Монополии и их роль и значение в экономике россии: Роль естественных монополий в экономике России

Содержание

Естественные монополии и их роль в российской экономике

Определение 1

Монополия — это крупная компания, контролирующая на рынке производство, а также сбыт определенных типов продукции.

Сущность естественной монополии

Такая структура как монополия подразумевает функционирование на рынке одного предприятия, изготавливающего уникальную продукцию, а потому не имеющего конкурентов. Естественные монополии влияют на экономическое благосостояние страны, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Причины возникновения естественной монополии:

  1. Получение большой прибыли из-за отсутствия у покупателя выбора;
  2. Капитал и производство сконцентрированы в одном месте;
  3. Нулевой уровень конкуренции;
  4. Процессы централизации капитала, когда крупное предприятие поглощает малые;
  5. Возможность ведения внешней экономической политики.

Естественная монополия подразумевает такое состояние рынка, для которого характерна эффективность удовлетворения спроса при отсутствии конкуренции по технологическим причинам. Товар, производимый субъектом естественной монополии, не может быть заменен в употреблении другим товарам, поэтому спрос на таком рынке на товар, производимый субъектом естественных монополий, меньше зависит от колебаний цены, чем спрос на любой другой товар.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

При низких расходах на производство естественная монополия обладает высокой доходностью, а используемые ею производственные технологии не имеют альтернатив.

Специфика развития естественных монополий в России

В российской экономике роль естественных монополий довольно значима. Их состояние определяет место страны на мировом энергетическом рынке и уровень конкурентоспособности ее продукции. Следовательно, можно говорить о существовании определяющих особенностей функционирования таких монополий.

Отрасли естественной монополии в большинстве стран включают виды деятельности, которые связаны с выпуском «предметов общественного пользования» (коммуникации, электро-, нефте- и газоснабжение, железные дороги, водоснабжение и и др.)

Для естественной монополии характерны очень высокие входные барьеры в отрасль. Единственный производитель с высоким эффектом от масштабов производства устанавливает размер капитала, необходимый для входа в отрасль.

Функционирование естественных монополий регламентировано федеральным законодательством. Так к таким сферам деятельности относят: транспортировку нефти и газа; передачу тепловой и электрической энергии; железнодорожный транспорт; транспортные терминалы, порты, аэропорты; услуги почтовой связи; использование инфраструктуры водных путей внутри страны.

Крупнейшие предприятия в России, для которых характерно наличие естественно-монопольных видов деятельности: «ФСК ЕЭС», «Газпром», «Российские железные дороги», «Транснефть».

В российской экономике функционируют монопольные предприятия, для которых характерны:

  • большая доля бизнеса приходится на услуги, востребованные широким кругом потребителей;
  • существенные объемы финансирования.

Благодаря развитию монополистического бизнеса улучшается общественное благосостояние и развивается промышленность на конкретной территории.

Положительные и негативные аспекты деятельности естественных монополий в РФ

Положительные аспекты деятельности естественных монополий в российской экономике:

  1. Проявление эффекта масштаба производства, благодаря чему снижаются издержки на изготовление и выпуск единицы продукции.
  2. Мобилизация значительных финансов для поддержания состояния производства на необходимом уровне.
  3. Максимальное использование научно-технических инноваций.
  4. Следование общим стандартам в части производимой продукции и предоставляемых услуг.
  5. Замена рыночных механизмов: такая рыночная экономическая организация, внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, способствует сокращению потерь из-за риска и неопределенности.

Отрицательные аспекты деятельности естественных монополий в российской экономике:

  • определение уровня продажных цены, искушение перекладывать большую часть издержек на конечных потребителей, которые не в состоянии обратно влиять на производителя,
  • вероятность блокировки технического прогресса,
  • возможность «экономии» за счет сокращения качества производимых товаров и оказываемых услуг,
  • возможность для монополии стать своеобразной формой административного диктата, которая подменяет механизмы экономики.

Зачастую, у естественных монополий достоинство может становиться недостатком и наоборот. Эту форму экономической организации можно назвать одной из наиболее противоречивых, поэтому нельзя однозначно установить, что перевешивает — «плюсы» или «минусы».

Однако для общества довольно сложно жить в условиях подобной неопределенности, вызванной высокой зависимостью от естественных монополистов. Рыночные формы экономических организаций не в состоянии преодолевать или даже ослаблять негативное воздействие естественных монополистов. В этом случае рыночные механизмы ресурсного распределения становятся малоэффективными.

Разрешению существующих противоречий в обществе способствуют различные методы регулирования деятельности естественных монополий.

На данном этапе в России проблемы монополизации перестают быть чисто экономическими, и становятся все больше политическими. Однако, известно, что для экономики не должно быть, прежде всего, элементов политической принадлежности. Только в этом случае у государства есть возможность полноценной замены десятилетиями складывающихся естественных монополий элементами свободного и самоорганизующегося рынка. Окончательной целью становится такое состояние рынка, когда останутся только те предприятия, которые в состоянии обеспечить самое высокое качество продукции по относительно более низким ценам, а также быструю смену ассортимента.

Роль естественных монополий в экономике

Монополистический строй

Экономика России за последнее столетие претерпела множество изменений, если говорить о глобальных изменениях рынка, то тут можно выделить всего два этапа:

  • Экономическая монополия во времена СССР;
  • Конкурентная экономика в РФ.

Во времена Советского Союза рынок имел монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.

В те времена государство выступало как монополист, собственник всех ресурсов и управленец ими. Все крупное производство было под контролем государства, экспорт и импорт, все основные направления хозяйствования.

Определение 1

Таким образом, монополия – этот сосредоточение всех ресурсов в одних руках и возможность с помощью ресурсов управлять различными процессами на рынке.

В 1990 – х годах, СССР окончательно распался, и пришла новая власть, большие перемены пришли в экономику нашей страны, рынок стал не монополистическим, а конкурентным. На рынке появилось множество товаров различного рода и качество, большое количество предприятий, как производственных, так и торговых, причем надо отметить, что собственниками этих компаний являлись частные лица или юридические лица, а не государство. В эти года государство окончательно потеряло контроль над рынком, и рынок стал развиваться «сам по себе».

Готовые работы на аналогичную тему

Естественные монополии в экономике

На сегодняшний день в России даже в условиях конкурентной среды возникает монополия. Экономика страны делает все усилия для того чтобы регулировать процессы монополии на территории РФ, но это достаточно сложно, от части от того, что законодательство в этой сфере неразвито и требует доработки.

