Понятие грамотности включает в себя: Что включает в себя понятие грамотности. Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности

Содержание

Что значит быть грамотным в современном мире

Умеете ли вы писать и читать? А умеют ли делать это ваши родные, друзья и знакомые? Нет ничего удивительного, если эти вопросы вызывают у вас недоумение, ведь в умении читать и писать тоже нет ничего удивительного. Но можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый человек, с которым вы общаетесь, является грамотным? Далеко не все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь чтение и письмо отнюдь не синоним грамотности, по крайней мере, в наши дни.

Так что же все-таки значит быть грамотным? Какого-то единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих суть понятия «грамотность», сегодня нет. Но с уверенностью можно сказать, что под грамотностью сейчас люди понимают нечто совершенно иное, чем, к примеру, полвека назад, хотя бы потому, что уровень грамотности, бывший актуальным в то время, сегодня просто не позволит человеку нормально жить и эффективно работать.

Короче говоря, предлагаем вам вместе с нами порассуждать на тему того, что значит быть грамотным, и попытаться разобраться в особенностях данного вопроса в этой небольшой статье (кстати, если вы еще не знакомы с нашим материалом «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», обязательно его почитайте, т.к., вполне вероятно, он тоже наведет вас на интересные мысли о грамотности и ее значении в жизни человека).

Особенности грамотности в условиях современного технического прогресса

Проблема грамотности населения стоит сегодня необычайно остро, и для системы непрерывного образования она представляет особый интерес, ведь она самым прямым образом касается вопросов содержания, целей и технологического обеспечения процесса обучения.

На протяжении столетий грамотность ограничивалась лишь обучением чтению и письму и основывалась на стандартном наборе правил. А в сознании общественности термин «грамотный» был синонимичен термину «образованный». Сегодня же, за счет усложнения форм и каналов коммуникации, изменений в культурном и лингвистическом разнообразии мира, понятие грамотности расширилось.

Например, в 1958 году грамотными стали считать людей, которые умеют читать и понимать суть текста, а также в краткой форме письменно излагать сведения о повседневности. В середине 1960-х годов появился термин «функциональная грамотность», и немногим позже функционально грамотными стали считать людей, способных принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность нужна для эффективного функционирования.

Если мы обратимся к современным официальным и научно-методическим текстам, мы найдем в них информацию о других видах грамотности, таких как грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, библиографическая грамотность и прочие виды, обусловленные ориентацией в отдельных предметных областях.

21 столетие характеризуется как мир экранной культуры, для которой необходим соответствующий уровень компетентности прочтения и специфическая визуальная грамотность. Последняя в свою очередь выводит образование в сферу восприятия учебной информации на «языке изображений». Это значит, что грамотный человек должен обладать способностью к анализу и синтезу зрительной реальности.

Кроме того, в последние десятилетия все чаще стали реализовываться проекты в сферах научной и технологической грамотности, причиной чему стало повсеместное распространение возможности использовать информацию, применять для коммуникации современные научно-технологические ресурсы.

Здесь речь идет об умении использовать СМИ, компьютеры и глобальные сети. В 2005 году в Александрийской библиотеке проходил Коллоквиум по вопросам информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни, и на нем приняли декларацию, согласно которой жизненно важными видами грамотности 21 века стали информационная и компьютерная грамотность.

Тут же будет очень кстати упомянуть о появлении термина «медиаграмотность», который вместе с аудиовизуальной грамотностью предполагает умение человека работать с медиапродуктами, а это означает, что он должен учиться чтению и оценке медиатекстов.

Что касается компьютерной грамотности, то она означает способность человека, во-первых, осознавать потребность в информации, а во-вторых, иметь навык ее эффективного поиска, оценки и использования с соблюдением этических норм.

В 2000 году Ассоциация колледжей и библиотечных исследований предложила стандарты оценки информационной грамотности в сфере высшего образования. Началась разработка всевозможных программ «погружения» в информационную грамотность. А в 2010 году появилась схема, демонстрирующая компоненты информационной грамотности. Среди них информационная этика, критическое мышление, использование СМИ и библиотечных ресурсов.

Вместе с информационной грамотностью особую актуальность стала приобретать сетевая грамотность, ведь сетевая коммуникация сегодня является новым видом общения, в том числе и общения обучающего. Сетевая грамотность напрямую связана с использованием Интернета.

И уже здесь мы можем сделать первые выводы о том, что современный грамотный человек как никогда должен обладать критическим восприятием, ведь ему ежедневно приходится взаимодействовать с информацией, поступающей из огромного количества самых разных источников.

Особенности грамотности в условиях современной культуры

Выше мы обозначили требования к грамотности человека в условиях технического прогресса, но есть и другие требования – обусловленные современным культурным контекстом. На культурную грамотность влияет степень причастности людей к конкретному культурному фоновому знанию. Также она зависит и от способности к пониманию формального и неформального языка (и контекста), которые создают и представляют современную культуру.

