Демонополизация экономики это: Демонополизация в Украине — Економический кризис влечет за собой рост уровня монополизации

Содержание

Демонополизация в Украине — Економический кризис влечет за собой рост уровня монополизации

Деолигархизация в 2021 году опять не состоится

Украина относится к государствам, в которых не просто высокий уровень монополизации экономики, но до сих пор рынками управляют олигархи. Сложно найти хоть какой-то бизнес в Украине, на который олигархи не оказывают своего влияния с помощью контроля над важнейшими ресурсами страны, полученного ими в далеких 1990-х. С каждого товара, работы или услуги, покупаемых украинскими потребителями, некоторая часть средств идет в их кошельки. Где-то больше, где-то меньше, но они получают свою ренту со всего без исключения.

В дальнейшем эта рента расходуется, с одной стороны, на роскошную жизнь, с другой — на ее защиту. На проведение карманных партий в парламент, руководителей — на Банковую, должностных лиц — в регуляторные кресла. И на финансирование телеканалов, помогающих руководить государственной политикой.

Поэтому уже не первые президентская и парламентская избирательные кампании проходят под лозунгами деолигархизации и демонополизации экономики. И не первые избранные президент и парламент забывают об этом сразу же, как только оказываются на таких обещаниях в желаемом кресле.

Если в 2019 году у нас еще оставались слабые надежды на то, что в 2020-м президент Владимир Зеленский, подкрепив свое влияние монобольшинством в парламенте и новоназначенным правительством, все же объявит войну олигархам, то в 2021-й мы уже смотрим без каких-либо надежд на это. Никакой деолигархизаци в 2021 году не будет, и вообще не будет, пока должность президента занимает В.Зеленский. Замкнутый олигархический круг «контроль над ресурсами—рента—телеканалы—политики» в 2021-м нам разорвать вряд ли удастся.

Качественной антимонопольной реформы в 2021 году также не следует ожидать

Украинское антимонопольное законодательство хотя и формировалось по примеру лучших мировых практик, однако уже устарело, испорчено и нуждается в изменениях. Начиная с ослабления полномочий АМКУ парламентом, который постепенно в результате внесенных в закон изменений снижал статус Комитета и усиливал его зависимость от политиков, и заканчивая судами и самим Антимонопольным комитетом, которые сформировали безопасное правоприменение для злоупотребляющих монополистов и картелей.

Пока развитый мир усиливал свои конкурентные ведомства, обновлял нормативную базу и практики, формировал новые подходы реагирования и принуждения, отвечающие современным вызовам, мы двигались в обратном направлении. Поэтому все признают, что стране крайне необходима антимонопольная реформа. Требования о ее проведении нам выдвинул также Международный валютный фонд в последнем подписанном Меморандуме.

Однако ни один из зарегистрированных в парламенте законопроектов не предлагает качественную антимонопольную реформу. Наоборот, принятие каждого из них нанесет АМКУ больше вреда, чем принесет пользы.

Олигархи боятся сильного АМКУ и не допустят того, чтобы подконтрольные им политики превратили Комитет в мощное конкурентное ведомство по примеру развитых стран. Поэтому качественной антимонопольной реформы в 2021 году ожидать не следует. Тем, кто имеет полномочия ее проводить, не хватает воли, а тем, у кого есть воля, — полномочий.

Уровень монополизации экономики будет расти

Коронакризис во всем мире больно ударил в первую очередь по малому бизнесу. Не имея значительных сбережений, чтобы инвестировать в перестройку бизнес-процессов под коронавирусные вызовы, многие были вынуждены просто закрыться. Но если развитые страны значительную часть антикризисных фондов израсходовали на поддержку предпринимателей и населения, то Украина сосредоточилась на инвестициях в инфраструктуру и прежде всего в текущий ремонт дорог.

Как следствие, в 2021 году нас ожидает усиление неравенства, уменьшение доли рынков, где активен малый и средний бизнес, и, наоборот, рост доли крупных бизнесменов и повышение уровня концентрации рынков.

Антимонопольный комитет, который должен быть проводником государства в борьбе с этим явлением, просто не способен это сделать. И в силу низкой квалификации руководства комитета. И из-за отсутствия желания и амбиций проявлять заботу об украинской экономике. И потому что с Банковой, которая полностью руководит комитетом и где глава АМКУ проводит много времени, ставят совсем другие, чаще всего абсолютно противоположные, задачи.

