Санация банков в россии: Санация банков: кто от нее страдает и выигрывает

Норма процессуальная или материальная?

07 июня 2022

Судебная практикаАрбитражный процесс

В 2017 г. в отечественное законодательство был введен механизм финансового оздоровления (санации) кредитных организаций при непосредственном участии Банка России, предусматривающий предоставление таким банкам финансовой помощи со стороны регулятора. Помощь может выражаться в виде приобретения акций (долей в уставном капитале), предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих специальный Фонд консолидации банковского сектора.

Полномочия на проведение всех мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций от имени Банка России возложены на специальную организацию – ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее – Управляющая компания). Целью санации является восстановление платежеспособности таких банков с последующей продажей их акций (долей в уставном капитале), принадлежащих Банку России, новому инвестору.

Помощь, оказываемая Банком России, естественно, не может быть безвозмездной. Кроме того, лица, чьи действия (бездействие) привели к необходимости санации кредитной организации, должны понести соответствующее наказание. В связи с этим Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. в ст. 189.23 Закона о банкротстве были внесены изменения, согласно которым кредитная организация либо Банк России, Управляющая компания или Агентство по страхованию вкладов (далее – АСВ) от ее имени вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) контролирующих лиц кредитной организации, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или АСВ.

Отметим, что при определении контролирующего лица кредитной организации в целях взыскания убытков не применяется положение Закона о банкротстве об ограничении срока, в течение которого такое лицо было вправе давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия (не более чем за три года, предшествующих появлению признаков банкротства, а после их возникновения – до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом).

Следовательно, взыскание убытков по иску Банка России допустимо в отношении лиц, которые принимали важные решения в кредитной организации задолго до возникновения финансовых проблем и принятия решения о санации.

Примечательно, что законодатель заранее предусмотрел определение понятия и формулы расчета убытков, подлежащих взысканию с контролирующих должника лиц. Так, под убытками понимаются расходы Банка России на внесение денежных средств в уставный капитал кредитной организации, в отношении которой проводится финансовое оздоровление. При этом расходы, понесенные регулятором при вложении денежных средств Фонда консолидации банковского сектора в уставный капитал кредитной организации (либо при предоставлении денежных средств АСВ в целях последующего вложения в уставный капитал кредитной организации), рассматриваются как предоставление денежных средств на 20 лет по «нулевой» процентной ставке.

Расчет размера таких расходов (убытков) производится следующим образом: сумма денежных средств, которые были внесены Банком России в уставный капитал кредитной организации в рамках санации, умножается на 20 лет и на размер ключевой ставки Банка России. Это позволяет определить доход, который Банк России мог бы получить в случае иного инвестирования денежных средств, нежели их вложение в уставный капитал санируемой организации.

В данном случае очевидно, что речь идет не о реальных убытках в виде расходов, которые Банк России вынужден был понести в связи с финансовым оздоровлением кредитной организации по смыслу ст. 15 ГК РФ, а об упущенной выгоде (недополученных доходах).

Таким образом, представляется, что указанная норма абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве была введена в целях компенсации упущенной выгоды Банка России. Однако справедливость установления ответственности менеджеров кредитной организации в том виде, в котором она закреплена в действующей редакции Закона о банкротстве, а также применение указанной нормы судами обоснованно вызывают серьезные вопросы в юридическом сообществе.

Законодательство наделяет Банк России полномочиями на отзыв лицензии у кредитных организаций, а также принятие мер по их санации в случае неудовлетворительного финансового положения. В данном случае Банк России действует в публичном интересе, поскольку если он как регулятор надлежащим образом не отреагирует, то с высокой долей вероятности кредитная организация может обанкротиться, что нарушит права и законные интересы вкладчиков или вовсе повлечет причинение вреда гражданскому обороту.

При этом возражения бенефициаров или менеджмента кредитной организации относительно введения процедуры санации не принимаются на практике Банком России, который в данном случае выполняет публичную функцию – несмотря на то, что сам регулятор юридически не является органом государственной власти.

Обоснованность принятой меры публичного принуждения в виде процедуры финансового оздоровления, безусловно, должен доказывать административный орган – Банк России. Однако практические попытки оспорить решение о санации зачастую ни к чему не приводят. В то же время представляется, что далеко не всегда улучшение финансового положения «проблемной» кредитной организации должно осуществляться при непосредственном участии Банка России, а процедура санации должна быть реализована в исключительных случаях, когда спасти банк от банкротства иным способом невозможно.