Естественные монополии возникают на рынке постоянно и требуют исследования.

Определение 2

Естественная монополия – это такое состояние рынка, при котором удовлетворение потребностей на определенный товар эффективнее в монополистической среде, нежели конкурентной, так как спрос на товар не зависит от цены, а в силу некоторых обстоятельств, производить его может только конкретное предприятие.

Роль и особенности естественной монополии

Главной особенностью естественных монополий считается высокая отдача производства с учетом невысоких затрат на производство. Естественная монополия также необходима в экономике, она призвана производить товары высоко эффективные с низкими затратами на производства. Такие предприятия приносят большую прибыль и экономию. Чаще всего естественными монополистами являются не предприятия, а целые отрасли хозяйствования.

Пример 1

В качестве примера можно привести: железнодорожный транспорт, коммуникации различного рода, кабельное телевидение, нефтедобывающие компании ит.д.

Также надо отметить, что чаще всего естественный производитель – монополист не выдерживает другого подобного монополиста на рынке, если предположить ситуацию, что в нефтяной бизнес России войдет еще одна компания по добыче и переработке нефти, то две компании на рынке не уживутся.

Замечание 1

В Виду этого в законодательстве РФ есть специальный закон, который регулирует естественную монополию на рынке.

Роль естественных монополий заключается в следующем:

  • Повысить эффективность масштабов производства, что приводит к снижению себестоимости товара;
  • Повысить уровень научно – технического прогресса в рамках производимого товара;
  • Разработка и следование унифицированным стандартам производства в рамках производимого товара и т.д.

Таким образом, естественные монополии в экономике страны необходимы, они регулируются законодательством РФ. Роль и значение таких монополий высоко, так как товар ими производимый имеет уникальность своего происхождения и не имеет конкурентов в этой сфере.

Монополия и конкуренция в экономике России

Определение 1

Антимонопольное регулирование – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер, направленных на то, чтобы не допустить чрезмерной монополизации рынка, препятствующей добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.

Конкуренция и антимонопольное регулирование в России

Государство, являясь ведущим субъектом рынка, стремится к законодательному урегулированию конкуренции. Эта лежит в основе главного направления государственной деятельности – антимонопольном регулировании.

Рынок – это основная структурная единица национальной экономики, благодаря ему осуществляется эффективное взаимодействие производителей и потребителей. Функционирование рынка во многом зависит от общего числа производителей и потребителей, участвующих в процессе обмена денег на блага.

Конкуренция выступает специфическим видом рыночных взаимоотношений, целью которых становится потребность превзойти других участников рынка. Конкуренция – это катализатор роста эффективности рынка, поскольку она стимулирует эффективность деятельности хозяйствующих субъектов за счет улучшения качества, объемов предоставляемого блага и сокращения его цены.

Готовые работы на аналогичную тему

В рыночных условиях конкуренции отведены ряд функций: регулирование; мотивация; распределение; контроль.

Замечание 1

Конкуренция – это действенный механизм повышения количества и качества товаров (услуг) при наличии соизмеримого уменьшения их стоимости.

В сфере конкуренции государство реализует политику по следующим направлениям:

  1. интенсификация научно-технического прогресса за счет повышения эффективности и сокращения продолжительности разработки и ввода в производство передовых технологических и научных разработок, способствующих увеличению ассортимента и качества, снижению цен реализуемых на рынке благ;
  2. поддержание добросовестной и справедливой конкуренции на нормативно-правовом уровне;
  3. формирование условий для результативной и эффективной конкурентной борьбы.

Роль монополий в российской экономике

Определение 2

Монополия представляет собой одну из моделей функционирования рынка, на котором существует один производитель и множество потребителей.

Характерные черты монополии:

  • наличие единственного производителя определенного блага;
  • из-за уникальности представляемого монополистом блага его нельзя заменить другим благом;
  • один производитель контролирует цену и количество конкретного вида блага;
  • невозможность или трудность входа на рынок для новых производителей аналогичного блага.

Неизбежное стремление рынка к монополизации обусловлено тем, что эффективное функционирование производителя подразумевает контроль над рынком.

Создание предпосылок для добросовестной конкуренции и снижения монополизации на рынке осуществляется за счет механизмов государственной антимонопольной политики. Ее важнейшая функция в развитии экономики связана с созданием условий для роста конкурентоспособности отечественных производителей в целом.

На практике проблемы реализации грамотной антимонопольной политики связаны с преимущественным использованием экономических механизмов, не достаточно развитых в России.

Традиционно, в нашей стране доминировала такая форма экономических отношений, как монополия. Вместе государственные отечественные монополии обладали множеством противоречий: с одной стороны, монополия повышает управляемость процессов экономики, а с другой — отсутствие внутреннего механизма препятствования повышает риск злоупотреблений.

Негативные последствия функционирования различных естественных монополий связаны с отсутствием конкурентной среды, ценовыми диспропорциями и перекосами. Вместе с тем, нельзя не отметить высокую значимость монополий для отечественной экономики, которая выражается в следующих аспектах:

  • создание большого числа рабочих мест;
  • формирование производственной и социальной инфраструктуры;
  • монополии остаются ключевым источником налоговых поступлений в российский бюджет.

Вследствие деятельности монополистических структур, экономика нашей страны ежегодно теряет несколько пунктов валового внутреннего продукта из-за слабости конкурентной среды.

С учетом превалирующего большинства крупных предприятий, российский рынок характеризуется небольшой тенденцией улучшения конкурентной среды. Монополизация отечественного рынка незначительно снижается: так, естественные монополии в объеме отгруженной продукции собственного производства снизили свою долю с 37% в 2006 году до 21 % в 2019 году.

Современный этап развития российской экономики, по-прежнему, характеризуется доминированием крупных корпораций. Так, корпоративный сектор России по большей части представлен такими структурами, как олигополии и монополии. В сумме валового внутреннего продукта страны такие структуры занимают почти 80 %. Монопольные структуры сегодня доминируют в топливно-энергетическом комплексе, металлургической и машиностроительной отраслях, в электроэнергетике, в сфере транспорта, телекоммуникаций и торговли. Для России экономикообразующие отрасли всегда были представлены газовой и нефтяной отраслями, характеризующимися высоким уровнем монопольной власти.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы потенциала монополистических структур с позиции их вклада в развитие научно-технологического потенциала национальной экономики. Российская экономика остро нуждается в переходе к новому технологическому укладу, тогда финансово-экономические возможности для подобного перехода находятся в распоряжении только у крупных бизнес-структур. Крупный бизнес и монополии способны сконцентрировать ресурсы, необходимые для модернизации отечественной экономики. Кроме того, крупный бизнес обладает доступом к тем информационным ресурсам, которые сегодня могут стать катализатором научно-технологического развития России.

