МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА — это… Что такое МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА?
- МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА
закрепление государством за собой исключительного права на выпуск определенной продукции и на определенные виды деятельности. Чаще всего М. г. распространяется на выпуск, продажу и ввоз (импорт) алкоголя и в целом на внешнюю торговлю (импорт и экспорт любой продукции).
М. г. может устанавливаться его конституцией. Например, к ведению Союза ССР по Конституции СССР 1936 г. относилась «внешняя торговля на основе государственной монополии» (ст. 14), по Конституции СССР 1977 г. — «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии» (ст. 73).
В Конституции РФ 1993 г. понятие «монополия государства» не используется. Однако отнесением определенных видов деятельности к исключительной компетенции государства предопределяется его монополия в соответствующих сферах (например, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, деятельность в космосе, производство ядовитых и наркотических веществ и др.
Федеральный закон ‘»О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. предусматривает также возможность М. г. на экспорт и(или) импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но М. г. в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий на осуществление соответствующей деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.
- МОНГОЛИЯ
- МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД
Смотреть что такое «МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
Монополия Валютная — монополия государства на проведение валютных операций и всю валютную выручку национальных компаний и фирм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
МОНОПОЛИЯ, ВАЛЮТНАЯ — монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами … Большой экономический словарь
МОНОПОЛИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т. п.) с целью получения акцизов … Большой экономический словарь
Монополия — (Monopoly) Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за… … Энциклопедия инвестора
Монополия внешней торговли — государственная, сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе государственой монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистической… … Большая советская энциклопедия
Монополия — исключительное право на пользование чем либо: промыслом, торговлей и т. д. В капиталистическом обществе различаются государственная монополия и частная; к первой относится исключительное право государства на продажу товаров (винная монополия,… … Популярный политический словарь
монополия — и, ж. 1) только ед. Исключительное право лица, группы лиц или государства в определенной сфере деятельности, прежде всего на производство или продажу чего л. Монополия государства на выпуск денег. При Елизавете промысла подчинялись монополии… … Популярный словарь русского языка
МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка
Монополия на насилие — (англ. monopoly on violence, нем. Gewaltmonopol des Staates) концепция государства, изложенная Максом Вебером в книге «Политика как призвание и профессия». Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить… … Википедия
Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ?
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию к.-л. товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация. Применяется не во всех государствах (например, ее нет в Великобритании). Существует в Италии (на табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий), ФРГ (вино) и ряде других стран. тж. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ФИСКАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ.
Юридическая энциклопедия. 2015.
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — (фискальная монополия), монополия (см. МОНОПОЛИЯ) государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль). Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если… … Энциклопедический словарь
Государственная монополия — монополия государства на производство и/или реализацию товаров массового потребления. Различают полную и частичную государственную монополию. Синонимы: Фискальная монополия См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего … Официальная терминологияГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию к. л. товара, или частичной, если монополизировано только… … Энциклопедический словарь экономики и права
государственная монополия — фискальная монополия монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию какого либо товара, или частичной,… … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — см.: Монополия государства … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Г.м. означает, что ввозить или вывозить определенные товары может только государство … Внешнеэкономический толковый словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 декабря 1992 г. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции (в редакции Закона от 10 января 2000 г.) под государственной монополией понимается система общественных отношений, при… … Юридический словарь современного гражданского права
Государственная монополия на экспорт и / или импорт отдельных товаров — деятельность по регулированию экспорта и / или импорта товаров, осуществляемая на основе лицензирования. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются уполномоченными государственными органами Сторон исключительно государственным… … Официальная терминология
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — что такое в Официальной терминологии
Смотреть что такое ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Государственная монополия Государственная монополия — монополия государства на производство и/или реализацию товаров массового потребления. Различают… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
— монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монопо… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
фискальная монополиямонополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монопол… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Г.м. означает, что ввозить или вывозить определенные… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Г.м. означает, что ввозить или вывозить определенные… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
сферы деятельности, обеспечивающие соответствующим органам власти и управления выполнение функций, связанных с безопасностью и другими интересами респу… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
