Форма собственности центробанк: что это такое и какие функции

Содержание

Кому принадлежит Центробанк России и кто им управляет?

На волне конспирологических теорий, в интернете и даже в СМИ нередко звучат «риторические» вопросы на тему того, кому принадлежит Центробанк России. Бывают даже и такие версии, якобы ЦБ подконтролен непосредственно Резервной Системе США. На самом же деле Центральный Банк отчитывается исключительно перед Федеральным Собранием. Оформлен Банк как юридическое лицо с неопределенным организационно-правовым устройством. Формально, он независим от всех трех ветвей власти, тогда как фактически он подконтролен российскому правительству. Большая часть управления производится главным председателем Центрального Банка. С 2013-го года и по настоящее время этот пост занимает Эльвира Набиуллина.

История возникновения ЦБ

Можно с уверенностью говорить, что Центральный Банк в России — «главный банк» страны. Именно он определяет актуальный курс рубля, он обладает правом на эмиссию российского рубля и он же выполняет ряд других крайне важных для экономики России функций.

Поэтому и возникает вопрос, кому он подчиняется, ведь по сути у его учредителей — большая власть. Прежде чем разбираться, кто сегодня хозяин столь значимого учреждения, нужно вникнуть в историю его возникновения, т.к. без этого невозможно понять целесообразность Центробанка как института.

Центральный Банк России (ЦБР), по сути, является следующей ступенью Госбанка СССР, ликвидированного после развала Советского Союза. ЦБ РФ возник в самый разгар «парада суверенитетов», а именно: 13 июля 1990 года. Решение о создании Центробанка было принято Верховным Советом РСФСР, т.е. его первоначальным учредителем фактически являлось государство.

К началу лета 1991 года, Верховный Совет разработал Устав Госбанка РСФСР, который с некоторыми поправками до сих пор регулирует банковскую деятельность в РФ, в частности — деятельность Центробанка. Примерно в это же время на ЦБ были окончательно делегированы все обязанности и полномочия, которые ранее принадлежали Госбанку СССР.

В декабре 1991 года СССР распался, а вместе с ним был упразднен и Госбанк. Все национальные и валютные активы, содержащиеся на счетах Госбанка внутри России, были переданы на управление Центробанку.

Справка: название «Центральный Банк России» возникло не сразу, а лишь в 1992 году. Первоначально учреждение называлось «Государственный Банк РСФСР».

Таким образом, ЦБ возник на базе общего советского банка. Учредителем организации в 1990 году являлся Верховный Совет РСФСР, который в то время означал власть в нынешнем понимании.

Чем является ЦБ в настоящее время? Какие функции он выполняет?

По состоянию на 2020 год, Центробанк выполняет в России 6 крайне важных функций, от исполнения которых напрямую зависит развитие национальной экономики. Перечислим их по порядку:

  1. Центральный Банк имеет право выпускать постановления, регламентирующие или уточняющие в отдельных Федеральных Законах банковскую деятельность. Кроме ЦБ такими же правами на регламентирование деятельности банков обладают Президент Российской Федерации, Правительство РФ и Конституционный Суд, который может уточнять отдельные правовые акты, вступающие в противоречие с Конституцией РФ;
  2. Согласно ст. 75 Конституции РФ, исключительно Центробанк России имеет право выпускать (эмитировать) российский рубль — это называется монопольным правом на эмиссию;
  3. ЦБ обязан всячески содействовать Правительству РФ в пополнении/регулировании федерального бюджета. Например, на плечи ЦБ возложено: кредитование государственных федеральных органов при недостаточных поступлениях в бюджет; он должен быть посредником при проведении крупных финансовых операций между Россией и другой страной или между государственными структурами внутри страны. Кроме того, именно ЦБ должен регулярно пополнять золотовалютный резервный фонд и, в случае острой необходимости, реализовывать его;
  4. ЦБ должен быть главным банком страны. Это выражается в том, что именно ЦБ РФ устанавливает ставку рефинансирования, от которой зависит стоимость кредитования внутри страны и выгода от покупки облигаций за счет высоких процентных выплат. Кроме того, ЦБ должен выступать в роли посредника при безналичных расчетах между российскими банковскими организациями;
  5. ЦБ ответственен за установку актуального курса российского рубля по отношению ко всем остальным мировым валютам;
  6. Центробанк регулирует деятельность других банковских организаций на территории РФ, он выступает в роли одной из инстанций при желании обжаловать то или иное решение банка. Более того, на Центробанк ложится ответственность за сохранность резервов, полученных от российских частных, частично государственных и государственных банковских организаций.

Как можно увидеть в списке выше, Центральный Банк России — ключевой российский институт в секторе финансовых услуг. По этой причине уместно задаваться вопросом, кому он принадлежит.

сравнение банковских систем рф и сша

сравнение банковских систем рф и сша

Кому он принадлежит и кто им управляет?

ЦБ — это самостоятельная, отдельная от государства некоммерческая организация. Формально, это означает, что Центральный Банк — юридическое лицо с неопределенной организационно-правовой формой. В России больше нет организаций с таким устройством, и в этом смысле ЦБ уникален. Поэтому вопрос «кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет» сам по себе некорректен, тем более некорректно спрашивать, кто является его акционером.

Если же смотреть на реальную ситуацию, то фактически полным контролем над Банком обладает так называемая «власть», т.е. Президент, Правительство и Федеральное Собрание РФ. Во всех законодательных и правовых актах, в т.ч. в Гражданском Кодексе, это прямым текстом не указано (за исключением ст. 83 Конституции, где Президенту дано право назначать кого-либо главным председателем ЦБ).

В качестве наиболее важного аргумента в пользу подконтрольности ЦБ государству можно привести следующее: с юридической точки зрения Президент РФ и Правительство РФ могут выпускать Указы и Постановления соответственно, так или иначе касающихся деятельности Центробанка. В результате косвенно над ЦБР установлен контроль.

Управление Центробанком осуществляет главный председатель и 14 директоров совета. Главу представительства, как мы уже упоминали выше, назначает Президент соответствующим Указом. Деятельность ЦБ регламентирована отчасти Конституцией, отчасти — отдельными федеральными законами, главным из которых является ФЗ-86.

Формально, Центробанк не принадлежит ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти. Единственным органом в России, прямо влияющим на функционирование данного органа, является Федеральное Собрание: представительство ЦБ обязано ежегодно отчитываться перед ФС о проделанной работе.

Подытоживая все вышесказанное, никаких собственников, «состава владельцев» у ЦБ нет и никогда не было. Это юридическое лицо без учредителя, а значит, оно не является ни частной, ни государственной собственностью. А вот сам ЦБ вполне может быть владельцем какой-нибудь компании. Так, например, по состоянию на 2020 год Центробанку принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка (52,3%).

Почему ему отдана роль управления золотовалютными резервами?

