Финансы организаций кредитных: Финансы кредитных организаций — Энциклопедия по экономике

Содержание

Финансы кредитных организаций — Энциклопедия по экономике

Следует заметить, что в банковских нормативных документах чаще употребляются термины — требования и обязательства , нежели термины активы и пассивы , а потому важно четко установить и запомнить соотношение между этими понятиями, отражающими различные стороны финансовой банковской деятельности. Следующим важным понятием, отражающим специфику финансов кредитной организации, является понятие ликвидности.  [c.174]
Особенности финансов кредитных организаций  [c.193]

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций.  [c.195]

Финансы кредитных организаций базируются на следующих принципах  [c.196]

Каковы основные отличительные признаки финансов кредитных организаций  [c.218]

Финансово-промышленная группа — группа предприятий, учреждений, кредитных организаций (включая банки) и инвестиционных институтов, объединивших свои капиталы в добровольном порядке или консолидировавших пакеты своих акций. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Осуществляется в трех формах самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат — одно из важных направлений воздействия финансов на процессы общественного развития наряду с финансовым регулированием и финансовым стимулированием.  [c.506]

Потребность в международных финансах связана с развитием мировой торговли и финансово-кредитных отношений между резидентами и нерезидентами, государствами, международными финансовыми и кредитными организациями. Международные расчеты обеспечивают денежный оборот по экспортно-импортным операциям и обслуживают движение товаров, продукции, работ, услуг и капиталов. Объемы и масштабы международных расчетов определяются объемами и масштабами мировой торговли, перемещений капитала.  [c.708]

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.  [c.50]

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598), и Положением по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. № 6417-ПК указанный приказ в государственной регистрации не нуждается), для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), приказываю  [c.303]

При принятии организацией решения о включении в состав представляемой бухгалтерской отчетности Приложения к балансу (форма № 5) по образцу формы, приложенному к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н О формах бухгалтерской отчетности организаций , в разделе Движение заемных средств показываются наличие и движение средств, полученных взаймы как у кредитных организаций (кредит), так и у других организаций и физических лиц. По строкам в том числе не погашенные в срок отражаются заемные средства, просроченные к погашению. В пояснительной записке организация может приводить характеристику заемных обязательств по срокам (годам) погашения.  [c.372]

Аналогично, под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.  [c.491]

Положение распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций (п. 1). Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении  [c.625]

Рассмотрение предметности и целевой определенности финансовых отношений уже как специализированных перераспределительных процессов приводит к разграничению их на две относительно обособленные экономические категории собственно финансы и кредит . Кредит изучает самостоятельная наука, поскольку ее предмет составляют отношения, складывающиеся на условиях платности, возвратности, срочности и материальной обеспеченности. Кредит (банковский и коммерческий) — это специализированная сфера корпоративных финансов. Кредитные ресурсы формируются на базе распределенных частей стоимости. Распределение же, как отмечалось, опосредует всеобщая экономическая категория финансы . В сфере корпоративных финансов сложилась также совокупность финансовых отношений, формирующихся для обеспечения воспроизводственных пропорций не только за счет привлечения кредитных ресурсов, но и за счет собственных средств корпораций амортизационных средств и прибыли. Это особая система корпоративных финансовых отношений — финансы акционерных обществ, финансово-промышленных групп, частных предприятий и других организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Финансы банков и других финансовых институтов, таких, как страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и т. п., также относятся к сфере корпоративных финансов (см. рис. 9).  [c.49]

Подготовка финансовых менеджеров предприятий и финансово-кредитных организаций — важный практический аспект изучения данной дисциплины. На фоне перемен в экономике деятельность финансо-  [c.6]

Порядок выполнения операций с ценными бумагами на вторичном рынке регламентируется Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июля 1992 г. Указом Президента РФ «Основные положения депозитарного договора» от 7 октября 1992 г. (Приложение № 4), Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», Инструкцией Центрального банка РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 17 сентября 1996 г., «Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций», утвержденным Приказом Центрального банка РФ от 15 июня 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), и другими нормативно-правовыми актами. По российскому законодательству право объявлять цены покупателя и продавца по определенным бумагам имеют фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные компании и банки.  [c.93]

Законодательство предусматривает возможность открытия различных видов банковского счета. Основными видами банковского счета называются расчетный и текущий. В связи с переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета в кредитных организациях были закрыты бюджетные счета бюджетных организаций, и открываются счета по учету доходов федерального бюджета органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ.  [c.367]

Нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет при ликвидации предприятия, являются лишь приказ Министерства финансов РФ О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ №81 от 28 июля 1995 г. и Указания ЦБ РФ О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса кредитных организаций и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России №85-У от 19 декабря 1997 г.  [c.78]

В Федеральном законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) введены статьи, касающиеся Национального банковского совета как органа, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского совета (НБС) являлся председатель Центрального банка Российской Федерации. В состав Совета входили 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания, представитель Президента РФ, министр финансов, министр экономики, 6 членов НБС назначались Государственной Думой по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации из числа представителей кредитных организаций и экспертов.  [c.75]

Федеральное ведомство по надзору за банковским делом в Берлине осуществляет государственный надзор за всеми кредитными организациями. Ведомство является самостоятельным федеральным верховным органом, который подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президент ведомства назначается федеральным Президентом по предложению федерального правительства, которое должно предварительно выслушать и мнение представителя Дойче Бундесбанка.  [c.372]

Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами — важная функция ЦБ РФ. Продажа облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых определяют ЦБ РФ и Министерство финансов. Она производится предприятиям, организациям, учреждениям и населению, коммерческим банкам и собственно ЦБ РФ.  [c.195]

Денежные расчеты по сделкам с облигациями федеральных займов осуществляются через Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.  [c.46]

Все физические лица, занимающиеся проведением аудиторских проверок, должны пройти аттестацию. Ее проведение организуют Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования а также Центральный банк РФ — по аудиту банков и кредитных организаций, их союзов и ассоциаций.  [c.217]

В соответствии со ст. 3 и 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, п. 5 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в связи с изменениями порядка учета основных средств, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 № ЗЗн, установить для кредитных организаций следующий порядок учета основных средств.  [c.117]

К основным задачам органов бухгалтерского учета и финансов относятся организация полного хозяйственного расчета во всех звеньях железнодорожного транспорта, совершенствование финансового планирования и экономического стимулирования, усиление материальной заинтересованности работников предприятий в соблюдении строжайшего режима экономии, рациональном использовании производственных фондов, снижении себестоимости и повышении прибыльности перевозок. Кроме того, органы бухгалтерского учета и финансов осуществляют расчетные и кредитные операции, контроль за соблюдением платежной дисциплины, особен-  [c.15]

Кредитная организация, как правило, выступает головной компанией в финансово-промышленной группе, соответственно функции по управлению финансами всех организаций, входящих в данную группу, в большей степени сосредоточены у нее. Головная компания финансово-промышленной группы оптимизирует финансовые потоки между участниками, управляет рисками, определяет стратегию размещения финансовых ресурсов организаций, входящих группу.  [c.190]

Функционирование финансов центрального банка и кредитных организаций направлено на самосохранение этих институтов как самостоятельных субъектов хозяйствования, основным условием которого выступает полное и бесперебойное выполнение всех обязательств перед клиентами и бюджетной системой страны.  [c.199]

Практическое пособие предназначено дли финансистов, бухгалтеров, аудиторов, менеджеров предприятий и кредитных организаций, налоговых инспекторов, а также может использоваться как учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика», специальности «Финансы и кредит»  [c.236]

Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения утверждаются центральными атте-стационно-лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) Министерства финансов РФ (общий аудит аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов аудит страховых организаций) и Центрального банка РФ (аудит кредитных организаций, или банковский аудит). Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по применению правовых нормативных актов, аудиторских правил (стандартов) и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы.  [c.110]

При определении величины собственных средств (чистых активов) применяется порядок расчета собственных средств (чистых активов), установленный соответственно для кредитных организаций в соответствии с Инструкцией Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 О порядке регулирования деятельности кредитных организаций (с учетом изменений и дополнений), для некредитных организаций — приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 1996 г. № 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 августа 1996 г. № 149 О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ , а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 1996 г. № 108 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 декабря 1996 г. № 235 О порядке оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акцио-  [c.214]

С начала 1999 г. вступило в силу обновленное Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организаций ПБУ 1/98, утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 60н от, 09.12.1998 г., в котором также изложен i основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики предприятий и организаций, являющихся юридическими л ицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций).  [c.110]

Порядок государственной регистрации эмиссий ценных бумаг также по общему правилу устанавливается актами ФКЦБ России, предусматривающими наделение статусом регистрирующих органов иных государственных ведомств. Данное делегирование основано на специализации деятельности органов государственного регулирования. Так, Центральный банк РФ регулирует деятельность кредитных организаций, а Министерство финансов РФ отвечает за исполнение федерального бюджета. Поэтому соответственно первому делегируются полномочия по регистрации выпусков ценных бумаг кредитных организаций, а второму — полномочия по регистрации выпусков ценных бумаг, осуществляемых для регистрации задолженности перед федеральным бюджетом. При этом Федеральная комиссия делегирует иным регистрирующим органам права по принятию соответствующих нормативных актов, регулирующих особенности государственной регистрации выпусков ценных бумаг.  [c.32]