Не следует ожидать и конкурентного давления со стороны иностранных компаний и новых игроков рынка. Иностранные инвесторы не готовы вкладывать деньги в государство с коррумпированной судебной системой и олигархическим укладом. На молодых украинских бизнесменов также надеяться не следует. Талантливые и настойчивые будут продолжать выезжать за рубеж и строить свой бизнес в странах, где государство в состоянии обеспечить им справедливые условия соревнования.

Таким образом, экономический кризис монополисты успешно используют, чтобы в 2021 году укрепить свою рыночную власть, захватить больше рынков и увеличить прибыли.

Опасность уничтожения принципов ProZorro в 2021 году сохраняется

Угрожающие нападки на ProZorro начались почти сразу после захода новых депутатов в парламент. Народные избранники, в том числе из монобольшинства, много внимания уделяли критике системы и искали механизмы, чтобы откатить реформу государственных закупок.

Один из опаснейших для ProZorro законопроектов о локализации может попасть в 2021-м в зал. И шансы на то, что депутаты его поддержат, высоки, потому что едва ли не каждый влиятельный политик и бизнесмен получит от его принятия свою выгоду. Кто-то без конкуренции сможет продавать государству свои локомотивы, кто-то — шахтное оборудование, кто-то — «скорые» или пожарные. Без плюшек не оставили ни одного из влиятельных стейкхолдеров. Но единственная сила, которая может помешать, — западные партнеры, потому что предлагаемые изменения нарушают все наши экономические международные обязательства, включая Соглашение об ассоциации с ЕС.

Однако наши западные партнеры устали от Украины, а наши политики устали от них. Поэтому угроза уничтожения закупочной реформы в 2021 году приобретает крайне опасные масштабы.

Кроме этого, попытка таким дефектным образом поддержать национального производителя уничтожает надежду на формирование и реализацию в 2021-м политики разумного протекционизма.

Растворение влияния большого ТВ: демонополизация может освятить рынки идей, что улучшает прогнозы на 2022-й и последующие годы

В последнее время с каждым годом влияние телевизора на общество уменьшалось. Развитие альтернативных СМИ и новых технологий, редакционная политика олигархических телеканалов, требовательность зрителя и прочее — все это приводит к потере аудитории телеканалами и, наоборот, ее увеличению в YouTube и других интернет-ресурсах.

И хотя еще в 2021 году олигархи смогут продолжать использовать телеканалы для сохранения монополий, продвижения на должности «своих» людей, дискредитации врагов, лоббирования нужных решений и прочего, но с каждым новым днем их влияние становится все меньше, а конкуренция на рынке идей — все ближе.

В 2021-м телевизор будет значить меньше, чем в 2020-м. А следующие президентские и парламентские выборы имеют шансы заменить его альтернативными СМИ.

Общество будет искать средства «показать края» злостным нарушителям антимонопольного законодательства вместо государства

Слабость государства в борьбе с монопольными злоупотреблениями и картелями провоцирует общество взять эту миссию на себя. Успешный мировой опыт войны потребителей с баронами-разбойниками не только вдохновляет, но и дает уже испробованные подробные алгоритмы для внедрения.

Коллективные иски и заявления, которые еще вчера не пользовались в Украине особой популярностью, остаются едва ли не единственным неизведанным средством укрощения монополий. Неготовность государства выполнять свою функцию — самое удачное время для украинцев попробовать что-то новое.

Поэтому объединение потребителей, малых и средних предпринимателей, страдающих от антимонопольных нарушений, и принуждение общими усилиями вместе с профильными и общественными ассоциациями «разбойников платить по счетам» могут стать трендом антимонопольной политики 2021-го и следующих лет.

Related video

Больше статей Агии Загребельской читайте по ссылке.

Зачем нужна демонополизация и как это скажется на рынке?

24 марта в правительстве начала работу комиссия по демонополизации экономики. Комиссия займется разработкой предложений по передаче в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов сферы телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и других отраслей. Как принимаемые меры скажутся на экономике страны, есть ли риски и почему курс на демонополизацию был принят именно сейчас, корреспондент BaigeNews.kz решила выяснить у экспертов.

Демонополизация или все-таки реституция?