форма государственного управления внешнеторговой деятельностью, характерная для государств, осуществляющих плановое руководство народным хозяйством. В советском государстве после Октябрьской революции Г.м.в.т. была установлена Декретом СНК от 22 апр. 1918 «О национализации внешней торговли». «Вся внешняя торговля национализируется, — говорилось в первой статье Декрета, — торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами…» Хотя в этом Декрете был применен термин «национализация внешней торговли», по существу речь шла о введении государственной монополии. На всех дальнейших этапах развития советского государства принцип Г.м.в.т, а затем и внешнеэкономической деятельности оставался неизменным, хотя организационно-правовые формы его осуществления менялись неоднократно. В двух первых конституциях СССР (1924 и 1936) предусматривалась монополия внешней торговли. Конституция СССР 1977 установила, что ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии». Т.е. в Конституции 1977 сфера Г.м.в.т. была определена шире, что было обусловлено развитием новых форм внешних экономических связей, выходящих за рамки обычной торговли. Фактически монополия государства на все виды внешнеэкономической деятельности сложилась до 1977, но как правовой институт была закреплена именно в Конституции СССР 1977. Первоначально существенным элементом Г.м.в.т было то, что внешнеторговые сделки заключались обычно от лица советского государства, как правило, прежде всего торгпредствами. В дальнейшем в результате реформы 30-х гг. сделки стали заключаться, как правило, не торгпредствами, а внешнеторговыми объединениями, как государственными юридическими лицами, входящими в систему наркомата внешней торговли. В последний период существования советского государства определились следующие существенные черты Г.м.в.т: государственное руководство всеми видами внешнеэкономической деятельности, осуществляемое через систему органов государственного управления. Это означало централизацию руководства внешнеэкономической деятельностью; планирование внешнеэкономической деятельности: она осуществлялась на основе государственных планов экономического и социального развития СССР; установление порядка осуществления внешнеэкономической деятельности и обеспечения его соблюдения; определение организаций, правомочных совершать внешнеторговые и другие внешнеэкономические сделки. Государство всегда определяло, кто может быть субъектом непосредственного осуществления внешнеэкономических операций. Таким образом, сложившееся понимание Г.м.в.т. и внешнеэкономической деятельности состояло в том, что советское государство планировало внешнеэкономическую деятельность, устанавливало порядок ее осуществления и обеспечивало его соблюдение, определяло организации, правомочные проводить внешнеэкономические операции, в т.ч. заключало внешнеэкономические договоры, устанавливало пределы осуществления таких операций. Перестройка системы внешнеэкономических связей привела к тому, что существенным образом изменился круг субъектов внешнеэкономической деятельности. С 1 апреля 1989 право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций было предоставлено всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы и услуги) которых обладает конкурентоспособностью на внешнем рынке; была введена специальная регистрация субъектов внешнеэкономической деятельности (впоследствии отменена). В новых условиях осуществления внешнеторговой деятельности в РФ правом осуществления такой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности может участвовать и само Российской государство, а также субъекты РФ и муниципальные образования. Однако такое непосредственное участие государства носит исключительный характер: оно должно быть предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно действующему законодательству РФ государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности. Для РФ характерно единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что, однако, не исключает возможность принятия субъектами Федерации своих законов по внешнеторговой деятельности. Координация внешнеэкономических связей субъектов РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующее законодательство предусматривает возможность введения государственной монополии на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров определяются федеральными законами. Государственная монополия такого рода осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту. Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Лит.: Поздняков В.С Государственная монополия внешней торговли в СССР. М., 1969; Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма в СССР: внешнеэкономические аспекты. М , 1990. М.М. Богуславский … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ В ОБЛАСТИ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
правовой институт науки военного права, который представляет собой совокупность правовых норм, определяющих исключительную компетенцию РФ при регулировании внешнеторговой деятельности в области ВТС. Система Г. м. в о. ВТС — совокупность организационных структур и государственно-управляющих воздействий на внешнеторговую деятельность в отношении ПВН в целях защиты национальных интересов и соблюдения международных обязательств. Основополагающим методом Г. м. в о. ВТС является система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ВНЕ
исключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортно-импортных операций специально на то выделенным государственным, кооперативным и другим организациям, а также осуществлять контроль за регулированием этой деятельности. Впервые была введена в Советской России в 1918 г. После второй мировой войны 1939-1945 гг. Г.м. на в.д. была введена во всех социалистических странах. Она соответствовала системе общественного производства, при которой средства производства находились в руках государства. В СССР и других странах социализма считалось, что Г.м. на в.д. решала не только задачу зашиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и была направлена на максимальное использование внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития. Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления; определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций; планирование внешнеэкономической деятельности; валютное регулирование внешнеэкономических операций; установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись. С начала 30-х гг. непосредственно внешнеэкономические операции в СССР осуществляли внешнеторговые объединения, большинство из которых входило в систему министерств внешней торговли (позднее часть из них — в систему Государственного комитета по экономическим связям) и некоторых других ведомств. Каждое объединение осуществляло операции по экспорту и (или) импорту товаров и услуг по закрепленной за ним номенклатуре, в пределах которой внешнеторговые объединения являлись монопольными поставщиками или покупателями товаров и услуг на мировом рынке. Сосредоточение внешней торговли в руках крупных специализированных внешнеторговых объединений создавало предпосылки для высокой эффективности внешнеторговых операций, особенно при торговле сырьевыми товарами, поскольку позволяло сократить издержки обращения, избежать создания параллельного торгового аппарата. Вместе с тем в связи с повышением в экспорте доли машиностроительной и другой готовой продукции, при реализации которой большое значение приобретает установление контактов между производителями и потребителями, отрыв промышленных предприятий от внешнего рынка стал отрицательно сказываться на их деятельности по развитию процессов международной специализации и кооперации. В некоторых социалистических странах в конце 60-х — начале 70-х гг. начались внешнеэкономические реформы, в соответствии с которыми право выхода на внешний рынок получили крупные промышленные объединения, а часть внешнеторговых объединений передана в ведение промышленных министерств. Реформа внешнеэкономических связей в СССР началась лишь в 1986 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответствии с которым более чем 20 министерств и ведомств СССР, а также 70 крупнейших предприятий и объединений получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Они создали в своем составе хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В дальнейшем внешнеторговые организации были созданы практически во всех промышленных министерствах и в союзных республиках. С 1 апреля 1989 г. право выхода на внешний рынок получили все государственные, кооперативные, общественные предприятия и организации. Но они могли реализовывать на внешнем рынке только продукцию собственного производства и покупать продукцию для собственных нужд. Переход РФ к рыночным реформам ознаменовался отказом от Г.м. на в.д. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. разрешил юридическим и физическим лицам осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство теперь контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы регулирования ввоза и вывоза. Вместе с тем Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. В ходе рыночных реформ страны Восточной Европы также полностью отказались от Г.м. на в.д. Опыт Г.м. на в.д., существовавший в СССР и других социалистических странах, нашел некоторое применение в развивающихся странах, особенно в странах, провозгласивших социалистическую ориентацию, где вся или большая часть внешней торговли объявлялась монополией государства. Государственную монополию на торговлю отдельными товарами вводили Сирия, Египет, Индия и другие страны. В настоящее время большинство из них отошло от этой практики. … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ВНЕ
исключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортно-импортных операций специально на то выделенным государственным, кооперативным и другим организациям, а также осуществлять контроль за регулированием этой деятельности. Впервые была введена в Советской России в 1918 г. После второй мировой войны 1939-1945 гг. Г.м. на в.д. была введена во всех социалистических странах. Она соответствовала системе общественного производства, при которой средства производства находились в руках государства. В СССР и других странах социализма считалось, что Г.м. на в.д. решала не только задачу зашиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и была направлена на максимальное использование внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития. Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления; определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций; планирование внешнеэкономической деятельности; валютное регулирование внешнеэкономических операций; установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись. С начала 30-х гг. непосредственно внешнеэкономические операции в СССР осуществляли внешнеторговые объединения, большинство из которых входило в систему министерств внешней торговли (позднее часть из них в систему Государственного комитета по экономическим связям) и некоторых других ведомств. Каждое объединение осуществляло операции по экспорту и (или) импорту товаров и услуг по закрепленной за ним номенклатуре, в пределах которой внешнеторговые объединения являлись монопольными поставщиками или покупателями товаров и услуг на мировом рынке. Сосредоточение внешней торговли в руках крупных специализированных внешнеторговых объединений создавало предпосылки для высокой эффективности внешнеторговых операций, особенно при торговле сырьевыми товарами, поскольку позволяло сократить издержки обращения, избежать создания параллельного торгового аппарата. Вместе с тем в связи с повышением в экспорте доли машиностроительной и другой готовой продукции, при реализации которой большое значение приобретает установление контактов между производителями и потребителями, отрыв промышленных предприятий от внешнего рынка стал отрицательно сказываться на их деятельности по развитию процессов международной специализации и кооперации. В некоторых социалистических странах в конце 60-х начале 70-х гг. начались внешнеэкономические реформы, в соответствии с которыми право выхода на внешний рынок получили крупные промышленные объединения, а часть внешнеторговых объединений передана в ведение промышленных министерств. Реформа внешнеэкономических связей в СССР началась лишь в 1986 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР *О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями*, в соответствии с которым более чем 20 министерств и ведомств СССР, а также 70 крупнейших предприятий и объединений получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Они создали в своем составе хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В дальнейшем внешнеторговые организации были созданы практически во всех промышленных министерствах и в союзных республиках. С 1 апреля 1989 г. право выхода на внешний рынок получили все государственные, кооперативные, общественные предприятия и организации. Но они могли реализовывать на внешнем рынке только продукцию собственного производства и покупать продукцию для собственных нужд. Переход РФ к рыночным реформам ознаменовался отказом от Г.м. на в.д. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. разрешил юридическим и физическим лицам осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство теперь контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы регулирования ввоза и вывоза. Вместе с тем Закон РФ *О государственном регулировании внешнеторговой деятельности* допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. В ходе рыночных реформ страны Восточной Европы также полностью отказались от Г.м. на в.д. Опыт Г.м. на в.д., существовавший в СССР и других социалистических странах, нашел некоторое применение в развивающихся странах, особенно в странах, провозгласивших социалистическую ориентацию, где вся или большая часть внешней торговли объявлялась монополией государства. Государственную монополию на торговлю отдельными товарами вводили Сирия, Египет, Индия и другие страны. В настоящее время большинство из них отошло от этой практики…. смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
— метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом координации и регулирования внешнеторговой деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган координации и регулирования внешнеторговой деятельности вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном ГК.<br>… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом координации и регулирования внешнеторговой деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган координации и регулирования внешнеторговой деятельности вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном ГК…. смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
применяемое в некоторых странах исключительное право государства на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повышения эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объемов торговли с учетом интересов реструктуризации отечественной промышленности, уменьшения числа посредников, претендующих на часть валютной выручки или необоснованно поднимающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли…. смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — что такое в Энциклопедическом словаре экон
Смотреть что такое ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
«…государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольног… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Государственная монополия Государственная монополия — монополия государства на производство и/или реализацию товаров массового потребления. Различают… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
фискальная монополиямонополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монопол… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Г.м. означает, что ввозить или вывозить определенные… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
исключительное право государства заниматься определенными видами деятельности. Во внешней торговле Г.м. означает, что ввозить или вывозить определенные… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
сферы деятельности, обеспечивающие соответствующим органам власти и управления выполнение функций, связанных с безопасностью и другими интересами респу… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
