Функции центрального банка рф: Функции и полномочия центрального банка РФ 2019

10. Функции Центрального банка РФ. Банковское дело. Шпаргалки

10. Функции Центрального банка РФ

Функции ЦБ РФ заключаются в следующем:

• разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное денежное обращение;

• организовывать систему рефинансирования для кредитных организаций;

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливать правила проведения банковских операций;

• осуществлять обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• осуществлять эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;

• принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдавать кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливать их действие и отзывать их;

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ РФ;

• организовывать и осуществлять валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

• определять порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• устанавливать правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

• устанавливать и публиковать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;

• устанавливать порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

• проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

18. Основные функции, выполняемые ЦБ РФ. Банковское право

18. Основные функции, выполняемые ЦБ РФ

Основные функции ЦБ закреплены в ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно—кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

5) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

7) устанавливает правила проведения банковских операций;

8) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

9) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

10) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

11) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

12) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

13) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

14) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

15) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

16) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

17) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

18) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

19) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

20) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно—кредитных, валютно—финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

21) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

22) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое Центробанк России и какие функции он выполняет? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

13 июля 1990 года после принятия декларации о независимости Российской Федерации на базе существовавшего ранее Российского республиканского банка СССР был основан Центральный банк Российской Федерации. АиФ.ru рассказывает, какие функции сегодня выполняет регулятор.

Что такое Центробанк?

Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны. Центробанк России является главным банком страны, а также денежно-кредитным институтом Российской Федерации.

Центробанк — независимый от исполнительной власти орган, использующий инструменты денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. При этом регулятор играет роль обязательного резерва для коммерческих банков и других учреждений.

Какие функции выполняет ЦБ?

Основные функции Центробанка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
  • эмиссия банкнот и монет;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • проведение валютной политики;
  • правление золотовалютными резервами.

Осуществляя свои функции, Центробанк России обязан:

  • предоставлять различным коммерческим организациям ссуды;
  • контролировать деятельность кредитных организаций;
  • выдавать и отзывать лицензии на осуществление банковских операций.

История создания

Центральный Банк Российской Федерации был учреждён 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка СССР.

2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят закон о Центробанке РСФСР, согласно которому ЦБ Российской Федерации являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых государств (СНГ) и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центробанк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в своё полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднён. Все его активы, а также имущество на территории РСФСР были переданы российскому ЦБ. Несколько месяцев спустя банк стал называться Банком России.

С 24 июня 2013 года президентом ЦБ является Эльвира Набиуллина.

Сегодняшняя деятельность ЦБ

11 декабря 2013 года Банк России утвердил графическое обозначение рубля (символ рубля) в виде прописной буквы «Р» кириллического алфавита, дополненной в нижней части горизонтальной чертой. Утверждение символа рубля является одной из функций Банка России, согласно статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Подробней о том, как теперь выглядит символ рубля, читайте >>

Центробанк продолжает отзывать лицензии у кредитных организаций. В начале 2014 года в чёрном списке на отзыв лицензии у Центробанка фигурировало 136 банковских учреждений. Во втором полугодии минувшего года закрытие банков коснулось более полумиллиона клиентов (и частных, и корпоративных). Кроме того, впервые была отозвана лицензия у банка, входящего в первую сотню страны.

Подробней о том, за что банк могут лишить лицензии, читайте >>

Ввиду введения санкций США против России из-за событий в Крыму и на Украине Visa и Mastercard блокировали операции по картам четырёх российских банков, в связи с чем ЦБ вернулся к идее создания национальной платёжной системы.

Подробней о национальной платёжной системе читайте >>

Сущность и функции Центрального Банка РФ — Студопедия

Итак, мы сказали ,что Центральный Банк РФ играет важную роль в банковской системе Российской Федерации. Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. Защита и обеспечение устойчивости рубля основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;


2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;


9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.[5]

Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные.

Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы.

Активными называются операции по размещению банковских ресурсов.

К основным пассивным операциям центрального банка относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства. Операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (на ее долю приходится от 40 до 85 % всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. он не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии банкнот.

Размеры пассивной операции банка « эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.