Пожалуй, это самый главный вопрос. Он возникает потому, что среди российских граждан распространился миф, согласно которому якобы юридически золотовалютные резервы оформлены таким образом, что это выгодно в первую очередь Федеральной Резервной Системе Соединенных Штатов. Таким образом, вопрос, кому принадлежит Центробанк России и кто им управляет, как бы снимается «сам собой».

Да, действительно, при учреждении ЦБР был допущен ряд юридических ошибок, которые правили Ельцин и Путин на протяжении 90-х и начала 00-х годов. Но сейчас сформировалась устойчивая позиция, в соответствии с которой:

  • Государство делегировало Центробанку хранение золотовалютных резервов и их расширение за счет покупки облигаций США/Евросоюза;
  • Нигде даже речи не идет о том, что собственность в виде ЗВР переходит Центробанку. Все законодательные акты подчеркивают, что собственность лишь передается на хранение, но фактически она является федеральным имуществом.

Тогда почему и зачем ЗВР были отданы на хранение Центробанку? На то имеется несколько очень серьезных причин:

  1. Правительство РФ — это не статический институт, а динамический. Одни люди сменяют других, законы принимаются ежегодно и т.д. Поэтому неизвестно заранее, кто придет к власти — разумный и добропорядочный человек, или же полная противоположность этому образу. В свою очередь делегирование столь большей власти снимает значительную часть рисков: политики просто не смогут, даже если захотят, воспользоваться огромными денежными средствами ради политических интриг или голосов на выборах.
  2. От золотовалютных резервов зависит устойчивость национальной валюты. В кризисное время, когда основные экспортные товары России начинают резко падать в цене на международных рынках, образуется значительная «просадка» ВВП страны в долларовом выражении. Это неизбежно приводит к ослаблению рубля. Особенно страна зависима от цен на нефть, которым к тому же свойственно очень быстро дорожать или дешеветь из-за политических и/или финансовых событий. Золотовалютные резервы же способны смягчить падение — ЦБР просто финансирует золото в российский рубль для того, чтобы девальвация не была чересчур значительной и шокирующе быстрой, как это было в 1998 и 2014 годах.
  3. Хотя все ЗВР формально числятся федеральной собственностью, юридически все оформлено так, что при возникновении значительных долгов Центробанк не будет нести ответственность за действия Правительства.
    То же верно и наоборот: Правительство РФ не несет ответственность за действия ЦБ. Это, опять же, создает дополнительную безопасность: в случае военной интервенции со стороны чужого государства или нерациональной политики Правительства, вводящей страну в долги, ЦБ попросту сохранит все ЗВР России — так, как это регламентировано международными конвенциями и соглашениями.

Кто занимает управляющие посты в ЦБР?

Строго говоря правление ЦБ РФ можно разделить на две ветви: совет директоров и Национальный Финансовый Совет (НФС). В совете директоров находится 15 человек, включая главного председателя. Решение о назначении главы совета директоров принимает Президент, тогда как остальные 14 директоров назначаются в соответствии с указами главного председателя и Государственной Думы.

НФС состоит из 12-ти человек: два представителя назначаются Советом Федерации; Президент, Правительство и Госдума РФ поставляет по три человека. В НФС также входит главный представитель ЦБР.

Этот титульный и по сути руководящий пост в разное время занимали:

  • Георгий Матюхин с 1990 по 1992 гг.;
  • Виктор Геращенко дважды — с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002;
  • Сергей Игнатьев с 2003 по 2013 года;
  • Сергей Дубинин с 95-й по 98-й года;
  • Эльвира Набиуллина с 2013-го года по настоящее время.

Важно: хоть главный председатель и обладает рядом исключительных полномочий, тем не менее, его деятельность строго регламентирована законодательна. Основной перечень обязанностей и прав приведен в Федеральном Законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

совет директоров центробанкасовет директоров центробанка

Вывод

ЦБР — это частная некоммерческая и не государственная организация. Формально, Центральный Банк полностью независим от всей политической системы России, тогда как на практике ЦБР практически полностью подконтролен государству. Организация выполняет ряд крайне важных функций: например, эмиссия российского рубля или хранение и пополнение золотовалютных резервов.

Учредителем организации является Верховный Совет РСФСР. На данный момент никаких «владельцев» у ЦБР не имеется. Однако, в структуре Центробанка имеются руководящие посты, с 2013-го года управление ЦБ РФ взяла на себя Эльвира Набиуллина — главный председатель данной организации, утвержденный непосредственно Президентом РФ.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ — это… Что такое ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ?

главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

ЦБ действует на основании Конституции РФ и ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который является новой редакцией Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

ЦБ — юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения ЦБ обладает особой правосубъектностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права.

Обладая особой правовой природой, ЦБ учреждается и в особой организационной форме,которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. ЦБ не является государственным банком и обладает определенной степенью независимости от государства. ЦБ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость ЦБ, как и любого иного национального банка,является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью ЦБ. Принцип независимости, закрепленный в ст. 75 Конституции РФ, конкретизируется в ФЗ о ЦБ. Сводится он к следующему: а) правоспособность ЦБ вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; б) государство и ЦБ не отвечают, по обязательствам друг друга;

в) ЦБ подотчетен нижней палате парламента, а не Правительству РФ: г) ЦБ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность; д) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется ЦБ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом; е) представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета директоров ЦБ, обладают лишь правом совещательного голоса.

Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

ЦБ — орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ. Ее основные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ;

резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими ЦБ. ЦБ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в ЦБ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для ЦБ данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются сделки ЦБ с государственными ценными бумагами, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального бюджета и покрытия государственного внутреннего долга. ФЗ о ЦБ предоставляет ему право рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых ЦБ. Под рефинансированием понимается кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. Для обеспечения устойчивости рубля ЦБ осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. По закону ЦБ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом ФЗ о ЦБ допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого органа. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов. В то же время ЦБ запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. ЦБ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: право запроса информации о деятельности кредитной организации:право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации:право установления обязательных нормативов; право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок, кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает ЦБ. Особое внимание уделяется процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.

ЦБ осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. ФЗ о банках и банковской деятельности подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.

Как эмиссионный центр ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии из обращения старых принимается Советом директоров ЦБ. Одна из основных функций ЦБ — организация безналичных расчетов. ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.

ЦБ в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные акты, которые обязательны для органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физическихлиц. ЦБ не наделен правом законодательной инициативы и поэтому вносит законопроекты в ГД через представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в ЦБ проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в ГД. ЦБ возглавляет Совет директоров — коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года ГД по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров обязан проводить заседания не реже 1 раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание назначается Председателем ЦБ, лицом, его замещающим, или по требованию не менее 3 членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета Председатель ЦБ, который назначается на должность ГД сроком на 4 года. Кандидатуру на пост Председателя ЦБ предлагает ГД Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя ЦБ более 3 сроков подряд. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной

структурой управления. В нее входят:

центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения ЦБ не имеют статуса юридического лица и не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, они действуют на основании Положения. Полевые учреждения ЦБ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.