3. Монополия и конкуренция в российской экономике. Национальная экономика: конспект лекций

3. Монополия и конкуренция в российской экономике

Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.

Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.

Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем.

Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены.

В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции:

1) регулирование;

2) мотивацию;

3) распределение;

4) контроль.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

1) интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;

2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;

3) создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.

Характерными чертами монополии являются:

1) единственный производитель определенного вида блага;

2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом;

3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага;

4) трудность или невозможность выхода на рынок новых производителей определенного блага.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

1) подкупа;

2) шантажа;

3) предоставления заведомо ложной информации потребителю;

4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;

5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;

6) промышленного шпионажа;

7) подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Роль и значение международных корпораций

Международные корпорации стали ключевыми игроками в современной глобальной экономике, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений.

Для ведущих индустриальных стран зарубежные операции TNC определяют характер их международных отношений. Так, до 40% стоимости имущества 100 ТНК (в том числе финансового) находится за пределами своей страны.

Если сравнить объемы экспорта иностранных (международных) ТНК обрабатывающей промышленности, очищенных от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х годов соотношение для США, Японии и Германии составляет соответственно: 4,1: 1, 2,6: 1; 1,5: 3. В этих странах велика роль экспорта товаров и услуг от местных компаний для их зарубежных филиалов. Во второй половине 80-х годов такая внутрифирменная торговля составляла от 14 до 20% экспорта США, 23-29% и 24-28% экспорта Японии и Германии.

Активно участвуя в международных производственных процессах на основе традиционного международного разделения труда, ТНК создали собственное внутреннее международное производство на основе модернизированного международного разделения труда с подключением нескольких развивающихся новых рынков для своей специализации. Именно этот внутренний вариант международного производства стал для современных крупных международных корпораций.

Собственная организация международного производства дает ТНК ряд преимуществ:

1) преимущества международной специализации производства отдельными странами;

2) большая часть налоговых, инвестиционных и других льгот, предоставляемых странами для иностранных инвесторов;

3) маневрировать по загрузке мощностей, адаптируя свои производственные программы в соответствии с ситуацией на мировом рынке;

4) использование дочерних компаний в качестве базы для завоевания развивающихся рынков.Так, например, продавать свою продукцию через свои заграничные «дочки» ТНК намного дороже, чем мировой экспорт. При этом продажи транснациональных корпораций за пределами страны базирования растут на 20-30% быстрее, чем экспорт. Инвестируя во многие развивающиеся страны, ТНК строят заводы не для того, чтобы продавать товары, произведенные в их родной стране, а для нужд стран — получателей капитала;

5) организация собственного международного производства позволяет ТНК продлить жизненный цикл продукта, корректируя производство продукта по мере его морального устаревания в зарубежных филиалах, а затем продавать лицензию на его производство другим компаниям.

Основа мирового господства ТНК — вывоз капитала и его эффективное размещение. Общий объем иностранных инвестиций всех ТНК сейчас играет более значительную роль, чем торговля. ТНК контролируют одну треть производственного капитала частного сектора во всем мире, до 90% прямых инвестиций за границу. Прямые инвестиции за рубеж в компании ТНК, оборудование и другое имущество в середине 9,0-х годов превышали 3 трлн. Однако прямые инвестиции США росли в 3 раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые по-прежнему составляют примерно 6% годовых инвестиций в промышленно развитых странах.

Обладая крупным капиталом, ТНК активны на международных финансовых рынках. Суммарные валютные резервы ТНК в несколько раз превышают резервы всех центральных банков мира вместе взятых. 1-2% массового движения денег в частном секторе, это может изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. ТНК часто считали обменные операции наиболее прибыльным источником своей прибыли.

Отраслевая структура производства ТНК широкая: 60% материальных компаний занимаются производством, 37% — в сфере услуг и 3% — в горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве.Очевидно, что наблюдается тенденция увеличения инвестиций в услуги и высокотехнологичное производство. При этом снизилась доля горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и ресурсоемких производств.

По данным американского журнала «Fortune» ведущую роль среди 500 крупнейших ТНК играют четыре группы: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% от общей активности транснациональных корпораций и пятисот «гигантов». Очень типичная региональная и отраслевая направленность ТНК.Как правило, они инвестируют в обрабатывающую промышленность и ННГ по отношению к развитым и развивающимся странам. В этом случае возникает конкуренция между странами-получателями инвестиционного капитала. В отношении беднейших стран политика иная — ТНК считает целесообразным осуществлять там инвестиции в горнодобывающую промышленность, но в основном для увеличения экспорта сырьевых товаров. В этом случае разворачивается ожесточенная конкуренция между ТНК, продвигающими свою продукцию на местные рынки.

Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором при решении судьбы страны в международной системе экономических отношений.Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного контроля производства и распределения продукции и даже, по мнению экспертов ООН, способствовать экономической интеграции в мире.

ТНК вторгается в сферы, которые традиционно рассматривались как общественные интересы, — заключают эксперты в отчете ООН о транснациональных корпорациях UNCTAD (1993). Однако речь не идет о полной интеграции мировой экономики под руководством транснациональных корпораций.Фактически деятельность ТНК приводит к интеграции, интернационализации только в тех пределах и границах, которые определены максимальной прибылью. Отмечая положительные аспекты функционирования ТНК в мировой экономике и международных экономических отношениях, следует сказать об их негативном влиянии на экономику стран, в которых они действуют. Эксперты предполагают:

— противодействовать реализации экономической политики тех государств, где действуют ТНК;

— Нарушение государственных законов.Таким образом, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании и транснациональные корпорации, работающие в разных странах, ловко обходят национальное законодательство, чтобы покрыть доходы от налогообложения, переводя их из одной страны в другую;

— установление монопольных цен, диктующих условия, ущемляющие интересы принимающих стран;

— Привлечение высококвалифицированных ведущих транснациональных корпораций со всего мира.

В целом ТНК — это сложное и постоянно развивающееся явление в системе экономических связей, требующее постоянного внимания, обучения и международного контроля.Тем более, что в нашей стране начинают появляться и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свою перспективу в активной экспансии на внешние рынки.