Культурная грамотность требует, чтобы человек разбирался в широком круге базовых знаний, служащих ядром культуры, в которой он живет, а также умел свободно применять эти знания в повседневной, профессиональной и деловой жизни. Культурная грамотность включает в себя целый комплекс производных от нее видов грамотности, которыми требуется обладать современному человеку:

  • Грамотность в области традиционной (национальной) культуры. Имеются в виду представления о культуре, зависящие от повышения уровня знаний человека о народных традициях, обычаях, творчестве (танцах, музыке, поэзии).
  • Поликультурная грамотность. Способность свободно ориентироваться в мире множества культур, осознавать его смыслы и ценности, цивилизованно вести себя в обществах разных культур и взаимодействовать с их представителями.
  • Экологическая грамотность. Это понятие включает в себя системное мышление, знание принципов экологии, разделение экологических ценностей, способность включаться в деятельность по охране природы. Некоторые исследовали добавляют сюда еще и умение понимать язык природы, которым обладали любые народы в эпоху язычества, когда являлись неграмотными в традиционном сегодня понимании этого слова.

При этом специалисты не проводят между представленными видами грамотности четких границ, указывая на то, что все они составляют одно целостное семейство. «Грамотностей» человека может быть очень много, но все они будут связаны друг с другом, а какой-либо единой системы, которая могла бы объединить все человеческие мысли, не существует. Однако все чаще предпринимаются попытки к объединению усилий профессионалов из различных областей в поиске единого понимания феномена грамотности. Но давайте подытожим.

В заключении этого раздела статьи мы приходим ко второму важному выводу на тему требований, предъявляемых грамотностью к современному человеку. Он состоит в том, что каждый, кто желает быть грамотным в самом широком понимании этого слова, должен расширять свои границы и в обязательном порядке заниматься изучением родной и других культур, а также быть заинтересован в решении вопросов, связанных с экологическим проблемами, пусть даже на уровне своего личного поведения.

Характеристики современной грамотности

При изучении особенностей современной грамотности может сложиться впечатление, что человеку нашего времени необходима какая-то особая грамотность, являющаяся многогранной и всеобъемлющей, обладающая универсальными свойствами и критериями оценки. Это и привело к тому, что сегодня все чаще можно услышать термин «новая грамотность» (а впервые о нем упоминал исследователь Дэвид Букингем еще в начале 1990-х годов в своих статьях).

Рассмотреть характеристики современной грамотности можно на примере ряда новейших видов грамотности, чаще остальных интересующих людей. К ним относятся:

  • Многократная грамотность. Данный термин указывает на синтез различных видов грамотности, относящихся главным образом к практической деятельности. Примером такой грамотности служит объединение возможностей визуального интеллекта человека, когда задействуется способность к образному восприятию и умение читать и считать.
  • Многомодальная грамотность. Основой этого понятия служит идея о многообразии природы языков и формирующих их текстов. Традиционно грамотность всегда воспринималась в качестве владения языком и относилась к области лингвистики. Однако есть такие языки как язык звуков, танца, красок, образов и т.д. Таким образом, особенности современного мира требуют от людей способности переключаться между разными знаковыми системами, распознавать, анализировать и трактовать, а при необходимости еще и перекодировать любые информационные структуры.
  • Полиграмотность. Этот термин соприкасается с понятиями сравнительной филологии и сравнительного языкознания и развивает идею о полиглотизме в отношении культур. Предполагается способность человека воспринимать, изучать и понимать разные культуры, умение при необходимости переключаться между ними, исходя из контекста выполняемой деятельности.
  • Мультиграмотность. Представленный вид грамотности состоит из четырех компонентов. Первый – ситуативность, в основе которой лежит индивидуальный опыт работы с информацией. Второй – гибкий инструктаж, позволяющий находить формы самовыражения в коммуникационном процессе. Третий – критический взгляд, благодаря которому человек может соотносить информацию с индивидуальными потребностями и социальным контекстом. И четвертый – преобразование знаковых и смысловых систем из одного контекста в другой.
  • Трансграмотность. Здесь все несколько проще: трансграмотность – это способность к чтению, письму и взаимодействию посредством разных инструментов, платформ и СМИ (от устных сигналов и знаков, печатных и рукописных текстов, радио, телевидения и кино до цифровых социальных сетей). Отметим также, что трансграмотность требует от человека умения сочетать источники информации, наличия критического мышления, навыков оценки, отбора и интеграции знаний под конкретные задачи.

Исходя из сказанного выше, современный человек должен уметь писать и читать, применяя принципиально новые средства, такие как ноутбуки, планшеты, клавиатуры, смартфоны и т.п. Отдельного внимания заслуживает еще и онлайн-грамотность, ведь люди часто сталкиваются с ситуативным поступлением информации. К тому же исследования Калифорнийского университета Санта-Барбары, начатые еще в 2005 году, показали, что обычное чтение и чтение онлайн – это два принципиально разных вида умственной активности.