Классифицируя национальные банки, следует выделить три основные формы, в которых они могут быть образованы: а) акционерное общество, например, в Австрии и Швейцарии\’, б) юридическое лицо публичного права — Германия и Франция, в) особое объединение эмиссионных банков — США. С точки зрения традиции континентальной системы права наибольший интерес представляет собой Федеральная резервная система (ФРС), действующая в качестве национального банка США. ФРС была создана Законом о ФРС в 1913 г. для более безопасной и гибкой банковской и кредитно-денежной системы, получения процентов по коммерческим кредитам и улучшения контроля за банковской системой. ФРС не представляет собой единую организационную структуру; скорее это весьма сложный конгломерат из различных органов, объединенных общей целью деятельности:

Совет управляющих ФРС; Комитет по операциям на открытом рынке ФРС:

12 федеральных резервных банков. В ФРС также входит несколько консультативных советов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет. Председатель и вице-председатель Совета назначаются сроком на 4 года президентом США из числа членов Совета. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики; установление резервных требований; контроль и регулирование деятельности банков;

надзор за деятельностью банков. Совет управляющих осуществляет общее руководство за деятельностью 12 4)едераль-ных резервных банков. Их основными функциями являются: установление дисконтной ставки; предоставление банкам ссуд посредством «дисконтного окна»:

выпуск наличных денег в обращение;

осуществление инкассации и расчетные операции; работа с долгом Правительства США. Совет управляющих и федеральные резервные банки образуют Комитет по операциям на открытом рынке. В Комитет входят 7 управляющих от Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.

Лубенченко К.Д., Казлачков А.А.

Энциклопедия юриста. 2005.

Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 02.10.2020

1 2896 ПАО АКБ «1Банк» ПАО 10.06.1994 ОТЗ 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул. Станиславского, 10
2 Расчетная НКО 3309-К НКО «21 ВЕК» (ООО) ООО (Паевое) 26.02.1997 ОТЗ 197110, Санкт-Петербург, Песочная набережная, дом 40, литера А, помещение 26-Н
3 2306 АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) ПАО 22.04.1993 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 18
4 2879 ПАО АКБ «АВАНГАРД» ПАО 09.06.1994 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д.12, стр. 1
5 415 ООО Банк «Аверс» ООО (Паевое) 25.09.1990 420111, г.Казань, ул.Мусы Джалиля, д.3
6 1455 АО «Автоградбанк» НПАО 26.04.1991 423831, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Хасана Туфана,43
7 1973 ООО «АвтоКредитБанк» ООО (Паевое) 22.07.1992 420081, г.Казань, пр-т А. Камалеева, д.16а
8 2776 ООО «АТБ» Банк ООО (Паевое) 05.04.1994 123007, г. Москва, 1-я Магистральная улица, д. 13, стр. 2
9 3231 БАНК «АГОРА» ООО ООО (Паевое) 14.03.1995 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 8, корп. 2
10 1946 ПАО АГРОИНКОМБАНК ПАО 06.07.1992 ОТЗ 414000, город Астрахань, пл. Ленина/ул. Бурова, 10/3, помещение 73
11 2880 АО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» НПАО 09.06.1994 140083, Московская область, г. Лыткарино, 5-й микрорайон, квартал 2, д. 13
12 2860 (АО «Банк „Агророс“) НПАО 23.05.1994 4

Список государственных банков России 2020, госбанки РФ, банки с господдержкой

Принадлежность банка государству в России означает серьезный бонус для его развития и, самое главное, устойчивости и надежности. В случае возникновения проблем с платежеспособностью, такой банк с высокой вероятностью получит финансовую и административную помощь или будет санирован. Дело в том, что возможное банкротство такого банка — сильный удар по репутации государства, вопрос финансово и политически очень неудобный. Государственное участие в деятельности банков различается по уровню контроля (полный, частичный), форме присутствия в капитале (прямое или косвенное), виду госструктур (правительство России, субъекты РФ, муниципальные образования). Банки с госучастием, как правило, не предлагают самых выгодных условий обслуживания, низких ставок по кредитам или высоких ставок по вкладам.

Отметим, что Банк России (Центральный Банк, ЦБ РФ) и Внешэкономбанк (ВЭБ), несмотря на название, банками не являются, потому что не имеют банковской лицензии. Несмотря на это, они могут выполнять весь спектр банковских операций. ЦБ РФ — это государственный орган управления финансовой системой страны (регулятор), эмитент денег, «банк для банков». Внешэкономбанк — это государственная корпорация развития, созданная для стимулирования развития народного хозяйства и реализации национальных проектов.

Государственный банк

Контрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций. Особенностями таких банков являются устоявшаяся клиентская база, административный ресурс, возможность получения помощи от государства, относительно невысокие ставки по вкладам и (необязательно) кредитам.

Банк с госучастием

Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до

Как показывает практика, банки, где государство обладает контрольной долей в капитале (более 50% акций), практически всегда получают помощь в случае появления финансовых затруднений (в виде вливаний в капитал или процедуры санации). Для клиентов государственного банка крайне мала (но не равна нулю) вероятность потерять в нем свои средства и сбережения. Отметим, что чем большая доля в капитале приходится на государственные структуры, тем больше вероятность получения финансовой помощи. Также следует учитывать, что государство может владеть банком напрямую, через муниципальные и республиканские администрации, через коммерческие структуры (где государство владеет контрольным пакетом) и т.д. Уровень надежности таких банков неравнозначен. Бывали случаи, когда отзывались лицензии у банков, значительными пакетами в которых владели муниципальные образования, власти субъектов РФ, госкомпании.

Типы государственных банков

Тип банкаОписаниеУровень риска
ГосударственныйКонтрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций.Низкий
Госучастие

Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до 50%. Банком (долей в нем) владеет либо правительство РФ, либо администрация субъекта РФ, либо администрация муниципального образования.

Умеренный

Полный список государственных банков России

ЦБ РФ и его влияние на экономику и банковский сектор

ЦБ РФ – главный банк Российской Федерации, существующий обособленно и имеющий огромное влияние на государство. Это банковское учреждение первого уровня в финансовой системе страны. ЦБ РФ выполняет функции главного и единственного денежно-кредитного, эмиссионного, экономического регулятора, разрабатывая и проводя в координации с Правительством Российской Федерации денежную политику.

ЦБ России

Центральный Банк – не просто «центр» экономики России и «банк как таковой», но особый публично-правовой институт, координирующий и регулирующий деятельность всей финансовой системы. Конституция РФ в статье 75 указывает, что основная функция ЦБ – обеспечение устойчивого положения и защиты нацвалюты — российского рубля. Согласно главному закону страны Центробанк обладает исключительным правом эмиссии рублевой массы.

