Ндфл это налог федеральный или региональный: В какой бюджет платится НДФЛ? — Оренбург

НДФЛ — федеральный или региональный налог?

Все налоги, уплачиваемые на территории Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные. Распределение конкретных платежей между этими тремя категориями установлено в статьях 13-15 Налогового кодекса. Не исключение в этой связи и НДФЛ. Каким налогом, федеральным или региональным считается налог на доходы физлиц?

Федеральный налог и «адресная» уплата

Перечисление работодателем НДФЛ, удержанного из зарплат сотрудников, не зависит от адреса прописки конкретных физлиц – получателей дохода. Но в подавляющем большинстве случаев уплата производится исходя из территориальной принадлежности организованного рабочего места сотрудника. Например, компания с обособленным подразделением (ОП) будет уплачивать НДФЛ двумя отдельными перечислениями: в ИФНС по юридическому адресу за работников головного офиса и по месту регистрации ОП за работников данного подразделения. Такая же ситуация и у ИП, которые ведут несколько направлений деятельности, и по одному, скажем, по УСН, отчитываются перед собственной ИФНС по месту прописки, а по другому, переведенному на ЕНВД, состоят на учете в сторонней инспекции по месту осуществления такого бизнеса. В этом случае они также будут распределять НДФЛ за своих работников, занятых в разных направлениях деятельности, между разными ИФНС.

Однако, несмотря на такие «территориальные вариации», ответ на вопрос НДФЛ – какой, федеральный или региональный налог, однозначен — он является федеральным налогом. Это следует из упомянутой статьи 13 Налогового кодекса. А принцип его отнесения именно к федеральным налогам заключается в том, что уплата НДФЛ осуществляется на территории всей страны по одинаковым правилам, установленным Налоговым кодексом. В этом и есть отличие федеральных налогов от региональных и местных: принципы взимания последних лишь в самых общих чертах прописаны в главном налоговом документе страны, а власти на местах имеют право устанавливать конкретные особенности исчисления таких платежей на основании законов субъектов РФ или даже местных нормативных актов.

А вот дальнейшее распределение уплаченного НДФЛ на федеральный налог или региональный и местный регулируется уже Бюджетным кодексом. Так, его статьей 56 установлено, что доходы от НДФЛ полежат зачислению в бюджеты субъектов России по нормативу 85%. Оставшаяся часть распределяется между муниципальными образованиями разных видов, то есть между бюджетами муниципальных районов, городских округов и городских и сельских поселений.

Можно ли зачесть НДФЛ в счет других налогов?

Однако вернемся к вопросу непосредственной уплаты НДФЛ. Если данный налог относится к федеральным, то возникает вопрос, можно ли суммы переплаты по нему зачесть в счет других платежей, либо же наоборот покроет ли переплата по другому федеральному налогу недоимку по НДФЛ.

Если речь идет об уплате НДФЛ налоговыми агентами, т.е. компаниями или ИП-работодателями, то, к сожалению, ответ на оба этих вопроса будет отрицательный. Связано это с тем, что НДФЛ, федеральный налог это или региональный, даже не так важно, по сути своей в принципе не относится к налогам юрлица или ИП. Это налог с доходов их работников. Причем из формулировок главы 23 Налогового кодекса следует, что в бюджет должна попадать именно та сумма НДФЛ, которая была удержана из конкретного дохода физического лица-налогоплательщика. Таким образом, в данном случае даже взаимные переплаты или недоимки по НДФЛ, относящиеся к одному работнику, но растянувшиеся, скажем, на пару-тройку месяцев, могут вызвать проблемы у работодателя. Ведь в этом случае он нарушает основное правило налогового агента: удержать налог при выплате конкретного дохода конкретному физлицу. Поэтому о взаимозачетах между НДФЛ и прочими налогами, которые этот работодатель уплачивает, речи идти, к сожалению, не может.

Засчитывать переплаты и недоимки между налогом на доходы физлиц и прочими федеральными налогами может лишь индивидуальный предприниматель, который уплачивает НДФЛ за себя. В частности у такого ИП, работающего на общей системе налогообложения, есть еще обязанность уплаты НДС, который также относится к федеральным налогам. Вот между этими двумя налогами зачет переплаты вполне можно провести, подав в ИФНС по месту регистрации заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90@. В этом же документе, кстати говоря, есть и бланк заявления на возврат переплаты по налогу.

В какой бюджет платится НДФЛ (подоходный налог)?

