Монополия: что это, виды и примеры
Отсутствие здоровой конкуренции может привести к снижению качества товара и росту цен. Но всегда ли монополия во вред?
Фото: Shutterstock
Что такое монополия
Монополия — это ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного поставщика того или иного товара или услуги и значительными препятствиями к доступу на рынок для других поставщиков. Также под монополией понимают исключительное право, которое государство предоставляет организации, предприятию или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности, например на производство или торговлю.
Причиной возникновения монополии может быть как желание частного собственника получить максимум прибыли, так и особенность отрасли. Примером последней может служить железнодорожный транспорт, в котором конкурентам пришлось бы делить инфраструктуру.
www.adv.rbc.ru
Еще один пример государственной монополии, характерной для всех стран, — это выпуск национальной валюты. Право на это обычно есть только у центрального банка, который определяет, сколько денег нужно экономике, и организует производство нужного количества банкнот и монет. В России сами банкноты по заказу ЦБ печатает госкомпания «Гознак». По закону никакой другой банк или организация не имеют права выпускать и печатать деньги.
Таким образом, существуют такие монополии, которые государство формирует и поддерживает, и такие, с которыми государство борется. В первом случае — это способ решения вопросов безопасности или государственной политики. Во втором случае — результат недостаточного регулирования рынка, образование монополиста, который мешает появлению конкурентов.
Отдельно выделяют олигополию, то есть господство небольшого количества фирм и компаний, которые контролируют производство или сбыт на рынке определенных товаров и услуг. В такой ситуации несколько компаний могут вовсе не пускать на рынок новых игроков либо отдавать им минимальную долю рынка. Это жесткая или мягкая олигополия. При жесткой — все 100% рынка поделены между тремя-четырьмя крупными участниками, другие компании не могут войти в отрасль. При мягкой олигополии крупных игроков также немного, но они занимают 90% рынка, остальное достается небольшим компаниям, которые не могут составить серьезной конкуренции.
Например, на рынке мобильной связи в России четыре крупных сотовых оператора, которых называют «большой четверкой». Но то же самое можно сказать и о рынке продовольственного ретейла, разделенного между несколькими крупными компаниями. Если смотреть на иностранные рынки, то аудиторская отрасль тоже занята четырьмя крупнейшими консалтинговыми компаниями, которых также называют «большой четверкой».
Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике
Экономика , Россия , США , Китай , Протекционизм
Признаки монополии
Определить, возникла ли монополия в той или иной отрасли, можно по ряду признаков:
-
отсутствие конкурентов — когда на рынке есть один продавец или производитель. Соответственно, монополистический рынок регулируется единственным поставщиком;
-
продукт уникален, а значит, заменить его невозможно. Таким образом, у покупателя нет возможности не обращаться к монополисту;
-
монополисту не нужно соответствовать рыночным ценам, так как он сам устанавливает цену на продукт или услугу в своей отрасли, например, ограничивая или увеличивая объем производства. Монополия старается, насколько это возможно, максимизировать прибыль. Монополист может устанавливать высокую цену, так как у него нет конкурентов, но он все же ограничен объемами производства и спросом. В то же время монополист может удерживать низкую цену, не давая возможности появиться конкурентам, которые просто не могут позволить предоставлять аналогичные продукты или услуги по близкой цене;
-
барьеры для выхода конкурентов на рынок. Преградами могут быть отсутствие доступа к сырью, сертификация и патенты, слишком высокий порог входа, большие затраты на производство для новых игроков. Например, монополия может владеть ключевым ресурсом производства — допустим, всеми месторождениями алмазов или рудниками.
Фото: Shutterstock
Виды монополии
Монополии классифицируют по разным признакам — на основании того, как она организована, на форме собственности или территории. Чаще всего выделяют три основных вида монополий.
Естественная
Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства — издержки сильно снижаются по мере увеличения объема выпуска товаров.
Такие монополии возникают, когда затраты компании снижаются по мере увеличения масштабов производства, пока спрос на товары в этих отраслях полностью не насытится. В таких условиях создание нового производства в той же отрасли экономически нецелесообразно. Товары, производимые естественными монополистами, нельзя заменить другими, из-за чего спрос в этих сферах постоянный и не зависит от цены.
Регулируется такой тип монополий отдельным законом, в котором четко указаны отрасли, в которых не может быть более одного поставщика услуг. В России к ним относятся как упомянутый уже железнодорожный транспорт, так и транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, захоронение радиоактивных отходов, почтовая связь и другие.