форма государственного управления внешнеторговой деятельностью, характерная для государств, осуществляющих плановое руководство народным хозяйством. В советском государстве после Октябрьской революции Г.м.в.т. была установлена Декретом СНК от 22 апр. 1918 «О национализации внешней торговли». «Вся внешняя торговля национализируется, — говорилось в первой статье Декрета, — торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами…» Хотя в этом Декрете был применен термин «национализация внешней торговли», по существу речь шла о введении государственной монополии. На всех дальнейших этапах развития советского государства принцип Г.м.в.т, а затем и внешнеэкономической деятельности оставался неизменным, хотя организационно-правовые формы его осуществления менялись неоднократно. В двух первых конституциях СССР (1924 и 1936) предусматривалась монополия внешней торговли. Конституция СССР 1977 установила, что ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии». Т.е. в Конституции 1977 сфера Г.м.в.т. была определена шире, что было обусловлено развитием новых форм внешних экономических связей, выходящих за рамки обычной торговли. Фактически монополия государства на все виды внешнеэкономической деятельности сложилась до 1977, но как правовой институт была закреплена именно в Конституции СССР 1977. Первоначально существенным элементом Г.м.в.т было то, что внешнеторговые сделки заключались обычно от лица советского государства, как правило, прежде всего торгпредствами. В дальнейшем в результате реформы 30-х гг. сделки стали заключаться, как правило, не торгпредствами, а внешнеторговыми объединениями, как государственными юридическими лицами, входящими в систему наркомата внешней торговли. В последний период существования советского государства определились следующие существенные черты Г.м.в.т: государственное руководство всеми видами внешнеэкономической деятельности, осуществляемое через систему органов государственного управления. Это означало централизацию руководства внешнеэкономической деятельностью; планирование внешнеэкономической деятельности: она осуществлялась на основе государственных планов экономического и социального развития СССР; установление порядка осуществления внешнеэкономической деятельности и обеспечения его соблюдения; определение организаций, правомочных совершать внешнеторговые и другие внешнеэкономические сделки. Государство всегда определяло, кто может быть субъектом непосредственного осуществления внешнеэкономических операций. Таким образом, сложившееся понимание Г.м.в.т. и внешнеэкономической деятельности состояло в том, что советское государство планировало внешнеэкономическую деятельность, устанавливало порядок ее осуществления и обеспечивало его соблюдение, определяло организации, правомочные проводить внешнеэкономические операции, в т.ч. заключало внешнеэкономические договоры, устанавливало пределы осуществления таких операций. Перестройка системы внешнеэкономических связей привела к тому, что существенным образом изменился круг субъектов внешнеэкономической деятельности. С 1 апреля 1989 право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций было предоставлено всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы и услуги) которых обладает конкурентоспособностью на внешнем рынке; была введена специальная регистрация субъектов внешнеэкономической деятельности (впоследствии отменена). В новых условиях осуществления внешнеторговой деятельности в РФ правом осуществления такой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности может участвовать и само Российской государство, а также субъекты РФ и муниципальные образования. Однако такое непосредственное участие государства носит исключительный характер: оно должно быть предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно действующему законодательству РФ государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности. Для РФ характерно единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что, однако, не исключает возможность принятия субъектами Федерации своих законов по внешнеторговой деятельности. Координация внешнеэкономических связей субъектов РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующее законодательство предусматривает возможность введения государственной монополии на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров определяются федеральными законами. Государственная монополия такого рода осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту. Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Лит.: Поздняков В.С Государственная монополия внешней торговли в СССР. М., 1969; Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма в СССР: внешнеэкономические аспекты. М , 1990. М.М. Богуславский … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ В ОБЛАСТИ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
правовой институт науки военного права, который представляет собой совокупность правовых норм, определяющих исключительную компетенцию РФ при регулировании внешнеторговой деятельности в области ВТС. Система Г. м. в о. ВТС — совокупность организационных структур и государственно-управляющих воздействий на внешнеторговую деятельность в отношении ПВН в целях защиты национальных интересов и соблюдения международных обязательств. Основополагающим методом Г. м. в о. ВТС является система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ВНЕ
исключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортно-импортных операций специально на то выделенным государственным, кооперативным и другим организациям, а также осуществлять контроль за регулированием этой деятельности. Впервые была введена в Советской России в 1918 г. После второй мировой войны 1939-1945 гг. Г.м. на в.д. была введена во всех социалистических странах. Она соответствовала системе общественного производства, при которой средства производства находились в руках государства. В СССР и других странах социализма считалось, что Г.м. на в.д. решала не только задачу зашиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и была направлена на максимальное использование внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития. Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления; определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций; планирование внешнеэкономической деятельности; валютное регулирование внешнеэкономических операций; установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись. С начала 30-х гг. непосредственно внешнеэкономические операции в СССР осуществляли внешнеторговые объединения, большинство из которых входило в систему министерств внешней торговли (позднее часть из них — в систему Государственного комитета по экономическим связям) и некоторых других ведомств. Каждое объединение осуществляло операции по экспорту и (или) импорту товаров и услуг по закрепленной за ним номенклатуре, в пределах которой внешнеторговые объединения являлись монопольными поставщиками или покупателями товаров и услуг на мировом рынке. Сосредоточение внешней торговли в руках крупных специализированных внешнеторговых объединений создавало предпосылки для высокой эффективности внешнеторговых операций, особенно при торговле сырьевыми товарами, поскольку позволяло сократить издержки обращения, избежать создания параллельного торгового аппарата. Вместе с тем в связи с повышением в экспорте доли машиностроительной и другой готовой продукции, при реализации которой большое значение приобретает установление контактов между производителями и потребителями, отрыв промышленных предприятий от внешнего рынка стал отрицательно сказываться на их деятельности по развитию процессов международной специализации и кооперации. В некоторых социалистических странах в конце 60-х — начале 70-х гг. начались внешнеэкономические реформы, в соответствии с которыми право выхода на внешний рынок получили крупные промышленные объединения, а часть внешнеторговых объединений передана в ведение промышленных министерств. Реформа внешнеэкономических связей в СССР началась лишь в 1986 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответствии с которым более чем 20 министерств и ведомств СССР, а также 70 крупнейших предприятий и объединений получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Они создали в своем составе хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В дальнейшем внешнеторговые организации были созданы практически во всех промышленных министерствах и в союзных республиках. С 1 апреля 1989 г. право выхода на внешний рынок получили все государственные, кооперативные, общественные предприятия и организации. Но они могли реализовывать на внешнем рынке только продукцию собственного производства и покупать продукцию для собственных нужд. Переход РФ к рыночным реформам ознаменовался отказом от Г.