Новая грамотность включает в себя еще и такие важные сегодня умения и навыки как поиск информации с помощью ПК, ведение блога, поддержка веб-сайта, использование электронной почты, скайпа и других мессенджеров, ведение рассылки, посещение интернет-магазина и т.д. Сюда же относятся и специфические профессиональные умение: создание цифровых продуктов, администрирование веб-ресурсов и т.п.

Ко всему прочему можно добавить, что в настоящее время в образовательной практике все чаще используются высокотехнологичные средства обучения, рассчитанные на разные методы как предъявления, так и восприятия учебной информации. И это еще раз указывает на необходимость современного человека овладевать новой грамотностью.

Но, даже беря во внимание все вышесказанное, все же не следует говорить о сумме рассмотренных видов грамотности. На сегодняшний день для человека более важно осознать жизненную потребность в освоении новых способов взаимодействия как с реальным, так и с виртуальным миром, творческой адаптации к природе информации, а также к новым характеристикам пространства информации.

Современный человек должен не просто уметь работать с традиционными бумажными носителями информации (как это было раньше), а еще и быть способным считывать данные, заложенные в знаковых системах различных по своей природе.

Выводы

Здесь можно привести аналогию, где человек знает только одну часть той же таблицы умножения или алфавита. Ситуация не из лучших, но все же она задает направление для развития содержательной части непрерывного обучения человека, происходящего на протяжении всей его жизни.

Если люди не будут соответствовать требованиям современной грамотности, они будут по-современному безграмотными. Если в прошлые века на грамотных и неграмотных людей разделила способность к письму, а затем – способность печатать тексты, то сегодня эту границу может провести развитие Интернета с порождаемыми им новыми видами письма, чтения и даже общения.

Грамотность же в перечисленных в нашей статье пониманиях и областях обеспечивает людям полноту жизни, позволяет им участвовать в жизни общества и сохранять конкурентоспособность в разных сферах деятельности. Человек настоящего должен всегда сохранять алертность, т.е. быть готовым при необходимости повышать как свою общую, так и функциональную грамотность (подробнее о том, что это такое, мы писали в статье «Современные виды грамотности»).

Все, что мы сказали о новой грамотности, указывает на необходимость расширения содержательной части обучения, а также о развитии способности человека выстраивать любые коммуникации в разных знаковых системах и свободно выражаться в их контексте. Для достижения этой цели в образовательный процесс должны внедряться соответствующие особенностям нашего времени инновации.

Но пока способы решения этих задач находятся только на уровне разработки, ответственность за становление по-современному грамотным человеком лежит на плечах каждого из нас. Во-первых, мы должны принять необходимость непрерывного образования (в нашем случае – самообразования). А во-вторых, мы сами должны обеспечивать свое движение по этому пути.

Быть грамотным в современном мире, как и раньше, означает уметь читать, писать, изъясняться и общаться с окружающими людьми на темы происходящего в повседневности. Но еще это означает идти в ногу со временем, следить за достижениями и открытиями в областях науки, техники, образования, уметь пользоваться современными технологиями, быть свободным от стереотипов и предубеждений, деструктивно влияющих на сознание.

Не станем спорить, что тема современной грамотности может быть рассмотрена намного глубже, чем в нашей статье. Однако, создавая этот материал, мы преследовали цель не провести полноценное исследование, а указать на те направления, в которых нужно развиваться современному человеку, желающему быть по-настоящему образованным и грамотным. Надеемся, нам удалось этой цели достичь.

Никогда не прекращайте своего образования. «Век живи – век учись» – эта народная мудрость не потеряла своей актуальности даже в наше время. Ставьте перед собой новые цели, достигайте их, ежедневно стремитесь стать хотя бы чуточку умнее и лучше, узнавать новое и учиться тому, чего еще вчера не умели, – это и будет говорить о вас, как о грамотном человеке.

Желаем вам удачи и новых достижений!

Ключевые слова:1Русский

что это и как ее развивать

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.  

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.     

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.   

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

Способы развития функциональной грамотности школьников

Основные правила

Функциональная грамотность в школе

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.    

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Что такое грамотность?

Грамотность традиционно считалась чтением и письмом. Хотя это важные компоненты грамотности, сегодня наше понимание грамотности включает в себя гораздо больше. Образование Альберты определяет грамотность как способность, уверенность и готовность использовать язык для приобретения, создания и передачи смысла во всех аспектах повседневной жизни . Язык рассматривается как социально и культурно сконструированная система общения.

Обучение грамоте детей младшего возраста

С момента рождения ребенка начинается его или ее путь обучения грамоте. Способности детей к грамотности воспитываются в их семьях и общинах. Примеры:

  • младенец улыбается или плачет, чтобы сообщить о своих потребностях родителю
  • малыш произносит свои первые слова
  • маленький ребенок интерпретирует символы вокруг себя
  • дошкольник поет песенку и
  • родитель и ребенок смеются над рассказом

Грамотность среди детей школьного возраста

Когда дети поступают в школьную систему, большое внимание уделяется развитию навыков чтения и письма. Дети используют возможности обучения, которые позволяют им взаимодействовать со многими различными формами текста, в печатных и цифровых формах, используя слова, изображения и графику. Студенты начинают изучать

  • правила языка
  • как получать информацию, оценивать ее и использовать с соблюдением этических норм
  • как составить смысл из различных видов текста и
  • как эффективно общаться

По мере того, как учащиеся продвигаются по школьной системе, они продолжают совершенствовать все свои базовые навыки, изучая более широкий спектр текстов и технологий. Огромное количество информации, доступной как в печатных изданиях, так и в Интернете, а также возможность общаться с широкой и разнообразной аудиторией по всему миру расширили возможности чтения и общения наших студентов. Грамотность для наших студентов сегодня также означает подготовку их к критическому и этичному потреблению информации.