Продуктовая
Такой тип монополии еще называют открытой. Связана она, как правило, с появлением какой-то новой технологии или инновационного продукта. Когда первая компания выходит с ним на рынок, на какой-то период она становится монополистом, так как конкуренты только готовятся разработать свои аналоги, на что требуется время.
Закрытая
Закрытую (или государственную) монополию создают с помощью законодательных барьеров. Государство помогает крупному бизнесу оставаться монополистом в отрасли, устанавливая регуляторные и протекционистские барьеры в виде сертификаций, сборов и так далее. К примеру, телевизионное вещание на федеральных частотах в России ограничено лицензией, которую довольно сложно получить.
Выделяют также три типа монополий по характеру их возникновения.
Технологическая
Аналогична продуктовой — зависит от выведения на рынок уникального продукта. Время ее действия ограничено способностью конкурентов произвести аналог продукта. Такая монополия может быть продлена с помощью организованной или экономической модели.
Экономическая
Модель создания монополии, при которой одна компания поглощает своих конкурентов, лишая их возможности предоставлять похожие услуги и бороться за клиентов. Происходит это за счет процессов слияния и поглощения компаний.
Организованная
В случае если купить конкурентов не получается, игроки могут объединяться в разного рода союзы, в которых вместе будут диктовать условия на рынке, в частности держать удобную всем цену.
Известны несколько форм подобных союзов:-
трест;
-
синдикат;
-
концерн;
-
консорциум;
-
картель.
Форма такого типа монополий различается отношениями компаний внутри союза, объемом их прав и свобод на рынке, но общее у них то, что эти союзы создают, по сути, монопольную ситуацию на рынке, перекрывая доступ для других конкурентов. Самый часто приводимый пример синдиката-монополиста — алмазодобывающая компания De Beers. В конце 1980-х годов ее продукция занимала почти 90% рынка, но затем эта доля стала снижаться.
Голубой бриллиант The De Beers Cullian Blue весом 15,10 карата. Его продали в конце апреля 2022 года за $57,5 млн на аукционе Sotheby’s в Гонконге.
Что такое чистая монополия
Чистая монополия — это форма монополии, когда есть только один продавец уникального товара или услуги с нулевой конкуренцией.
Как регулируется монополия
Главный гарант сохранения конкуренции в России — ст. 34 Конституции: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Для осуществления контроля за исполнением этой нормы приняты специальные законы, в частности закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях». За соблюдением этих законов следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В задачи ФАС входит следить за тем, чтобы цены на рынке не росли слишком быстро, а компании не вступали в преступные сговоры (в частности, не создавали картели) с целью создания искусственной монополии и препятствий конкуренции. Ведомство также контролирует слияния и поглощения, сферу государственных закупок и правдивость рекламы.
Монополия: что это, виды и примеры
Что такое монополия
Монополия — это ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного поставщика того или иного товара или услуги и значительными препятствиями к доступу на рынок для других поставщиков. Также под монополией понимают исключительное право, которое государство предоставляет организации, предприятию или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности, например на производство или торговлю.
Причиной возникновения монополии может быть как желание частного собственника получить максимум прибыли, так и особенность отрасли. Примером последней может служить железнодорожный транспорт, в котором конкурентам пришлось бы делить инфраструктуру.
Еще один пример государственной монополии, характерной для всех стран, — это выпуск национальной валюты. Право на это обычно есть только у центрального банка, который определяет, сколько денег нужно экономике, и организует производство нужного количества банкнот и монет.
Таким образом, существуют такие монополии, которые государство формирует и поддерживает, и такие, с которыми государство борется. В первом случае — это способ решения вопросов безопасности или государственной политики. Во втором случае — результат недостаточного регулирования рынка, образование монополиста, который мешает появлению конкурентов.
Отдельно выделяют олигополию, то есть господство небольшого количества фирм и компаний, которые контролируют производство или сбыт на рынке определенных товаров и услуг. В такой ситуации несколько компаний могут вовсе не пускать на рынок новых игроков либо отдавать им минимальную долю рынка. Это жесткая или мягкая олигополия. При жесткой — все 100% рынка поделены между тремя-четырьмя крупными участниками, другие компании не могут войти в отрасль. При мягкой олигополии крупных игроков также немного, но они занимают 90% рынка, остальное достается небольшим компаниям, которые не могут составить серьезной конкуренции.
Например, на рынке мобильной связи в России четыре крупных сотовых оператора, которых называют «большой четверкой». Но то же самое можно сказать и о рынке продовольственного ретейла, разделенного между несколькими крупными компаниями. Если смотреть на иностранные рынки, то аудиторская отрасль тоже занята четырьмя крупнейшими консалтинговыми компаниями, которых также называют «большой четверкой».
Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике
Экономика,
Россия,
США,
Китай,
Протекционизм
Признаки монополии
Определить, возникла ли монополия в той или иной отрасли, можно по ряду признаков:
отсутствие конкурентов — когда на рынке есть один продавец или производитель. Соответственно, монополистический рынок регулируется единственным поставщиком;
продукт уникален, а значит, заменить его невозможно. Таким образом, у покупателя нет возможности не обращаться к монополисту;
монополисту не нужно соответствовать рыночным ценам, так как он сам устанавливает цену на продукт или услугу в своей отрасли, например, ограничивая или увеличивая объем производства. Монополия старается, насколько это возможно, максимизировать прибыль. Монополист может устанавливать высокую цену, так как у него нет конкурентов, но он все же ограничен объемами производства и спросом. В то же время монополист может удерживать низкую цену, не давая возможности появиться конкурентам, которые просто не могут позволить предоставлять аналогичные продукты или услуги по близкой цене;
барьеры для выхода конкурентов на рынок. Преградами могут быть отсутствие доступа к сырью, сертификация и патенты, слишком высокий порог входа, большие затраты на производство для новых игроков. Например, монополия может владеть ключевым ресурсом производства — допустим, всеми месторождениями алмазов или рудниками.
(Фото: Shutterstock)
Виды монополии
Монополии классифицируют по разным признакам — на основании того, как она организована, на форме собственности или территории. Чаще всего выделяют три основных вида монополий.
Естественная
Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства — издержки сильно снижаются по мере увеличения объема выпуска товаров.
Такие монополии возникают, когда затраты компании снижаются по мере увеличения масштабов производства, пока спрос на товары в этих отраслях полностью не насытится. В таких условиях создание нового производства в той же отрасли экономически нецелесообразно. Товары, производимые естественными монополистами, нельзя заменить другими, из-за чего спрос в этих сферах постоянный и не зависит от цены.
Регулируется такой тип монополий отдельным законом, в котором четко указаны отрасли, в которых не может быть более одного поставщика услуг. В России к ним относятся как упомянутый уже железнодорожный транспорт, так и транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, захоронение радиоактивных отходов, почтовая связь и другие.
Продуктовая
Такой тип монополии еще называют открытой. Связана она, как правило, с появлением какой-то новой технологии или инновационного продукта. Когда первая компания выходит с ним на рынок, на какой-то период она становится монополистом, так как конкуренты только готовятся разработать свои аналоги, на что требуется время.
Закрытая
Закрытую (или государственную) монополию создают с помощью законодательных барьеров. Государство помогает крупному бизнесу оставаться монополистом в отрасли, устанавливая регуляторные и протекционистские барьеры в виде сертификаций, сборов и так далее. К примеру, телевизионное вещание на федеральных частотах в России ограничено лицензией, которую довольно сложно получить. Таким образом, федеральных телеканалов немного и большая их часть имеет госучастие.
Скам: как распознать и не попасться
Мошенники,
Инвестиции,
Акции,
Криптовалюта
Выделяют также три типа монополий по характеру их возникновения.
Технологическая
Аналогична продуктовой — зависит от выведения на рынок уникального продукта. Время ее действия ограничено способностью конкурентов произвести аналог продукта. Такая монополия может быть продлена с помощью организованной или экономической модели.
Экономическая
Модель создания монополии, при которой одна компания поглощает своих конкурентов, лишая их возможности предоставлять похожие услуги и бороться за клиентов. Происходит это за счет процессов слияния и поглощения компаний.
Организованная
В случае если купить конкурентов не получается, игроки могут объединяться в разного рода союзы, в которых вместе будут диктовать условия на рынке, в частности держать удобную всем цену.
Известны несколько форм подобных союзов:
трест;
синдикат;
концерн;
консорциум;
картель.
Форма такого типа монополий различается отношениями компаний внутри союза, объемом их прав и свобод на рынке, но общее у них то, что эти союзы создают, по сути, монопольную ситуацию на рынке, перекрывая доступ для других конкурентов. Самый часто приводимый пример синдиката-монополиста — алмазодобывающая компания De Beers. В конце 1980-х годов ее продукция занимала почти 90% рынка, но затем эта доля стала снижаться.
Голубой бриллиант The De Beers Cullian Blue весом 15,10 карата. Его продали в конце апреля 2022 года за $57,5 млн на аукционе Sotheby’s в Гонконге.
