимаем информацию глазами. Чем чаще мы будем видеть материал, тем лучше мы его запомним.
  • Слуховая память. Работает, когда мы воспринимаем материал на слух. В случае с нашей техникой слуховое восприятие происходит при произнесении слов.
  • Моторная память. Работает, когда мы совершаем физические действия. Мы записываем слова на бумаге, а рука как бы «запоминает» их правильное написание через движения.
  • Логическая память. Работает, когда мы пытаемся запомнить информацию, вдумываясь и понимая ее суть, т.е. не просто заучиваем материал.
  • Механическая память. Работает, когда мы заучиваем информацию, например, исторические даты, стихотворения или таблицу умножения.

Очевидно, что все эти виды памяти активизируются в процессе применения данной методики. А еще одно ее преимущество в том, что по мере выполнения заданий вы будете многократно повторять то, с чем испытываете трудности. В результате уже всего через 2-3 недели вы будете знать намного больше, чем раньше.

В заключение только добавим, что ваша основная цель – продержаться три месяца. По истечении этого срока вы поразитесь тому, насколько меньше стали делать письменных и речевых ошибок. К тому же за это время вы сформируете у себя полезную привычку повышать грамотность, и подобная работа станет частью вашей повседневной жизни.

А когда диктанты из сборников закончатся, вы сможете перейти к любимым произведениям литературы. Точно таким же образом можно поступать и с узкопрофильными изданиями – если вдруг надо подтянуть знания в конкретной области, ведь грамотным нужно быть в самом широком понимании этого слова (кстати, почитайте нашу статью «Виды грамотности»).

Возможно, вам известно выражение знаменитого писателя и поэта Оскара Уайльда: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так давайте же не будем теми, кому можно адресовать такие строки.

Правильно заметил в первой половине 20 века выдающийся польский ученый и математик Хуго Штейнгауз: «Просвещение распространилось настолько, что ныне можно читать, писать и публиковать, оставаясь неграмотным». И даже сегодня эти слова остаются актуальными, возможно, даже более актуальными, чем раньше.

Давайте становиться грамотными, ведь грамотность – это уважение к себе и людям, с которыми нам приходится общаться. А чтобы это давалось легче, возьмите на заметку несколько полезных материалов по повышению грамотности:

И настоятельно рекомендуем пройти нашу онлайн-программу по русскому языку. Она поможет вам устранить пробелы в знаниях по всем направлениям и стать тем, кто сможет с гордостью сказать, что он действительно знает свой родной язык. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Что значит быть грамотным в современном мире

Умеете ли вы писать и читать? А умеют ли делать это ваши родные, друзья и знакомые? Нет ничего удивительного, если эти вопросы вызывают у вас недоумение, ведь в умении читать и писать тоже нет ничего удивительного. Но можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый человек, с которым вы общаетесь, является грамотным? Далеко не все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь чтение и письмо отнюдь не синоним грамотности, по крайней мере, в наши дни.

Так что же все-таки значит быть грамотным? Какого-то единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих суть понятия «грамотность», сегодня нет. Но с уверенностью можно сказать, что под грамотностью сейчас люди понимают нечто совершенно иное, чем, к примеру, полвека назад, хотя бы потому, что уровень грамотности, бывший актуальным в то время, сегодня просто не позволит человеку нормально жить и эффективно работать.

Короче говоря, предлагаем вам вместе с нами порассуждать на тему того, что значит быть грамотным, и попытаться разобраться в особенностях данного вопроса в этой небольшой статье (кстати, если вы еще не знакомы с нашим материалом «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», обязательно его почитайте, т.к. , вполне вероятно, он тоже наведет вас на интересные мысли о грамотности и ее значении в жизни человека).

Особенности грамотности в условиях современного технического прогресса

Проблема грамотности населения стоит сегодня необычайно остро, и для системы непрерывного образования она представляет особый интерес, ведь она самым прямым образом касается вопросов содержания, целей и технологического обеспечения процесса обучения.

На протяжении столетий грамотность ограничивалась лишь обучением чтению и письму и основывалась на стандартном наборе правил. А в сознании общественности термин «грамотный» был синонимичен термину «образованный». Сегодня же, за счет усложнения форм и каналов коммуникации, изменений в культурном и лингвистическом разнообразии мира, понятие грамотности расширилось.

Например, в 1958 году грамотными стали считать людей, которые умеют читать и понимать суть текста, а также в краткой форме письменно излагать сведения о повседневности. В середине 1960-х годов появился термин «функциональная грамотность», и немногим позже функционально грамотными стали считать людей, способных принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность нужна для эффективного функционирования.

Если мы обратимся к современным официальным и научно-методическим текстам, мы найдем в них информацию о других видах грамотности, таких как грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, библиографическая грамотность и прочие виды, обусловленные ориентацией в отдельных предметных областях.

21 столетие характеризуется как мир экранной культуры, для которой необходим соответствующий уровень компетентности прочтения и специфическая визуальная грамотность. Последняя в свою очередь выводит образование в сферу восприятия учебной информации на «языке изображений». Это значит, что грамотный человек должен обладать способностью к анализу и синтезу зрительной реальности.

Кроме того, в последние десятилетия все чаще стали реализовываться проекты в сферах научной и технологической грамотности, причиной чему стало повсеместное распространение возможности использовать информацию, применять для коммуникации современные научно-технологические ресурсы.

Здесь речь идет об умении использовать СМИ, компьютеры и глобальные сети. В 2005 году в Александрийской библиотеке проходил Коллоквиум по вопросам информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни, и на нем приняли декларацию, согласно которой жизненно важными видами грамотности 21 века стали информационная и компьютерная грамотность.

Тут же будет очень кстати упомянуть о появлении термина «медиаграмотность», который вместе с аудиовизуальной грамотностью предполагает умение человека работать с медиапродуктами, а это означает, что он должен учиться чтению и оценке медиатекстов.

Что касается компьютерной грамотности, то она означает способность человека, во-первых, осознавать потребность в информации, а во-вторых, иметь навык ее эффективного поиска, оценки и использования с соблюдением этических норм.