Где проходит обучение грамоте?

Развитие грамотности происходит не только в классе словесности. Это общая ответственность всех педагогов. Хотя определенные знания и навыки преподаются в основном на языковых дисциплинах, каждый учитель предметной области несет ответственность за дальнейшее развитие, укрепление и повышение грамотности. Каждая предметная область имеет свои уникальные требования к грамотности. Преподаватели предметной области знают свой предмет и свои программы обучения. Они осведомлены о требованиях к грамотности своего предмета и понимают, что именно благодаря грамотности смысл создается в рамках содержания их предметной области. Учащихся необходимо научить читать различные типы текстов, писать и выражать свои мысли в форматах, связанных с каждым предметом, и использовать специфическую для содержания лексику.

Развитие грамотности происходит не только в школе, но и во всех аспектах повседневной жизни. Мы взаимодействуем с другими, когда разговариваем. Мы читаем карты, рекламу, газеты, рецепты, руководства и веб-сайты. Мы анализируем и интерпретируем огромное количество медиаинформации. Мы пишем стихи, песни, отчеты, блоги и электронные письма. Грамотность открывает дверь в мир.

Грамотность — Энциклопедия Нового Света

Грамотность быстро распространилась в нескольких регионах с 1990 по 2015 год

Грамотность обычно определяется как способность читать и писать или способность использовать язык, чтобы читать, писать, слушать и говорить. В современном контексте это слово относится к чтению и письму на уровне, достаточном для общения, или на уровне, который позволяет понимать и передавать идеи в грамотном обществе, чтобы принимать участие в этом обществе. Грамотность также может относиться к мастерству в ряде областей, таких как искусство или физическая активность.

Содержимое

  • 1 Определения грамотности
    • 1.1 Грамотность в области информационных и коммуникационных технологий
    • 1.2 Искусство как форма грамотности
    • 1.3 Постмодернистские концепции грамотности
  • 2 Грамотность на протяжении всей истории
    • 2.1 Примеры культур с высокой грамотностью в прошлом
  • 3 Обучение грамоте
    • 3.1 Алфавитный принцип и английская орфография
    • 3.2 Акустика
    • 3.3 Весь язык
    • 3.4 Почему сложно научиться читать
  • 4 Неграмотность
    • 4.1 Функциональная неграмотность
  • 5 Усилия по повышению уровня грамотности
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 кредитов

Уровень грамотности является важным показателем человеческого капитала региона. Это связано с тем, что грамотные люди могут пройти обучение с меньшими затратами, чем неграмотные, обычно имеют более высокий социально-экономический статус и имеют лучшие перспективы для здоровья и трудоустройства. Грамотность является частью развития индивидуальной зрелости, позволяющей раскрыть свой потенциал как личности, и важным навыком, который позволяет человеку быть полноценным членом общества, способным использовать свои способности и таланты на благо всех. Таким образом, одной из Целей развития тысячелетия Организации Объединенных Наций является обеспечение всеобщего начального образования, уровня школьного образования, включающего базовые навыки письма и счета, что позволит всем людям во всем мире более полно участвовать в жизни общества.

Определения грамотности

Традиционные определения грамотности учитывают способность «читать, писать, писать по буквам, слушать и говорить». [1]

Стандарты того, что составляет «грамотность», различаются в зависимости от социального, культурного и политического контекста. Например, базовым стандартом грамотности во многих обществах является умение читать газеты. Все чаще во многих обществах требуется знание компьютеров и других цифровых технологий.

Грамотность тесно связана с богатством, но важно не смешивать их. Рост грамотности не обязательно ведет к увеличению благосостояния, равно как и увеличение благосостояния не обязательно приводит к повышению грамотности.

Некоторые утверждают, что определение грамотности следует расширить. Например, в Соединенных Штатах Национальный совет учителей английского языка и Международная ассоциация чтения добавили «визуальное представление» к традиционному списку компетенций. Точно так же Literacy Advance предлагает следующее определение:

Грамотность – это способность читать, писать, говорить и слушать, а также использовать математические и технические средства на уровне, позволяющем людям выражать и понимать идеи и мнения, принимать решения и решать проблемы, достигать своих целей и полноправно участвовать в жизни своего сообщества и общества в целом. Достижение грамотности — это процесс обучения на протяжении всей жизни. [2]

В соответствии с этим Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определила грамотность как «способность идентифицировать, понимать, интерпретировать, создавать, общаться и вычислять, используя печатные и письменные материалы, связанные с в различных контекстах. Грамотность включает в себя непрерывное обучение, позволяющее людям достигать своих целей, развивать свои знания и потенциал, а также в полной мере участвовать в жизни своего сообщества и общества в целом». [3]

Другие идеи по повышению уровня грамотности описаны ниже.