Что такое чистая монополия
Чистая монополия — это форма монополии, когда есть только один продавец уникального товара или услуги с нулевой конкуренцией. Это довольно редкое явление, которое существует в закрытых сферах, регулируемых государством. Например, в России «Роскосмос» — корпорация, которая управляет всей космической отраслью, в том числе космическим туризмом.
Как регулируется монополия
Главный гарант сохранения конкуренции в России — ст. 34 Конституции: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Для осуществления контроля за исполнением этой нормы приняты специальные законы, в частности закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях». За соблюдением этих законов следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В задачи ФАС входит следить за тем, чтобы цены на рынке не росли слишком быстро, а компании не вступали в преступные сговоры (в частности, не создавали картели) с целью создания искусственной монополии и препятствий конкуренции. Ведомство также контролирует слияния и поглощения, сферу государственных закупок и правдивость рекламы.
Подборка РБК Банки
Выгодные предложения от РБК Банки
Монополистические рынки: характеристики, история и последствия
Что такое монополистический рынок?
Монополистический рынок — это теоретическое состояние, описывающее рынок, на котором только одна компания может предлагать товары и услуги населению. Монополистический рынок противоположен совершенно конкурентному рынку, на котором действует бесконечное число фирм. В чисто монополистической модели фирма-монополист может ограничивать объем производства, повышать цены и в долгосрочной перспективе получать сверхнормальную прибыль.
Ключевые выводы
- Монополия описывает рыночную ситуацию, когда одна компания владеет всей долей рынка и может контролировать цены и выпуск.
- Чистая монополия встречается редко, но бывают случаи, когда компании владеют значительной долей рынка и применяются антимонопольные законы.
- Altria, производитель табака, имеет монополистический контроль над табачным рынком.
Монополистический рынок
Понимание монополистических рынков
Монополистический рынок — это рыночная структура с характеристиками чистой монополии. Монополия существует, когда один поставщик предоставляет определенный товар или услугу многим потребителям. На монополистическом рынке монополия или контролирующая компания полностью контролирует рынок, поэтому она устанавливает цену и предложение товара или услуги.
Чисто монополистические рынки редки и, возможно, даже невозможны при отсутствии абсолютных барьеров для входа, таких как запрет на конкуренцию или единоличное владение природными ресурсами.
Когда они происходят, монополия, которая устанавливает цену и предложение товара или услуги, называется ценообразователем. Монополия максимизирует прибыль, потому что, изменяя предложение и цену товара или услуги, которые она предоставляет, она может генерировать большую прибыль. Определив точку, в которой ее предельный доход равен ее предельным издержкам, монополия может найти уровень выпуска, который максимизирует ее прибыль.
Как правило, только один продавец контролирует производство и распространение товара или услуги, поэтому другие фирмы не могут выйти на рынок. Обычно существуют высокие барьеры для входа, которые мешают компании выйти на рынок. Потенциальные участники рынка находятся в невыгодном положении, поскольку монополия имеет преимущество первопроходца и может снизить цены, чтобы подорвать позиции потенциального новичка и помешать ему получить долю рынка.
Поскольку существует только один поставщик, и фирмы не могут легко войти или выйти, не существует заменителей товаров или услуг. Следовательно, монополия также имеет абсолютную дифференциацию продукта, потому что нет других сопоставимых товаров или услуг.
История монополий
Термин «монополия» возник в английском праве для описания королевского гранта. Такой грант разрешал одному торговцу или компании торговать определенным товаром, в то время как ни один другой торговец или компания не могли этого делать.
Исторически монопольные рынки возникали, когда отдельные производители получали исключительные юридические привилегии от правительства, такие как соглашение, достигнутое между Федеральной комиссией по связи (FCC) и AT&T между 1913 и 1984 годами. В этот период ни одна другая телекоммуникационная компания не могла конкурировать с AT&T. потому что правительство ошибочно полагало, что рынок может поддерживать только одного производителя.
В последнее время краткосрочные частные компании могут вести себя как монополии, когда производство имеет относительно высокие постоянные затраты, что приводит к снижению долгосрочных средних общих затрат по мере увеличения выпуска. Эффект такого поведения может временно позволить одному производителю работать с более низкой кривой затрат, чем у любого другого производителя.
Влияние монополистических рынков
Типичное политическое и культурное возражение против монополистических рынков заключается в том, что монополия в отсутствие других поставщиков того же продукта или услуги может взимать надбавку со своих клиентов. Потребители не имеют заменителей и вынуждены платить за товары цену, диктуемую монополистом. Во многом это возражение против высоких цен, а не обязательно монополистического поведения.