В 2000 году Ассоциация колледжей и библиотечных исследований предложила стандарты оценки информационной грамотности в сфере высшего образования. Началась разработка всевозможных программ «погружения» в информационную грамотность. А в 2010 году появилась схема, демонстрирующая компоненты информационной грамотности. Среди них информационная этика, критическое мышление, использование СМИ и библиотечных ресурсов.

Вместе с информационной грамотностью особую актуальность стала приобретать сетевая грамотность, ведь сетевая коммуникация сегодня является новым видом общения, в том числе и общения обучающего. Сетевая грамотность напрямую связана с использованием Интернета.

И уже здесь мы можем сделать первые выводы о том, что современный грамотный человек как никогда должен обладать критическим восприятием, ведь ему ежедневно приходится взаимодействовать с информацией, поступающей из огромного количества самых разных источников.

Особенности грамотности в условиях современной культуры

Выше мы обозначили требования к грамотности человека в условиях технического прогресса, но есть и другие требования – обусловленные современным культурным контекстом. На культурную грамотность влияет степень причастности людей к конкретному культурному фоновому знанию. Также она зависит и от способности к пониманию формального и неформального языка (и контекста), которые создают и представляют современную культуру.

Культурная грамотность требует, чтобы человек разбирался в широком круге базовых знаний, служащих ядром культуры, в которой он живет, а также умел свободно применять эти знания в повседневной, профессиональной и деловой жизни. Культурная грамотность включает в себя целый комплекс производных от нее видов грамотности, которыми требуется обладать современному человеку:

  • Грамотность в области традиционной (национальной) культуры. Имеются в виду представления о культуре, зависящие от повышения уровня знаний человека о народных традициях, обычаях, творчестве (танцах, музыке, поэзии).
  • Поликультурная грамотность. Способность свободно ориентироваться в мире множества культур, осознавать его смыслы и ценности, цивилизованно вести себя в обществах разных культур и взаимодействовать с их представителями.
  • Экологическая грамотность. Это понятие включает в себя системное мышление, знание принципов экологии, разделение экологических ценностей, способность включаться в деятельность по охране природы. Некоторые исследовали добавляют сюда еще и умение понимать язык природы, которым обладали любые народы в эпоху язычества, когда являлись неграмотными в традиционном сегодня понимании этого слова.

При этом специалисты не проводят между представленными видами грамотности четких границ, указывая на то, что все они составляют одно целостное семейство. «Грамотностей» человека может быть очень много, но все они будут связаны друг с другом, а какой-либо единой системы, которая могла бы объединить все человеческие мысли, не существует. Однако все чаще предпринимаются попытки к объединению усилий профессионалов из различных областей в поиске единого понимания феномена грамотности. Но давайте подытожим.

В заключении этого раздела статьи мы приходим ко второму важному выводу на тему требований, предъявляемых грамотностью к современному человеку. Он состоит в том, что каждый, кто желает быть грамотным в самом широком понимании этого слова, должен расширять свои границы и в обязательном порядке заниматься изучением родной и других культур, а также быть заинтересован в решении вопросов, связанных с экологическим проблемами, пусть даже на уровне своего личного поведения.

Характеристики современной грамотности

При изучении особенностей современной грамотности может сложиться впечатление, что человеку нашего времени необходима какая-то особая грамотность, являющаяся многогранной и всеобъемлющей, обладающая универсальными свойствами и критериями оценки. Это и привело к тому, что сегодня все чаще можно услышать термин «новая грамотность» (а впервые о нем упоминал исследователь Дэвид Букингем еще в начале 1990-х годов в своих статьях).

Рассмотреть характеристики современной грамотности можно на примере ряда новейших видов грамотности, чаще остальных интересующих людей. К ним относятся:

  • Многократная грамотность. Данный термин указывает на синтез различных видов грамотности, относящихся главным образом к практической деятельности. Примером такой грамотности служит объединение возможностей визуального интеллекта человека, когда задействуется способность к образному восприятию и умение читать и считать.
  • Многомодальная грамотность. Основой этого понятия служит идея о многообразии природы языков и формирующих их текстов. Традиционно грамотность всегда воспринималась в качестве владения языком и относилась к области лингвистики. Однако есть такие языки как язык звуков, танца, красок, образов и т.д. Таким образом, особенности современного мира требуют от людей способности переключаться между разными знаковыми системами, распознавать, анализировать и трактовать, а при необходимости еще и перекодировать любые информационные структуры.
  • Полиграмотность. Этот термин соприкасается с понятиями сравнительной филологии и сравнительного языкознания и развивает идею о полиглотизме в отношении культур. Предполагается способность человека воспринимать, изучать и понимать разные культуры, умение при необходимости переключаться между ними, исходя из контекста выполняемой деятельности.
  • Мультиграмотность. Представленный вид грамотности состоит из четырех компонентов. Первый – ситуативность, в основе которой лежит индивидуальный опыт работы с информацией. Второй – гибкий инструктаж, позволяющий находить формы самовыражения в коммуникационном процессе. Третий – критический взгляд, благодаря которому человек может соотносить информацию с индивидуальными потребностями и социальным контекстом. И четвертый – преобразование знаковых и смысловых систем из одного контекста в другой.
  • Трансграмотность. Здесь все несколько проще: трансграмотность – это способность к чтению, письму и взаимодействию посредством разных инструментов, платформ и СМИ (от устных сигналов и знаков, печатных и рукописных текстов, радио, телевидения и кино до цифровых социальных сетей). Отметим также, что трансграмотность требует от человека умения сочетать источники информации, наличия критического мышления, навыков оценки, отбора и интеграции знаний под конкретные задачи.

Исходя из сказанного выше, современный человек должен уметь писать и читать, применяя принципиально новые средства, такие как ноутбуки, планшеты, клавиатуры, смартфоны и т.п. Отдельного внимания заслуживает еще и онлайн-грамотность, ведь люди часто сталкиваются с ситуативным поступлением информации. К тому же исследования Калифорнийского университета Санта-Барбары, начатые еще в 2005 году, показали, что обычное чтение и чтение онлайн – это два принципиально разных вида умственной активности.