Грамотность в области информационных и коммуникационных технологий

С момента появления компьютеров и Интернета в 1990-х годах некоторые утверждали, что определение грамотности должно включать в себя способность использовать и общаться с помощью различных технологий. Современные технологии требуют владения новыми инструментами, такими как интернет-браузеры, программы обработки текста и текстовые сообщения. Это вызвало интерес к новому измерению коммуникации, называемому мультимедийной грамотностью. [4]

Например, Дуг Ахтерман сказал:

Некоторые из самых захватывающих исследований происходят, когда учащиеся объединяют свои исследования и анализируют свои данные, формируя такое понимание, которое было бы трудно достичь отдельному учащемуся. [5]

Искусство как форма обучения грамоте

Некоторые школы в Соединенном Королевстве, Австралии и Канаде, а также в Финляндии и США стали школами, основанными на искусстве или интегрированными в искусство. Эти школы учат студентов общаться, используя любую форму, которую люди используют для выражения или получения мыслей и чувств. Музыка, изобразительное искусство, драма/театр и танцы являются основой преподавания и обучения в этих школах. Центр Кеннеди «Партнеры в области образования» со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия, является одной из организаций, чья миссия состоит в том, чтобы научить учителей использовать расширенный взгляд на грамотность, включая изобразительное искусство.

Постмодернистские концепции грамотности

Некоторые ученые утверждают, что грамотность не является автономной или набором дискретных технических и объективных навыков, которые можно применять в любом контексте. Вместо этого они утверждают, что грамотность определяется культурным, политическим и историческим контекстом сообщества, в котором она используется, опираясь на академические дисциплины, включая культурную антропологию и лингвистическую антропологию. [6] По мнению этих мыслителей, определения грамотности основаны на идеологиях. Новые виды грамотности, такие как критическая грамотность, медийная грамотность, техническая грамотность, визуальная грамотность, компьютерная грамотность, мультимедийная грамотность, информационная грамотность, грамотность в вопросах здоровья и цифровая грамотность, — все это примеры новых грамотностей, которые вводятся в современных исследованиях грамотности и медиаисследованиях. [7]

Грамотность на протяжении всей истории

История грамотности насчитывает несколько тысяч лет, но до того, как промышленная революция наконец сделала дешевую бумагу и дешевые книги доступными для всех классов в промышленно развитых странах в середине девятнадцатого века, небольшой процент населения в этих странах был грамотным. До этого момента материалы, связанные с грамотностью, были непомерно дорогими для людей, кроме богатых людей и учреждений. Например, в Англии в 1841 году 33 процента мужчин и 44 процента женщин подписывали свидетельства о браке своей «меткой», поскольку они не могли поставить полную подпись. Только в 1870 году в Англии стало доступно государственное образование.

То, что представляет собой грамотность, менялось на протяжении всей истории. Когда-то грамотным считался тот, кто мог расписаться своим именем. В других случаях грамотность измерялась только умением читать и писать на латыни (независимо от способности человека читать или писать на своем родном языке) или умением читать Библию. Преимущество духовенства в системах общего права стало зависеть от чтения определенного отрывка.

Грамотность также использовалась как способ сортировки населения и контроля над доступом к власти. Поскольку грамотность позволяет учиться и общаться, чего не могут сделать только устный язык и язык жестов, в некоторых местах неграмотность применялась как способ предотвращения беспорядков или революций. В эпоху Гражданской войны в Соединенных Штатах белые граждане во многих районах запрещали обучать рабов чтению или письму, предположительно понимая силу грамотности. В годы после Гражданской войны способность читать и писать использовалась для определения того, имеет ли человек право голоса. Это эффективно помешало бывшим рабам присоединиться к электорату и сохранило статус-кво. В 19В 64 году педагог Пауло Фрейре был арестован, изгнан и выслан из своей родной Бразилии из-за его работы по обучению бразильских крестьян чтению.

С другой точки зрения, историк Харви Графф утверждал, что введение массового школьного образования отчасти было попыткой контролировать тип грамотности, к которому имел доступ рабочий класс. То есть обучение грамоте росло за пределами формальной среды (например, в школах), и это неконтролируемое, потенциально критическое чтение могло привести к усилению радикализации населения. Массовое школьное обучение должно было сдерживать и контролировать грамотность, а не распространять ее.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) спрогнозировала уровень грамотности во всем мире до 2015 года. Эта организация утверждает, что в течение этого времени уровень грамотности будет неуклонно снижаться из-за более высокой рождаемости среди бедных, в основном в развивающихся странах, не имеющих доступ к школам или время, которое можно посвятить учебе.