Основанием для взыскания убытков с менеджмента и бенефициаров кредитной организации является решение Банка России о введении в кредитной организации временной администрации. При этом такое решение на практике не поддается реальному оспариванию, в связи с чем можно обоснованно утверждать, что лица, с которых в будущем будут взыскиваться убытки, не могут повлиять на факт проведения санации и попробовать восстановить платежеспособность кредитной организации без вмешательства регулятора.

Так, решением Арбитражного суда г. Москвы с контролирующих лиц ПАО «МИнБанк» были взысканы убытки в виде недополученных доходов Банка России. Решение суда мотивировано, по сути, самим фактом применения в отношении кредитной организации процедуры санации со стороны регулятора

1. В начале 2022 г. Девятый арбитражный апелляционный суд приостановил апелляционное производство в связи со смертью одного из ответчиков до определения его правопреемников, в связи с чем проверка законности и обоснованности выводов первой инстанции еще не окончена.

Кроме того, что Банк России самостоятельно определяет основания для введения санации, а также единолично реализует план предупреждения банкротства кредитной организации, в частности устанавливает необходимый размер расходов для финансового оздоровления, лимит которого законодательно не закреплен, он также самостоятельно решает, какую сумму денежных средств необходимо внести в уставный капитал санируемой организации. Несомненно, как регулятор Банк России обязан вмешиваться и принимать всевозможные меры для предупреждения банкротства банков, однако он обязан осуществлять свою деятельность и определять необходимое финансирование в отношении «проблемных» банков разумно и обоснованно, не допуская даже намека на возможность злоупотреблений.

Таким образом, Банк России произвольно устанавливает размер расходов для санации «проблемных» банков, размер ключевой ставки, по которой затем производит расчет убытков (упущенной выгоды) за заранее определенный законом временной период (20 лет) и предъявляет исковое заявление о взыскании убытков с контролирующих должника лиц, которые противостоять этому не могут.

Это подтверждает тезис о том, что в законодательстве сформирован новый вид заранее определенных убытков, которые могут быть взысканы с менеджеров кредитных организаций в силу одного лишь факта введения санации со стороны Банка России, независимо от результатов финансового оздоровления подконтрольного юрлица. Подконтрольность регулятору оснований и размера убытков с одновременным упрощенным предметом доказывания, на наш взгляд, не соответствует принципу справедливости и существенно нарушает права и законные интересы ответчиков по таким спорам.

Ключевым аргументом бывших менеджеров банков при рассмотрении судебных споров о взыскании с них убытков является ссылка на недопустимость применения абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве с обратной силой. Дело в том, что указанная норма, позволяющая обращаться с иском и рассчитывать убытки по специальной формуле, вступила в силу 8 июня 2018 г., а все банки, в отношении руководства которых на данный момент рассматриваются иски о взыскании убытков, попали под санацию до этой даты.

Основным в данном случае является правильное разрешение вопроса об отнесении нормы абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве к материальной или процессуальной норме права, поскольку в первом случае она могла бы применяться только при наличии отдельного указания на это в законе. Однако упоминание о том, что данная норма распространяется на правоотношения, возникшие до даты ее введения в действие, в законе отсутствует.

Вопрос об определении статуса абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве в юридическом сообществе особых полемик не вызывает, поскольку большинству юристов очевидно, что данная норма относится к категории материального права, так как в ней четко установлены понятие и состав подлежащих возмещению убытков. В свою очередь, характерных для процессуальной нормы положений, определяющих процедуру рассмотрения арбитражным судом заявления о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию, спорная норма не содержит.

Однако анализ арбитражной практики вызвал у нас недоумение. Например, в рамках спора о взыскании убытков с менеджеров ПАО «МИнБанк» АС г. Москвы указал, что спорное положение отвечает в том числе признакам процессуальной нормы, поскольку определяет порядок предъявления требования о взыскании убытков, предоставляя процессуальные полномочия для таких действий. В другом деле АС г. Москвы в закрытом заседании взыскал убытки с менеджеров Банка «Открытие»2. Поскольку иск был удовлетворен, есть основания предполагать, что суд также применил абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве с обратной силой, признав всех ответчиков контролирующими лицами.