Послевоенная история западноевропейских стран, Японии и «новых индустриальных стран» предполагает, что национальный капитал способен конкурировать с ТНК в том случае, если он сам будет структурирован в мощное финансовое и промышленное образование (адекватных международных коллег), способное проводить активная внешняя политика

.

Значение институтов для экономического развития

Введение

Межстрановой эмпирический анализ в сочетании с исследованиями на микроуровне убедительно подтверждает огромную важность институтов в прогнозировании уровня развития в странах по всему миру (Hall and Jones, 1999; Acemoglu, Johnson and Robinson, 2001) . Было обнаружено, что защита прав собственности, эффективное правоприменение и эффективная бюрократия вместе с широким спектром норм и гражданских нравов тесно связаны с улучшением экономических показателей с течением времени.Это эссе направлено на объяснение того, почему институты важны для экономического развития, и на подтверждение приведенных аргументов. В нем утверждается, что институты поддерживают экономическое развитие по четырем широким каналам: определение стоимости экономических операций, определение степени приемлемости возврата инвестиций, определение уровня притеснения и экспроприации, а также определение степени, в которой среда способствует сотрудничеству и увеличение социального капитала. Доказательства получены из литературы, сравнения стран и примеров на микроуровне.

Институты и степень их связи с развитием

По словам Норта (1990, стр. 4): «Институты — это правила игры в обществе, […] созданные человеком ограничения, которые формируют человеческое взаимодействие. […] Они структурируют стимулы в человеческом обмене, будь то политический, социальный или экономический ». Учреждения включают, например, контракты и обеспечение исполнения контрактов, защиту прав собственности, верховенство закона, правительственную бюрократию, финансовые рынки.Однако они также включают привычки и верования, нормы, социальные различия и традиции в образовании (так называемые неформальные институты). Формальные институты обычно имеют тенденцию к кристаллизации неформальных институтов (North, 1990), поскольку социальные нормы в сферах пола, класса и касты, например, определяют правила политического участия и представительства, методы экономического обмена и включение различных группы в обществе (Pateman, 1988).

В эпохальном исследовании новой институциональной экономики Родрик, Субраманиан и Требби (2002) оценивают относительную важность институтов, географии и интеграции (торговли) в определении различий в доходах между наиболее развитыми и беднейшими странами мира.Они считают, что институциональные детерминанты «превосходят» все остальные. То, что для процветания экономической деятельности имеют значение институты, не новость. Адам Смит уже отмечал эту удивительную деталь, имея в виду важность системы правосудия, прав частной собственности и верховенства закона ( The Wealth of Nations ). Арон (2000) проводит обзор исследований, которые коррелируют индексы развития с институциональными: 7 обнаруживают положительную корреляцию с правами собственности и правоприменением, 10 — с гражданскими свободами, 10 — с политическими правами и демократией, 4 — с институтами сотрудничества (например.г. клубы и ассоциации), а 15 обнаруживают отрицательную корреляцию развития с политической нестабильностью. В нижеследующих пунктах объясняется, почему институты кажутся столь важными для экономического развития.

Затраты

Учреждения, способствующие экономическому развитию, сокращают издержки экономической деятельности. Затраты включают в себя транзакционные издержки, такие как затраты на поиск и информацию, затраты на переговоры и принятие решений, затраты на охрану и правоприменение (Коуз, 1992, стр.197; Дальман, 1979, стр.149). Они снижают операционные издержки, обеспечивая общие правовые рамки (например, контракты и обеспечение соблюдения контрактов, коммерческие нормы и правила), и они поощряют доверие, предоставляя системы охраны и правосудия для соблюдения общих законов и правил. Сообщества в НРС обычно полагаются на родство или этнические и религиозные узы в торговле. Норм и сетей общего языка и религии может быть достаточно для обеспечения соблюдения соглашений об экономическом обмене; коллективного наказания и социальной репутации может быть достаточно для обеспечения выполнения (часто неформальных) контрактов даже в отсутствие третьей стороны.Грейф (1993) описывает торговые сети торговцев Магриби, которые разрешали обмен информацией о недобросовестных торговцах и их коллективном наказании. Однако, чтобы воспользоваться возможностями торговли с различными группами и увеличить объем экономических сделок, культурных связей недостаточно. Необходима более подробная информация о торговых партнерах и об учреждениях, которые обеспечивают договоренности о деталях обмена и соблюдении согласованных условий. Они принимают форму контрактов, кодексов поведения, стандартизированных весов и мер, соглашений о раскрытии информации и правоприменения в судах и полиции.Там, где транзакционные издержки невелики, все же может быть предпочтительнее частное исполнение контрактов. Но по мере того, как экономические отношения развиваются и становятся все более обезличенными, роль третьей стороны в обеспечении соблюдения правил становится все более необходимой (Shirley, 2003, p. 2).

Права собственности и возврат инвестиций

Такие институты повышают безопасность, так как риск совершения экономической операции соответствует полному присвоению ее конечных выгод.Сюда входит наличие индивидуальных прав частной собственности. Если собственность находится под защитой, люди с большей готовностью вкладывают средства и несут невозвратные расходы. Пересчет системы землевладения в Гане, Pande and Udry (2005) может показать, что там, где индивидуальное восприятие безопасности землевладения низкое, инвестиции в землю значительно сокращаются, а следовательно, падает объем производства. Фактически, в тех немногих случаях, когда земля приобретается в результате коммерческих сделок (в отличие от традиционной неформальной системы перераспределения земли), исчезает какая-либо разница в уровнях инвестиций, поскольку гарантируется гарантия владения.Это увеличивает объем производства и, таким образом, способствует экономическому развитию.

Защита прав собственности требует расширения роли государственной власти. Отдельные лица и группы жертвуют степенью свободы ради обеспечения защиты государства; они принимают сборы и налоги для покрытия расходов на охрану полиции, а также государственную монополию на использование силы для общей безопасности (Bates, 2001, p. 65-66). Однако существует риск того, что государства, обладающие полномочиями по обеспечению соблюдения прав собственности, могут использовать это право и для экспроприации собственности.Это не снижает риск экономических операций, а увеличивает его. Таким образом, прав собственности никоим образом не достаточно для стимулирования экономического роста, и они должны быть уравновешены институтами, ограничивающими экстрактивные возможности государственной власти. Обычно в них участвуют независимые парламенты и судебные органы. Демократические институты политического представительства вносят большой вклад в этот процесс (Rodrik, 2000).