У Центробанка нет хозяина: он не подчиняется федеральной власти и властным органам на местах, но подотчетен Госдуме. Таким образом, государство – не владелец Центрального Банка, он представляет собой самостоятельную негосударственную организацию. Управление осуществляется Национальным банковским советом, далее в иерархии присутствует Совет директоров под главенством Председателя ЦБ. В период написания данной статьи полномочия Председателя Банка России принадлежат Эльвире Набиуллиной. Уставный капитал Центрального Банка, оцениваемый в 3 млрд. р., как и прочее его имущество, пребывают в федеральном владении. Центробанк является юридическим лицом, чей правовой статус обозначен Конституцией и Федеральным законом, органы управления расположены в Москве, официальный сайт учреждения: http://cbr.ru/. ЦБ РФ может самостоятельно издавать нормативно-правовые распоряжения и акты, которые касаются функционирования банковского сектора и регистрируются в законном порядке.

У специалистов банковской сферы и просто интересующихся людей часто возникают вопросы:

  • кто учредители банка;
  • кому принадлежит контрольный пакет;
  • частный это банк или государственный;
  • какова форма собственности;
  • кому он подотчетен.

Ответить на эти вопросы, кроме последнего (см. выше), может быть непросто. Анализ статей законов и нормативных актов, уставов госбанков советского и постсоветского периодов указывает, что современный ЦБ РФ – правопреемник основанного в 1921 году Государственного банка РСФСР, учредителем которого была молодая советская республика. С 1921 главный национальный банк претерпел несколько преобразований, окончившихся созданием Госбанка СССР, чьи функции в 1990 году унаследовал Центробанк.

Можно сделать вывод, что банк это государственный, но, фактически, форма собственности не определена, как и собственник, учреждение представляет собой отдельную структуру в правовом и экономическом поле РФ.

Нет для него и понятия «контрольного пакета акций», поскольку Центральный Банк – это не акционерное общество.

Структура и органы управления

В ЦБ РФ реализована вертикальная система управления. Она состоит из элементов:

  1. Центрального аппарата ЦБ, в чьем составе есть несколько департаментов, отделов и управлений, пресс-служба, а также собственный научно-исследовательский институт, технический, учебный и вычислительный центры, редакция издания «Деньги и кредит».
  2. Территориальных подразделений, исполняющих функции Банка России на местах.
  3. Структурных подразделений – департаментов, ответственных за политику Центробанка в различных сферах деятельности.
  4. Рассчетно-кассовых центров.

Вертикаль управления Центрального аппарата выглядит следующим образом (сверху вниз):

  1. Председатель Банка России – руководитель организации, который, фактически, управляет ею.
  2. Первые заместители.
  3. Заместители.
  4. Руководители департаментов.

От ЦА управленческая структура распространяется на различные управления, департаменты, подведомственные учреждения, нацбанки, РКЦ и территориальные отделения.

Структура и органы управления ЦБ

Функции и деятельность

В ведении Центрального Банка находятся:

  • эмиссия денег;
  • контроль за функционированием кредитно-финансовых учреждений России;
  • защита национальной валюты РФ;
  • установление курса зарубежной валюты на текущую дату, диапазонов процентных ставок;
  • управление золотым запасом;
  • организация платежей и расчетов в государстве.

Кроме того, ЦБ – это «банк банков», первичный кредитор прочих кредитных учреждений, организующий, помимо прочего, их рефинансирование. ЦБ – главный расчетно-кассовый центр страны.

Денежная эмиссия

Это одна их основных функций организации. Центральный Банк – монопольный эмитент национальной валюты, как по закону, так и исторически. Помимо запуска в оборот денежной массы, Центробанк создает резервы и определяет порядок обращения денег на территории государства.

Выпуск в оборот денег сегодня реализуется методом кредитования бюджета и банков коммерческого сектора, приобретения ценных валютных бумаг. Обеспечиваются деньги государственными облигациями.

Функционал «Банка банков»

Ключевые клиенты Центрального Банка – кредитно-финансовые организации, а не предприятия или население. Коммерческие учреждения хранят в Центробанке часть средств в форме резервов и могут получать финансирование от него в виде кредитов.

Также Центробанк контролирует и регулирует работу банковских учреждений страны, служит для финансовой системы информационным и исследовательским центром. К полномочиям относится право регистрации и выдачи лицензий банкирам на ведение деятельности и отзыв таковых в установленных случаях (например, невыполнение предписания ЦБ).

Банк правительства РФ

Итак, ЦБ работает для правительства:

  • размещает и погашает госдолг;
  • осуществляет кассовое исполнение госбюджета;
  • ведет правительственные счета;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие наличных;
  • обеспечивает переводы при международных валютных расчетах.

ЦБ кредитует государство на возмещение трат и восполнение бюджетного дефицита, кредитование выполняется госзаймами, удостоверяемыми долговыми обязательствами.

Денежно-кредитное регулирование

Как уже упоминалось, ЦБ – финансовый регулятор страны. Он реализует систему мер организации и поддержки безопасной, стабильной работы банков, должен нейтрализовывать факторы дестабилизации в данной сфере.

Цели регуляторно-надзорной функции – сделать банковскую сферу РФ стабильной, защитить интересы кредиторов, корпоративных, институциональных и частных вкладчиков, снизать уровень безработицы, удерживать инфляцию, спрогнозировать инфляционную ситуацию.

Резервами Центрального Банка компенсируются вклады физических лиц, не подпадающие под возврат из средств АСВ.

Реализация валютной политики

ЦБ регулирует золотые и валютные национальные резервы, формирует структуру и занимается оптимальным размещением таковых. Резервы могут размещаться в государственных ценных бумагах и зарубежных депозитах. Также он отвечает за взаимоотношения с МВФ.

Организация расчетно-платежной экосистемы

В эту функцию Центрального Банка входит:

  • осуществление денежно-кредитной, учетной политики страны;
  • обеспечение стабильности и надежности финансовой системы;
  • поддержание эффективности платежной системы РФ.

ЦБ должен обеспечивать минимизацию рисков для финансовой системы, включая расчеты и платежи. Он выступает в роли посредника для расчетов между банками.

Роль Банка России в экономическом развитии страны

Как свидетельствует изложенное выше, Центробанк – экономический мегарегулятор, оказывающий влияние не только на сферу финансов и банкинга, но и государство в целом. Он определяет и реализует все основные параметры кредитно-денежной политики государства. Монополия на эмиссию денег делает его единственным источником денежной массы. Центробанк ограничивает ставку рефинансирования и максимальные ставки по кредитам, обеспечивая игрокам рынка доступ к максимально комфортным в сложившейся ситуации условиям кредитования.

Задача ЦБ №1 – поддержание и защита государственной валюты, а также общей экономической стабильности. От его действий (или бездействия) будет зависеть курс рубля к доллару, евро, прочим валютам и состояние «здоровья» российской экономики. Для достижения этой глобальной задачи ЦБ проводит ряд мер, таких, например, как надзорно-контрольные мероприятия в отношении кредитно-финансовых институтов. Учреждения, не прошедшие такую проверку, исключаются из экономики страны.

ЦБ принимает меры по ограничению и удержанию инфляции, что прямо сказывается на благосостоянии и уровне жизни граждан. Также он обладает собственным аналитическим инструментарием, позволяющим прогнозировать дальнейшее развитие событий в мире экономики и строить политику действий согласно этому прогнозу.