«Демонополизация – это когда деятельность монополиста либерализируется или реструктуризируется. То есть одну компанию могут разбить на несколько, чтобы появилась конкуренция. Если говорить о рынках телекоммуникаций, железнодорожной инфраструктуры, а также энергоинфраструктуры, то это стратегические активы, которые в рыночной экономике являются собственностью государства. Это в большей степени верно для энергетики, железной дороги, аэропортов и трубопроводов. Но если здесь речь идет всё-таки об активах, которые были незаконно «приватизированы», тогда нужно было говорить о реституции активов, приобретенных незаконным путём. Тогда нужно было назвать комиссию не по демонополизации, а по реституции активов, приобретенных незаконным путём «, – считает экономист Жаныбек Айгазин.

И всё же, независимо от названия комиссии, акцент нужно делать на наличие экономической эффективности, считает наш собеседник.

«Я против монополии, но нужно понимать, что ёмкость экономики Казахстана не такая большая – всего 180 миллиардов долларов. Это небольшая экономика: если сравнить с Россией, то в 7-8 раз меньше, а если с Китаем, то в сто раз. Поэтому наличие на рынке ж/д-перевозок двух-трёх поставщиков услуг не сильно скажется на улучшении экономики. Но опять же, на каждом рынке есть понятие входного билета. Сколько стоит этот входной билет? Чтобы стать ж/д-перевозчиком нужно иметь доступ к ж/д-инфраструктуре, иметь подвижной состав и налаженную логистику. Это очень дорогой вход, высокие капиталовложения. То же самое рынок телекоммуникаций», — полагает Айгазин.

По мнению экономиста, вопрос приватизации АО «Казахтелеком» тоже может встать.

«Если исходить из принципа, что у нас не такая большая экономика, то на этом рынке есть дорогой вход и туда не придёт конкуренция. В медиа активах есть альтернативные способы получения информации. Если говорить о телевидении, то какая от этого эффективность? Поэтому АЗРК нужно изучать каждый рынок через призму cost-benefit анализа. Если создавать конкуренцию на конкретном рынке, то насколько это будет отвечать критериям эффективности для общества и государства, а может лучше оставить монополию, но повысить контроль со стороны общества? Есть ли смысл развития конкуренции на данном рынке?», – спрашивает Жаныбек Айгазин.

Как демонополизация скажется на экономике?

По мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, значительным образом демонополизация не отразится на экономике в целом.

«Большая часть собственности стала частной уже давно – основная часть приватизации прошла до 1998 года. А если говорить о том, что было приватизировано в последние несколько лет, то это в основном то, что относится к госхолдингам и так далее. Но это не настолько значительный объём. Вполне возможно, что для какой-то части представителей крупного бизнеса это будет очень болезненно и будет в чём-то напоминать пересмотр некоторых результатов приватизации. Возможно, сейчас идут неформальные разговоры насчёт этой собственности. Таким образом государство себя усиливает ещё и с формальной стороны. Но я не думаю, что это приведёт к большому переделу, я думаю, что передел будет точечный. На самом деле во всех странах впереди стоят некоторые политические институты, которые гарантируют права собственности, в том числе права, которые декларируют переход из одной формы в другую. В общем, это неплохо. Главное, чтобы дальше пересмотры были как можно реже. Поскольку любой пересмотр права собственности — это очень болезненная штука, которая может иметь серьезные последствия с точки зрения иностранных инвесторов. Они это очень болезненно воспринимают», – отметил экономический обозреватель Сергей Домнин.

В свою очередь экономист Марат Абдурахманов привёл показательный пример демонополизации в нефтегазовой отрасли.

«Приведём пример когда ТОО «KAZAKHGAS» демонополизировали и навели порядок. Если цена в Жанаозене и в Актау на сжиженный газ будет 40 тенге, ТОО «KAZAKHGAS» будет иметь 25 тенге сверху. А в январе нам утверждали, что если цена будет меньше 120-130 тенге, то предприятие будет в убытке. Когда убираются все ненужные посредники, монополии, то цены падают. И при этом прибыль у госпредприятий образуется в объёмах намного больше, чем та, которая была ранее по отчётам, которые предоставлялись на сайте ФНБ «Самрук-Казына». То есть, если в телекоммуникационной сфере откроют акционерное общество и скажут: «приходите, покупайте», то наши граждане с удовольствием пойдут в эту компанию. И никто не будет прятать по офшорам эти деньги, как это происходило в случае с АО «Казахтелеком». Эта история с офшорами широко известна. Это объективная необходимость. Первое решение по городу Алматы я поддерживаю (о незаконной приватизации компании «Алматы қала жарық» — прим.авт.), потому что продавать городские огни какому-то частному ТОО зачем это нужно? Также же, как и парковочные места.