м. на в.д. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. разрешил юридическим и физическим лицам осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство теперь контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы регулирования ввоза и вывоза. Вместе с тем Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. В ходе рыночных реформ страны Восточной Европы также полностью отказались от Г.м. на в.д. Опыт Г.м. на в.д., существовавший в СССР и других социалистических странах, нашел некоторое применение в развивающихся странах, особенно в странах, провозгласивших социалистическую ориентацию, где вся или большая часть внешней торговли объявлялась монополией государства. Государственную монополию на торговлю отдельными товарами вводили Сирия, Египет, Индия и другие страны. В настоящее время большинство из них отошло от этой практики. … смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ВНЕ
исключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортно-импортных операций специально на то выделенным государственным, кооперативным и другим организациям, а также осуществлять контроль за регулированием этой деятельности. Впервые была введена в Советской России в 1918 г. После второй мировой войны 1939-1945 гг. Г.м. на в.д. была введена во всех социалистических странах. Она соответствовала системе общественного производства, при которой средства производства находились в руках государства. В СССР и других странах социализма считалось, что Г.м. на в.д. решала не только задачу зашиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и была направлена на максимальное использование внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития. Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления; определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций; планирование внешнеэкономической деятельности; валютное регулирование внешнеэкономических операций; установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись. С начала 30-х гг. непосредственно внешнеэкономические операции в СССР осуществляли внешнеторговые объединения, большинство из которых входило в систему министерств внешней торговли (позднее часть из них в систему Государственного комитета по экономическим связям) и некоторых других ведомств. Каждое объединение осуществляло операции по экспорту и (или) импорту товаров и услуг по закрепленной за ним номенклатуре, в пределах которой внешнеторговые объединения являлись монопольными поставщиками или покупателями товаров и услуг на мировом рынке. Сосредоточение внешней торговли в руках крупных специализированных внешнеторговых объединений создавало предпосылки для высокой эффективности внешнеторговых операций, особенно при торговле сырьевыми товарами, поскольку позволяло сократить издержки обращения, избежать создания параллельного торгового аппарата. Вместе с тем в связи с повышением в экспорте доли машиностроительной и другой готовой продукции, при реализации которой большое значение приобретает установление контактов между производителями и потребителями, отрыв промышленных предприятий от внешнего рынка стал отрицательно сказываться на их деятельности по развитию процессов международной специализации и кооперации. В некоторых социалистических странах в конце 60-х начале 70-х гг. начались внешнеэкономические реформы, в соответствии с которыми право выхода на внешний рынок получили крупные промышленные объединения, а часть внешнеторговых объединений передана в ведение промышленных министерств. Реформа внешнеэкономических связей в СССР началась лишь в 1986 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР *О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями*, в соответствии с которым более чем 20 министерств и ведомств СССР, а также 70 крупнейших предприятий и объединений получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Они создали в своем составе хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В дальнейшем внешнеторговые организации были созданы практически во всех промышленных министерствах и в союзных республиках. С 1 апреля 1989 г. право выхода на внешний рынок получили все государственные, кооперативные, общественные предприятия и организации. Но они могли реализовывать на внешнем рынке только продукцию собственного производства и покупать продукцию для собственных нужд. Переход РФ к рыночным реформам ознаменовался отказом от Г.м. на в.д. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. разрешил юридическим и физическим лицам осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство теперь контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы регулирования ввоза и вывоза. Вместе с тем Закон РФ *О государственном регулировании внешнеторговой деятельности* допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. В ходе рыночных реформ страны Восточной Европы также полностью отказались от Г.м. на в.д. Опыт Г.м. на в.д., существовавший в СССР и других социалистических странах, нашел некоторое применение в развивающихся странах, особенно в странах, провозгласивших социалистическую ориентацию, где вся или большая часть внешней торговли объявлялась монополией государства. Государственную монополию на торговлю отдельными товарами вводили Сирия, Египет, Индия и другие страны. В настоящее время большинство из них отошло от этой практики…. смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
— метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом координации и регулирования внешнеторговой деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган координации и регулирования внешнеторговой деятельности вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном ГК.<br>… смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом координации и регулирования внешнеторговой деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган координации и регулирования внешнеторговой деятельности вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном ГК…. смотреть
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
применяемое в некоторых странах исключительное право государства на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повышения эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объемов торговли с учетом интересов реструктуризации отечественной промышленности, уменьшения числа посредников, претендующих на часть валютной выручки или необоснованно поднимающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли…. смотреть
государственная монополия — это … Что такое государственная монополия?