Наконец, ЦБ является важным элементом вертикали власти. На текущий момент одной из основных задач руководство ЦБ считает минимизацию последствий воздействия глобального кризиса и наложенных на РФ санкций на экономику страны и благосостояние ее граждан.

Читайте также

К вопросу об определении организационно-правовой формы Центрального банка РФ



В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая статус, функции и полномочия Банка России.

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма.

Проблема правового статуса Центрального банка РФ до сих пор остается неразрешенной законодателем. Существуют и разные теоретические подходы к определению его правовой природы, но необходимо заметить, что у научного сообщества также отсутствует приверженность к определенной позиции.

Однозначно можно сказать, что Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу, так как обладает публично-правовыми полномочиями, но и имеет все необходимые возможности для успешного участия в гражданском обороте наряду с другими субъектами.

Предметным законом, регламентирующим деятельность Банка России, является Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Данный закон определяет его статус, цели, функции и полномочия.

В статье 1 указанного закона закрепляется, что Банк России является юридическим лицом. Такая формулировка дает основания предполагать, что ЦБ РФ является больше институтом частного права, нежели публичного.

Продолжая анализировать данную статью, стоит отметить ещё одну интересную формулировку, которая гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Получается, что при конструкции «от других федеральных органов», законодатель ставит Банк России в один ряд с государственными органами и признает ведущее государственное начало в нем [2].

Таким образом, анализ юридической техники данной статьи лишь заводит в дальнейший тупик, так как взгляд на правовую природу ЦБ РФ меняется от абзаца к абзацу.

Однако остановимся на формулировке того, что Банк России является юридическим лицом и проанализируем разные точки зрения авторов.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [3].

Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации».

Конституция РФ в статье 75 подчеркивает особый конституционно-правовой статус ЦБ, отмечая его монополию на денежную эмиссию в РФ.

На официальном сайте ЦБ РФ представлена формулировка, что важным принципом деятельности Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения [4].

Далее отмечается, что ЦБ РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, которые предусмотрены в предметном ФЗ.

Бадтиев А. Ф. в своей работе пришел к следующим выводам. Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].

С такой позицией сложно согласиться, так как в законе о ЦБ РФ нет ни слова о передаче имущества на праве оперативного управления, а также объем, предусмотренных в законе правомочий, значительно шире. Учреждение финансируется собственником, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Макарова Я. М. отмечает особый статус ЦБ РФ, предлагая определить его как юридическое лицо публичного права, так как создан ЦБ путем принятия публичного акта, имеет публичные цели деятельности, а также властные полномочия. Отмечается, что ЦБ РФ не имеет членства и уставных документов [6].

Контраргументом такой позиции будет статья 2 ФЗ «О ЦБ РФ», закрепляющая, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, поэтому собственник имущества не банк, а государство.

Гейвандов Я. А. предполагает, что ЦБ РФ следует рассматривать как уникальное образование, которое имеет двойственную природу. С одной стороны является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны — это государственное унитарное предприятие [7].

Первая часть правовой природы не вызывает вопросов, но определение ЦБ РФ в качестве предприятия требует обращения к ФЗ «О ЦБ РФ». За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, но в законе нет на это прямого указания, а сам объем правомочий значительно больше. Статья 3 ФЗ «О ЦБ РФ» предусматривает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, отмечая некоммерческий характер деятельности.

Предприятие имеет устав, но ЦБ РФ образован в соответствии с ФЗ. Предприятие также имеет возможность участия в капиталах иных организаций, а ЦБ может участвовать только в капитале Сберегательного банка Российской Федерации.

Таким образом, нельзя точно отнести ЦБ РФ к органу государственной власти или к юридическому лицу. Сама сущность правовой природы определяет его особый статус и направление деятельности. Такая двойственность является даже выгодной самому Банку России, так как позволяет обладать более высоким статусом, нежели обычный участник гражданского оборота, иметь повышенную защищенность с позиции государства, а также наделяет его властными полномочиями. Но, наряду с таким положением дел, ЦБ РФ остается юридическим лицом, что оставляет за ним возможность получения прибыли. Отсутствие четко закрепленной организационно-правовой формы делает имущество Банка России не досягаемым для возможного обращения на него взыскания. Следовательно, такое пограничное состояние отвечает интересам государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (дата обращения: 11.12.2019).
  2. Нарышкин Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. — 2019. — № 20. — С. 346–348. — URL https://moluch.ru/archive/258/59136/ (дата обращения: 11.12.2019).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019), (дата обращения: 11.12.2019).
  4. URL https://cbr.ru/today/bankstatus/ (дата обращения: 11.12.2019).
  5. Бадтиев А. Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. — М.: Юрист, 2004, № 5. — С. 61–65.
  6. Макарова Янина Михайловна. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2001.
  7. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус, организация, функции, полномочия / Гейвандов Я. А. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. — 208 c.

Основные термины (генерируются автоматически): Банк России, ЦБ РФ, государственная власть, Российская Федерация, юридическое лицо, правовая природа, Центральный банк, центральный банк РФ, орган, гражданский оборот.

Собственность центральных банков — Bank Underground

Давид Бхолат и Карла Мартинес Гутьеррес

Во всем мире центральные банки имеют несколько различных структур собственности. На одном конце спектра находятся центральные банки, такие как Банк Англии, которые полностью принадлежат государственному сектору. На другом конце — центральные банки, такие как Banca d’Italia, акционерами которого являются полностью частные предприятия. А между ними находятся центральные банки, такие как Банк Японии.Но имеют ли значение эти различия?

В этом сообщении блога мы исследуем разнообразие структур собственности центральных банков, как исторически, так и глобально. Мы также предлагаем области для будущих исследований по этой теме.

Разделение собственности и контроля центрального банка

Право собственности — это сложное понятие, совокупность прав и обязанностей. Говоря обыденным языком, если я говорю, что у меня есть велосипед, это означает, что я владею велосипедом и могу использовать его как захочу.Собственность подразумевает контроль.

Однако, как впервые заметили Торстейн Веблен, Адольф Берле и Гардинер Минс, в современных корпорациях контроль иногда отделяется от собственности. Владельцы корпораций (акционеры) обычно отвлечены от своей повседневной деятельности. Вместо этого контроль над корпоративными ресурсами обычно осуществляется ее руководством. Поэтому сказать, что я владею акциями корпорации, имеет гораздо более узкое значение, чем когда я говорю, что владею велосипедом. В случае с корпорацией я в основном говорю, что у меня есть финансовый интерес в бизнесе, в частности, что я остаточный заявитель на прибыль корпорации после того, как все другие заявители, такие как служащие, кредиторы и правительство (налоги), были платный.

Веблен, Берл и Минс разработали свои идеи с учетом интересов коммерческих корпораций частного сектора. Тем не менее проведенное ими различие между владением и контролем удивительно применимо к большинству современных центральных банков. Владельцы центральных банков, в основном правительства, обычно несут ответственность за назначение руководителей и получают долю от прибыли центральных банков. Повседневный контроль над центральным банком делегирован высшему руководству центрального банка и комитетам по политике.