Если он на свои деньги построил парковки, построил дорогу — пожалуйста. Но эти дороги построили на наши же деньги. Естественно, я поддерживаю такую демонополизацию», – сказал Марат Абдурахманов.

Если говорить о железнодорожной инфраструктуре, то экономист также видит благоприятные перспективы.

«Суть проблемы в том, что у нас по ж/д-перевозкам компания, которая владеет локомотивами – это отдельная компания, компания, которая эксплуатирует рельсы – это другая компания, компания, которая владеет вагонами – это третья компания, компании, которые владеют стрелами – это куча других компаний, компании, которые владеют тупиками – это десятые компании. И это всё создает хаос. Тарифы на ЖД-перевозки у нас сейчас сравнялись с общемировыми, потому что каждый метр кто-то приватизировал. Нужно возвращать всё в лоно АО «НК «КТЖ». Когда все посредники уйдут с рынка, выяснится, что тариф за тоннокилометр по ж/д-транспорту стоит у нас 8 тенге, не больше. А у нас цена от 16 до 50 тенге.

То есть все продукты питания резко подешевеют: от металла и цемента до муки и всего остального. Товары будет выгодно перевозить ж/д-транспортом. Сейчас власти хотят все коррупционные схемы уничтожить до политических реформ, которые озвучил президент», – отметил наш собеседник.

По мнению Марата Абдурахманова, эти меры больше экономические, нежели политические.

«И важно принять их сейчас, в условиях тех событий, которые ещё не произошли, потом делать это будет поздно», – заключил экономист.

Напомним, в феврале президент Касым-Жомарт Токаев также поручил министерству индустрии и инфраструктурного развития провести демонополизацию строительного рынка.

Политика демонополизации государственных предприятий как попытка реструктуризации ролей и институтов в условиях глобальной конкуренции

Врезка к статье

Статистика

Счетчик чтения: 113 Скачать: 218

Загрузки

Данные для загрузки пока недоступны.

Содержание основной статьи

Abstract

В этой статье обсуждается, как государственные предприятия готовятся к борьбе с экономической глобализацией, а не с политикой демонополизации. Демонополизация — это политика, проводимая правительством как обязательство по осуществлению свободной торговли, требуемой ВТО. Экономическая глобализация — это состояние, которого невозможно избежать, и верный шаг, который должно сделать правительство, — это подготовиться к устойчивости национальной экономики с помощью стратегий институционального укрепления. Один из них заключается в повышении эффективности государственных предприятий с помощью политики, которая может создать синергию усилий и позволит улучшить качество, чтобы выдержать конкуренцию в глобальном масштабе. Создание конкурентов ГП сможет побудить ГП совершенствовать свои институты внутри и снаружи, это условие является одной из стратегий создания профессиональных и независимых ГП для решения глобальных проблем.

Реструктуризация госпредприятий путем применения корпоративной культуры и внедрения концепции надлежащего корпоративного управления является стратегией внутренней институциональной реформы, укрепление внутренней институциональной структуры повлияет на внешнюю институциональную структуру, которая обеспечит наилучшие услуги для потребителей и общественности. Концепция деятельности государственных предприятий должна основываться на принципах экономической демократии, которые способствуют справедливой эффективности для всех участников экономической деятельности, что является основной целью обеспечения защиты народа Индонезии.

Ключевые слова

Демонополизация ГП Реструктурировать Глобальный конкурс

Детали изделия

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями международной лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0. Copyright ©Kementerian PPN/Bappenas RI

Биография автора

Путу Самавати, Университет Шривиджая, Индонезия

Путу Самавати является преподавателем юридического факультета Университета Шривиджая и в настоящее время имеет степень доктора философии. Студент юридического факультета Университета Гаджа Мада.