Противоположным примером признания за абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве статуса материальной нормы является «Дело Азиатско-Тихоокеанского банка»3. Суд первой инстанции, которого поддержали апелляция и кассация, указал, что, совершая действия, за которые руководитель должника может быть привлечен к ответственности, контролирующее должника лицо должно осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий и их предполагаемый объем именно в момент совершения действий (принцип разумных ожиданий). Таким образом, суд посчитал, что здесь подлежит применению норма, действующая в обозначенный момент, поскольку иное может привести к нарушению принципа невозможности придания обратной силы нормам, ухудшающим положение лица по сравнению с тем, как они существовали в момент совершения деяния.

АС Амурской области пришел к выводу, что норма содержит исключительно признаки материального права: понятие, состав подлежащих возмещению убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства, и их размер, в связи с чем не может являться процессуальной.

Кроме того, основанием для отказа во взыскании убытков стало отсутствие у Банка России убытков в результате санации кредитной организации, поскольку последняя продолжила работать с прибылью, от которой Банк России как участник получал выгоду.

На данный момент на рассмотрении Верховного Суда РФ находится кассационная жалоба Банка России на судебные акты, принятые в рамках «Дела Азиатско-Тихоокеанского банка». Если ВС откажет в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в заседании Коллегии, то будут все основания полагать, что практика взыскания убытков с контролирующих должника лиц может быть пересмотрена в лучшую для них сторону.


1 Решение АС г. Москвы от 4 сентября 2020 г. по делу № А40-14903/20.

2 Решение АС г. Москвы от 18 сентября 2020 г. по делу № А40-170390/2019.

3 Решение АС Амурской области от 26 апреля 2021 г.; постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2021 г. и АС Дальневосточного округа от 18 ноября 2021 г. по делу № А04-8278/2019.

07 июня 2022

Судебная практикаАрбитражный процесс

Статья 189.20. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России \ КонсультантПлюс

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

До 31. 12.2023 включительно уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала кредитной организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, не учитывается для применения ст. 189.20 (ФЗ от 08.03.2022 N 46-ФЗ).

Статья 189.20. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России

1. В случаях, предусмотренных статьей 189.10 настоящего Федерального закона или статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации с учетом требований, установленных пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и (или) ходатайством о ее реорганизации.

3. В случае, если на основании данных отчетности кредитной организации и (или) по результатам проверки, проведенной Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

4. Если в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших моменту, когда в соответствии с настоящей статьей Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала), Банк России изменял методику расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организации, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой величина собственных средств (капитала) кредитной организации достигает максимального значения.

5. В случае невозможности увеличения величины собственных средств (капитала) кредитной организации до размера ее уставного капитала кредитная организация в течение сорока пяти дней со дня получения указанного требования Банка России обязана уменьшить размер уставного капитала до величины, не превышающей величины ее собственных средств (капитала), и внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

6. Кредиторы кредитной организации не вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств кредитной организации на основании произведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи уменьшения размера уставного капитала. При этом не применяются положения законодательства Российской Федерации об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

7. Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, содержащего основания его направления, до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), о выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации, если данные действия приведут к нарушению обязательных нормативов, установленных Банком России.

8. Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации, осуществляющей меры по финансовому оздоровлению в соответствии с требованием Банка России, документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных статьей 189.10 настоящего Федерального закона, обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. Со дня получения кредитной организацией такого сообщения не применяются ограничения, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также прекращаются предусмотренные статьей 189.11 настоящего Федерального закона обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.

9. В случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 189.10 настоящего Федерального закона, Банк России вправе потребовать от соответствующего органа управления кредитной организации проведения кредитной организацией в десятидневный срок заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Устойчивые российские банки закрывают глаза на прибыль

  • Резюме
  • Компании
  • Этот контент был создан в России, где закон ограничивает освещение российских военных операций на Украине

МОСКВА, 21 февр. (Рейтер) — Русский Банки окрепли после первоначального удара по прошлогодним западным санкциям против Москвы, и теперь кредиторы борются за бизнес от государства, особенно за растущий оборонный бюджет и крупные корпоративные счета страны.