Примеры культур с высоким уровнем грамотности в прошлом

Индия и Китай были развиты в области грамотности в ранние времена и добились многих научных достижений.

Медленное распространение грамотности в древнем мире. Темно-синие области были заселены примерно в 2300 90 171 году до н. э. Темно-зеленые области были заселены примерно в 1300 году г. до н.э. Светло-зеленые районы были заселены около 300  г. до н. э. Обратите внимание, что другие азиатские общества в то время были грамотными, но они не включены в эту карту. Обратите также внимание, что даже в цветных регионах функциональная грамотность обычно была ограничена горсткой правящей элиты.

Большое количество граффити, найденных в римских местах, таких как Помпеи, показывает, что по крайней мере значительное меньшинство населения было грамотным.

Из-за упора на индивидуальное чтение Корана в оригинальном арабском алфавите многие исламские страны знали относительно высокий уровень грамотности на протяжении большей части последних двенадцати столетий. В исламском указе (или фетве) быть грамотным является личным религиозным обязательством.

В Средние века уровень грамотности среди евреев в Европе был намного выше, чем среди окружающего христианского населения. Большинство мужчин-евреев, по крайней мере, научились читать и писать на иврите. Иудаизм придает большое значение изучению священных текстов, Танаха и Талмуда.

В Новой Англии уровень грамотности превышал 50 процентов в первой половине XVII века, а к 1710 году он вырос до 70 процентов. Ко времени Американской революции он составлял около 90 процентов. Некоторые считают это побочным эффектом пуританской веры в важность чтения Библии.

В Уэльсе уровень грамотности резко возрос в восемнадцатом веке, когда Гриффит Джонс руководил системой циркулирующих школ с целью дать каждому возможность читать Библию (на валлийском языке). Утверждается, что в 1750 году в Уэльсе был самый высокий уровень грамотности среди всех стран мира.

Исторически уровень грамотности также был высоким в лютеранских странах Северной Европы. Церковный закон 1686 г. (kyrkolagen) Королевства Швеции (которое в то время включало в себя всю современную Швецию, Финляндию и Эстонию) навязывал грамотность людям, а сто лет спустя, к концу восемнадцатого века, уровень грамотности был близок к 100 процентам. Еще до принятия закона 1686 г. в Швеции была широко распространена грамотность. Однако умение читать не означало автоматически умение писать, и даже в девятнадцатом веке многие шведы, особенно женщины, не умели писать. Это оказывается еще более трудным, потому что многие историки литературы измеряют уровень грамотности, основываясь на способности людей подписывать свои имена. [8]

Обучение грамоте

Мозговые пути для обучения зеркальному различению во время обучения грамоте. Вверху: область визуальной формы слова [VWFA] (выделена красным) демонстрирует зеркальную инвариантность до алфавитизации и зеркальную дискриминацию букв после алфавитизации.

Грамотность включает в себя ряд вспомогательных навыков, включая фонологическую осведомленность, декодирование, беглость речи, понимание и словарный запас. Овладение каждым из этих дополнительных навыков необходимо для того, чтобы учащиеся стали опытными читателями.

Алфавитный принцип и английская орфография

Начинающие читатели должны понимать концепцию алфавитного принципа , чтобы овладеть базовыми навыками чтения. Система письма называется буквенной , если она использует символы для представления звуков отдельных языков. Напротив, логографические системы письма, такие как китайская, используют символ для представления всего слова, а слоговые системы письма (например, японская кана) используют символ для представления одного слога.

Алфавитные системы письма различаются по сложности. Например, испанский язык — это алфавитная система письма, которая имеет почти идеальное взаимно однозначное соответствие символов отдельным звукам. В испанском языке большую часть времени слова пишутся так, как они звучат, то есть написание слов почти всегда правильное. Английский язык, с другой стороны, гораздо сложнее в том смысле, что в нем нет однозначного соответствия между символами и звуками. В английском языке есть отдельные звуки, которые могут быть представлены более чем одним символом или комбинацией символов. Например, длинный |a| звук может быть представлен с помощью а-согласной-е, как в слове ели, -ай, как в слове сено, -еа, как в слове бифштекс, -ей, как в слове они, -ай, как в слове боль, и -еи, как в слове вена. Кроме того, есть много слов с неправильным написанием и много омофонов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение и часто разное написание). Поллак Пикерас утверждал, что в английском языке 45 фонем и что 26 букв английского алфавита могут представлять 45 фонем примерно 350 способами.

Понятно, что сложность английской орфографии усложняет детям изучение правил декодирования и кодирования, а учителям — их преподавание. Однако эффективное распознавание слов зависит от базового понимания того, что буквы представляют собой звуки разговорной речи, то есть распознавание слов зависит от понимания читателем алфавитного принципа.