Стандартный экономический аргумент против монополий иной. Согласно неоклассическому анализу, монополистический рынок нежелателен, потому что он ограничивает объем производства, а не из-за того, что монополист получает выгоду от повышения цен. Ограниченный объем производства означает меньшее производство, что снижает общий реальный общественный доход.
Даже если существуют монопольные полномочия, такие как юридическая монополия Почтовой службы США на доставку первоклассной почты, у потребителей часто есть много альтернатив, таких как использование стандартной почты через FedEx или UPS или электронная почта. По этой причине монополистические рынки редко успешно ограничивают выпуск или получают сверхнормальные прибыли в долгосрочной перспективе.
Регулирование монополистического рынка
Как и модель совершенной конкуренции, модель монополистической конкуренции трудно или невозможно воспроизвести в реальной экономике. Настоящие монополии обычно являются продуктом регулирования, направленного против конкуренции. Например, в городах принято предоставлять местные монополии коммунальным и телекоммуникационным компаниям.
Тем не менее, правительства часто регулируют поведение частного бизнеса, которое кажется монополистическим, например, в ситуации, когда одной фирме принадлежит львиная доля рынка. FCC, Всемирная торговая организация и Европейский союз имеют правила управления монополистическими рынками. Их часто называют антимонопольными законами.
Монополия — Econlib
Монополия – это предприятие, которое является единственным продавцом товара или услуги. В отсутствие государственного вмешательства монополия может устанавливать любую цену по своему выбору и обычно устанавливает цену, приносящую максимально возможную прибыль. Наличие монополии не обязательно делает предприятие более прибыльным, чем другие предприятия, сталкивающиеся с конкуренцией: рынок может быть настолько мал, что едва поддерживает одно предприятие. Но если монополия на самом деле более прибыльна, чем конкурентные предприятия, экономисты ожидают, что другие предприниматели войдут в бизнес, чтобы получить часть более высокой прибыли. Если появится достаточное количество конкурентов, их конкуренция снизит цены и устранит монопольную власть.
До и во время периода классической экономики (примерно 1776–1850 гг.) большинство людей считало, что этот процесс разрушения монополий новыми конкурентами носит повсеместный характер. Они считали, что единственными монополиями, которые могут сохраниться, являются те, которые заставляют правительство исключать конкурентов. Это убеждение было хорошо выражено в прекрасной статье о монополии в Penny Cyclopedia (1839, vol. 15, p. 741): королевский грант, разрешающий одному или нескольким лицам только торговать или продавать определенный товар или предмет. Если бы несколько индивидуумов объединились с целью производства какого-либо конкретного предмета или товара и если бы им удалось продать этот предмет в очень широких масштабах и почти исключительно, то в обыденном языке можно было бы сказать, что такие индивидуумы обладают монополией. Так как эти лица не имеют никаких преимуществ, предоставляемых им законом, по сравнению с другими лицами, то ясно, что они могут продать больше своего товара, чем другие лица, только в том случае, если они будут производить товар дешевле и лучше.
Даже сегодня наиболее важные устойчивые монополии или почти монополии в Соединенных Штатах опираются на политику правительства. Поддержка правительства отвечает за установление цен на сельскохозяйственную продукцию выше конкурентоспособного уровня, за эксклюзивное владение операционными системами кабельного телевидения на большинстве рынков, за эксклюзивные франшизы коммунальных служб, радио- и телеканалов, за единую почтовую службу — список можно продолжать и продолжать. на. Монополии, которые существуют независимо от государственной поддержки, скорее всего, обусловлены небольшими рынками (единственный аптекарь в городе) или основаны на временном лидерстве в инновациях (Американская алюминиевая компания до Второй мировой войны).
Почему экономисты возражают против монополии? Чисто «экономический» аргумент против монополии сильно отличается от того, что могут ожидать неэкономисты. Успешные монополисты устанавливают цены выше тех, которые были бы при конкуренции, так что покупатели платят больше, а монополисты (и, возможно, их сотрудники) получают прибыль. Это может показаться странным, но экономисты не видят причин критиковать монополии только за то, что они переносят богатство от потребителей к монопольным производителям. Это потому, что экономисты не могут узнать, кто более достоин из двух сторон — производитель или покупатель. Конечно, люди (в том числе экономисты) могут возражать против передачи богатства по другим основаниям, в том числе моральным. Но сам трансфер не представляет «экономической» проблемы.