Как цитировать

Путу Самавати. (2019). Политика демонополизации государственных предприятий как попытка реструктуризации ролей и институтов в условиях глобальной конкуренции. Рабочие документы Bappenas

, 2 (1), 116-132. https://doi.org/10.47266/bwp.v2i1.34

Токаев обращается к дипломатическим миссиям в Астане, подтверждает приверженность экономической демонополизации и конструктивной внешней политике

АСТАНА – Президент Касым-Жомарт Токаев рассказал о национальных реформах, продолжающемся процессе демократизации и социально-экономическом развитии страны на встрече 4 ноября с главами дипломатических миссий и международных организаций, аккредитованных в Казахстане, сообщает пресс-служба главы государства.

Президент Касым-Жомарт Токаев. Фото: пресс-служба Акорды.

Токаев отметил, что предстоящие в стране выборы заложат «новую политическую традицию в Казахстане и откроют новую политическую эру».

Он отметил достижения в области прав человека, в том числе отмену смертной казни и расширение полномочий Уполномоченного по правам человека в стране.

«В нашей внутренней политике мы постоянно следуем постулату «мы разные, но равные». Поэтому мы нацелены на повышение роли гражданского общества, укрепление межэтнического, межрелигиозного доверия и толерантности, консолидацию различных общественных сил и реализацию принципа слушающего государства», — сказал Токаев.

Представители дипломатических миссий на встрече в Президентском дворце Акорда. Фото: пресс-служба Акорды.

Демонополизация экономики является национальным приоритетом, по словам Токаева. Ведущие международные финансовые институты, по его словам, положительно оценили усилия Казахстана по стимулированию экономического роста и подтвердили суверенный рейтинг страны со стабильным прогнозом.

Он подчеркнул готовность страны к расширению сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами, сославшись на новый экономический курс на построение свободной рыночной экономики.

«Несмотря на глобальные экономические проблемы, наш экспорт несырьевых товаров увеличился почти на 40 процентов. Мы также полны решимости и впредь оставаться наиболее привлекательным местом для инвестиций в этой части мира», — сказал Токаев.

Президент Токаев и представители дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане. Фото: пресс-служба Акорды.

Казахстан обладает значительным потенциалом в сельскохозяйственном и производственном секторах, включая энергетику и зеленые финансы.

«Мы входим в десятку крупнейших экспортеров зерновых культур, ежегодно поставляя более 5 млн тонн пшеницы и 1,5 млн тонн муки. Кроме того, Казахстан является крупным производителем семян льна и экспортером масличных культур», — сказал он.

Он также подчеркнул важность транспортно-логистической отрасли для экономики страны, отметив, что более 80 процентов сухопутных транзитных перевозок по коридору Китай-Европа проходит через территорию Казахстана. По его словам, этот сектор имеет решающее значение для улучшения регионального взаимодействия.

«По данным Всемирного банка, расширение транзитных и транспортных возможностей может способствовать 15-процентному росту ВВП стран Центральной Азии. Хочу подчеркнуть значение инициативы «Один пояс, один путь», в которой Казахстан играет важную роль. Кроме того, Транскаспийский международный транспортный маршрут, широко известный как Средний коридор, имеет решающее значение с точки зрения обеспечения энергетической и продовольственной безопасности», — сказал он.

В своем выступлении Президент также акцентировал внимание на вкладе страны в обеспечение региональной и глобальной продовольственной безопасности.

Он подчеркнул растущую роль региона Центральной Азии на международной арене.

«Пять государств Центральной Азии (формат С5+) взаимодействуют со многими странами и региональными объединениями, включая США, Японию, Южную Корею, Китай, Индию, Россию и Европейский Союз. Являясь ведущей экономикой Центральной Азии, Казахстан будет продолжать вносить свой вклад в региональное и глобальное развитие и наводить мосты между континентами, культурами и народами», — сказал он.

Президент также подчеркнул заинтересованность страны в сотрудничестве с такими организациями, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Объединенных Наций (ООН), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Содружество Независимые государства (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация тюркских государств (ОТГ).

Токаев упомянул о том, что страна выступает за Договор о нераспространении ядерного оружия, заявив, что ядерная энергия должна служить на мирное благо людей, а не быть оружием массового уничтожения. Он уверен, что дипломатия остается единственным инструментом управления международными отношениями, снижения рисков и укрепления глобальной и региональной безопасности.

«Мы должны стремиться к постоянному укреплению дружеских и взаимовыгодных связей с вашими странами и организациями. Будьте уверены, что все ваши конструктивные начинания встретят должный отклик и поддержку со стороны моей Администрации и Правительства Казахстана», — заключил он.