Резкая реакция на ввод Россией войск в Украину, особенно против крупных банков, которые были заблокированы в глобальной платежной системе, перекрыла большую часть их зарубежных операций и привела к падению прибыли примерно на 90%.

Это заставило банки, центральный банк и правительство быстро переосмыслить ситуацию, чтобы стабилизировать критически важный для российской экономики сектор, который в прошлом году сократился примерно на 2,1%, что далеко от ранних опасений Москвы по поводу двузначного падения.

Тем временем положительное сальдо счета текущих операций России достигло рекордно высокого уровня в 2022 году, поскольку активный экспорт нефти и газа поддерживал приток иностранных денег, несмотря на попытки Запада лишить Москву денежного голода.

Но для банков санкции означают изменение методов привлечения депозитов и распределения кредитов.

«Сейчас главный инструмент — это крупные корпоративные клиенты и средства госбюджета, за них идет конкуренция», — сказал на условиях анонимности топ-менеджер одного из топ-20 банков.

Когда Банк России поднял процентные ставки до 20% после того, как Москва начала так называемую «специальную военную операцию» 24 февраля прошлого года, это почти остановило кредитование.

Но с тех пор центральный банк постепенно снизил свою ключевую ставку до 7,5%, и банковский сектор России оправился от совокупных убытков в первом полугодии в размере 1,5 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до прибыли в размере 203 миллиардов рублей за 2022 год в целом.

Некоторые аналитики теперь предсказывают резкий рост прибыли, поскольку российские банки максимально используют схемы льготного государственного кредитования, аукционы ликвидности и оборонный сектор, жаждущий финансирования, поскольку военная кампания Москвы в Украине продолжается.

«Судя по динамике последних месяцев, можно говорить о практически полной адаптации банков к вызовам начала 2022 года», — отмечает аналитик БКС «Мир инвестиций» Михаил Зельцер.

«Крупнейшие игроки вышли на правильный путь по чистой прибыли. А если проанализировать лидера отрасли — Сбербанк, то годовая прибыль в 2023 году может быть не меньше, чем в докризисный 2021 год», — сказал Зельцер, добавив, что это может экстраполировать на отрасль в целом.

ЗАЩИТА ПРИВОД

Российским финансовым учреждениям было приказано ограничить раскрытие информации в 2022 году, что затруднило оценку их эффективности аналитиками и инвесторами, но они могут возобновить отчетность по международным стандартам финансовой отчетности в этом году, что Сбербанк (SBER. MM) сделает 9 марта.

Одним из ярких примеров того, как московская военная мобилизация меняет лицо российских банков и предлагает путь к восстановлению, является Промсвязьбанк, который был национализирован в 2017 году и с 2018 года обслуживает оборонный сектор9.0013

Председатель Промсвязьбанка Петр Фрадков сообщил президенту Владимиру Путину в прошлом месяце, что теперь он входит в пятерку крупнейших банков России по размеру активов, резко поднявшись с девятого места в 2019 году, когда он в последний раз раскрывал финансовые результаты.

Фрадков сказал, что за последние годы рост кредитного портфеля банка увеличился втрое, и теперь его активы составляют почти 5 триллионов рублей.

«Что касается оборонной промышленности, то большая часть этого финансирования и кредитования предоставляется по так называемым льготным ставкам», — сказал Фрадков.

Россия мало раскрывает информацию о финансах оборонного сектора, но Москва направляет почти треть бюджетных средств этого года на свою военную операцию в Украине.

Промсвязьбанк кредитовал проекты Минобороны, Минпромторга и Роскосмоса, сказал Фрадков, помогая покрывать кассовые разрывы за счет регулярного финансирования.

ВТБ (VTBR.MM), однако, не был столь успешным. Второй по величине кредитор России, купивший Банк «Открытие» у центрального банка в ходе рекапитализации, возложил ответственность за свои нераскрытые убытки в 2022 году исключительно на санкции.

«К сожалению, в отношении нашего Центробанка были введены санкции, что уже было форс-мажором», — сказал глава ВТБ Андрей Костин, сожалея о неспособности банка защитить себя от колебаний валютных курсов, вызванных резким падением рубля в марте.

Блокировка глобальной платежной системы SWIFT и замораживание резервов центральных банков за рубежом на сумму более 300 миллиардов долларов застали Россию врасплох.