Сущность центрального банка двойственна с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной стороны, центральный банк осуществляет и валютное, и пруденциальное регулирование в денежно-кредитной системе. В этом качестве он выступает представителем всей банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства во многих банковских отношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а в конечном счёте — на состояние всей экономики страны. У него всегда есть возможность произвести эмиссию денег и тем самым увеличить денежную массу в обращении или, скажем, повысить резервные требования к банкам и таким образом повлиять на процентные ставки и на объём выдаваемых банками кредитов. В последнем случае происходит сокращение безналичного обращения и соответственно уменьшается рост денежной массы. Центральный банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежной массы в обращении, а значит, и на масштаб цен, который объективно складывается на рынке товаров и услуг. Это влияние, так или иначе, распространяется на все объекты собственности, — начиная от заработной платы и кончая недвижимостью. В тех случаях, когда благодаря усилиям центрального банка происходит сокращение денежной массы, покупательная способность денег повышается. И наоборот, расширение денежной массы в обращении приводит к инфляции и снижению покупательной способности денег. При этом такое влияние центрального банка, по сути, остаётся незаметным. В этой способности центрального банка и заключает Свойства центрального банка находятся в определённом сочетании. Законодательство может прибавить ему рыночных свойств и убавить свойства государственной структуры либо сделать всё наоборот. После этого остаётся ожидать, к чему приведёт такой эксперимент на практике. [6]

Государство наделят центральный банк независимостью, если оно является правовым, а общество — гражданским, т.е. в случаях, когда государство не прибегает к методам внеэкономического принуждения. И этот баланс социальных интересов, как правило, закрепляется в законах. Законодатель должен выбирать тот или иной вариант закрепления правового статуса, структуры и функций центрального банка. В этом случае общество всегда платит за то, каких законодателей оно себе избирает. Причём платит в прямом смысле этого слова. Такая плата не всегда поддаётся конкретному исчислению. Но объективно всегда существует цена того или иного правительства или парламента. В смысле финансового вреда, которое оно причинило, или финансовой пользы, которую принесло финансам избравших его людей.

Само по себе свойство центрального банка осуществлять перераспределение денег из денежно-кредитной в государственную финансовую систему — это инструментальное свойство. Всё зависит от использования этого свойства. Оно может использоваться и во благо, и во вред обществу. Во вред — когда государство действует в разрез с интересами общества, а центральный банк этому соответствует, и во благо обществу — когда центральный банк регулирует денежные потолки в интересах населения страны, расширения финансовых возможностей её развития с учётом всех принципов гражданского общества.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.[7]

Центральный банк выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Денежно-кредитное регулирование экономики, проводимое Центральный банком, является составной частью экономической политики правительства. Основные методы воздействия государства через Центральный банк на масштабы и характер операций коммерческих банков: учетная политика Центрального банка, изменение нормы обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация экономических нормативов для банков.

Вывод:

Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками направлены на реализацию роли банковской системы в развитии экономики. Взаимодействие это идет по линии целевой ориентации и по линии его полномочий.

Основными целями кредитной политики государства на современном этапе развития кредитного рынка в нашей стране являются: снижение инфляции, обеспечение стабильного курса национальной валюты и бескризисного развития межбанковского рынка, стабилизация экономики, экономический рост и урегулирование государственного долга.

Приоритетной задачей, стоящей перед Центральным Банком Российской Федерации, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Функции и полномочия Центрального Банка Российской Федерации (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованиюФилиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета экономики и права в г. Усть-Илимске

(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)

Кафедра Юриспруденции и Правоведения контрольная работаПО банкосвкому правувариант № 19 Исполнитель Студент группы ЮПГу-03 Зернина Е.В. Руководитель Ст. преподаватель Козлов В.В. Усть-Илимск 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3

1.ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ…………………………….4

1.1. Центральный банк РФ …………………………………………………………..4

1.2. Полномочия Центрального банка РФ ……………………………………….5

1.3. Функции Центрального банка РФ …………………………………………….7

2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА …………………9

2.1. Определение и юридическая природа договора банковского счета…9

2.2. Субъекты договора банковского счета …………………………………11

2.3. Заключение договора банковского счета ………………………………….11

2.4. Расторжение договора банковского счета………………………………..13

2.5. Права и обязанности сторон договора банковского счета ……………15

3. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ ………………………………………………………………………..18

3.1. Понятие чека…………………………………………………………………..18

3.2. Порядок оплаты чека или передачи прав по нему……………………….20

3.3. Отказ от оплаты чека и ответственность чекодателя и плательщика..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы — необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Исходя из этого, Центральный банк РФ играют огромную роль в нашей жизни и является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России, рассмотрение договора банковского счета, определение чека и расчеты им.

1. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

1.1. Центральный банк РФ

Банк России, ЦБ РФ, главный банк РФ, осуществляющий основные функции в сфере регулирования кредитно-денежных, валютных, финансовых отношений в стране. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ, независим в своей деятельности в пределах установленных федеральными законами полномочий. В соответствии с Конституцией страны денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Основная функция ЦБ РФ — защита и обеспечение устойчивости рубля. Данную функцию ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ; эмиссия наличных денег, организация изъятия их из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Им же разрабатываются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, которые рассматривает Государственная Дума и принимает решение. ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ РФ является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в т.ч. клиринговых, систем в РФ. Устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. ЦБ РФ является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, другие предприятия, учреждения и организации.

1.2. Полномочия Центрального банка РФ

Ранее было сказано о том, что ЦБР является единственным органом денежно-кредитного регулирования РФ. В рамках данного правового статуса ЦБР проводит денежно-кредитную политику РФ в целом, основные направления которой ежегодно изменяются. В связи с этим согласно п. 1 ст. 115 БК РФ ЦБР совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и представляет их на рассмотрение Государственной Думы РФ. При разработке основных направлений денежно-кредитной политики государства должны быть приняты во внимание изменения, происшедшие в экономическом развитии страны за истекший год или планируемые в ближайшее время.

Общими для всех экономических ситуаций в стране направлениями денежно-кредитной политики являются следующие семь направлений.

1. Процентная политика заключается в том, что ЦБР определяет учетную ставку Банка России. Основной задачей процентной политики является оказание целенаправленного воздействия на рыночные процентные ставки, установленные кредитными организациями.

2. Политика минимальных резервов (резервная политика) — это утверждение и изменение нормативов минимальных резервов (обязательных нормативов). Под обязательными нормативами подразумеваются вклады коммерческих банков в ЦБР, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к размерам банковских обязательств. Резервная политика направлена на обеспечение постоянного уровня ликвидности и кредитоспособности кредитных организаций.

3. Политика открытого рынка заключается в купле-продаже ЦБР ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача ЦБР при проведении политики открытого рынка заключается в регулировании спроса и предложения на выпущенные в обращение ценные бумаги.

4.Рефинансирование — это кредитование кредитных организаций, осуществляемое ЦБР в целях их финансового оздоровления.

5.Валютное регулирование — это комплекс мер, осуществляемых ЦБР путем валютных интервенций, а также валютный контроль. При этом под валютными интервенциями ЦБР понимаются купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке, определение официального курса российской валюты, публикация официальных котировок иностранных валют к российской.

6. Установление прямых количественных ограничений — это установление лимитов рефинансирования банков, а также лимитов на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Прямые количественные ограничения ЦБР с согласия Правительства РФ.

7. Установление ориентиров роста денежной массы.

Важно отметить существенные особенности правового положения ЦБР как участника бюджетного процесса.

Во-первых, ЦБР — это главный банк в банковской системе РФ, средства которого являются федеральной собственностью. Таким образом, ЦБР как любая другая кредитная организация является юридическим лицом. Однако в отличие от иных кредитных организаций, являющихся коммерческими юридическими лицами, ЦБР не может осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Вместе с тем ЦБР является самостоятельным кредитным учреждением и находится на самофинансировании, т.е. погашает расходы за счет собственных доходов. РФ и ЦБР не несут ответственности по обязательствам друг друга, однако средства ЦБР находятся в федеральной собственности. Несмотря на это, существует тесная взаимосвязь между ЦБР и государством: с одной стороны, ЦБР обязан направлять 50% полученных доходов в федеральный бюджет, с другой стороны — освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, установленных на территории Российской Федерации. При рассмотрении ЦБР в качестве звена банковской системы наиболее ярко проявляется его финансовая независимость от бюджетных средств.