Акустика

Акустика — это метод обучения, который учит читателей обращать внимание на буквы или группы букв, из которых состоят слова. Итак, чтобы прочитать слово горло с использованием фонетики каждая графема (буква или буквы, обозначающие один звук) исследуется отдельно: Th говорит /θ/, r говорит /ɹ/, oa говорит /oʊ/ и t говорит /т/. Существуют различные методы обучения фонетике. Обычный способ научить этому состоит в том, чтобы заставить начинающего читателя произносить каждый отдельный звук и «смешивать» их, чтобы произнести слово целиком. Это называется синтетическая фонетика.

Весь язык

Поскольку в английской орфографии так много нарушений и исключений, сторонники целостного языка рекомендуют начинающим читателям немного узнать об отдельных буквах в словах, особенно о согласных и «кратких гласных». Учителя предоставляют эти знания оппортунистически, в контексте рассказов, в которых много раз встречается конкретная буква. Это известно как «встроенная акустика». Дети используют свои знания букв и звуков в сочетании с контекстом, чтобы читать новые и трудные слова. [9]

Почему научиться читать сложно

Многие дети со средним и выше среднего интеллектом испытывают трудности при обучении чтению. По словам Гровера Уайтхерста, помощника госсекретаря Министерства образования США, научиться читать сложно по нескольким причинам. Во-первых, чтение требует овладения кодом, который сопоставляет звуки человеческой речи с письменными символами, и этот код не является очевидным или легким для понимания. Во-вторых, чтение не является естественным процессом; он был изобретен людьми сравнительно недавно в своем развитии. Человеческий мозг предназначен для разговорной речи, но не для обработки кода письменного языка. В-третьих, путаница может быть внесена во время обучения учителями, которые не понимают, что такое кодекс или как его нужно преподавать. [10]

Неграмотность

Неграмотность – это состояние, при котором человек не может ни читать, ни писать. Функциональная неграмотность относится к неспособности человека эффективно использовать навыки чтения, письма и вычисления в повседневных жизненных ситуациях.

Функциональная неграмотность

В отличие от неграмотного функционально неграмотный может читать и писать текст на своем родном языке. Однако он/она делает это с разной степенью грамматической правильности и стиля и не может выполнять основные задачи, такие как: заполнение заявления о приеме на работу, выполнение письменных инструкций, чтение газетной статьи, чтение дорожных знаков, обращение к словарю или понимание расписания автобусов. Короче говоря, при столкновении с печатными материалами взрослые, не обладающие элементарными навыками грамотности, не могут эффективно функционировать в современном обществе. Функциональная неграмотность также серьезно ограничивает взаимодействие с информационными и коммуникационными технологиями (использование персонального компьютера для работы с текстовым процессором, веб-браузером, приложением для работы с электронными таблицами или эффективное использование мобильного телефона).

Функционально неграмотные лица могут подвергаться социальному запугиванию, риску для здоровья, стрессу, низкому доходу и другим ловушкам, связанным с их неспособностью.

Связь между преступностью и функциональной неграмотностью хорошо известна криминологам и социологам всего мира. В начале 2000-х годов было подсчитано, что 60 процентов взрослых в федеральных тюрьмах и тюрьмах штатов в Соединенных Штатах были функционально или минимально неграмотными, а 85 процентов несовершеннолетних правонарушителей имели проблемы, связанные с чтением, письмом и основами математики. [11]

Исследование Грамотность на рабочем месте , опубликованное Северо-восточным институтом в 2001 году, показало, что потери бизнеса, связанные с отсутствием базовых навыков, составляют миллиарды долларов в год из-за низкой производительности, ошибок и несчастных случаев, связанных с функциональная неграмотность.

Социологическое исследование показало, что страны с более низким уровнем функциональной неграмотности среди взрослого населения, как правило, имеют самый высокий уровень научной грамотности среди низшего слоя молодых людей, приближающихся к концу своего формального академического образования. Это соответствие предполагает, что фактором, способствующим повышению уровня гражданской грамотности общества, является способность школ гарантировать учащимся достижение функциональной грамотности, необходимой для понимания основных текстов и документов, связанных с компетентным гражданством. [12]

Меры по повышению уровня грамотности

Знаете ли вы?

Одной из целей ООН в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, было обеспечение всеобщего начального образования, уровня школьного образования, включающего базовые навыки письма и счета.

Общепризнанно, что грамотность приносит пользу отдельным людям, сообществам и странам. У людей есть чувство личных достижений, чувства социальной принадлежности, поскольку они могут лучше понимать окружающий мир, и у них больше доступа к занятости. Сообщества становятся более интегрированными, а страны улучшают свои результаты и место в мировом рейтинге. Таким образом, многие организации и правительства занимаются повышением уровня грамотности во всем мире. Крупнейшей из них является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО отслеживает образовательную статистику по всему миру, разрабатывает стратегии обеспечения доступа к образованию, разрабатывает уроки и руководства, а также выпускает международные стандарты. Одна из Целей развития тысячелетия Организации Объединенных Наций заключалась в том, чтобы к 2015 году добиться всеобщего начального образования, уровня школьного образования, включающего базовую грамотность и умение считать. 24, уровень грамотности повысился во всем мире с 83 процентов до 91 процент в период с 1990 по 2015 год, и разрыв между женщинами и мужчинами сократился». ., 2000, ISBN 1557663874).