Новая грамотность включает в себя еще и такие важные сегодня умения и навыки как поиск информации с помощью ПК, ведение блога, поддержка веб-сайта, использование электронной почты, скайпа и других мессенджеров, ведение рассылки, посещение интернет-магазина и т.д. Сюда же относятся и специфические профессиональные умение: создание цифровых продуктов, администрирование веб-ресурсов и т.п.

Ко всему прочему можно добавить, что в настоящее время в образовательной практике все чаще используются высокотехнологичные средства обучения, рассчитанные на разные методы как предъявления, так и восприятия учебной информации. И это еще раз указывает на необходимость современного человека овладевать новой грамотностью.

Но, даже беря во внимание все вышесказанное, все же не следует говорить о сумме рассмотренных видов грамотности. На сегодняшний день для человека более важно осознать жизненную потребность в освоении новых способов взаимодействия как с реальным, так и с виртуальным миром, творческой адаптации к природе информации, а также к новым характеристикам пространства информации.

Современный человек должен не просто уметь работать с традиционными бумажными носителями информации (как это было раньше), а еще и быть способным считывать данные, заложенные в знаковых системах различных по своей природе.

Выводы

В заключении статьи можно сделать вывод, что люди 21 столетия в большинстве своем отличаются так называемой частичной грамотностью. Так, многие образованные люди, например, в недостаточной степени владеют тем же компьютером или коммуникацией. Это называется функциональным ограничением, т. к. их уровень грамотности ориентирован только на решение определенных профессиональных и жизненных задач.

Здесь можно привести аналогию, где человек знает только одну часть той же таблицы умножения или алфавита. Ситуация не из лучших, но все же она задает направление для развития содержательной части непрерывного обучения человека, происходящего на протяжении всей его жизни.

Если люди не будут соответствовать требованиям современной грамотности, они будут по-современному безграмотными. Если в прошлые века на грамотных и неграмотных людей разделила способность к письму, а затем – способность печатать тексты, то сегодня эту границу может провести развитие Интернета с порождаемыми им новыми видами письма, чтения и даже общения.

Грамотность же в перечисленных в нашей статье пониманиях и областях обеспечивает людям полноту жизни, позволяет им участвовать в жизни общества и сохранять конкурентоспособность в разных сферах деятельности. Человек настоящего должен всегда сохранять алертность, т. е. быть готовым при необходимости повышать как свою общую, так и функциональную грамотность (подробнее о том, что это такое, мы писали в статье «Современные виды грамотности»).

Все, что мы сказали о новой грамотности, указывает на необходимость расширения содержательной части обучения, а также о развитии способности человека выстраивать любые коммуникации в разных знаковых системах и свободно выражаться в их контексте. Для достижения этой цели в образовательный процесс должны внедряться соответствующие особенностям нашего времени инновации.

Но пока способы решения этих задач находятся только на уровне разработки, ответственность за становление по-современному грамотным человеком лежит на плечах каждого из нас. Во-первых, мы должны принять необходимость непрерывного образования (в нашем случае – самообразования). А во-вторых, мы сами должны обеспечивать свое движение по этому пути.

Быть грамотным в современном мире, как и раньше, означает уметь читать, писать, изъясняться и общаться с окружающими людьми на темы происходящего в повседневности. Но еще это означает идти в ногу со временем, следить за достижениями и открытиями в областях науки, техники, образования, уметь пользоваться современными технологиями, быть свободным от стереотипов и предубеждений, деструктивно влияющих на сознание.

Не станем спорить, что тема современной грамотности может быть рассмотрена намного глубже, чем в нашей статье. Однако, создавая этот материал, мы преследовали цель не провести полноценное исследование, а указать на те направления, в которых нужно развиваться современному человеку, желающему быть по-настоящему образованным и грамотным. Надеемся, нам удалось этой цели достичь.

Никогда не прекращайте своего образования. «Век живи – век учись» – эта народная мудрость не потеряла своей актуальности даже в наше время. Ставьте перед собой новые цели, достигайте их, ежедневно стремитесь стать хотя бы чуточку умнее и лучше, узнавать новое и учиться тому, чего еще вчера не умели, – это и будет говорить о вас, как о грамотном человеке.

Желаем вам удачи и новых достижений!

Почему грамотность имеет огромное значение: 8 веских причин

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

«Нужно больше читать». Эксперт — о том, как повысить грамотность | ОБЩЕСТВО: Событие | ОБЩЕСТВО

8 сентября мы отмечали Международный день грамотности, который был установлен по инициативе ЮНЕСКО ещё в 1966 году.

Насколько эта идея – быть грамотным – в принципе актуальна сегодня? Почему тех, кто способен написать более-менее сложное предложение без ошибок, становится всё меньше? Выдержит ли русский язык новое активное наступление англицизмов? Об этом наш разговор с профессором кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского социально-педагогического университета, доктором филологических наук Еленой Алещенко.

В каждой строчке – только точки

– Елена Ивановна, что такое грамотность и для чего она нужна?

– Грамотность – это степень владения навыками чтения и письма на родном языке. Сам же по себе язык – это некая знаковая система, код, посредством которого люди понимают друг друга.

– Но молодёжный сленг, новая культура общения позволяют сегодня понимать друг друга без знания языка, посредством смайликов и других графических изображений. В мессенджерах они всё активнее вытесняют привычные слова, а некоторые способны целые фразы составлять из картинок. Это хорошо или плохо?

– Если общение человека ограничивается только кругом тех, кто знаком с этой знаковой системой, то такой необходимости нет. Пока тебя понимают, ты можешь уродовать язык как угодно, но однажды наступает момент, когда тебя перестают понимать. И это действительно становится проблемой.

Во-первых, мир не ограничивается только теми людьми, которые знают твою знаковую систему. Во-вторых, язык представляет собой культурный код, не зная которого человек лишает себя огромного количества возможностей.