Скорее, чисто «экономический» довод против монополии состоит в том, что она снижает совокупное экономическое благосостояние (в отличие от простого ухудшения положения одних и улучшения благосостояния других на одинаковую величину). Когда монополист поднимает цены выше уровня конкуренции, чтобы получить свою монопольную прибыль, потребители покупают меньше продукта, меньше производится, и общество в целом становится хуже. Короче говоря, монополия снижает доходы общества. Ниже приведен упрощенный пример.
Рассмотрим случай монополиста, который производит свой продукт по фиксированной цене (где «себестоимость» включает конкурентоспособную норму прибыли на его инвестиции) в размере 5 долларов за единицу. Стоимость составляет 5 долларов, независимо от того, сколько единиц продукции производит монополист. Однако количество единиц, которые он продает, зависит от цены, которую он взимает. Количество единиц, которые он продает по данной цене, зависит от графика «спроса», показанного в таблице 19.0005
Монополисту лучше всего, если он ограничивает производство до 200 единиц, которые он продает по 7 долларов каждая. Затем он получает монопольную прибыль (то, что экономисты называют «экономической рентой») в размере 2 долларов на единицу (7 долларов минус его 5 долларов затрат, которые, опять же, включают конкурентоспособную норму прибыли на инвестиции), умноженные на 200, или 400 долларов в год. Если он производит и продает 300 единиц товара по 6 долларов за штуку, он получает монопольную прибыль всего в 300 долларов (1 доллар за единицу умножить на 300 единиц). Если он производит и продает 420 единиц товара по 5 долларов за штуку, он не получает монопольной прибыли, а получает только справедливую прибыль на капитал, вложенный в бизнес. Таким образом, монополист стал богаче на 400 долларов благодаря своему монопольному положению при цене 7 долларов.
Цена | Требуемое количество (шт. в год) |
$7 | 200 |
6 $ | 300 |
$5 | 420 |
Общество, однако, находится в худшем положении.
Покупатели были бы рады купить еще 220 единиц, если бы цена была 5 долларов: график спроса говорит нам, что они оценивают дополнительные 220 единиц по ценам, которые не упадут до 5 долларов, пока они не получат 420 единиц. Предположим, что эти дополнительные 220 единиц имеют среднюю стоимость для потребителей 6 долларов. Эти дополнительные 220 единиц будут стоить всего 5 долларов каждая, поэтому потребитель получит 220 × 1 доллар удовлетворения, если будет установлена конкурентоспособная цена в 5 долларов. Поскольку монополист покроет свои затраты на производство дополнительных 220 единиц, он ничего не потеряет. Таким образом, производство дополнительных 220 единиц принесет обществу пользу в размере 220 долларов. Но монополист предпочитает не производить дополнительные 220 единиц, потому что, чтобы продать их по 5 долларов за штуку, ему пришлось бы снизить цену на остальные 200 единиц с 7 до 5 долларов. Монополист потеряет 400 долларов (200 единиц, умноженных на 2 доллара за единицу снижения цены), но потребители выиграют те же 400 долларов. Другими словами, продажа по конкурентоспособной цене переместит 400 долларов от монополиста к потребителям и создаст дополнительные 220 долларов стоимости для общества.
Желание экономистов, чтобы государство боролось с монополиями или контролировало их, прошло долгий цикл. Еще в 1890 году, когда был принят антимонопольный закон Шермана, большинство экономистов считали, что единственная необходимая антимонопольная политика — это сдерживать стремление правительства предоставлять исключительные привилегии, подобные тем, которые были даны Британской Ост-Индской компании для торговли с Индией. Они считали, что другим источникам господства на рынке, таким как более высокая эффективность, следует позволить свободно действовать на благо потребителей, поскольку потребители в конечном итоге будут защищены от завышенных цен потенциальными или реальными конкурентами.
Традиционно монополию отождествляли с одним продавцом, а конкуренцию с наличием даже нескольких конкурентов. Но экономисты стали гораздо более благосклонно относиться к антимонопольной политике, поскольку их взгляды на монополию и конкуренцию изменились. С развитием концепции совершенной конкуренции, которая требует, чтобы огромное количество конкурентов производило идентичный товар, многие отрасли стали классифицироваться как олигополии (т. е. с несколькими продавцами). А олигополии, как полагали экономисты, наверняка часто обладали рыночной властью — властью контролировать цены, в одиночку или в сговоре.