государственная монополия — ➔ монополия * * * государственная монополия Великобритания США существительное [C или U] (также государственная монополия) ► ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЭКОНОМИКА организация, принадлежащая правительству, которая поставляет все конкретные продукты или услуги, без конкуренты, или ситуация, в которой это…… Финансовые и коммерческие условия
государственная монополия — / steɪt mə nɒpəli / существительное ситуация, когда государство является единственным поставщиком продукта или услуги… Словарь по банковскому делу и финансам
Государственный монополистический капитализм — Часть серии статей о марксизме… Wikipedia
государственно-монополистический капитализм — См. Коммунизм… Словарь социологии
Государственный капитализм — Государственный капитализм в его классическом понимании представляет собой частнокапиталистическую экономику под контролем государства.Этот термин часто использовался для описания управляемой экономики великих держав во время Первой мировой войны. [цитировать энциклопедию энциклопедию = Блэквелл…… Википедия
состояние — [steɪt] существительное 1. [исчисляемое обычно в единственном числе] состояние, в котором кто-то или что-то находится в определенное время: • Рынок недвижимости находится в плохом состоянии. • Лично я считаю, что экономика находится в худшем состоянии, чем признает правительство… Финансовые и коммерческие условия
Монополия на законное применение физической силы — Монополия на законное применение насилия (Gewaltmonopol des Staates, также известная как монополия на законное насилие и монополия на насилие) — это определение государства, изложенное Максом Вебером в книге «Политика». как призвание, и был…… Wikipedia
Монополия — Эта статья об экономическом термине.Для настольной игры см Монополия (игра). Для использования в других целях, см Монополия (значения). Закон о конкуренции Основные понятия… Wikipedia
монополия — Абсолютный контроль всех продаж и распределения на рынке одной фирмой из-за некоторого барьера для входа других фирм, что позволяет фирме продавать по более высокой цене, чем социально оптимальная цена. Финансовый словарь Bloomberg * * * монополия…… Финансовые и коммерческие термины
монополия — н.1) установить, получить монополию 2) иметь, удерживать монополию 3) разрушить (разрушить) монополию 4) правительство, государственную монополию 5) монополию более 6) (разное) играть в монополию (T) * * * [mə nɒp (ə) lɪ] получить монополию удерживать монополию на… Комбинированный словарь
монополия — [[t] mənɒ̱pəli [/ t]] монополии 1) N VAR: часто с возможностью, часто N на / более n / ing Если компания, лицо или государство имеют монополию на что-то вроде промышленность, они полностью контролируют это, так что другие не могут быть вовлечены … Английский словарь
государственная монополия — это… Что такое государственная монополия?
государственная монополия — ➔ монополия * * * государственная монополия Великобритания США существительное [C или U] (также государственная монополия) ► ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЭКОНОМИКА организация, принадлежащая правительству, которая поставляет все конкретные продукты или услуги, без конкуренты, или ситуация, в которой это…… Финансовые и коммерческие условия
государственная монополия — / steɪt mə nɒpəli / существительное ситуация, когда государство является единственным поставщиком продукта или услуги… Словарь по банковскому делу и финансам
Государственный монополистический капитализм — Часть серии статей о марксизме… Wikipedia
государственно-монополистический капитализм — См. Коммунизм… Словарь социологии
Государственный капитализм — Государственный капитализм в его классическом понимании представляет собой частнокапиталистическую экономику под контролем государства.Этот термин часто использовался для описания управляемой экономики великих держав во время Первой мировой войны. [цитировать энциклопедию энциклопедию = Блэквелл…… Википедия
состояние — [steɪt] существительное 1. [исчисляемое обычно в единственном числе] состояние, в котором кто-то или что-то находится в определенное время: • Рынок недвижимости находится в плохом состоянии. • Лично я считаю, что экономика находится в худшем состоянии, чем признает правительство… Финансовые и коммерческие условия
Монополия на законное применение физической силы — Монополия на законное применение насилия (Gewaltmonopol des Staates, также известная как монополия на законное насилие и монополия на насилие) — это определение государства, изложенное Максом Вебером в книге «Политика». как призвание, и был…… Wikipedia
Монополия — Эта статья об экономическом термине.Для настольной игры см Монополия (игра). Для использования в других целях, см Монополия (значения). Закон о конкуренции Основные понятия… Wikipedia
монополия — Абсолютный контроль всех продаж и распределения на рынке одной фирмой из-за некоторого барьера для входа других фирм, что позволяет фирме продавать по более высокой цене, чем социально оптимальная цена. Финансовый словарь Bloomberg * * * монополия…… Финансовые и коммерческие термины
монополия — н.1) установить, получить монополию 2) иметь, удерживать монополию 3) разрушить (разрушить) монополию 4) правительство, государственную монополию 5) монополию более 6) (разное) играть в монополию (T) * * * [mə nɒp (ə) lɪ] получить монополию удерживать монополию на… Комбинированный словарь
монополия — [[t] mənɒ̱pəli [/ t]] монополии 1) N VAR: часто с возможностью, часто N на / более n / ing Если компания, лицо или государство имеют монополию на что-то вроде промышленность, они полностью контролируют это, так что другие не могут быть вовлечены … Английский словарь
определение государственной монополии и синонимы государственной монополии (английский)
государственная монополия: определение государственной монополии и синонимы государственной монополии (английский)арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
содержание сенсагента
- определения
- синонимов
- антонимов
- энциклопедия
Решение для веб-мастеров
Александрия
Всплывающее окно с информацией (полное содержимое Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице.Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !
Попробуйте здесь или получите код
SensagentBox
С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.
Бизнес-решение
Улучшите содержание своего сайта
Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.
Сканировать продукты или добавлять
Получите доступ к XML, чтобы найти лучшие продукты.
Индексирование изображений и определение метаданных
Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.
Напишите нам, чтобы описать вашу идею.
Lettris
Lettris — любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.
болт
Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!
Английский словарь
Основные ссылки
WordNet предоставляет большинство определений на английском языке.
Английский тезаурус в основном является производным от The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).
Перевод
Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.
9710 онлайн посетителей
вычислено за 0,046 с
определение state_monopoly и синонимы state_monopoly (английский)
state_monopoly: определение state_monopoly и синонимы state_monopoly (английский)арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
содержание сенсагента
- определения
- синонимов
- антонимов
- энциклопедия
Решение для веб-мастеров
Александрия
Всплывающее окно с информацией (полное содержимое Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице.Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !
Попробуйте здесь или получите код
SensagentBox
С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.
Бизнес-решение
Улучшите содержание своего сайта
Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.
Сканировать продукты или добавлять
Получите доступ к XML, чтобы найти лучшие продукты.