Право экспроприации

Таким образом, институты определяют степень, в которой власть имущие могут экспроприировать ресурсы экономики в своих личных интересах.Неравные институты сильно ограничивают развитие, ограничивая возможности людей получать доступ к ресурсам, расширять производство и увеличивать свои доходы. Сравнительный анализ траекторий развития стран показывает, что институты, которые приносят пользу элитам и позволяют им присваивать ресурсы и продукты, увековечивают отсталость.

Страны, подвергшиеся колониальному господству, как правило, страдают от таких экстрактивных институтов. Они пережили обретение независимости этими странами, и их контроль в значительной степени перешел к местным элитам.Существует бесчисленное множество примеров социальных последствий, причину которых можно проследить до институциональных механизмов, существовавших много десятилетий назад.

Неравная система землевладения в Латинской Америке ( latifundios, ) была названа основной причиной ее неразвитости. Есть свидетельства того, что это ограничивает рост занятости в сельской местности и повышение доходов в сельской местности (Всемирный банк, 2008, глава 6). ECLA, Экономическая комиссия для Латинской Америки, неоднократно подчеркивала важность земельной реформы в процессе сокращения бедности сельского хозяйства и развития сельских районов.В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций подчеркивается, что это особенно актуально, поскольку рост населения угрожает усугубить неравенство доходов, а технологические достижения в сельском хозяйстве могут послужить элите землевладельцев для дальнейшего укрепления своего контроля над землей и сельским хозяйством, что увековечит процесс сохранения зависимость от пути формирования институтов (UNFAO, 2006; см. также Myrdal, 1992).

Большее равенство и функциональные экономические институты также рассматриваются как причина успешного развития Вьетнама по сравнению с такой же страной, как Никарагуа, где высокое неравенство сосредоточило власть в руках ограниченной элиты, а правительства не смогли адекватно инвестировать в инфраструктуру и общественное благосостояние.Точно так же институциональный потенциал для эксплуатации внутренних первичных ресурсов указывается как ключ к успеху Ботсваны и Маврикия по сравнению с другими развивающимися странами, для которых первичные ресурсы превратились в проклятие, т.е. Сьерра-Леоне (алмазы), Ангола, Экваториальная Гвинея и Нигерия. (масло) (Бердсолл и др., 2005, с. 138). Результаты институтов имеют эффекты, которые лежат глубоко в социально-экономической структуре общества. Банерджи и Дюфло (2011) рассказывают об открытии Абхиджита и Лакшми Айера (2005) о том, что в Индии сосуществование двух систем сбора земельных доходов в период британской колонизации привело к очень разным результатам; Согласно одной системе, домовладелец отвечал за сбор налогов, и это усиливало его роль, в то время как при другой фермеры сами отвечали за сбор налогов.В регионах, где доминировала вторая система, 150 лет спустя (когда налоговая система давно ушла) наблюдается более высокий урожай сельскохозяйственной продукции, больше школ и больниц из-за развития более горизонтальных и основанных на сотрудничестве социальных отношений между жителями.

Сотрудничество и социальный капитал

Учреждения, способствующие развитию, обеспечивают большее самовыражение, позволяют свободный поток информации и поощряют создание ассоциаций и клубов.Они формируют процветающие социальные отношения, которые способствуют большему экономическому взаимодействию за счет повышения уровня доверия и большей доступности информации (Putnam, 1993). Они позволяют более широко распределять ресурсы через демократические институты и использовать государство для снижения риска, связанного с экономической деятельностью (Бардхан, 2006, стр. 5). Государство всеобщего благосостояния — это пример института, который объединяет ресурсы для ограничения негативного воздействия экономических циклов на доходы и безработицу. Учреждения, способствующие развитию, объединяют ресурсы для обеспечения инвестиций в образование, здравоохранение и инфраструктуру, которые лежат в основе экономического взаимодействия, необходимы и дополняют частные инвестиции.Неформальные институты лежат в основе экономики. В их число входят государственные учреждения, профсоюзы, общественные структуры и профессиональные ассоциации. Они составляют ткань, определяющую реакцию на законы и решения правительства. Чаще всего они сами формируют эти результаты.

Заключение

Существует множество свидетельств того, что институты имеют большое значение при определении уровня экономического развития страны. Межстрановой анализ использует такие индикаторы, как степень защиты прав собственности, верховенства закона и гражданских свобод, и обнаруживает, что они сильно коррелируют с экономическими показателями.В этом эссе описано, почему институты так важны для экономического развития, и приведены доказательства сделанных заявлений. Он выявил четыре широких канала, с помощью которых можно объяснить корреляцию. Учреждения определяют издержки экономических транзакций: они стимулируют развитие в форме контрактов и обеспечения соблюдения контрактов, общих коммерческих кодексов и увеличения доступности информации, что снижает затраты на транзакции, риски и неопределенность. Учреждения определяют степень приемлемости возврата инвестиций: защита прав собственности и верховенство закона стимулируют инвестиции и, таким образом, увеличивают доходы.Институты также определяют масштабы угнетения и экспроприации ресурсов элитами: неравноправные институты, допускающие доминирование могущественных элит над экономическим обменом, сильно ограничивают развитие, как это можно увидеть на примере многих бывших колониальных стран. Наконец, институты определяют степень, в которой среда способствует сотрудничеству и увеличению социального капитала; инклюзивные и совместные институты увеличивают поток информации и степень, в которой ресурсы могут быть объединены для снижения риска и обеспечения устойчивого уровня благосостояния.Это хорошо согласуется с выводом исторических исследований о том, что современные институты высокого качества основаны на большем равенстве, политической конкуренции и нормах сотрудничества в далеком прошлом. Институты сильно влияют на экономическое развитие стран и действуют в обществе на всех уровнях, определяя рамки, в которых происходит экономический обмен. Они определяют объем доступных взаимодействий, выгоды от экономического обмена и форму, которую они могут принять.

Библиография

Аджемоглу, Д., Джонсон, С., и Робинсон, Дж., 2001. «Колониальные истоки сравнительного развития: эмпирическое исследование», American Economic Review, , 91, 5, декабрь, стр. 1369-1401.

Арон, Дж., 2000. «Рост и институты, обзор данных». The World Bank Research Observer , 15: 1, стр. 465-90.

Банерджи, А. В., и Дюфло, Э., 2011. Бедная экономика: радикальное переосмысление способов борьбы с глобальной бедностью . Кройдон: PublicAffairs.