Я часто привожу такую аналогию: богатство языка можно сравнить с огромной сокровищницей, где есть всё – от несметных россыпей драгоценных камней до грязных булыжников и мусора. Каждый носитель языка по праву рождения уже имеет ключ к этой сокровищнице. Но кто-то, заходя туда, задерживается, рассматривает, выбирает самое дорогое и ценное, а кто-то заскакивает на секунду, хватает первое попавшееся под руку и бежит сломя голову, даже не поняв, какие драгоценности там находятся. Есть и такие, кто из всего разнообразия выберет только булыжники и камушки погрязнее. Этот выбор формирует человека и его будущее, потому что грамотность по-прежнему остаётся частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте вырастает гармоничная, образованная, развивающаяся личность. Как ни крути, а без грамотности такой личностью не стать.

Смотрю в книгу – вижу…

– Вам не кажется, что в современном мире востребованы иные навыки, чем грамотная речь? Пишем все в гаджетах, а там есть автоматическая правка ошибок.

– Многие считают, что грамотность ни к чему, пока не столкнутся с обратным. Мы всё равно первое впечатление о себе оставляем в том числе и посредством языка – особенно в нынешний век электронной почты и мессенджеров. Чтобы успешно презентовать себя, нужна грамотность! Можно привести множество примеров, когда человека не брали на работу только потому, что его анкета была похожа на сочинение безграмотного первоклассника. Хотя в постсоветской истории нашей страны бывали случаи, когда подчинённые спорили с руководителем о правильности написания слов в приказах и распоряжениях, но это скорее исключение, чем правило. Что характерно, даже люди, которые сами не отличаются грамотностью, предпочитают общаться с теми, кто ясно излагает свои мысли. Человек, не обладающий грамотностью и не стремящийся к ней, заведомо упрощает своё мышление, тем самым усложняя жизнь себе и окружающим.

– Уровень грамотности за последние годы серьёзно снизился. Большое количество ошибок появилось даже в официальных сообщениях, не говоря уже о баннерах, плакатах и вывесках. В чём причина?

– По мнению большинства лингвистов, главная причина – люди перестали читать. Просмотр новостей в интернете или даже в газете не может считаться чтением. Наши дети совершенно не умеют читать, а чтение во многом формирует ту самую грамотность, о которой мы говорим. Нет, они умеют складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, но они не умеют проникать в смысл текста. Он им непонятен, потому что для его понимания нужно приложить усилия. Мы же их с пелёнок приучаем, что они по первому требованию получают всё, что нужно. Дальше индустрия развлечений в борьбе за их внимание стремится дать им только то, что их заинтересует. Но как заинтересовать тем, что требует напряжения? Этому ещё надо научить.

Вместо поиска смысла мы пришли к комиксам и картинкам из интернета. Тем самым постепенно упрощается мышление, и человек становится неспособен к глубокому чтению в принципе. Отсюда и тотальная безграмотность, и упрощение речи, ведущее к упрощению жизни. это во многом объясняет появление так называемого общества потребления. Хотя что здесь является причиной, а что следствием, сказать сложно…

Ещё не поздно

– Можно ли ситуацию изменить?

– Конечно, можно. И оправдания, что это система, с которой невозможно бороться, я считаю несостоятельными. Никто и не призывает бороться с системой. Нужно начать с себя. Если каждый начнёт отвечать за то, как говорит и думает он сам, то станет на одного грамотного человека больше.

– Существует такое понятие, как врождённая грамотность. Кому-то просто повезло с генами?

– Гены здесь ни при чём. При рождении такой навык точно отсутствует. Если человек обладает способностью без труда излагать мысли, без ошибок писать и быстро читать, значит, он рос и воспитывался в культурной среде, много читал, и у него хорошая зрительная память.

– Можно ли выработать грамотность в зрелом возрасте, или это прививается в детстве?

– Грамотность – понятие вневозрастное, так что никогда не поздно начать её вырабатывать. Лучшая рекомендация в этом плане – начать больше читать. И не детективы или любовные романы, а качественную классическую литературу. Да, возможно, поначалу придётся «продираться» сквозь не очень понятные слова и фразы, возвращаться к началу и переосмысливать прочитанное, но это даст ни с чем не сравнимое ощущение расширения сознания, а значит, откроет для вас новые горизонты.

62% жителей России, по данным ВЦИОМ, своё знание русского языка оценивают на «хорошо» и «отлично». 58% опрошенных хотели бы стать грамотнее. 2% опрошенных уверены, что грамотно говорить и писать – это не важно. Удивляет ещё и тот факт, что 33% россиян считают нормой не словарные правила, а то, как говорят остальные люди.

Факты

  • Специалисты ЮНЕСКО подсчитали, что сегодня в мире абсолютно неграмотными являются примерно 877 млн человек, причём в большинстве – женщины.
  • Максимальный уровень грамотности среди молодёжи отмечается в Японии.
  • В русском языке есть несколько  слов с тремя буквами «е» подряд. Это слова «длинношеее» и «змееед».
  • В Книге рекордов Гиннеса приведено самое длинное в мире слово, оно русское. Это «превысокомногорассмотрительствующий». А в словаре РАН есть ещё одно самое длинное слово: «водогрязеторфопарафинолечение».

 

Зачем человеку нужно быть грамотным?

«Тотальный диктант» якобы создает моду на грамотность. А зачем вообще человеку нужна грамотность? Во время диктанта, ЕГЭ стараемся соблюсти все нормы, которые зачастую избыточны и иногда с практической точки зрения бессмысленны…

Грамотность не является ни приходящим, ни уходящим явлением, как мода, это то, что ценится всегда. «Тотальный диктант» призван напомнить людям, особенно молодежи, что писать правильно – это норма жизни.

Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и в том числе грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности с пресловутой формой диктанта.

Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.

На самом деле грамотно писать нужно для лучшего взаимопонимания. Попробуйте исковеркать текст и дайте его прочитать. Уверена, что текст не поймут или поймут по-своему. Причем на распознавание этого текста уйдет больше времени, чем грамотно оформленного.

Я не совсем согласна с мнением, что правила русского языка избыточны и с практической точки зрения бессмысленны.

Тем более что орфографические реформы, которых было немало, призваны избавляться от них. Правила русского языка сходны с иными директивными правилами, например ПДД, которые просто следует соблюдать.