Индексирование изображений и определение метаданных
Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.
Напишите нам, чтобы описать вашу идею.
Lettris
Lettris — любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.
болт
Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!
Английский словарь
Основные ссылки
WordNet предоставляет большинство определений на английском языке.
Английский тезаурус в основном является производным от The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).
Перевод
Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.
9710 онлайн посетителей
вычислено за 0,047 с
определение государственно-монополистического капитализма и синонимы государственно-монополистического капитализма (на английском языке)
В этой статье несколько проблем .Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . |
Теория государственного монополистического капитализма изначально была марксистской доктриной, популяризированной после Второй мировой войны. Ленин утверждал в 1916 году, что Первая мировая война превратила капитализм laissez-faire в монополистический капитализм , но он не опубликовал какой-либо обширной теории по этой теме. Этот термин относится к среде, в которой государство вмешивается в экономику для защиты крупных монополистических или олигополистических предприятий от конкуренции со стороны более мелких фирм. [1]
Теория государственного монополистического капитализма (stamocap) направлена на определение финальной исторической стадии капитализма после монополистического капитализма, в соответствии с определением характеристик империализма Лениным в его короткой одноименной брошюре.
Иногда концепция стамокапа также появляется в неотроцкистских теориях государственного капитализма, а также в либертарианских антигосударственных теориях. Проведенный анализ обычно идентичен по своим основным характеристикам, но из него делаются очень разные политические выводы .
Основная диссертация
Главный марксистско-ленинский тезис состоит в том, что крупный бизнес, достигнув монопольного или картельного положения на большинстве важных рынков, сливает с правительственным аппаратом. Таким образом, возникает своего рода финансовая олигархия или конгломерат, при котором правительственные чиновники стремятся обеспечить социальные и правовые рамки, в которых гигантские корпорации могут действовать наиболее эффективно.
Это тесное партнерство между крупным бизнесом и правительством, и утверждается, что его цель — полностью интегрировать профсоюзы в это партнерство.
Версии теории
Различные версии этой идеи были разработаны экономистами Коммунистической партии Советского Союза (например, Ойген Варга), Социалистической единой партии Восточной Германии, Коммунистической партии Франции (например, Поль Боккара), Коммунистической партии Великобритании (например, , Бен Файн и Лоуренс Харрис) и Американская коммунистическая партия США (например, Виктор Перло). Один из самых ярких примеров Stamocap — современный Сингапур по сравнению с Гонконгом (индивидуальный капитализм).
Политические последствия
“ | С тех пор, как монополистический капитал захватил мир, он держал большую часть человечества в нищете, распределяя всю прибыль между группой самых могущественных стран. Уровень жизни в этих странах основан на крайней бедности наших стран. | ” |
Стратегическое политическое значение теории стамокапа для марксистов-ленинцев ближе к концу эпохи Иосифа Сталина и позже заключалось в том, что рабочее движение должно было сформировать народно-демократический союз под руководством Коммунистической партии с г. прогрессивный средний класс и малый бизнес, против государства и крупного бизнеса (сокращенно «монополия»).Иногда этот союз еще называли «антимонопольным альянсом».
Неотроцкистская теория
Однако в нео-троцкистской теории такой союз отвергался как основанный либо на ложной стратегии народных фронтов, либо на политическом оппортунизме, несовместимом ни с перманентной революцией, ни с принципом независимого политического действия рабочего класса. .
Государство в обществах советского типа было переопределено неотроцкистами как и государственно-монополистическое капиталистическое.В этом отношении не было разницы между Западом и Востоком. Следовательно, требовалась какая-то антибюрократическая революция , но разные троцкистские группы спорили о том, какую форму такая революция должна принять или может принять.
Некоторые троцкисты полагали, что антибюрократическая революция произойдет спонтанно, неизбежно и естественно, другие полагали, что она должна быть организована, с целью создания общества, принадлежащего рабочему классу и управляемого им.По мнению нео-троцкистов, Коммунистическая партия не могла играть ведущую роль, потому что не представляла интересы рабочего класса.
Рыночный анархизм
Анархисты рынка обычно критикуют неолиберальные силы за непоследовательное или лицемерное применение неолиберальной теории в отношении Стэмокэпа; что в этих несоответствиях существует основа постоянных избирательных гарантированных государством привилегий для плутократической неолиберальной элиты. [3] В целом они предполагают, что более последовательный прорыночный бунт обязательно будет более мелкобуржуазным делом.
Еврокоммунизм
Концепция stamocap была в значительной степени изменена или отвергнута в эпоху еврокоммунизма, потому что возникло мнение, что государственный аппарат можно реформировать , чтобы отразить интересы рабочего большинства. Другими словами, слияние между государством и крупным бизнесом, постулированное ранее, не было настолько тесным, чтобы его не могло отменить массовое движение снизу под руководством Коммунистической партии (или ее центрального комитета).
Критика
Когда Варга представил теорию, ортодоксальные сталинистские экономисты напали на нее как на несовместимую с доктриной, согласно которой государственное планирование было характерной чертой только социализма, и что «при капитализме царит анархия производства». [4]
Критики теории стамокапса (например, Эрнест Мандель и Лео Кофлер) утверждали, что:
- теория стамокапа ошибочно предполагала, что государство может каким-то образом преодолеть межкапиталистическую конкуренцию , законы движения капитализма и рыночные силы в целом, якобы отменяя действие закона стоимости.
- Теория стамокапа не содержала какого-либо сложного объяснения классовой основы государства и реальных связей между правительствами и элитами. Он постулировал монолитную структуру господства, которой на самом деле не существовало.