Топ-менеджер одного из 20 крупнейших российских банков заявил, что Москва не готова, в частности, к блокировке ликвидных активов и недоступности евро- и долларовых свопов.

«Никто не ожидал, что центральный банк попадет под санкции, и что он не сможет помочь с валютной ликвидностью в тот трудный момент», — сказали они.

«ЛУЧШИЙ ДРУГ»

Для банков поддержка центрального банка имела решающее значение для преодоления первоначального удара по их бизнесу.

«Регулятор превратился из карателя в лучшего друга», — сказал Рейтер один банкир.

Центральный банк также наводнил рынок наличными через аукционы РЕПО и предоставил рефинансирование под залог кредитных требований и других рублевых кредитов, поддерживая ставки значительно ниже рыночных уровней.

Максим Осадчий, руководитель аналитического отдела БКФ Банка, заявил, что при отсутствии «мощных негативных потрясений» банковский сектор России может приблизиться к 1,6 трлн рублей чистой прибыли 2020 года или даже к рекордным для 2021 года 2,4 трлн рублей.

Прогноз ЦБ более сдержанный, около 1 трлн руб.

Но есть потенциальные ловушки, если они работают слишком хорошо.

«Сейчас опасно показывать большие прибыли из-за угрозы «добровольного взноса», — сказал Осадчий.

Москва рассчитывает собрать около 300 миллиардов рублей за счет единовременного «добровольного» налога, который, как заявил на прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов, будет собираться с предприятий на основе «динамики» их результатов за последние несколько лет.

($1 = 74,0980 руб.)

Репортаж Елены Фабричной и Александра Морского; Написание Александра Марроу; Под редакцией Александра Смита

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Россия повышает ставки, вводит контроль за движением капитала в связи с укусом санкций

, 28 фев (Рейтер) — Центральный банк России более чем удвоил свою ключевую ставку в понедельник и ввел некоторые меры контроля за капиталом, поскольку страна столкнулась с углубляющейся экономической изоляцией, но ее глава сказал, что санкции не позволили ему продавать иностранную валюту для поддержки рубля.

Признание того, что ограничения фактически связали руки Банку России, подчеркивает жестокость негативной реакции на вторжение Москвы в Украину и успех западных союзников в ограничении ее способности использовать около 640 миллиардов долларов валютных и золотых резервов.

«Центральный банк сегодня повысил ключевую ставку до 20%, так как новые санкции спровоцировали значительное отклонение курса рубля и ограничили возможности центрального банка по использованию своих золотовалютных резервов», — заявила на пресс-конференции председатель правления Эльвира Набиуллина.

«Пришлось повысить ставки, чтобы компенсировать гражданам повышенные инфляционные риски.»

Западные санкции ранее привели к падению рубля почти на 30% до рекордно низкого уровня. Он немного восстановился после того, как центральный банк повысил основную процентную ставку до 20%, самого высокого уровня в этом столетии, с 9. 5%. читать далее

Банк России в четверг продал на валютных рынках $1 млрд, сообщила Набиуллина, но в понедельник не вмешивалась.

Это говорит о том, что поддержку рублю оказали другие неназванные участники рынка.

Центральный банк России также заявил, что торги акциями и производными финансовыми инструментами на Московской бирже будут закрыты второй день во вторник. Российские фондовые рынки и рынки деривативов были закрыты в понедельник, чтобы защититься от дальнейших потерь. читать дальше

В понедельник центральный банк и министерство финансов приказали компаниям-экспортерам, в число которых входят некоторые из крупнейших в мире производителей энергии от «Газпрома» до «Роснефти», продавать 80% своих валютных доходов на рынке, поскольку собственная способность центрального банка вмешиваться на валютных рынках была ограничена.

Дмитрий Полевой, руководитель отдела инвестиций «Локо Инвест», подсчитал, что российские экспортеры могли бы предложить $44–48 млрд в месяц для поддержки рубля при условии, что цены на нефть останутся на текущем уровне и не будут введены санкции в отношении экспорта энергоресурсов.

«Этого достаточно, чтобы стабилизировать рынок в ближайшие пару недель», — сказал он.

Санкции против энергетического сектора России остаются в силе, заявила в понедельник пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.