Банерджи, А. В., и Айер, Л., 2005. «История, институты и экономические показатели: наследие колониальных систем землевладения в Индии», American Economic Review, Американская экономическая ассоциация, том. 95 (4), сентябрь, стр. 1190-1213.

Бардхан П. (2006). «Институты и развитие». В: Д. Кларк (ред.). The Elgar Companion to Development Studies, Edward Elgar Publishing, стр. 2-56.

Бейтс, Р. Х., 2001. Процветание и насилие: политическая экономия развития .Нью-Йорк: W.W. Нортон и компания.

Бердсол, , Н., Родрик, Д., и Субраманиан, А., 2005. «Как помочь бедным странам», Foreign Affairs , июль / август, стр. 136-152.

Chang, HJ., 2008. «Недостаточно изученные сокровищницы уроков развития — уроки истории малых богатых европейских стран (SREC)», под ред. М. Кремера, П. ван Лишуста и Р. Вента. 2009, Делать добро или делать лучше — Политика развития в глобализирующемся мире .Амстердам: Издательство Амстердамского университета.

Коуз Р. Х. 1992. «Экономическая структура производства». American Economic Review , 82: сентябрь, стр. 713-19.

Дальман К. Дж. 1979. «Проблема внешнего воздействия». Юридический и экономический журнал , 22: 1.

Грейф, А., 1993. «Обеспечение соблюдения контрактов и экономические институты в ранней торговле: Коалиция торговцев Магриби». Американский экономический обзор , 83: 3, стр. 525-48.

Холл, р., и Джонс, К. И., 1999. «Почему одни страны производят намного больше продукции на одного работника, чем другие?» Ежеквартальный журнал экономики , 114, 1, февраль, стр. 83-116.

Myrdal, G., 1992. «Проблема равенства в мировом развитии». В: А. Линдбек, изд. 1992 г., Нобелевских лекций по экономике, 1969-1980 гг. . Сингапур: World Scientific Publishing, 1992.

North, D. C., 1990. Учреждения, институциональные изменения и экономическая эффективность , Нью-Йорк, Cambridge University Press.

Панде Р. и Удри К., 2005, «Институты и развитие: взгляд снизу», Документ для обсуждения Центра экономического роста Йельского университета № 928 .

Pateman, C., 1988, Сексуальный контракт. Polity Press.

Putnam, R., 1993. Как заставить демократию работать: гражданские традиции в современной Италии, Princeton: Princeton University Press.

Родрик Д., 2000. «Институты для качественного роста: что они собой представляют и как их получить».Рабочий документ 7540, февраль.

Родрик Д., Субраманиан А. и Требби Ф., 2004, «Правило институтов: приоритет институтов над географией и интеграция в экономическом развитии», Journal of Economic Growth , 9 (2), с.131-165.

Савойя А., Исо Дж., Маккей А., 2010. «Неравенство, демократия и институты: критический обзор последних исследований», World Development , Vol. 38, № 2, с. 142–154.

Ширли М. М., 2005.«Институты и развитие». В Клод Менар и Мэри М. Ширли, ред., Справочник по новой институциональной экономике . Нью-Йорк: Спрингер.

ЮНФАО, 2006. «Земельная реформа». [онлайн] ЮНФАО. Доступно по адресу: [Доступно 15 января 2012 г.]

Всемирный банк, 2008 г. Отчет о мировом развитии, 2008 г. . Нью-Йорк, издательство Оксфордского университета.


Автор: Лука Феррини
Написано в: University of Reading
Написано для: Марина Делла Джуста
Дата написания: март 2012 г.

Дополнительная литература по электронным международным отношениям

.

Роль государства в экономике: взгляд экономиста

Вопрос о вмешательстве государства в экономическую деятельность долгое время обсуждался экономистами. В то время как ранние экономисты считали экономику служанкой политики, современное мнение таково, что политика — это служанка экономики . Современные экономисты твердо убеждены в том, что сфера государственного управления в экономическом развитии не имеет границ, учитывая возрастающую важность роли государства в экономическом благосостоянии .Однако среди экономистов нет единого мнения о степени и способах государственного вмешательства в экономическую сферу. Следовательно, мы можем выделить следующие политические идеологии относительно вмешательства государства в экономику .

  • Самое раннее мнение заключалось в том, что правительству нечего делать в экономике, поскольку общество будет регулировать само себя. В этом заключении также говорилось, что правительство со временем отомрет. Этих идеологов называют анархистами .
  • Точка зрения анархистов противоположна точке зрения Коммунистов . По их мнению, отдельные лица ничего не могут делать сами, и правительству необходимо контролировать и регулировать отдельных лиц. Государство будет владеть всем, и основная обязанность правительства — организовать и направить всю экономическую деятельность. Следовательно, правительство становится хранителем общества и играет очень широкую роль.

Между двумя вышеупомянутыми взглядами есть еще два взгляда на степень государственного вмешательства в экономику .В то время как одна точка зрения выделяет людей, другая делает акцент на необходимости правительства. По мнению индивидуалистов, власть — необходимое зло. Даже Адам Смит отстаивал очень ограниченные функции правительства, и для него правительство должно было ограничиваться поддержанием закона и порядка. Эта точка зрения осталась верной в случае западных стран, в то время как в большинстве слаборазвитых стран сами экономисты выступали за более широкое вмешательство правительства. Индивидуализм был признан эксплуататорским и противоречащим благополучию общества.Следовательно, возникла еще одна идеология Коллективизм . Согласно коллективизму, интересы общества важнее отдельных лиц. Они считали, что правительство играет очень полезную и желаемую роль в экономике. Поэтому они наделили правительство неограниченными полномочиями и утверждали, что вмешательство правительства необходимо для содействия социальному благополучию. Следовательно, правительство должно играть очень важную роль в экономическом развитии. Эти два ограничения роли правительства часто называют Капитализм и социализм.Современная точка зрения состоит в том, что правительство должно играть значительную роль в экономике, в которой все основные услуги должны принадлежать государству и контролироваться. Согласно современным представлениям, роль правительства включает поддержание закона и порядка, достижение равенства и социальной справедливости, защиту слабых от экономически сильных, борьбу с бедностью и т. Д.