  • ↑ Определение грамотности. Проверено 11 мая 2019 г.
  • ↑ ЮНЕСКО, Множественность грамотности и ее последствия для политики и программ Позиционный документ сектора образования, 2004 г. Проверено 11 мая 2019 г..
  • ↑ Гюнтер Кресс, Грамотность в эпоху новых медиа (Лондон: Routledge, 2003, ISBN 0415253551).
  • ↑ Дуг Ахтерман, «Помимо Википедии: использование вики для подключения студентов и преподавателей к исследовательскому процессу и друг к другу» Учитель-библиотекарь , 34(2), 19-22 (2006, декабрь).
  • ↑ Мишель Нобель, Повседневная грамотность: студенты, дискурс и социальная практика (Нью-Йорк: Ланг, 1999, ISBN 0820439703).
  • ↑ К. Заркадулас, А. Плезант и Д. Грир, Повышение грамотности в вопросах здоровья: основа для понимания и действий (Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2006 г. , ISBN 0787984337).
  • ↑ Children of the Code, Онлайн-видео: распространение, взлет и падение ранней грамотности. Проверено 11 мая 2019 г.
  • ↑ Гейл Томпкинс, Грамотность в 21 веке (Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Пирсон, 2006, ISBN 1428819460).
  • ↑ Гровер Уайтхерст, Интервью «Дети кода». Проверено 11 мая 2019 г.
  • ↑ BeginToRead, Статистика грамотности, полученная 11 мая 2019 г..
  • ↑ Генри Милнер, Гражданская грамотность: как информированные граждане заставляют демократию работать (Tufts, 2002, ISBN 978-1584651734).
  • ↑ Организация Объединенных Наций, Цели развития тысячелетия и после 2015 года. Проверено 11 мая 2019 года.
  • Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Биллер, Питер. Ересь и грамотность, 1000-1530. Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 0521575761
    • Боумен, Алан. Грамотность и власть в древнем мире. Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN 0521587360
    • Клэнчи, М.Т. От воспоминаний к письменным источникам: Англия, 1066–1307 гг. Издательство Блэквелл, 1993. ISBN 0631168575
    • Хирш, Э.Д., Джозеф Ф. Кетт и Джеймс Трефил. Новый словарь культурной грамотности: что нужно знать каждому американцу. Хоутон Миффлин, 2002. ISBN 0618226478
    • Хобарт, Майкл. Информационные века: грамотность, умение считать и компьютерная революция. Издательство Университета Джона Хопкинса, 2000. ISBN 0801864127
    • Хоггарт, Ричард. Использование грамотности. Transaction Publishers, 1998. ISBN 0765804212
    • Кнобель, Мишель. Повседневная грамотность: студенты, дискурс и социальная практика . Нью-Йорк: Ланг, 1999. ISBN 0-820439703-
    • .
    • Кресс, Гюнтер. Грамотность в эпоху новых медиа . Лондон: Рутледж, 2003. ISBN 0415253551
    • .
    • Милнер, Генри. Гражданская грамотность: как информированные граждане заставляют демократию работать . Пучки, 2002. ISBN 978-1584651734
    • Рвы, Л.К. Речь для печати: основы языка для учителей . Пол Х. Брукс Ко., 2000. ISBN 1557663874
    • Пиннелл, Гей. Континуум обучения грамоте, классы K-8: поведение и понимание, которые следует замечать, обучать и поддерживать. Хайнеманн, 2007 г. ISBN 0325012393
    • Протеро, Стивен. Религиозная грамотность: что нужно знать каждому американцу и чего он не знает. HarperOne, 2007. ISBN 0060846704
    • Рубингер, Ричард. Народная грамотность в Японии раннего Нового времени. Гавайский университет Press, 2007. ISBN 0824830261
    • Сток, Брайан. Значение грамотности. Издательство Принстонского университета, 1987. ISBN 0691102279
    • Томас, Розалинда. Грамотность и устная речь в Древней Греции. Издательство Кембриджского университета, 1992. ISBN 0521377420
    • Томпкинс, Гейл. Грамотность в XXI веке . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон, 2009. ISBN 978-0135028926
    • Томпкинс, Гейл. 50 стратегий повышения грамотности: шаг за шагом. Прентис Холл, 2008. ISBN 0135158168
    • Заркадулас, Кристина, Эндрю Плезант и Дэвид Грир. Повышение грамотности в вопросах здоровья: основа понимания и действий . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. ISBN 0787984337

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 29 октября 2022 г.

    • Грамотность в Ирландии Национальное агентство по грамотности взрослых.
    • Национальный центр статистики образования Статистика грамотности в США.
    • Информационно-коммуникационная система для повышения грамотности (LINCS) — инициатива Министерства образования США по поддержке грамотности взрослых
    • .
    • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Портал распространения грамотности.
    • Распутство во всем мире.
    • Международная ассоциация грамотности.
    • National Literacy Trust (UK) (NLT) — зарегистрированная благотворительная организация.