ЦБ временно запретил российским брокерам продавать ценные бумаги, принадлежащие иностранцам, хотя и не уточнил активы, на которые распространяется запрет. Он также заявил, что возобновит покупку золота на внутреннем рынке. подробнее

Президент России Владимир Путин распорядился о запрете с 1 марта валютных кредитов и банковских переводов российских резидентов за пределы России, заявил в понедельник Кремль в ответ на экономические санкции, введенные против Москвы Западом.

Соединенные Штаты и Великобритания запретили своим гражданам или организациям осуществлять операции с центральным банком, Фондом национального благосостояния России или Министерством финансов России. читать дальше

Швейцария заявила, что примет санкции Европейского Союза против россиян, причастных к вторжению в Украину, и заморозит их активы, что является серьезным отходом от традиций нейтральной страны. читать далее

«Если Россия продолжит свой нынешний путь, то нетрудно понять, что последние санкции могут быть лишь первыми шагами в жестком и продолжительном разрыве финансово-экономических связей России с остальным миром», — написал он. Оливер Аллен из Capital Economics в отчете.

СПРОС НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Крупнейшие российские банки также были исключены из сети обмена сообщениями SWIFT, которая обеспечивает финансовые операции на триллионы долларов по всему миру, что затрудняет осуществление и получение платежей кредиторами и компаниями. подробнее

Набиуллина сообщила, что в России есть внутренняя замена SWIFT, к которой смогут подключаться иностранные контрагенты, но не сообщила подробностей.

Она сказала, что банковский сектор сталкивается со «структурным дефицитом ликвидности» из-за высокого спроса на наличные деньги, и что центральный банк готов его поддержать.

«Центральный банк будет гибким, чтобы использовать любые необходимые инструменты … банки имеют достаточное покрытие, чтобы привлечь финансирование от центрального банка», — сказала Набиуллина.

Россияне стояли в очереди у банкоматов в воскресенье, опасаясь, что санкции могут вызвать нехватку наличных и сорвать платежи.

Все банки выполнят свои обязательства, и средства на их счетах в безопасности, сказала Набиуллина, хотя центральный банк рекомендовал банкам реструктурировать кредиты некоторых клиентов.

Европейское подразделение Сбербанка (SBER.MM), крупнейшего кредитора России, обречено на крах, как предупредил в понедельник Европейский центральный банк, после массового изъятия его депозитов, вызванного негативной реакцией на вторжение России в Украину. читать дальше

Набиуллина сказала, что дальнейшие решения в области денежно-кредитной политики будут определяться оценкой центральными банками внешних рисков, добавив, что они будут гибкими в своих решениях, учитывая «нестандартную ситуацию», с которой столкнулась финансовая система и экономика.

Рубль завершил торги падением примерно на 14% по отношению к доллару США.

ДОЛГ ПО УМОЛЧАНИЮ?

Институт международных финансов (IIF), торговая группа, представляющая крупные банки, предупредил в понедельник, что Россия, скорее всего, объявит дефолт по своим внешним долгам, а ее экономика испытает двузначное сокращение в этом году после новых репрессивных мер со стороны Запад.

Центральный банк и министерство финансов не сразу ответили на запрос Reuters о комментариях по оценке IIF.

Приказ о том, что российские брокеры отклоняют заказы на продажу российских ценных бумаг от иностранных клиентов, может осложнить планы суверенных фондов Норвегии и Австралии по свертыванию вложений в компании, зарегистрированные в России. читать дальше

Также было неясно, как энергетическая компания BP Plc, крупнейший иностранный инвестор в России, будет выполнять решение об отказе от своей доли в государственной нефтяной компании «Роснефть» (ROSN.MM) стоимостью до 25 миллиардов долларов. читать дальше

JPMorgan Asset Management в понедельник приостановил работу своего фонда JPM Emerging Europe Equity, сообщил источник, знакомый с ситуацией, а датская компания Danske Invest заявила, что приостановила торговлю фондами акций со значительной долей российских акций. читать дальше

Глобальный банк HSBC и крупнейшая в мире компания по аренде самолетов AerCap входят в число других западных фирм, которые хотят уйти из России из-за своих действий на Украине, которые Москва характеризует как «спецоперацию». читать дальше

Депозитарные акции российских компаний, зарегистрированные в Великобритании, резко упали, в том числе акции газового гиганта Газпром и Сбербанк.