Области государственного вмешательства в современном государстве могут быть широко обсуждаются под следующими заголовками:

  1. Защитные функции: Выполняя эти функции, современное правительство создает необходимую атмосферу для выполнения производственной деятельности.Защита от внешних атак и поддержание внутреннего мира необходимы для того, чтобы экономическая деятельность велась для максимального повышения благосостояния общества. Некоторые люди утверждают, что эта функция правительства непродуктивна, но без этой функции ни одна экономика не может обеспечить выполнение производственной деятельности.
  2. Административные функции: Государственная деятельность включает в себя множество административных работ. Все эти работы выполняются различными ведомствами, поэтому у правительства есть большое количество чиновников и агентств, которые реализуют политику правительства.Эти чиновники выполняют рутинные работы, и эффективность управления является обязательным условием быстрого экономического роста.
  3. Предоставление социального обеспечения: Это основная функция современного правительства, поскольку оно связано с улучшением общественного благосостояния. Поддержание общественного здравоохранения, обеспечение страхования от безработицы, бесплатные медицинские и образовательные учреждения, предоставление пенсий по старости, обеспечение достойных жилищных условий, содержание общественных льгот, библиотек, музеев и т. Д., стали частью функций правительства. Хотя эти функции никоим образом не являются продуктивными, они необходимы для поощрения и продвижения продуктивной деятельности.
  4. Экономические функции: Одной из основных экономических функций современного правительства является обеспечение оптимального использования имеющихся ресурсов. Это предполагает как идентификацию, так и правильное использование ресурсов. Особенно в наши дни каждая страна должна использовать имеющиеся ресурсы наилучшим образом, чтобы общество получило максимальную пользу.Кроме того, если использование ресурсов остается в руках частных предприятий, они будут использовать ресурсы в недостаточной степени, поскольку их цель — максимизация прибыли. Есть также возможности возникновения монополистических тенденций, концентрации богатства в руках немногих и т.д., следовательно, каждое современное государство должно вмешиваться в использование ресурсов. Еще одна важная функция правительства — поддержание экономической стабильности. Это означает защиту экономики от влияния экономических циклов.В процессе роста неизбежны бум и депрессия. Но они должны находиться под контролем, иначе возникнет неопределенность, влияющая на процветание бизнеса и промышленное развитие. Следовательно, современные правительства контролируют и регулируют работу экономических сил, чтобы обеспечить стабильный экономический рост. Еще одна очень важная экономическая функция правительства — регулирование цен и нормирование. Эта мера направлена ​​на предотвращение роста цен на товары первой необходимости и контролирует цены на другие товары.Прибегая к политике поддержания розничных и оптовых цен, правительство может стремиться снизить уровень цен. Это требует создания буферных запасов, а также эффективного управления спросом и предложением товаров, в которых страна остро нуждается. Это достигается путем введения нормирования товаров первой необходимости через хорошо продуманный механизм общественного распределения. Все это означает, что со стороны правительства требуются огромные усилия, помимо добровольного сотрудничества со стороны торговцев и бизнесменов.На практике выясняется, что контроль цен и нормирование очень трудно осуществить в период инфляции из-за эксплуататорской и монополистической позиции бизнесменов и торговцев.

Еще одна область, в которой необходимо государственное вмешательство , — это устранение неравенства в стране. Это неравенство возникает из-за неправильного распределения экономического богатства и процветания. Хотя национальный доход увеличивается, богатые становятся богаче, а бедные — беднее.Эту тенденцию следует изменить с помощью юридических и политических шагов. С этой целью правительства ряда стран приняли законы и объявили о уступках в пользу бедных слоев населения. Реализация этих законодательных положений и уступок сопряжена с множеством трудностей, и их необходимо периодически пересматривать. Целью правительства в этой связи должно быть предотвращение концентрации экономической власти и богатства в руках немногих. Еще одна важная экономическая функция современного правительства — достижение экономического роста.Для этой цели правительство должно составить план экономического развития, и в этой задаче правительство должно участвовать в определении целей, процессе планирования, идентификации и распределении ресурсов и т. Д. Оно также должно организовать финансирование планов. Следует отметить, что планирование стало важным как в развитых, так и в развитых странах. В развитых странах планирование используется для достижения стабильности в развитии, а в слаборазвитых и развивающихся странах оно используется для ускорения экономического развития.

Государственное вмешательство в экономику является обязательным по следующим причинам:

  1. В развивающихся странах порочный круг бедности не позволяет экономике развиваться быстрее. Этот порочный круг можно разорвать только вмешательством государства. В отсутствие этого любое планирование не сможет обеспечить необходимый импульс для роста в таких странах.
  2. В процессе экономического развития следует избегать нестабильности любой ценой.Даже в развитых странах такой нестабильности удается избежать с помощью государственного вмешательства. Следовательно, в развивающихся странах правительство должно планировать правильное распределение и использование ресурсов, а также экономическую стабильность. Позволение рыночным силам действовать, безусловно, имеет некоторые преимущества. Но в слаборазвитых странах рыночные силы не работают гладко из-за внешней жесткости и узких мест в структуре. Чтобы преодолеть эти силы, сдерживающие экономическое развитие, необходимо вмешательство государства.
  3. Основным требованием для быстрого экономического развития является экономическая и социальная инфраструктура. Потребности в инвестициях для создания таких инфраструктурных объектов исчисляются миллиардами. Это может предоставить только государство, а не частный сектор. Кроме того, такие инвестиции не приносят дохода или прибыли, поэтому частные предприятия могут не выступать для осуществления таких инвестиций. Таким образом, правительство должно сыграть конкретную роль в создании такой социальной и экономической инфраструктуры.
  4. Инвестиции в социальные накладные расходы осуществляются государством путем мобилизации финансовых ресурсов из различных источников. Эти источники государственного управления включают налогообложение, государственные займы и финансирование дефицита, и частные предприятия не могут прибегать к этим источникам. Также хорошо известно, что частным предприятиям не хватает комплексного подхода к экономическому развитию.
  5. Вмешательство государства необходимо в слаборазвитых экономиках, потому что в таких экономиках есть несколько препятствий на пути экономического развития, которые могут быть преодолены только государством.Как отметили Мир и Болдуин, каждая слаборазвитая экономика нуждается в критическом минимуме государственного вмешательства, чтобы уменьшить неделимость и неравномерность экономики, преодолеть эффект масштаба и компенсировать некоторые другие силы, которые возникают, чтобы подавить развитие, как только развитие начнется.
.