Нельзя одновременно быть образованным, культурным и интеллигентным и безграмотным, грамотность – это своеобразный индикатор таких людей. Кроме того, безграмотность раздражает многих людей. Часто можно услышать, что того или иного автора СМС-сообщения вслух обсуждают. Вряд ли кому-то хочется прослыть безграмотным или полуграмотным, невеждой.

Анастасия Алексеева – старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литература филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как стать грамотнее: 5 практических советов

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

В современном мире человеку недостаточно быть специалистом в своей области. Всегда и везде встречают по одёжке, поэтому следите за своей речью.

К сожалению, многие люди забывают о правилах русского языка сразу по окончании школы, так как считают их ненужным элементом жизни. Вы наверняка слышали эти отговорки: «я не на диктанте», «это всего лишь мессенджер, тут можно писать как угодно» и многие другие. Не тратьте нервы и не спорьте с таким человеком, вообще не пытайтесь ему что‑либо доказать.

Разумеется, высокий уровень грамотности не является залогом успеха. И опечатки делают все — в этом нет ничего плохого. Гораздо важнее избегать систематических ошибок и нарушений правил, которые могут испортить ваш имидж.

Сегодня мы рассмотрим пять хитростей, которые помогут вам обращаться с языком более уверенно.

1. Читайте больше

Банально? Да. Эффективно? Тоже да. При регулярном чтении качественной литературы мозг запоминает даже самые сложные слова, выражения и грамматические конструкции. Кстати, читать в современном мире как никогда удобно: исследование ЮНЕСКО , посвящённое влиянию использования мобильных устройств на уровень грамотности населения в развивающихся странах, показало, что чем доступнее литература, тем выше словарный запас и навыки владения языком.

2. Держите под рукой словари и справочники

Наши смартфоны и планшеты и здесь приходят нам на помощь. Рекомендация очень простая: нужно иметь под рукой авторитетные толковый и орфографический словари, а также заглядывать на порталы, ссылающиеся на признанные источники (например, «Грамота.ру», «Веб‑издание правил русского языка», «Русский филологический портал»). Не ленитесь: открывайте нужное правило или проверяйте правописание слова при каждом сомнении. Конечно, лучше ещё делать упражнения в специальных грамматических задачниках (например, «Отличник по русскому 6 в 1», «Русский язык — грамотей, подготовка к ЕГЭ, ЦТ»), но вы скажете, что это перебор.

Цена: Бесплатно

Цена: Бесплатно

3. Отключите автозамену на телефоне

Совет неоднозначный и подойдёт не всем. Когда автозамена включена, мы зачастую даже не обращаем внимание на то, как написалось слово. Гаджет решает за нас и пишет за нас. Попробуйте отключить автозамену и посмотреть на то, как вы пишете. Если возникает желание разбираться, как пишутся слова, оставьте автозамену выключенной и работайте над орфографией. Если же для вас это слишком трудно или долго, постарайтесь обращать внимание на предложенные девайсом варианты и запоминать их. В обоих случаях обязательно активируйте выделение неправильно написанных слов (обычно это подчёркивание красным цветом).

4. Старайтесь всегда писать грамотно

Будь это чат подъезда или диалог с другом/подругой, уважайте язык, на котором вы общаетесь. Это не только пойдёт на пользу вашему имиджу, но и поможет вам выработать привычку соблюдать правила всегда и везде.

5. Читайте образовательные издания, каналы и сообщества

Адептов бережного отношения к языку не так мало, как кажется. Многие из них являются редакторами и авторами различных изданий, публикующих материалы об орфографии, пунктуации и лексике. Выберите себе несколько понравившихся порталов и следите за обновлениями. Повышение интереса гарантировано.

Не стесняйтесь и поделитесь в комментариях, как вы относитесь к грамотности в современном мире.

Читайте также 🧐

Что такое грамотность? (с картинками)

Грамотность в ее простейшем определении — это способность читать и писать. Антоним грамотности — неграмотность, неумение читать и писать. Традиционно эти два термина использовались для обсуждения способности человека создавать или интерпретировать печатное слово. Тем не менее, грамотность также может быть использована для обсуждения способности работать с определенными типами кодов. Например, знаток английской литературы явно грамотен. Однако она могла не понимать компьютерный код.С точки зрения компьютерного кода, ученый неграмотен.

Часть грамотности — это умение читать.

Важно отметить, что люди с ограниченными возможностями часто читают и пишут по-разному. Слепые, конечно, не могут читать традиционные книги.Однако аудиокниги и книги со шрифтом Брайля — это инструменты, с помощью которых слепой или слабовидящий человек может узнать текст, идентичный тексту, который зрячий человек прочитал бы со страницы.

Двадцать процентов взрослого населения США функционально неграмотны.

Грамотность иногда делится на уровни. Например, можно сказать, что ученый-англичанин имеет высокий уровень грамотности. Взрослый человек, закончивший образование в четвертом классе и не учившийся вне школы, скорее всего, будет иметь низкий уровень грамотности. Очень часто ученика классифицируют по уровню его или ее грамотности или «уровню чтения».«Педагоги создали системы, с помощью которых они могут оценивать и оценивать учащихся на основе их уровня грамотности. Используя такую ​​программу, школьные системы надеются отследить, как грамотность их учеников повышается за годы их обучения. Эти тесты часто помогают учителям и школьным администраторам выявить учеников, которые преуспевают и, возможно, нужно перевести в более продвинутый класс, и тех, кто не соответствует эталону и, следовательно, может нуждаться в коррекционном курсе чтения.

Книги со шрифтом Брайля — это инструменты, с помощью которых слепой или слабовидящий может читать текст.

Широко признано, что грамотность — важнейший навык. Большинство людей, умеющих читать, воспринимают этот навык как должное, как если бы это была естественная способность. Это особенно актуально для людей, которые научились читать в молодом возрасте. Однако быть неграмотным в современном мире может быть довольно опасно. Если человек не умеет читать, невозможно просмотреть документ, прежде чем подписать его, заполнить заявление о приеме на работу, интерпретировать стандартную карту, прочитать ингредиенты на упаковке с едой или лекарством или понять предупреждающие знаки.Это всего лишь несколько случаев, когда грамотность имеет решающее значение.