Хотя и современные центральные банки, и современные корпорации часто характеризуются разделением между владением и контролем, существуют ключевые различия в их организационных целях. Целью большинства корпораций частного сектора является получение прибыли для акционеров. Напротив, центральные банки обычно имеют законодательные полномочия, основанные на целях всей экономики — например, ценовая стабильность, финансовая стабильность и функционирование рынка. Это независимо от того, полностью ли центральные банки принадлежат правительству или, как в некоторых случаях, подробно описанных ниже, их остаточные заявители требований являются организациями частного сектора.

Следовательно, вопрос о собственности центрального банка рассматривается большинством ученых как второстепенный. Тем не менее, проблема владения центральным банком является важной темой для пересмотра в настоящее время, когда конституционная основа центральных банков получает повышенное внимание (Goodhart and Lastra 2017; Tucker 2018). Далее мы предлагаем обзор разнообразных структур собственности центральных банков в историческом и глобальном масштабе.

Национализация центрального банка

В начале двадцатого века центральные банки были примерно равномерно смешаны с акционерами частного и государственного секторов (рис. 1).Все изменилось к середине века. Некоторые авторитетные центральные банки, такие как Банк Англии, были национализированы (Рисунок 2). В то же время почти все центральные банки, созданные в постколониальных государствах, были полностью государственными. К концу века осталась лишь горстка центральных банков с акционерами из частного сектора.

Рисунок 1: Модель собственности центральных банков во всем мире с 1900 по настоящее время

Источник: сайты центральных банков

Рисунок 2: Список национализированных центральных банков во всем мире в порядке года национализации

Источник: сайты центральных банков

Хотя в настоящее время преобладают центральные банки, принадлежащие государству, некоторые центральные банки все еще имеют формы владения акциями частного сектора.К ним относятся центральные банки США, Японии и Швейцарии. На Рисунке 3 эти центральные банки классифицируются в зависимости от того, принадлежат ли они правительству, банкам частного сектора, другим акционерам частного сектора или некоторой их комбинации. «Другие акционеры частного сектора» означают физических лиц и / или небанковские учреждения частного сектора. Европейский центральный банк (ЕЦБ) представляет собой четвертую модель собственности, недостаточно отраженную на Рисунке 3, поскольку она установлена ​​соглашением между государствами-членами ЕС.Помимо ЕЦБ, к другим наднациональным центральным банкам относятся Восточно-Карибский центральный банк, Банк центральноафриканских государств и Центральный банк западноафриканских государств.

Рисунок 3: Классификация центральных банков по собственности

Источник: на основе de Kock (1965), Rossouw (2018) и информации с веб-сайтов центральных банков.

На Рисунке 4 представлена ​​более подробная информация о центральных банках, которые не полностью принадлежат правительству. Модели собственности этих девяти центральных банков значительно различаются.Хотя у центральных банков Японии, Сан-Марино и Турции есть несколько акционеров из частного сектора, мажоритарным акционером по-прежнему является государство. В Бельгии и Швейцарии около половины акций принадлежит государству. Напротив, правительства США, Италии и Южной Африки не имеют формальной доли владения в своих центральных банках. Банк Греции представляет более смешанную модель, хотя следует иметь в виду, что он, наряду с центральными банками Бельгии и Италии, является членом Евросистемы.

Рисунок 4: Институциональная информация о центральных банках, не полностью принадлежащих правительствам

Источник: сайты центральных банков

Рисунок 4 также демонстрирует неоднородность между этими центральными банками в том, как они оплачивают вознаграждение своим акционерам из частного сектора. В некоторых случаях, например в Федеральной резервной системе США, сумма, выплачиваемая акционерам, является фиксированной, так что дивиденды очень похожи на купонную выплату по облигации. В других случаях, как в Турции, вознаграждение варьируется и носит дискреционный характер, хотя даже здесь оно ограничено.В недавнем исследовании делается вывод о том, что центральные банки с акционерами из частного сектора не отличаются от центральных банков с акционерами только из государственного сектора ни по своей прибыльности, ни по доле прибыли, которую они распределяют между акционерами.

Программа перспективных исследований

В этом блоге представлены основы владения центральным банком. Иногда некоторые люди утверждают, что центральные банки должны быть полностью приватизированы, а крупнейшие банки частного сектора должны играть роль кредиторов последней инстанции.И наоборот, некоторые утверждают, что центральные банки следует полностью национализировать. Однако владение центральным банком само по себе может не иметь значения. Вместо этого решающими факторами могут быть другие аспекты их управления, особенно их заявления о миссии. Сегодня все центральные банки, полностью ли принадлежащие правительству или акции которых принадлежат предприятиям частного сектора, имеют полномочия, основанные на результатах в масштабах всей экономики. Настоящий центральный банк частного сектора без явных или подразумеваемых государственных гарантий, который исключительно преследует цель получения прибыли для своих акционеров, вероятно, будет вести себя иначе, чем нынешние центральные банки, которые ставят своей целью содействие общественному благу.

Тем не менее, мы считаем, что вопрос о собственности центрального банка заслуживает более серьезного научного исследования, чем это имело место до настоящего времени. В заключение мы предлагаем две области для будущих исследований.

1. Акции центральных банков Бельгии, Греции, Японии и Швейцарии публично торгуются на фондовых биржах. Было бы интересно понять информационное содержание этих цен на акции, в частности, насколько цены акций этих центральных банков опережают или отстают от других макроэкономических переменных, таких как ВВП или более широкие индексы фондового рынка.Например, на Рисунке 5 показано, что цена акций Национального банка Бельгии близко соответствует эталонному индексу (BEL 20) брюссельской фондовой биржи Euronext, на которой он торгуется.

Диаграмма 5: Годовые изменения стоимости акций Национального банка Бельгии и индекса фондовой биржи в размере 20 белорусских рублей ( r = 0,706)

Источник: Reuters

2. В других отраслях иногда утверждают, что владение частным сектором или государственным сектором улучшает способность организации достигать своих целей.Эти общие теоретические аргументы могут быть подвергнуты эмпирической проверке в конкретном случае центральных банков. Хотя разные центральные банки преследуют разные цели, две из наиболее распространенных — это содействие денежно-кредитной и финансовой стабильности. Денежно-кредитная стабильность может быть определена как низкая инфляция, а финансовая стабильность может быть определена как отсутствие финансовых кризисов. Исследователи могли бы изучить, существует ли какая-либо корреляция между структурой собственности центрального банка и этими макроэкономическими результатами.Например, на рисунке 6 показано количество лет, в течение которых страны ОЭСР и G20 переживали финансовые кризисы в период с 1970 по 2017 годы. Страны разделены на страны с полностью государственными центральными банками и страны с центральными банками с определенной формой участия частного сектора. . Среднее значение (8 лет в условиях финансового кризиса) одинаково для обеих стран с центральными банками, полностью принадлежащими государству, и для тех, в которых центральные банки в той или иной форме владеют акциями частного сектора в течение этого периода времени.Таким образом, нет четкой связи между финансовой стабильностью и структурой собственности центрального банка, хотя мы хотели бы видеть более глубокую эмпирическую работу, чтобы сделать более твердые выводы.