В какой бюджет платится НДФЛ — такой вопрос интересует как работодателей (налоговых агентов), удерживающих этот налог с выплачиваемых наемным работникам доходов, так и физлиц (в т. ч. ИП), у которых возникает обязанность по самостоятельной уплате налога по полученным ими доходам. В статье вы найдете исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Кем и как осуществляется перечисление НДФЛ в бюджет?

Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.

Правила начисления и уплаты подоходного налога отражены в гл. 23 НК РФ. Налоговые агенты уплачивают НДФЛ за работников не позднее дня, следующего за днем фактического получения ими доходов в виде зарплаты, и не позже последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия по нетрудоспособности (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Подробнее об этих сроках читайте в статье «Когда перечислять подоходный налог с зарплаты?».

Какие реквизиты указывать в платежном поручении на уплату НДФЛ налоговому агенту, вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Оплата налога индивидуальными предпринимателями и прочими физлицами производится в срок до 15 июля года, следующего за отчетным. Например, за 2021 год НДФЛ нужно заплатить до 15 июля 2022 года.

Куда идут налоги с зарплаты и куда платить НДФЛ за работников и по прочим обязательствам?

Большая часть поступлений подоходного налога пополняет бюджеты субъектов РФ, оставшаяся доля относится к доходам местных бюджетов (ст. 56 и 61 БК РФ).

Подоходный налог уплачивается единым платежом по соответствующему КБК. Далее казначейство на основании ОКТМО самостоятельно направляет суммы отчислений в соответствующие бюджеты.

КБК для уплаты НДФЛ в 2022 году:

  • 18210102010011000110 — НДФЛ с доходов, выплаченных налоговым агентом.
  • 18210102020011000110 — НДФЛ с доходов ИП, нотариусов, адвокатов.
  • 18210102030011000110 — НДФЛ с доходов лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  • 18210102040011000110 — НДФЛ иностранных физических лиц, использующих патент в трудовой деятельности.

Иные коды по НДФЛ вы можете найти в нашей статье.

О КБК, применяемых при уплате других налогов, читайте в материале «Расшифровка КБК в 2022 году — 18210102010011000110 и др.».

НДФЛ — какой налог федеральный или региональный?

Налоговая система РФ выделяет 3 уровня бюджетов, в которые поступают налоговые платежи: федеральный, региональный и местный. Такое разграничение связано не с бюджетом, в который зачисляются платежи, а с уровнем власти, который их регламентирует. 

Градация налогов утверждена ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Согласно ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. То есть механизм его расчета един на территории всей страны и местные или региональные власти не могут на него  повлиять. При этом НДФЛ зачисляется в региональный и местный бюджеты в соотношении 85% и 15% соответственно. 

Еще больше информации о налоговой системе РФ читайте в статьях:

  • «Принципы построения налоговой системы РФ»
    ;
  • «Федеральные, региональные и местные налоги»;
  • «Куда платить НДФЛ с доходов «дистанционных работников».

Итоги

Вопрос, куда платить НДФЛ, и обязанность по уплате этого налога возникают как у налоговых агентов, так и у всех физлиц, самостоятельно уплачивающих этот налог. Подоходный налог чаще всего пополняет бюджет регионального уровня.

человек — нужно ли мне подавать документы?

Физические лица-резиденты в возрасте 18 лет и старше должны подавать годовую декларацию, даже если налог не уплачивается.

Физические лица-нерезиденты, получившие доход в муниципалитете RITA, который не подлежит удержанию работодателем, должны подавать годовой отчет.

Физические лица-нерезиденты, ведущие бизнес в муниципалитете RITA, должны подавать годовую декларацию, даже если налог не уплачивается.

ПРИМЕЧАНИЕ: Существуют исключения для лиц в возрасте 18 лет и старше. Для получения дополнительной информации посетите Муниципалитеты RITA, нажмите на свой муниципалитет и выберите раздел «Особые примечания», относящийся к соответствующему налоговому году.

Как правило, если вам меньше 18 лет, вам не нужно подавать декларацию в RITA. Существуют исключения для лиц в возрасте 18 лет и старше. Чтобы получить больше информации, выберите свой муниципалитет RITA и просмотрите специальные примечания и налоговые документы за соответствующий налоговый год.

Если вы соответствуете возрастному освобождению, но ваш работодатель удерживает заработную плату в размере 10,01 доллара США или более, вы можете запросить возмещение, заполнив форму 10A .

Если у вас нет налогооблагаемого дохода, вы должны подать форму Exemption Form в первый год, когда это применимо. Вы должны возобновить подачу декларации, если ваш статус изменится и вы получите или заработаете налогооблагаемый доход.