Навыки грамотности часто развиваются, когда дети маленькие.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Literacy означает способность читать и писать.Умение читать и писать — важный навык в современном обществе. Обычно люди учатся читать и писать в школе. Люди, умеющие читать и писать, называются грамотными ; тех, кто не может, называют безграмотными .

По данным ЮНЕСКО, неграмотность — это неспособность написать или прочитать простое предложение на любом языке. По их оценкам, в 1998 году около 16% населения мира были неграмотными.

Мировые показатели грамотности по странам

Уровень неграмотности самый высокий среди государств Аравийского полуострова и в Африке, вокруг Сахары. [1] В этих странах около 30% мужчин и 40-50% женщин неграмотны по определению ООН. Одна из причин неграмотности заключается в том, что тот, кто может жить, не умея читать и писать, часто не имеет никаких причин хотеть научиться читать и писать. Культурные факторы также играют роль, например, наличие культуры, в которой устная традиция (общение посредством разговора) более важна, чем письмо. Например, племя, которое в основном пасет скот, может не иметь нужды ни читать, ни писать.

Существует два вида неграмотности:

  • Люди с первичной неграмотностью никогда не умели читать и писать.
  • Людей, которые научились читать и писать, но недостаточно хорошо для работы, называют функционально неграмотными. Возможно, они не могут писать достаточно хорошо, чтобы заполнить форму или понять инструкции в руководстве. В большинстве индустриальных стран основная проблема — функциональная неграмотность .

В английском языке слово «грамотность» традиционно означает «хорошо образованный». [2] Это также означало быть знакомым с литературой (знать о книгах). [2] В конце 19 века слово стало включать способность читать и писать. Он по-прежнему сохранял свое более широкое значение. [2] В современном обиходе грамотность также означает способность читать печатные, визуальные и звуковые тексты. [3] Чтобы продолжить обучение, учащиеся должны уметь не только читать и писать текст. [3]

2 Что такое санитарная грамотность? | Грамотность в вопросах здоровья: рецепт прекращения путаницы

ГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЯ

Мероприятия, связанные со здоровьем, проводятся в самых разных условиях (дома, на работе, в общественных медицинских учреждениях) и могут включать широкий спектр мероприятий, связанных с семьей, обществом, экономикой, отдыхом и вопросами безопасности.Родитель измеряет температуру ребенка, работник читает о надлежащих процедурах обращения с материалами, покупатель рассчитывает разницу в содержании соли на этикетках двух марок овощных консервов, пациент читает о стоматологических вариантах, а старший заполняет заявление на Все программы Medicare решают задачи, связанные со здоровьем, в разных средах, для разных целей и с разными типами материалов. Все они применяют навыки грамотности для печатной информации о здоровье.

В этом отчете используется термин «контексты здоровья», чтобы отразить множество ситуаций и действий, связанных со здоровьем. Условия здоровья необычны по сравнению с другими контекстами из-за постоянно присутствующего или основного фактора стресса или страха. Различные воздействия, продукты или действия могут улучшить здоровье, защитить его, нанести вред здоровью или привести к очень тяжелым последствиям. Кроме того, медицинские учреждения могут включать уникальные условия, такие как физические или психические нарушения, которые испытывает пациент из-за болезни, стресса или страха (Alexander, 1990; Dumas, 1966).Медицинские учреждения также предполагают использование специальной лексики, жаргона, юридических форм, сложных процедур и процессов, а также различия в полномочиях и доступе к информации.

Навыки грамотности, требуемые в контексте здоровья

Для работы в различных контекстах здравоохранения необходим сложный набор навыков санитарной грамотности. Эти навыки включают чтение, письмо, математику, разговорную речь, аудирование, использование технологий, создание сетей и риторические навыки, связанные с запросами, защитой интересов и жалобами.В таблице 2-1 представлены некоторые краткие (и неполные) примеры, чтобы дать представление о сложности навыков, необходимых для здоровья.

Хотя многие примеры, представленные в Таблице 2-1, подчеркивают навыки людей, навыки общения также способствуют повышению санитарной грамотности. Мы должны учитывать способность поставщика медицинских услуг использовать общеупотребительные слова и понимать, понимает ли пациент обсуждение или нет. Разработчику мультимедиа необходимы навыки, чтобы формировать сообщение, понятное потребителям.Производителям необходимы навыки для разработки четких этикеток продуктов. Педагогам необходимы навыки, чтобы вовлекать учащихся в вопросы, связанные со здоровьем, и включать их в учебные материалы по естествознанию, языку и математике. Приведенный ниже пример демонстрирует уровень путаницы, создаваемый отсутствием четкой информации даже для наиболее образованного потребителя.

Использование литературы — введение | TeachingEnglish | British Council

Нажмите на заголовки ниже, чтобы узнать больше о доступных материалах и поддержке учителей в каждой области.

Литература в ELT
Использование литературы в классе ELT переживает возрождение по ряду причин. Являясь частью традиционных подходов к преподаванию языка, литература стала менее популярной, когда преподавание и изучение языка стали сосредотачиваться на функциональном использовании языка. Тем не менее, роль литературы в классе ELT была переоценена, и многие теперь рассматривают литературные тексты как обеспечивающие богатый языковой ввод, эффективные стимулы для студентов к самовыражению на других языках и потенциальный источник мотивации учащихся.На этом сайте вы можете найти ряд литературных текстов и вспомогательные учебные материалы на страницах BritLit.

Что мы подразумеваем под литературой?
Джон Макрей (1994) различает литературу с большой буквы — классические тексты, например. Шекспир, Диккенс — и литература с маленькой буквой l, которая относится к популярной художественной литературе, басням и текстам песен. Литература, используемая сегодня в классах ELT, больше не ограничивается каноническими текстами из определенных стран, например. Великобритания, США, но включает в себя работы писателей из разных стран и культур, использующих разные формы английского языка.