Во-вторых, ЦБР — это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость ЦБР от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с этим ЦБР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе РФ, Председатель ЦБР назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ. Кандидатура на должность Председателя ЦБР представляется Президентом РФ. Кроме того, в рамках денежно-кредитного регулирования ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, координирует направления своей деятельности с деятельностью Правительства РФ. При рассмотрении ЦБР в качестве органа денежно-кредитного регулирования наиболее ярко проявляется его взаимосвязь с иными органами, обладающими бюджетными полномочиями.

Правовой статус и функции Банка России

Конституция Российской Федерации, статья 75.

Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

Федеральный закон о банках и банковской деятельности

Правовой статус

Статья 75 Конституции Российской Федерации. устанавливает особый правовой статус Банка России, дает ему исключительное право выпуска валюты (Часть 1) и защитить рубль и обеспечить его стабильность, что является основной функцией Банка России (Часть 2).В статус, цели, функции и полномочия Банка России также предусмотрена Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банк Российской Федерации (Банк России) »и другие федеральные законы.

Согласно статье 3 Федерального закона «О Центральном банке» Российской Федерации (Банк России) », цели Банк России должен защищать рубль и обеспечивать его стабильность, продвигать развитие и укрепление банковской системы России, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, развитие финансовой рынок Российской Федерации и обеспечить его стабильность.

Ключевой элемент правового статуса Банка России его независимость, которая подразумевает, прежде всего, что Банк России — особый общественно-правовой институт, имеющий исключительное право выпускать валюту и организовывать его тираж. Банк России не является государственным органом сила, но его силы, по сути, являются функциями тела государственной власти, поскольку их реализация подразумевает использование государственной принуждение. Банк России выполняет функции и осуществляет полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) »независимо от федеральных органов государственной власти, региональные власти и органы местного самоуправления.Его независимый статус кодифицируется в статье 75 Конституции Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона «О Центральный банк Российской Федерации (Банк России) ».

Законодательные полномочия Банка России предполагают его исключительную право издавать нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, региональных властей, органов местного самоуправления и всех юридических юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) »и других федеральных законов.Согласно статье 104 Закона Конституции РФ у Банка России нет право законодательной инициативы, но оно задействовано в законотворческом процессе не только в силу издания собственных нормативных актов, но и в связи с тем, что проекты федеральных законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти об исполнении Банком России своих функции должны быть переданы на рассмотрение в Банк России и одобрение.

Банк Руси

.

Банковское законодательство | Банк России

Банковское законодательство — отрасль права, представляющая собой систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). ) »(Далее — Закон о Банке России), Федеральный закон от 29.07.2012 г.395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», а также других федеральных законов и нормативных актов Банка России.

Пункт g статьи 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии и основ ценовой политики. Это положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

Часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип независимости Банка России от других государственных органов при выполнении своей основной функции по защите рубля и обеспечению его стабильности.

Закон о Банке России закрепляет принцип независимости Банка России, согласно которому Банк России осуществляет функции и полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, независимо от других федеральных органов власти. государственная власть, региональные власти и органы местного самоуправления.

Закон о Банке России устанавливает правовой статус Банка России, размер его уставного капитала, порядок создания Национального банковского совета и органов управления и их основные функции; регулирует отношения между Банком России и органами государственной власти и местного самоуправления и отношения между Банком России и кредитными организациями; изложены принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; устанавливает принципы проведения денежно-кредитной политики и определяет ее инструменты; перечисляет операции и сделки Банка России; устанавливает полномочия в области банковского регулирования и надзора, а также формулирует принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

Статья 4 Закона о Банке России перечисляет функции, выполняемые Банком России.

Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, Банк России издает в виде распоряжений, постановлений и инструкций нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами власти. государственная власть, региональные власти, органы местного самоуправления и все юридические и физические лица. За некоторыми исключениями, нормативные правовые акты Банка России подлежат регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.Помимо издания собственных нормативных правовых актов, Банк России принимает активное участие и в других формах законодательного процесса, поскольку согласно закону разрабатываются проекты федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся деятельности Банка. России его функций представить в Банк России на рассмотрение и утверждение.