Если вы посещаете колледж в муниципалитете, не входящем в RITA, но используете адрес ваших родителей для почтовых целей, вам необходимо подать декларацию в RITA, если вы не можете предоставить подтверждение того, что вы изменили свое постоянное место жительства на адрес школы. Приемлемым доказательством может быть копия вашего водительского удостоверения или первая страница вашей федеральной налоговой декларации.

Если вы вообще не соответствуете каким-либо другим исключениям (младше 18 лет, на пенсии и т. д.) и не иметь налогооблагаемого дохода за весь налоговый год, вы должны подать

Освобождение и приложите страницу 1 вашей федеральной формы 1040.

Если вы запросили или получили продление срока подачи вашей федеральной налоговой декларации, ваша муниципальная налоговая декларация также продлевается. Отправьте копию федерального продления при подаче годового отчета. Если вы не запрашивали или не получали продление срока подачи федеральной налоговой декларации, вы можете получить отсрочку на шесть месяцев для подачи муниципальной декларации о подоходном налоге, заполнив Форма 32-ВН , Раздел 1 и подача этого запроса не позднее даты подачи годовой налоговой декларации.

Продление только отсрочивает время, отведенное для подачи вашего годового отчета, оплата причитающегося остатка по-прежнему требуется в установленный срок. Вы можете использовать форму 32-EXT , чтобы сделать требуемый платеж.

Поправка о подоходном налоге

До 1913 года доходы федерального правительства поступали в основном за счет налогов на товары — тарифов на импортные товары и акцизных сборов на такие товары, как виски. Бремя этих налогов тяжело легло на работающих американцев, которые тратили на товары гораздо больший процент своего дохода, чем богатые люди. Когда налог берет больший процент от дохода бедного человека, чем доход богатого человека, экономисты называют это «регрессивным». Но в 1913, когда Конгресс принял закон о подоходном налоге после ратификации 16-й поправки, налоговое бремя перешло к богатым — по крайней мере, на какое-то время.

Корни подоходного налога

Хотя подоходный налог был предложен еще в 1812 году, Конгресс не принимал его до 1861 года, когда началась гражданская война. Огромные затраты на ведение войны ввергли Союз в долги (75 миллионов долларов в 1861 году), что вынудило Конгресс искать новый источник дохода.

Когда в 1862 году долг Союза достиг 500 миллионов долларов, Конгресс принял первый в стране дифференцированный подоходный налог. Те, у кого годовой доход от 600 до 10 000 долларов, облагались налогом по ставке 3 процента, а те, кто зарабатывал более 10 000 долларов, платили 5 процентов. Таким образом, лица с большей платежеспособностью облагались налогом по более высокой ставке. Эту прогрессивную налоговую структуру часто называют «прогрессивным» налогом.

Во время войны Конгресс повысил налоговые ставки. Однако после войны Конгресс снизил ставки подоходного налога, а затем, наконец, полностью отказался от подоходного налога в 1872 году. Федеральное правительство снова зависело от «регрессивных» тарифных пошлин и акцизов как основных источников доходов.

В течение следующих 20 лет в Конгрессе было предпринято несколько попыток восстановить «прогрессивный» подоходный налог. Поддержка исходила в основном от популистов Юга и Среднего Запада, которые нападали на богатых за то, что они щеголяли своими миллионами, строя особняки и расточительно тратя деньги, почти не платя налогов.

Выборы 1892 года привели к президенту-демократу (Гровер Кливленд) наряду с демократическим контролем над обеими палатами Конгресса. Это положило конец долгому правлению республиканцев, выступавших против восстановления подоходного налога. В 1894 году демократам удалось ввести 2-процентный подоходный налог для тех, кто зарабатывает 4000 долларов и более в год, что в то время составляло менее 1 процента населения. В отличие от подоходного налога времен Гражданской войны, этот налог не был дифференцированным. Все с доходом более 4000 долларов платили одинаковый двухпроцентный налог. Этот вид подоходного налога иногда называют «единым налогом».

Противники нового подоходного налога утверждали, что это была социалистическая конфискация богатства федеральным правительством. Не прошло и года после его принятия, как Верховный суд объявил налог неконституционным. В постановлении 5-4 высокий суд постановил, что подоходный налог запрещен статьей I, разделом 9, Конституции. Это запрещает прямые налоги с физических лиц, если они не распределяются на основе численности населения каждого штата.