Литературные тексты можно изучать в их первоначальной форме, а также в упрощенной или сокращенной версиях. Все больше историй на английском написано специально для изучающих другие языки. Типы литературных текстов, которые можно изучать в классе ELT и за его пределами, включают:

1 Рассказы
2 Стихи
3 Романа
4 Пьесы
5 Тексты песен

Зачем использовать литературу в классе ELT?
Литературные тексты предоставляют возможности для мультисенсорного обучения в классе и могут понравиться учащимся с разными стилями обучения.Тексты могут быть дополнены аудиотекстами, музыкальными компакт-дисками, видеоклипами, подкастами, все из которых еще больше расширяют богатство сенсорной информации, получаемой учащимися.

Литературные тексты являются богатым источником языковых данных и могут помочь учащимся практиковать четыре навыка — говорение, аудирование, чтение и письмо — в дополнение к примерам грамматических структур и представлению нового словарного запаса.

Литература может помочь учащимся развить понимание других культур, осознание «различий» и развить терпимость и понимание.В то же время литературные тексты могут иметь дело с универсальными темами, такими как любовь, война и потеря, которые не всегда освещаются в очищенном мире, конечно, книги.

Литературные тексты являются скорее репрезентативными, чем референциальными (McRae, 1994). Референтный язык общается только на одном уровне и имеет тенденцию быть информационным. Репрезентативный язык художественных текстов вовлекает учащихся и задействует их эмоции, а также их познавательные способности. Литературные произведения помогают учащимся использовать свое воображение, усиливают сочувствие к другим и побуждают их развивать собственное творчество.Они также дают студентам возможность узнать о литературных приемах, которые встречаются в других жанрах, например. реклама.

Уроки литературы могут привести к публичной демонстрации результатов работы учащихся через плакаты с их творчеством, например стихи, рассказы или постановки пьес. Таким образом, по разным причинам лингвистического, культурного и личностного роста литературные тексты могут быть более мотивирующими, чем ссылочные тексты, которые часто используются в классах.

С какими проблемами приходится сталкиваться при использовании литературы в классе?
Литературные тексты могут создавать для учителей и учащихся ряд трудностей, в том числе:

  • Выбор текста — необходимо выбирать тексты, которые имеют отношение к учащимся и интересны им.
    лингвистическая сложность — тексты должны соответствовать уровню понимания учащимися.
  • длина — более короткие тексты может быть проще использовать в отведенное время в классе, но более длинные тексты предоставляют больше контекстных деталей и развития характера и сюжета.
  • Культурная сложность — тексты не должны быть настолько культурно насыщенными, чтобы посторонние чувствовали себя исключенными из понимания основного смысла.
  • Культурное соответствие — учащиеся не должны оскорбляться текстовым содержанием.


Дафф и Мейли (2007) подчеркивают, что учителя могут справиться со многими проблемами, которые представляют литературные тексты, если они задают серию вопросов для оценки пригодности текстов для любой конкретной группы учащихся:

  • тема может заинтересовать эту группу?
  • Соответствующий ли уровень языка?
  • Это подходящая длина для имеющегося времени?
  • Требуются ли обширные культурные или литературные знания?
  • Это каким-то образом оскорбительно с культурной точки зрения?
  • Можно ли легко использовать его для изучения языка?


Дафф и Мейли (2007) также подчеркивают важность различной сложности задач, а также сложности текста:

  • Уровень 1 Простой текст + задача низкого уровня
  • Уровень 2 Простой текст + более сложная задача
  • Уровень 3 Сложный текст + задание низкого уровня
  • Уровень 4 Сложный текст + более сложное задание


Как можно использовать художественные тексты?
Учителя могут использовать литературные тексты множеством способов в классе.Работа в классе с литературными произведениями может включать предварительное чтение, интерактивную работу над текстом и последующие действия.

Pulverness (2003) дает несколько полезных советов: Максимально увеличьте поддержку предварительного чтения.

Учителя могут вводить тему или тему текста, предварительно обучать основным элементам словарного запаса и использовать задания на предсказание, чтобы пробудить интерес и любопытство учащихся.

  • Сведите к минимуму степень, в которой учитель мешает ученикам читать.
  • Обратите внимание на стилистические особенности.
  • Помогите студентам понять, как писатели используют язык для достижения определенных эффектов.
  • Обеспечьте основу для творческого ответа.
  • Предложите учащимся стать на место писателя или предложите им изменить, расширить или добавить текст.


В оставшейся части этого раздела вы найдете способы, с помощью которых вы можете развить свою способность использовать литературу в классе ELT посредством чтения статей и книг, посещения семинаров и курсов, посещения веб-сайтов и присоединения к группам по интересам и дискуссионным форумам. .

Ссылки
Дафф, А. и Мали, А. (2007) Литература (справочные материалы для учителей), Oxford University Press.
Maley, A (2001) «Литература в языковом классе» в The Cambridge Guide to Teaching ESOL, Cambridge University Press.
Макрей, Дж. (1994) Литература с маленькой буквой «l», Macmillan Education.
Pulverness, A (2003) «Литература» в английском Teaching Professional, октябрь, выпуск 29, Modern English Publishing

ТЕКСТ II. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ

1.К счастью, все меньше и меньше людей страдают от компьютерной тревожности. Наличие недорогих, мощных и простых в использовании персональных компьютеров снижает фактор запугивания. По мере того, как в век информации подрастают новые поколения, они отлично чувствуют себя с компьютерами.

2. Почему вы изучаете компьютеры? Помимо любопытства (и, возможно, требования курса!), Вы, вероятно, признаете, что будет нелегко прожить остаток жизни, не зная о компьютерах.Давайте начнем с определения компьютерной грамотности, которое включает три аспекта универсальной привлекательности компьютера:

Ø Осведомленность. Изучение компьютеров поможет вам лучше осознать их важность, универсальность, распространенность и их потенциал для развития добра и (к сожалению) зла.

Ø Знание. Изучение того, что такое компьютеры и как они работают, требует некоторого технического жаргона. В конце концов, вы получите пользу от таких знаний, но поначалу это может расстраивать.

Ø Взаимодействие. Нет лучшего способа понять компьютеры, чем взаимодействуя с ними. Таким образом, компьютерная грамотность также означает возможность использовать компьютер для некоторых простых приложений.