Еще одним базовым федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», который определяет основные термины, используемые в правовом регулировании банковской деятельности, такие как «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация». , «Банковская группа» и др.

Настоящий Федеральный закон определяет код

.

ЦБ РФ

Блок 4

Информация для изучения

Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) — один из немногих центральных банков в бывших коммунистических странах Европы, который не утверждает, что был создан точно так же, как немецкий Бундесбанк. Это также хорошо, потому что он имеет больше формальных обязанностей и полномочий, чем Бундесбанк, согласно конституции и (пересмотренному) закону о центральном банке от апреля 1995 года.Это может быть не очень хорошо.

В отличие от Бундесбанка, ЦБ РФ конституционно независим. В статье 75 Конституции, принятой в декабре 1993 года и полностью воспроизводимой ниже, говорится, что:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. * Ввод и эмиссия иных денег на территории РФ не допускаются.

2. Защита и обеспечение стабильности рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом .

4.Государственные займы выдаются в порядке, установленном федеральным законом, и принимаются на добровольной основе.

* Закон о центральном банке был принят в 1992 году, но с тех пор в него несколько раз вносились поправки, последний раз в апреле 1995 года. Согласно закону, кандидат на пост управляющего ЦБ РФ предлагается президентом и утверждается или отклоняется Думой. . Затем губернатор предлагает в Думу 12 членов совета директоров. Губернатор и члены совета директоров имеют срок полномочий четыре года.Это владение обеспечивается значительной, но не надежной защитой от внешнего вмешательства. ЦБ РФ и правительство по закону обязаны консультироваться друг с другом по вопросам своей ответственности только в целях координации. Отношения симметричны по закону. ЦБ РФ отчитывается перед Думой о денежно-кредитных условиях, но не получает инструкций от Думы или любого другого органа. ЦБ РФ законодательно — но не конституционно — запрещено денежное финансирование дефицита бюджета .Это определение не препятствует ЦБ РФ косвенно финансировать бюджет путем покупки государственных ценных бумаг на вторичном рынке .

ЦБ РФ несет единоличную ответственность за:

денежно-кредитная политика,

банковский надзор,

межбанковский расчет; и

банкир федерального правительства.

Он разделяет ответственность за:

держат (большую часть) валютных резервов у государства;

целевые показатели и режим обменного курса с правительством;

по надзору за ценными бумагами банков с Федеральной комиссией по ценным бумагам.

Правительство формально несет ответственность за политику обменного курса и ЦБ РФ за ее реализацию. Правительство имеет тенденцию разделять ведущую роль в политике с ЦБР, вероятно, потому, что существует высокая степень совпадения в мышлении двух организаций, например, о введении (и последующих модификациях) рублевого коридора.

фев-95 июн-95 окт-95 фев-96 июл-96 ноя-96 мар-97 июл-97 дек-97

Источник: Reuters и Российско-Европейский центр экономической политики

На практике независимость центрального банка не вытекает исключительно из закона; существует также популярная и элитная поддержка этой идеи.Кроме того, множество обязанностей может:

размывает «фокус» учреждения;

привести к потенциальным конфликтам

o между инструментами и целями,

o с правительством по вопросам политики и реализации обменного курса, и

o с Федеральной комиссией по ценным бумагам по надзору за операциями банков с ценными бумагами;

расширяет возможности для политических и административных ошибок, которые подрывают престиж учреждения и подрывают его.

Независимость ЦБ РФ еще предстоит полностью проверить. Пока картина открыта.

* Исполнительная власть, действуя совместно с Думой, приняла закон, обязывающий ЦБР перечислить в бюджет 5 трлн. Рублей (млрд. Долларов США) в июне 1996 года. Это был первый раз, когда независимость ЦБР была оспорена подобным образом; В начале июля ЦБ РФ обратился в Конституционный суд с просьбой пересмотреть закон в свете статьи 2 «Закона о центральном банке», согласно которой «Банк России имеет все полномочия владеть и контролировать свое имущество, а также отбирать собственность без ее согласия не допускается », — заявили в одной из западных юридических фирм в Москве.ЦБ РФ и правительство в конечном итоге пришли к соглашению, которое установило точные правовые нормы для передачи прибыли ЦБ РФ правительству. Похоже, что это в целом соответствует договоренностям в странах Западной Европы.