- теория стамокапа не смогла объяснить рост неолиберальной идеологии в бизнес-классе, который утверждает, что важной социальной целью должно быть снижение влияния государства в экономике.
- теория stamocap не смогла ясно показать, в чем разница между социалистическим государством и буржуазным государством , за исключением того, что в социалистическом государстве Коммунистическая партия (или, скорее, ее центральный комитет) играла ведущую политическую роль . «Железный кулак за невидимой рукой: корпоративный капитализм как гарантированная государством система привилегий» Кевина А. Дело Евгения Варги Рая Дунаевская 1949
- Гай Анкерл, За пределами монополистического капитализма и монополистического социализма. Кембридж, Массачусетс, Шенкман, 1978, ISBN 0-87073-938-7
- Николай Бухарин, Империализм и мировая экономика .
- Герд Хардах, Дитер Каррас и Бен Файн, Краткая история социалистической экономической мысли. , стр. 63-68.
- Боб Джессоп, Капиталистическое государство .
- Шарлин Ганнаж, Э.С. Варга и теория государственно-монополистического капитализма », в Review of Radical Policy Economics 12 (3), осень 1980 г., стр. 36–49.
- Johnn Fairley, Развитие теории государственного монополистического капитализма во Франции, , in: Science and Society ; 44 (3), осень 1980 г., страницы 305-25.
- Эрнест Мандель, Поздний капитализм , стр. 515-522.
- Эрнест Мандель, Исторический материализм и капиталистическое государство .
- Пол Боккара и др., Le Capitalisme Monopoliste d’Etat . Париж: Издания Sociales, 1971 (2 тома).
- Г. Н. Сорвина и др., «Роль государства в системе государственного монополистического капитализма», в: Преподавание политической экономии: критика немарксистских теорий . Москва: Прогресс, 1984, с. 171-179.
- Бен Файн и Лоуренс Харрис, Перечитывающая столица.
- Jacques Valier, Le Parti Communiste Francais Et Le Capitalisme Monopoliste D’Etat , 1976
Список литературы
Внешние ссылки
State Monopoly — Перевод на французский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Прекращение государственной монополии на государственные услуги.
Государственная монополия на радио была отменена в 1987 году.
Государственная монополия на радио и телевидение будет отменена без дальнейшего промедления.
Налог не будет применяться к офлайн-слотам, казино и местным лотереям, в которых сохранится существующая государственная монополия .
La taxe ne serait pas, применимые вне игровых автоматов, казино и национальные лотереи où le monopole de l’Etat actuel sera maintenu.Эти услуги подлежат государственной монополии .
У нас по-прежнему есть государственная монополия , контролирующая хранение и распространение , которая поддерживает очень высокие цены.
À cela s’ajoute un monopole d’état pour lecontrôle du stockage et de la distribution qui maintient des prix très élevés.Владимир Владимирович, на протяжении 150 лет почтовая связь является государственной монополией .
Monsieur le Président, кулон 150 ans, les services postaux ont été un monopole d’État .IT: Для услуг оптовой торговли, государственная монополия на табак.
Продажи государственной монополии резко падают, тогда как потребление выросло.
Les ventes des magasins du monopole d’État sont en forte baisse alors que la consomitation est en hausse constante.В Литве на услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования железнодорожного транспорта распространяется государственная монополия .
En Lituanie, les services de maintenance et de réparation de matériel de transports ferroviaires font l’objet d’un monopole d’État .Вы отказываетесь от «индустриализации мира», будь то частная или государственная монополия .
Tu отказывается от «l’industrialisation du monde», qu’elle vienne du secteur privé ou d’un monopole d’État .Докладчик считает железнодорожную отрасль раздражающей. — государственная монополия , за которой стоят трудные и требовательные профсоюзы.
Le rapporteur considère les chemins de fercom un monopole d’État dérangeant avec des Syndicats Contraignants et exigeants.Поскольку государственная монополия уступила место конкурентной системе, потребности потребителей взяли верх.
Le monopole d’État a cédé sa place au marché, et les besoins des consommateurs sont passés au premier plan.В Австрии до конца 2001 года существовало государственной монополии на телевидение и радио.
L’Autriche connu jusqu’à la fin 2001 un monopole d’État pour la télévision et la радио.Когда было введено вышеупомянутое дополнительное примечание, КНР, среди других стран, действительно считалась имеющей государственную монополию на экспорт.
Lorsque la disposition additional précitée a été Introduction, la RPC, parmi d’autres pays, était Effectivement as ayant un monopole d’État sur les exportations.Эта мера исключит других потенциальных провайдеров с рынка в интересах государственной монополии , Holland Casino.
Cette mesure exclut du marché d’autres opérateurs Potentiels au Bénéfice de Holland Casino, détentrice d’un monopole d’État .Во многих развивающихся странах этот сектор все еще является государственной монополией .Это часто приводит к появлению дорогих, неэффективных и некачественных телекоммуникационных услуг.
Dans bien des pays en développement, ce secteur demeure un monopole d’État , de sorte que souvent les services sont coûteux, inefficaces et de mauvaise qualité.Условия в Гайане (58-е место), где радиовещание все еще является государственной монополией , были аналогичными, и ее рейтинг не изменился.
Le Guyana (58e), o, s’applique toujours le monopole d’état sur la radio, с похожей ситуацией и отдыхом в памяти.Но с 1974 года диктатор Пак Чон Хи (1962-79), отец нынешнего президента, ввел государственную монополию на .
Puis, à partir de 1974, le dictateur Park Chung-hee (1961–1979), père de l’actuelle présidente, imposa un monopole d’État .Из-под регулирования исключена торговля солью (государственная монополия , ).
.