Большинство судей вынесли решение против налогового закона 1894 года, хотя Верховный суд ранее оставил в силе аналогичный подоходный налог времен Гражданской войны. [Поллок против Farmer’s Loan and Trust Co. (158 U.S. 601 (1895).]

Поправка к подоходному налогу

По мере того, как движение за прогрессивные реформы начало набирать силу на рубеже веков, возродился интерес к подоходному налогу. Одним из сторонников подоходного налога был Корделл Халл, конгрессмен-демократ из бедного сельского округа в Теннесси. Халл (который позже стал госсекретарем президента Франклина Д. Рузвельта) собрал коалицию прогрессивных демократов и республиканцев. Они пытались присоединить законопроекты о подоходном налоге к тарифному законодательству, что затруднило его принятие. Большинству американцев не нравились тарифы, поскольку они повышали цены на многие товары.

В 1909 году Халл заключил сделку с президентом-республиканцем Уильямом Говардом Тафтом. Халл и его союзники пообещали не тормозить принятие законов о тарифах, в то время как Тафт выступил за введение корпоративного налога и поправку к конституции, разрешающую Конгрессу ввести федеральный подоходный налог.

Внесение поправки в конституцию было необходимо, поскольку Верховный суд отменил предыдущую ставку подоходного налога как неконституционную. Но процесс внесения поправок в Конституцию затруднил это. Во-первых, поправка о подоходном налоге должна быть принята обеими палатами Конгресса большинством в две трети голосов. Затем его должны были ратифицировать три четверти законодательных собраний штатов. Только после ратификации Конгресс будет иметь право принимать закон о подоходном налоге.

Поначалу мало кто думал, что поправка о подоходном налоге имеет большие шансы выдержать голосование в Конгрессе. Но непопулярность высоких тарифов облегчила принятие поправки как Сенатом, так и Палатой представителей. Всего за несколько дней летом 1909 года предложенная 16-я поправка была одобрена Сенатом (77-0) и Палатой представителей (318-14).

Тридцать шесть законодательных собраний штатов должны были ратифицировать 16-ю поправку, прежде чем она вступила в силу. Общественность и большинство газет, казалось, поддерживали его. Главный аргумент в пользу ратификации заключался в том, что поправка заставит богатых брать на себя более справедливую долю федерального налогового бремени, которое в прошлом в основном ложилось на тех, кто зарабатывал относительно мало. Только несколько критиков решительно выступили против поправки. Джон Д. Рокфеллер, один из богатейших людей страны, заявил: «Когда человек накопил денежную сумму в рамках закона… люди больше не имеют права участвовать в доходах, полученных в результате накопления».

Ратификация медленно, но неуклонно проходила через законодательные собрания штатов. Некоторые штаты уже приняли собственные законы о подоходном налоге в поисках новых способов финансирования государственных школ и других социальных нужд. Удивительно, но поправка о подоходном налоге получила широкую поддержку как в городах, так и в сельской местности, как со стороны демократов, так и республиканцев, а также во всех географических регионах. Даже Нью-Йорк ратифицировал поправку, несмотря на репутацию штата как столицы «власти денег» с многочисленными миллионерами среди его жителей (включая Джона Д. Рокфеллера). К началу 1913, 42 штата (на шесть больше, чем необходимо) ратифицировали поправку о подоходном налоге. Только шесть штатов отвергли его.

«Самый справедливый и дешевый из всех налогов»

Член палаты представителей Корделл Халл представил первый закон о подоходном налоге в соответствии с недавно принятой Шестнадцатой поправкой. Он предложил дифференцированный налог, начиная с 1-процентной ставки для доходов от 4000 до 20 000 долларов и увеличивая до максимальной ставки в 3 процента для тех, кто зарабатывает 50 000 долларов и более. Комитет по путям и средствам Палаты представителей призвал граждан «радостно поддерживать и поддерживать этот самый справедливый и дешевый из всех налогов…».

Первый день сбора налогов в соответствии с новым законом состоялся 1 марта 1914 года. Поскольку средний рабочий зарабатывал всего около 800 долларов в год, мало кому приходилось платить федеральный подоходный налог. Менее 4% американских семей имеют годовой доход в размере 3000 долларов и более. Вычеты и льготы еще больше сократили круг налогоплательщиков. Тем не менее в первый год федеральное правительство собрало 71 миллион долларов. Один только миллионер Джон Д. Рокфеллер заплатил примерно 2 миллиона долларов.