В последнее время многие экономисты (и я в их числе) рискуют быть названными непостоянными, утратили как энтузиазм в отношении антимонопольной политики, так и значительную часть нашего страха перед олигополиями. Снижение поддержки антимонопольной политики было связано с часто нежелательным использованием этой политики. Закон Робинсона-Патмана, якобы предназначенный для предотвращения ценовой дискриминации (т. е. когда компании устанавливают разные цены для разных покупателей за один и тот же товар), часто использовался для ограничения соперничества, а не для его усиления. Антимонопольное законодательство предотвратило многие полезные слияния, особенно вертикальные. (Вертикальное слияние — это слияние, при котором компания А покупает другую компанию, которая поставляет ресурсы А или продает продукцию А.) Любимым инструментом юридических пиратов является частный антимонопольный иск, в котором выигравшим истцам присуждается тройная компенсация.
Насколько опасны монополии и олигополии? Сколько они могут получить сверхприбылей? Несколько видов данных свидетельствуют о том, что монополии и небольшие олигополии имеют ограниченную способность зарабатывать намного больше, чем конкурентоспособные нормы прибыли на капитал. Во многих исследованиях норма прибыли на инвестиции сравнивалась со степенью концентрации отраслей (измеряемой долей отраслевых продаж, осуществляемой, скажем, четырьмя крупнейшими фирмами). Взаимосвязь между прибыльностью и концентрацией почти всегда слабая: менее 25 % вариаций нормы прибыли между отраслями можно объяснить концентрацией.
Более конкретную иллюстрацию влияния числа конкурентов на цену можно найти в исследовании Рубена Кесселя по андеррайтингу государственных и местных государственных облигаций. Синдикаты инвестиционных банкиров претендуют на право продать выпуск облигаций, скажем, штата Калифорния. Успешный участник торгов может предложить цену 98,5 (или 985 долларов за облигацию на 1000 долларов) и, в свою очередь, попытаться продать выпуск инвесторам по 100 (1000 долларов за облигацию на 1000 долларов). В этом случае «спред» андеррайтера будет равен 1,5 (или 15 долларов за облигацию на 1000 долларов).
Изучив тысячи выпусков облигаций, после поправки на размер, безопасность и другие характеристики каждого выпуска, Кессель обнаружил, что модель спредов андеррайтеров выглядит так, как показано в Таблице 2.
Для двадцати или более участников торгов, то есть, по сути, совершенная конкуренция — спред составлял десять долларов. Простого увеличения числа участников торгов с одного до двух было достаточно, чтобы вдвое сократить избыточный спред по сравнению с тем, который был бы при десятидолларовом конкурентном уровне. Таким образом, даже небольшое количество конкурентов может снизить цены до уровня, близкого к конкурентному. Результаты Кессела убедили меня больше, чем любое другое отдельное исследование, в том, что конкуренция — это неприхотливый сорняк, а не нежный цветок.
Количество участников торгов | Андеррайтерский спред |
1 | 15,74 $ |
2 | 12,64 $ |
3 | 12,36 $ |
6 | 10,71 $ |
10 | 10,23 $ |
Если общество желает контролировать монополию — по крайней мере, те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, — у него есть три основных варианта. Первый — это антимонопольная политика американского типа; второй – государственное регулирование; и в-третьих, общественная собственность и эксплуатация. Как и монополия, ни один из них не идеален.
Обеспечение соблюдения антимонопольной политики требует больших затрат: в 2004 году бюджет Антимонопольного отдела Министерства юстиции составлял 133 миллиона долларов, а бюджет Федеральной торговой комиссии — 183 миллиона долларов. Ответчики (которые также ежегодно сталкиваются с сотнями частных антимонопольных дел), вероятно, тратят в десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное законодательство работает медленно. Требуются годы, прежде чем будет выявлена монопольная практика, и еще больше лет, чтобы принять решение; антимонопольное дело, приведшее к распаду Американской телефонной и телеграфной компании, началось в 1974 и до 1996 года находился под управлением суда.
Государственное регулирование было предпочтительным выбором в Америке, начиная с создания Межгосударственной торговой комиссии в 1887 году и заканчивая муниципальным регулированием такси и компаний по производству льда. Тем не менее, большая часть государственного регулирования приводит к сокращению или устранению конкуренции, а не к устранению монополии. Ограниченная конкуренция — и, как следствие, более высокая прибыль владельцев такси — является причиной того, что медальоны такси Нью-Йорка были проданы более чем за 150 000 долларов в 1991 (в какой-то момент в 1970-х медальон такси стоил больше, чем место на Нью-Йоркской фондовой бирже). Более того, регулирование «естественных монополий» (отраслей, обычно коммунальных услуг, в которых рынок может поддерживать только одну фирму при наиболее эффективном масштабе деятельности) несколько ослабило монопольную власть, но обычно вносит серьезные недостатки в структуру и работу таких коммунальных услуг.