Рисунок 6: Количество лет между 1970 и 2017 годами, в течение которых страны ОЭСР и G20 переживали финансовый кризис, как определено нижеприведенными источниками, с разбивкой по типу собственности центрального банка

Источник: Гарвардская школа бизнеса, Лаэвен и Валенсия (2018), дополненные Уэда (1998), Барандиаран и Эрнандес (1999), Сгард (2012) и Ло Дука и др.(2017)

Примечание: данные включают все центральные банки с акционерами из частного сектора во всем мире, за исключением Сан-Марино. Саудовская Аравия (страна G20) исключена из анализа, поскольку информации не было. Австрийский центральный банк классифицировался как центральный банк с акционерами из частного сектора до 2009 года, после чего он был классифицирован как центральный банк в государственной собственности, поскольку был национализирован.

Дэвид Болат работает в отделе расширенной аналитики банка.

Если вы хотите связаться, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий ниже.

Комментарии появляются только после утверждения модератором и публикуются только в том случае, если указано полное имя. Bank Underground — это блог для сотрудников Банка Англии, в котором они делятся взглядами, которые бросают вызов или поддерживают преобладающие политические ортодоксальные взгляды. Мнения, выраженные здесь, принадлежат авторам и не обязательно принадлежат Банку Англии или его политическим комитетам.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

Все ли центральные банки принадлежат Ротшильду?

Споры по поводу собственности Центрального банка продолжаются. Большинство крупных центральных банков, за исключением ФРС, находятся в государственной собственности. Однако: это не очень важно. Главное — это контроль, и центральные банки являются централизованными контролерами Money Power, частными или государственными.

Энтони Мигчелс, для Генри Макова и реальных валют

Шокирующее осознание того, что Федеральный резервный банк находится в частной собственности его банков-членов, является одним из определяющих моментов на пути любого искателя истины.Юстас Маллинз, под руководством неутомимого Эзры Паунда, написал «Секреты Федеральной резервной системы», перечислив банки, владеющие системой. Затем Эд Гриффин позорно использовал эту книгу в качестве плагиата для своей книги «Существо острова Джекил», чтобы выдвинуть яд Золотого стандарта Джона Берча / либертарианца в качестве решения. Мы все еще занимаемся этим сегодня, как видно из движения «Конец ФРС».

Сам ФРС теперь начинает действовать против своих критиков, заявляя, что они ЯВЛЯЮТСЯ правительственным учреждением, хотя и частично независимым.Такими, какими должны быть центральные банки, что сегодня является общепринятым мнением мейнстрима.

Вот текст из ссылки, от самого ФРС:
«12 региональных федеральных резервных банков, которые были созданы Конгрессом в качестве операционных органов национальной банковской системы, организованы аналогично частным корпорациям, что, возможно, ведет к некоторая путаница в отношении «собственности». Например, резервные банки выпускают акции для банков-членов. Однако владение акциями Резервного банка сильно отличается от владения акциями частной компании.Резервные банки не работают для получения прибыли, и владение определенным количеством акций по закону является условием членства в Системе. Акции не могут быть проданы, проданы или заложены в качестве обеспечения ссуды; дивиденды по закону составляют 6 процентов в год ».

Итак, хотя ФРС пытается преуменьшить значение частной собственности, оно не отрицает этого. Его акциями нельзя торговать, но это не ограничение, это верный способ не допустить посторонних. В конце концов, это клуб, а мы не в нем.
Кроме того, дивиденды в размере 6% годовых — это неплохо.Конечно, это зависит от стоимости акций.

С другой стороны, после выплаты своим акционерам Федеральная резервная система возвращает то, что осталось, правительству США, поэтому было бы не совсем справедливо утверждать, что ФРС печатает деньги, а затем требует от государства выплаты процентов по ним. За 2012 год он выплатил государству 89 миллиардов долларов.

В настоящее время ситуация еще больше запутывается тем фактом, что такие люди, как Том Вудс из толпы «Ненависть к государству», открыто называют центральные банки «государственническими» операциями, нарушая столь справедливые операции банков на «свободном рынке».Они будут говорить смешные вещи, например, заявлять или намекать на то, что центральные банки несут ответственность за «печатание денег», их страшного врага «инфляции». Тем не менее, именно частные банки создают большую часть денег. В конце концов, именно они ссужают, и они ссужают только что созданный «кредит».

Европа
Все становится еще сложнее, когда мы понимаем, что все европейские центральные банки полностью принадлежат государству. Это корпорации со 100% государственной собственностью.Однако они действуют как «независимые» организации. В ЕЦБ они устанавливали процентные ставки и управляли объемом без вмешательства правительства. В настоящее время этим занимается ЕЦБ, который, в свою очередь, полностью принадлежит национальным центральным банкам.

До Второй мировой войны все европейские центральные банки находились в частной собственности. Но массовые потрясения, вызванные Великой депрессией и мощными движениями за денежные реформы, потрясшие Денежную державу, повысили осведомленность о частной собственности на финансовые системы Запада, и национализация центральных банков была удобным способом отвлечь это внимание.После войны все основные европейские центральные банки стали государственными.

Поэтому просто неправильно утверждать, что Ротшильду принадлежат все центральные банки!

Это важно, потому что получение таких прямых фактов, как эти неправильные, явно подрывает доверие к сторонникам теории заговора.

Контроль против собственности
Центральные банки были созданы банками по той простой причине, что частичное резервное банковское обслуживание невероятно нестабильно. У банкиров есть вечный стимул давать ссуды больше, чем они могут покрыть частичными резервами, что ведет к разного рода дестабилизирующим крамам.Это наносило ущерб контролю денежной державы над денежными массами в мире, и центральные банки были созданы как «кредиторы последней инстанции»: в случае паники Центральный банк мог удержать разоренные банки на плаву, поддерживая достаточное доверие к системе.

Кроме того, они были полезными инструментами для суверенного заимствования. Основной договор между суверенами и центральными банками заключался в том, что Центральный банк всегда будет предоставлять государству все деньги, которые ему когда-либо понадобятся, в обмен на гарантированные выплаты процентов посредством налогообложения.

Также важна монополия на национальную валюту, которая тесно связана с центральным банком. Раньше как в Европе, так и в США свободные банковские операции и местные суверенные деньги создавали разнообразную денежно-кредитную среду, которую было труднее контролировать для денежной державы. Согласно законам о «законном платежном средстве» их подразделения стали единственным приемлемым способом уплаты налогов, что дало банковским подразделениям огромное преимущество на рынке. Это были первые шаги к дальнейшей централизации денежно-кредитной политики с использованием все меньшего числа единиц, конечной целью которой была мировая валюта.