В целом, большинство американцев считают новый налог отличной идеей. Один налогоплательщик написал в Налоговую службу: «Я намеренно не учел некоторые вычеты, на которые мог претендовать, чтобы иметь привилегию и удовольствие платить хотя бы небольшой подоходный налог…».

Отменить подоходный налог, каким мы его знаем?

Через несколько лет после ратификации поправки о подоходном налоге Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну. Как и во время Гражданской войны, Конгресс обратился к подоходному налогу, чтобы быстро собрать большие суммы доходов. В 1917 году Конгресс снизил стандартное освобождение до 1000 долларов для физических лиц, тем самым расширив круг налогоплательщиков. В то же время законодатели увеличили базовую ставку налога с 1 до 2 процентов. Те, кто зарабатывал более 1 миллиона долларов, облагались налогом по неслыханной ставке 50 процентов (к концу войны она выросла до 77 процентов).

С повышением подоходного налога федеральные поступления выросли с менее чем 1 миллиарда долларов в 1917 году до почти 4 миллиардов долларов в 1918 году. В конце войны около 60 процентов федеральных налоговых поступлений приходилось на подоходный налог. Он заменил тарифные пошлины и акцизы в качестве основного источника доходов правительства США. Налоговые ставки были снижены после войны. Но Конгресс обнаружил, как легко было вкачивать огромные суммы денег в казну США.

Сегодня, более чем через 80 лет после ратификации 16-й поправки, подоходный налог сильно изменился. В отличие от 1913, большинство американцев сегодня должны платить федеральный подоходный налог. Вместо 71 миллиона долларов, собранных в 1913 году, федеральное правительство в настоящее время ежегодно собирает более 500 миллиардов долларов подоходного налога (плюс еще 117,5 миллиардов долларов от корпораций). 15-страничный налоговый кодекс расширился до более чем 1000 страниц. А сегодня все больше людей ворчат по поводу уплаты подоходного налога.

Некоторые критики призывают заменить сложный дифференцированный подоходный налог гораздо более простым «единым налогом». Другие хотят полностью отменить федеральный подоходный налог в пользу формы национального налога с продаж. Но основной вопрос сегодня тот же, что и в 1913: Как лучше всего облагать налогом американцев?

Для обсуждения и написания

  1. Как вы думаете, почему подоходный налог был более популярен в 1913 году, чем сегодня?
  2. Какую роль сыграла 16-я поправка в расширении федерального правительства в 20 веке?
  3. В чем разница между «регрессивным» и «прогрессивным» налогом?
  4. Какой из следующих подоходных налогов — a, b или c — вы считаете наиболее справедливым? Поясните свой ответ.
а. все платят одинаковую сумму, т.е. 5000 долларов.

б. все платят фиксированную ставку, т. е. 15 процентов.

в. все платят по прогрессивной ставке, т.е. 1–20 000 долларов США = 5 процентов,
X 20 001–100 000 долларов США = 15 процентов, 100 000 долларов США и выше = 25 процентов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Какая налоговая система самая лучшая?

Ниже описаны три различных способа налогообложения американцев для финансирования федерального правительства. Для целей этого упражнения предположим, что каждый из них будет единственным действующим федеральным налогом и что каждый из них будет приносить одинаковую сумму дохода. Сформируйте небольшие группы, чтобы оценить преимущества и недостатки всех трех видов налогов. После этого каждая группа должна решить, какая налоговая система является наилучшей, и сообщить о своем заключении с указанием причин всему классу.

При оценке трех налогов учитывайте следующие критерии: «прогрессивность» и «регрессивность», простота и сложность, влияние на потребительские цены и общая справедливость.

Дифференцированный подоходный налог

Формы отчетности по подоходному налогу, освобождения, вычеты и правила становятся все более сложными с 1913 года. В соответствии с существующим дифференцированным подоходным налогом лица с более высокими доходами платят более высокие налоговые ставки.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

НЕДОСТАТКИ:

Единый налог

Предложение по фиксированному налогу, предложенное экономистами Робертом Э. Холлом и Элвином Рабушка из Института Гувера Стэнфордского университета, должно установить единую ставку подоходного налога в размере 19 процентов для всех людей, независимо от того, сколько они зарабатывают. На первые 25 000 долларов, заработанные семьей из четырех человек, налог не уплачивается. Но практически все вычеты, включая проценты по ипотечным кредитам, будут отменены. Налоговые декларации будут заполнены на простой одностраничной форме, которую легко обработает IRS.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

НЕДОСТАТКИ:

Налог на добавленную стоимость

Большинство европейских стран получают значительные суммы доходов за счет налога на добавленную стоимость (НДС).