Известная теорема в экономике утверждает, что конкурентная экономика предприятия будет производить максимально возможный доход от данного запаса ресурсов. Ни одна реальная экономика не соответствует точным условиям теоремы, и все реальные экономики будут отставать от идеальной экономики — разница, называемая «провалом рынка». Однако, на мой взгляд, степень «рыночного провала» для американской экономики намного меньше, чем «политический провал», возникающий из-за несовершенства экономической политики, характерной для реальных политических систем. Достоинства laissez-faire заключаются не столько в его знаменитых теоретических основаниях, сколько в его преимуществах перед реальными характеристиками конкурирующих форм экономической организации.
Естественная монополия
Дэвид Р. Хендерсон
Основным видом монополии, которая является одновременно устойчивой и не вызванной государством, является то, что экономисты называют «естественной» монополией. Естественная монополия возникает из-за эффекта масштаба, то есть из-за удельных издержек, которые падают по мере роста производства фирмы. Когда эффект масштаба экстенсивен по сравнению с размером рынка, одна фирма может производить всю продукцию отрасли с меньшими издержками на единицу продукции, чем две или более фирм. Причина в том, что несколько фирм не могут в полной мере использовать эту экономию за счет масштаба. Многие экономисты считают, что распределение электроэнергии (но не ее производство) является примером естественной монополии. Экономия за счет масштаба существует потому, что другой фирме, которая войдет в систему, потребуется дублировать существующие линии электропередач, тогда как, если бы существовала только одна фирма, в этом дублировании не было бы необходимости. И одна фирма, которая обслуживает всех, будет иметь более низкие затраты на клиента, чем две или более фирм.
Вопрос о том, должно ли правительство регулировать монополию, и если да, то каким образом, является спорным вопросом среди экономистов. Большинство выступает за регулирование, чтобы не допустить, чтобы естественная монополия взимала монопольную цену. Другие экономисты не хотят никакого регулирования, потому что они считают, что даже естественные монополии должны сталкиваться с определенной конкуренцией (например, электроэнергетические компании должны конкурировать с домашним производством энергии ветра, а промышленные потребители могут иногда производить свою собственную энергию или покупать ее в другом месте), и они хотят, чтобы естественной монополии, чтобы иметь сильный стимул к сокращению затрат. Помимо регулирования цен, правительства обычно препятствуют проникновению конкурирующих фирм в отрасль, которая считается естественной монополией. Например, фирма, которая хочет конкурировать с местной коммунальной службой, не может этого делать по закону. Экономисты, как правило, выступают против регулирования входа. Причина в следующем: если отрасль действительно является естественной монополией, то в предотвращении входа новых конкурентов нет необходимости, потому что ни один конкурент не захочет входить в нее в любом случае. Если же отрасль не является естественной монополией, то препятствовать конкуренции нежелательно. В любом случае, блокировать вход не имеет смысла.
Об авторе
Покойный Джордж Дж. Стиглер был почетным профессором экономики Чарльза Р. Уолгрина в Чикагском университете. Он также был директором Центра изучения экономики и государства. Он получил Нобелевскую премию по экономике в 1982 году. Редактор немного изменил статью, но только для того, чтобы отразить новые факты или вернуться к первоначальным мыслям Стиглера в его окончательном варианте.
Дополнительная литература
Аткинсон, Скотт Э. и Роберт Халворсен. «Относительная эффективность государственных и частных фирм в регулируемой среде». Journal of Public Economics 29 (апрель 1986 г.): 281–294.
Барро, Роберт Дж. «Поиграем в монополию». Wall Street Journal, 27 августа 1991 г.
Бордман, Энтони Э. и Эйдан Р. Вининг. «Собственность и производительность в конкурентной среде». Журнал права и экономики 32 (апрель 1989 г.): 1–34.
Борк, Роберт Х. Антимонопольный парадокс. Нью-Йорк: Basic Books, 1978.
Харбергер, Арнольд К. «Монополия и распределение ресурсов». American Economic Review 44, вып. 2 (1954): 77–87.
Кессель, Рубен. «Исследование последствий конкуренции на рынке необлагаемых налогом облигаций». Журнал политической экономии 79 (июль / август 1971 г.): 706–738.
Шепард, Уильям Г. «Причины усиления конкуренции в экономике США, 1939–80». Обзор экономики и статистики 64 (ноябрь 1982 г.