И, наконец, центральные банки имеют возможность «регулировать» работу банков. Это простой трюк: сделать регулирование невероятно сложным и дорогостоящим, и подавляющее большинство участников рынка не смогут его соблюдать. Это то же самое, что и у фармацевтической мафии с FDA: новые лекарства настолько невероятно дороги для тестирования, что дешевые натуральные лекарства невозможно пройти через этот процесс, поскольку они никогда не обеспечат возврат, необходимый для покрытия стоимости. Прекращение конкуренции и еще один повод для искусственного удержания цен для картеля.

Заключение
Государственное и частное — это еще одна диалектика. Не имеет значения, находятся ли деньги в частном или государственном управлении. Важно то, есть ли у нас стабильные и дешевые (беспроцентные) деньги. Если частный беспроцентный взаимный кредит может предоставить это, грандиозно. Если правительство может это сделать, хорошо. Вероятно, сочетание того и другого — это путь вперед.

Центральные банки представляют собой смесь обоих: у них есть государственные и частные аспекты. Но суть в том, что центральные банки выполняют приказы банковского картеля Money Power.Они убирают конкуренцию с рынка. Они подпирают обанкротившиеся банки, поддерживая некую «стабильность». Они наблюдают за созданием частных ростовщических кредитов и поддерживают способность банков собирать триллионы процентов в год. Они позволяют банкам создавать цикл подъема / спада.

Самое время для новой парадигмы.

Запоздалая мысль:
Несколько человек обратили мое внимание на то, что просто неправильно утверждать, что все основные ЦБ, кроме ФРС, являются частными: ситуация гораздо более неоднозначная.Некоторые европейские ЦБ (частично) находятся в частной собственности, а также такие крупные ЦБ, как Банк Японии, являются публичными (и, следовательно, находятся в частной собственности).

Однако основное положение статьи о том, что нельзя утверждать, что Ротшильд владеет всеми CB и что речь идет о контроле больше, чем о собственности, все еще остается в силе.

Тем не менее, это досадная оговорка, отчасти объясняемая моим географическим положением: например, голландский ЦБ и Бундесбанк полностью принадлежат государству.

Связано:
The Daily Bell: Ростовщичество в коммерческих банках — это хорошо, беспроцентные государственные деньги — это тирания
Конец Федеральной резервной системы: троянский конь, разрушающий движение за правду изнутри
Почему Том Вудс ошибается насчет зеленых

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Институциональная собственность | Central Pacific Bank

Список возможных причин нечастых случаев, когда наша общая институциональная собственность превышает 100% обыкновенных акций, находящихся в обращении конкретной компании:
Двойной счет — В подаче 13-F каждый институциональный держатель должен указать все ценные бумаги, в отношении которых он осуществляет единоличное или совместное инвестирование по своему усмотрению.В случаях, когда инвестиционные полномочия принадлежат более чем одному учреждению, обычно принимаются меры для предотвращения двойного счета, но всегда есть исключения. Другой причиной двойного учета является изменение названия компании для файловой системы 13F, где запасы учитываются под обоими именами файловой системы.
Краткосрочная процентная ставка — Большая сумма короткой процентной ставки существенно влияет на размер институциональной собственности, потому что все акции, которые были проданы коротко, отображаются как холдинги в двух отдельных портфелях.Одно учреждение ссудило свои акции продавцу в короткую продажу, в то время как те же акции были куплены другим отчитывающимся учреждением. Следовательно, процентная доля институциональной собственности, отраженная в подаче заявок 13-F, завышена как процент от общего количества акций в обращении.
Разрыв между датами «по состоянию на» — В случае возникновения разрыва между датами «по состоянию» холдингов и находящихся в обращении акций, процентная доля владения может быть искажена из-за резкого увеличения / уменьшения количества выпущенных акций.Опять же, это дело нечасто всплывает, но результаты неизбежны.
Другие возможные причины:
a) Между подотчетными учреждениями происходит дублирование;
б) Подача 13F включает холдинги, кроме выпусков обыкновенных акций;
c) Деньги паевых инвестиционных фондов сообщаются совместно и неправильно сообщаются несколькими учреждениями.
.

ФРС — Кому принадлежит Федеральный резерв?

Кому принадлежит Федеральный резерв?

Федеральная резервная система никому не принадлежит. Федеральная резервная система была создана в 1913 году Законом о Федеральной резервной системе для выполнения функций центрального банка страны. Совет управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия, является учреждением федерального правительства и подчиняется Конгрессу и напрямую подотчетен ему.

Федеральная резервная система получает свои полномочия от Конгресса, который создал Систему в 1913 году с принятием Закона о Федеральной резервной системе.Эта центральная банковская «система» имеет три важных особенности: (1) центральный управляющий совет — Совет управляющих Федеральной резервной системы; (2) децентрализованная операционная структура из 12 Федеральных резервных банков; и (3) сочетание общественных и частных характеристик.

Совет, назначаемый Президентом и утверждаемый Сенатом, обеспечивает общее руководство Федеральной резервной системой и наблюдает за 12 резервными банками. Правление подчиняется и напрямую подотчетно Конгрессу, но, в отличие от многих других государственных учреждений, оно не финансируется из ассигнований Конгресса.Председатель и другие сотрудники выступают перед Конгрессом, а Правление дважды в год представляет подробный отчет — Отчет о денежно-кредитной политике — о последних экономических событиях и своих планах по денежно-кредитной политике. Совет также публикует финансовую отчетность Системы, прошедшую независимый аудит, а также протоколы заседаний FOMC.

Кроме того, хотя Конгресс устанавливает цели денежно-кредитной политики, решения Правления — и органа, определяющего денежно-кредитную политику ФРС, Федерального комитета открытого рынка — о том, как достичь этих целей, не требуют одобрения президента или кого-либо еще. в исполнительной или законодательной ветвях власти.

Некоторые наблюдатели ошибочно считают Федеральный резерв частной организацией, поскольку резервные банки устроены так же, как и частные корпорации. Например, каждый из 12 резервных банков действует в пределах своей конкретной географической области или округа США, и каждый из них зарегистрирован отдельно и имеет свой собственный совет директоров. Коммерческие банки, являющиеся членами Федеральной резервной системы, держат акции в Резервном банке своего округа. Однако владение акциями Резервного банка сильно отличается от владения акциями частной компании.Резервные банки не работают для получения прибыли, и владение определенным количеством акций по закону является условием членства в Системе. Фактически, резервные банки обязаны по закону переводить чистую прибыль в Казначейство США после обеспечения всех необходимых расходов резервных банков, выплаты дивидендов, требуемых законом, и поддержания ограниченного баланса в резервном фонде.

Связанная информация

Совет Федеральной резервной системы издает временное окончательное правило относительно выплаты дивидендов по уставному капиталу Резервного банка

Федеральная резервная система: цели и функции

Связанные вопросы

Какова цель Федеральной резервной системы?

Что значит, что Федеральная резервная система «независима в правительстве»?

Проверяется ли когда-нибудь Федеральная резервная система?

Подотчетен ли Федеральный резерв кому-либо?

Как устроена Федеральная резервная система?

.