3. Обратите внимание, что никакая часть этого определения не предполагает, что вы должны иметь возможность создавать инструкции, которые сообщают компьютеру, что делать. Это было бы равносильно утверждению, что любой, кто планирует водить машину, должен сначала стать автомехаником. Кто-то другой может написать инструкции для компьютера; вы просто используете инструкции для выполнения своей работы.Например, кассир банка может использовать компьютер, чтобы убедиться, что у клиентов действительно есть столько денег на своем счете, сколько они хотят снять. Или бухгалтер может использовать его для подготовки отчета, фермер — для проверки рыночных цен, менеджер магазина — для анализа тенденций продаж, а подросток — для игры в видеоигры. Мы не можем гарантировать, что эти люди владеют компьютером, но они, по крайней мере, усвоили «практический» компонент определения, что они могут взаимодействовать с компьютером. Может ли каждый быть компьютерным грамотным? Компьютерная грамотность — это не вопрос человеческих способностей.Практически любой может стать компьютерным грамотным. В ближайшем будущем люди, не разбирающиеся в компьютерах, будут иметь такой же статус, как и люди, которые сегодня не умеют читать,

4. Если это ваш первый компьютерный класс, вы можете задаться вопросом, действительно ли пользоваться компьютером так же просто, как говорится в рекламе. Некоторые студенты так думают, но многие нет. Фактически, некоторых начинающих пользователей компьютеров поначалу можно смутить и расстроить. В самом деле, некоторые настолько разочарованы на начальном этапе, что думают, что никогда не научатся.Однако, к их удивлению, после пары уроков они не только используют компьютеры, но и получают удовольствие от этого.

5. Некоторые учащиеся могут быть ошеломлены, когда предмет окажется более сложным, чем они ожидали, особенно если их единственный опыт работы с компьютером связан с удовольствием от видеоигр. Их сбивают с толку специальные термины, используемые в компьютерных классах, как если бы они случайно попали на какой-то курс иностранного языка, Некоторые студенты могут быть разочарованы практическим характером опыта, в котором им приходится сталкиваться. -один отношения с компьютером.Напротив, их предыдущий опыт обучения был разделен и защищен, они были поделены со сверстниками в классе и защищены руководящей рукой опытного человека. Теперь они встречаются с машиной один на один, по крайней мере, часть времени. Впечатления разные и, может быть, немного пугающие. Но имейте в виду, что другие выжили и даже победили. Вы тоже можете.

6. И не удивляйтесь, обнаружив, что некоторые из ваших сокурсников, кажется, уже довольно много знают о компьютерах.Курсы компьютерной грамотности требуются во многих школах и колледжах и включают студентов с разной степенью понимания. Такое сочетание часто позволяет студентам учиться друг у друга и дает некоторым возможность научить других тому, что они знают.

:

Data Literacy — что это такое и чем отличается от оценочной грамотности

Блогеры в Teach. Учиться. Расти. опубликовали ряд постов на тему оценки грамотности.Фактически у нас есть целый раздел, посвященный этой теме. Когда мы говорим о преподавателях, владеющих оценкой, мы замечаем, что в центре внимания находятся четыре набора навыков:

  • Демонстрация информационной грамотности
  • Умение создавать и / или выбирать качественные оценки
  • Знание того, как интегрировать методы оценки и результаты оценки в действия
  • Знание того, как правильно сообщать об обучении учащихся

Информационная грамотность стоит на первом месте в этом списке.Информационная грамотность, которую часто путают с оценочной грамотностью, представляет собой самостоятельную сущность, которая учитывает данные помимо результатов учащихся (достижений). С более широким использованием этих двух терминов в образовании, наряду с повышенным вниманием к использованию доказательств (данных) для информирования образовательной практики (от решений в классе до политических решений), ясность по обоим этим темам становится все более важной.

В отчете WestEd за 2012 год Эллен Мандинач и Эдит Гаммер заявили:

… очевидно, что информационная грамотность является сложной и очень системной.Информационная грамотность может формировать основу для использования данных, но существует целый ландшафт вокруг конструкции, которая облегчает или препятствует эффективному использованию данных. Для понимания грамотности данных как сложной конструкции необходимо изучить знания и навыки, необходимые для понимания ландшафта.

Педагоги, грамотные в области данных:

    ,
  • знать, какие существуют типы данных и какие данные использовать для какого решения.
  • оценивает точность и достаточность каждого типа данных, которые они будут использовать
  • преобразовать данные из различных источников (класс, школа, район, штат) в полезную информацию для принятия решений.
  • несут ответственность за этическое формирование, интерпретацию и применение данных оценки

Различия в том, что необходимо в отношении грамотности данных, существуют в разных группах заинтересованных сторон.Из приведенного выше списка действий подумайте, как они могут различаться для каждого из этих уровней: учитель, директор школы, администрация округа, высшее образование, разработчик политики или департамент образования штата. На конструкцию каждого уровня влияют как роль, так и сопутствующие программы.

Путаница с этими терминами затрагивает все заинтересованные стороны. Пришло время разъяснить каждой группе, что значит быть грамотным в области данных на их уровне. Эксперты сходятся во мнении, что для демонстрации информационной грамотности необходимы различные навыки.Некоторые из этих навыков включают:

  • Выработка мышления и практики использования данных
  • Использование процессов запроса
  • Задавать важные вопросы
  • Сбор и систематизация данных
  • Знание и понимание свойств данных
  • Ввод данных в контекст (с использованием педагогических знаний)
  • Преобразование данных в информацию (синтез, зондирование, определение приоритетов)
  • Преобразование данных в приложение

Многие организации прилагают усилия для оказания поддержки преподавателям в повышении их навыков владения данными.Фонд Dell поддержал исследование, направленное на уточнение определения оценочной грамотности и определение навыков, необходимых для этой грамотности. WestEd провела исследование и собрала экспертов по вопросам грамотности данных и принятия решений на основе данных. Кампания за качество данных (DQC) — это национальная некоммерческая организация, которая ведет обсуждения, направленные на защиту и помощь всем заинтересованным сторонам по вопросам данных.