Централизованная плановая экономика

Часть 1 Общая экономика

Свободное предпринимательство или рыночная экономика

Существует две формы экономической организации: свободное предпринимательство или рыночная экономика и централизованно планируемая экономика. Основные принципы экономики свободного предпринимательства были сформулированы в 18 веке британским экономистом Адамом Смитом. По словам Смита, люди, действующие в собственных экономических интересах, максимально улучшат экономическое положение общества в целом.Экономика свободного предпринимательства состоит из домашних хозяйств и фирм, которые ведут свой бизнес. В частной собственности находятся товары народного потребления, а также товары производителей. Фирмы продают потребительские товары домашним хозяйствам, а производители товаров — другим фирмам. Домашние хозяйства продают свою рабочую силу, например, фирмам. Покупка и продажа составляют рынки, и цены на них формируются в соответствии со спросом и предложением.

Роль правительства заключается в обеспечении защиты, правопорядка, образовании, защите частной собственности и регулировании некоторых видов экономической деятельности.Правительства обычно регулируют естественные монополии, такие как коммунальные услуги или железнодорожное сообщение. Эти отрасли требуют таких крупных вложений, что иметь более одного провайдера было бы невыгодно. Регулирование используется вместо конкуренции, чтобы помешать этим монополиям получать слишком большие прибыли.

Правительства могут также ограничивать экономическую свободу ради личных прав. Примеры включают законы, ограничивающие детский труд, заботящиеся об окружающей среде и продажу безопасных товаров.

Многие люди считают, что свободный рынок дает индивидуальную ответственность за принятие решений и экономическую свободу.Но критикуется и свободная рыночная экономика. Это не решает проблему бедности, и многие люди становятся слишком богатыми. Они могут стать настолько могущественными, что это может быть опасно для общества. Рыночные силы безразличны к социальным ценностям и могут управляться несколькими владельцами богатства. Рыночная экономика не может гарантировать полную занятость и использовать все ресурсы государства.

Опыт многих стран показывает, что рыночная экономика не может регулировать себя в периоды тяжелых депрессий.Эту задачу должно решать государство. В ХХ веке роль государства в экономике резко возросла. Доля государства в валовом внутреннем продукте увеличилась в четыре раза и в европейских странах достигла более 40%. В настоящее время в условиях свободного рынка функционирует только четвертая часть мировой экономики.

(1994)

Централизованная плановая экономика

Централизованная плановая экономика работает таким образом, что правительство принимает решения относительно производства и распределения.Все средства производства принадлежат людям. Государственные плановики распределяют по фабрикам материалы, рабочих и другие факторы производства.

Плановая экономика подвергалась критике за дефицит и отсутствие конкуренции, за медленную реакцию на потребности и изменения экономической ситуации, например, неурожай или изменение мировых цен на сырье.

Экономическое планирование было впервые использовано в Советском Союзе в 1920-х годах для достижения быстрой индустриализации страны.Примерно в то же время планирование использовалось в некоммунистических странах как способ реагирования на экономические трудности периода между двумя мировыми войнами. Позднее, во время Второй мировой войны, большинство правительств были вынуждены ввести контроль над своей экономикой, и к 60-м годам идея о том, что правительство должно играть значительную роль в планировании и влиянии на экономическую деятельность, получила широкое признание.

Сегодня в большинстве стран существует та или иная форма планирования деятельности. Объем планирования и государственного контроля в разных странах разный, но практически все они имеют капиталистическую структуру и частный сектор.Большинство западных правительств контролируют один или два государственных сектора и влияют на свою экономику, регулируя такие широкие экономические факторы, как денежная масса, процентные ставки и т. Д.

Теория государственного стимулирования спроса британского экономиста Дж. Кейнса успешно применялась в США после Великой депрессии 1929-1933 годов и во многих других странах. Чтобы улучшить экономическое положение страны после Великой депрессии, президент США Франклин Рузвельт ввел Новый курс.Он сочетал в себе государственное регулирование экономики и реформы в социальной сфере. С тех пор в той или иной форме в стране применяется государственное регулирование.

В настоящее время экономика Японии развивается по пятилетним планам. Европейский Союз постоянно разрабатывает и реализует крупные экономические проекты. Опыт стран Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китая показывает, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое может управлять своей собственностью и выполнять свои обязанности.

(1908)

Глобализация

Глобализация — модное слово нашего времени. В последние два десятилетия количество денег и товаров, перемещаемых между странами, неуклонно растет. В то же время торговые барьеры во всем мире были снижены.

Теперь становится ясно, что власть в мире перешла от отдельных правительств к рынкам. Теоретически правительства вправе определять свою собственную экономическую политику, на практике они должны соответствовать глобальной экономической модели.Кризис тигров на Дальнем Востоке несколько лет назад показал, что финансовые рынки контролируют национальную экономику.

Тенденция к глобализации началась в начале 70-х годов, когда перестала действовать система фиксированных обменных курсов, созданная после Второй мировой войны. Это означало, что стоимость валют теперь будет определяться рынками, а не отдельными правительствами. К 1990 году почти все крупнейшие экономики мира избавились от ограничений на то, сколько денег можно было ввозить и вывозить из своих стран.

Другими факторами, способствующими росту глобализации, являются новые коммуникационные технологии и более совершенные транспортные системы. Это позволяет компаниям превращаться в транснациональные корпорации, производящие товары на одной стороне планеты и продающие их на другой.

Но приспособиться к этому новому экономическому порядку довольно сложно. В развитом мире, и в частности в Европейском союзе, глобализация встречает повсеместное сопротивление. Критики жалуются, что без защиты торговых барьеров рабочие в бедных странах получают низкую заработную плату и эксплуатируются, а заработная плата рабочих в богатых странах падает, особенно в трудоемких отраслях.

Но насколько мы близки к действительно глобальной экономике? Для неудачников, наверное, слишком близко. Но с точки зрения реальной экономической интеграции предстоит пройти долгий путь. Глобальная экономика означала бы полную свободу передвижения товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Тем не менее, даже без учета тарифов и других ограничений, трансграничная торговля очень мала по сравнению с объемом товаров и услуг, продаваемых внутри стран. Иностранные инвестиции также крайне малы, немногим более пяти процентов внутренних инвестиций развитых стран.Но что действительно сдерживает глобализацию, так это отсутствие мобильности рабочей силы. Рынки труда остаются в основном национальными даже в Европейском Союзе, где люди могут жить и работать в любой стране Европейского Союза.

(1977)



: 2016-10-06; : 945 | |


:


:


:



© 2015-2020 lektsii.org — -.