Похоже, что ЦБ РФ считает борьбу с инфляцией своей основной задачей, а стабилизацию рубля — средством достижения низкого уровня инфляции. Если инфляция начнет расти, а не падать в соответствии с целевыми показателями МВФ и бюджета, неясно, повысит ли ЦБ процентные ставки и допустит ли укрепление рубля.Столь трудный выбор может быть отложен на несколько лет, то есть до тех пор, пока восстановление экономики не наберет достаточный импульс, чтобы спровоцировать перегрев.

Правительство несет формальную ответственность за режим обменного курса и целевые показатели и работает в согласии с ЦБ РФ над разработкой и реализацией политики. Однако правительство могло бы помешать действиям ЦБ РФ, например, в борьбе с инфляцией, если бы он решил ввести более высокую норму обесценения рубля или девальвацию , или предотвратить повышение процентной ставки , например, изменив параметры коридор.

Операции на открытом рынке

* ЦБ РФ проводит операции на открытом рынке и в настоящее время приобрел большой портфель федеральных ценных бумаг. Это представляет собой непрямое кредитование правительства; прямое кредитование запрещено. МВФ ограничивает такое косвенное кредитование, но во внутреннем законодательстве , нет ничего, что регулировало бы эту практику. В прошлом году ЦБ РФ сохранил объем кредитования министерства финансов без изменений и, следовательно, не предоставил правительству прямого финансирования по марже .Тем не менее, ЦБ РФ приобрел ценных бумаг на 23 трлн руб. — почти наверняка государственные рублевые ценные бумаги, такие как казначейские векселя, — на сумму почти 59 трлн руб. Часть этого приобретения ценных бумаг может отражать обмен новыми ценными бумагами министерства финансов при списании части исторической задолженности министерства финансов перед ЦБ РФ. Это говорит о том, что ЦБ может владеть до 25% акций ГКО и ОФЗ, выпущенных в конце 1996 г., на сумму 237 трлн. Руб., И является крупным игроком на первичном и вторичном рынках государственных ценных бумаг.Как правительственный банкир, он, по-видимому, будет обязан стремиться к достижению целей своего клиента в отношении количества и стоимости ценных бумаг, выпускаемых государством, а также условий вторичного рынка.

Центральный банк Российской Федерации

Примечание: ИПЦ вырос на 20% с декабря 1995 года по ноябрь 1996 года.

Денежно-кредитная и валютная политика

Политика центрального банка

Основная ответственность Центрального банка России — стабильность валюты:

«Защита и обеспечение стабильности рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти.(Статья 75 Конституции принята в декабре 1993 года.)

* Денежно-кредитная политика ЦБ РФ также определяется его обязательствами как стороны, подписавшей меморандум ЦБ / правительства о денежно-кредитной, финансовой и экономической политике с МВФ в отношении расширенного механизма финансирования, согласованного МВФ в марте 1996 г. и в апреле. 1997. Следуя примеру большинства стран, Россия не опубликовала свои соглашения с МВФ, хотя она (но не МВФ) вольна сделать это. Мы полагаем, что соглашение включает верхние лимиты по кредитам ЦБ РФ (включая косвенные кредиты через покупку государственных ценных бумаг на вторичном рынке), предоставленным правительству, и по чистым внутренним активам ЦБ РФ (которые эквивалентны кредитам внутреннему сектору).Согласно моделям МВФ, эти потолки преследуют конечную цель обуздания инфляции путем контроля за предоставлением кредитов и созданием широкой денежной массы. Максимальный размер кредитов ЦБ РФ правительству должен соответствовать фискальной политике правительства, согласованной с МВФ. Мы полагаем, что существуют и другие ограничения, например, потолок дефицита бюджета и нижний предел доходов бюджета. Обычно это находится в контексте целевых показателей (но не договорных обязательств ) по инфляции и понимания обменного курса.

Словарь Примечания

1. в отличие от Бундесбанка.

2. вторичный рынок.

3. Банковский надзор.

4. Межбанковский расчет.

5. Политика механического обмена.

6. Денежно-кредитная политика.



: 2016-07-29; : 859 | |


:


:


:



© 2015-2020 лекции.org — -.
0 0 vote
Article Rating