Постоянный рост дебиторской и кредиторской задолженности, заметное неравенство их объемов, образование значительной и неуправляемой просрочки свидетельствуют о кризисе расчета в стране, создание неразрешимой ситуации, когда все должны всем . Попыткой улучшить финансовое положение предприятий является реализация мер по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, разработанных на основе обобщения данных разовой отчетности на 1.04.1999 г. в соответствии с приказом Министра финансов Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 19-Н Об утверждении формы Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженноч сти организаций , которая представляется всеми юридическими лицами, кроме бюджетных и кредитных организаций.  [c.184]

Структура финансово-кредитной системы, несмотря на нес-формированность рыночной системы хозяйствования современной России, по существу сложилась. В ее составе законодательные и исполнительные органы власти специальные комиссии и комитеты Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Центробанк РФ, Минэкономики и Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам. Наряду с государственными, сложилась система коммерческих финансово-кредитных организаций и учреждений биржи, банки, финансовые, инвестиционные и страховые компании, кредитные союзы, потребительские общества, многообразные общественные организации и некоммерческие партнерства и др. Их многофункциональность призвана обеспечить структурные изменения в направлении от централизованной, государственно-монополизированной кредитно-финансовой системы к мобильной, динамично развивающейся, объединяющей интересы государственного, промышленного и финансового капитала, системе кредитных учреждений. В СССР основу финансово-кредитной системы составляла система исключительно государственных учреждений. Банки являлись частью государственного аппарата и предназначались для контроля и надзора за экономической деятельностью предприятий и организаций, что по существу обеспечивало единство экономических интересов государства и банков и вело к сращиванию государственного аппарата с банковским. Любое кредитование осуществлялось на базе директивного распределения ресурсов сверху.1  [c.8]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МВФ (International Monetary Fund) — международная валютно-кредитная организация, созданная одновременно с Международным банком для реконструкции и развития (см.) по решению валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, состоявшейся в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Начал операции в марте 1947 г. Администрация находится в Вашингтоне. Руководящие органы — Совет управляющих и Директорат, состоящий из 19 директоров-исполнителей. В Совет МВФ входят министры финансов или председатели центральных банков стран-членов, к-рые собираются на сессии один раз в год. Хотя по  [c.26]

Особенности финансов кредитных организаций

Кредитные организации

Определение 1

Кредитная организация – это объект хозяйствования, получающий прибыль за счет осуществления банковских операций.

Для того, чтобы формировать доход от проведения банковских операций, необходимо наличие лицензии. В России лицензии выдаются Центральным банком РФ. Форма собственности кредитной организации может быть любой. В разных странах существуют разные формы кредитных организаций, в России выделяют две их группы:

  • Банки. Это организации кредитно-денежной сферы, которая имеет исключительное право для привлечения сторонних средств.
  • Небанковские организации. Это кредитные организации, которые могут проводить отдельные виды банковских операций.

Все кредитно-денежные сделки и услуги осуществляются в рамках действующего законодательства страны. Кредитная организация имеет право открывать свои представительства и филиалы в зарубежных странах. При этом необходимо уведомить Центральный банк страны, в иных случаях требуется его разрешение.

Банковские и небанковские организации имеют ряд различий. У банков более широкие полномочия и спектр оказываемых услуг. В их названии всегда должно упоминаться слово «банк». Небанковские организации обычно осуществляют одну или несколько операций.

Готовые работы на аналогичную тему

Кредитно-денежная система страны, частью которой являются кредитные организации, выполняет распределительную функцию. Ее субъекты имеют исключительное право привлекать сбережения предприятий и домашних хозяйств. Они формируют денежную массу, которую затем предлагают в качестве кредитам другим экономическим агентам. Доход кредитной организации формируется из процентов или обязательных платежей за выполняемые услуги. Таким образом, кредитно-денежные организации выполняют важные функции в работе финансовой системы страны.

Особенности финансов банков

Банки выступают посредниками между кредиторами и заемщиками, поддерживая движение денег от продавцов к покупателям. Они имеют два признака:

  1. Банки поддерживают обмен деньгами. Они имеют право размещать собственные долговые обязательства, а также привлеченные средства. То есть, они аккумулируют привлеченные деньги, а затем вкладывают их в активы. При этом средства продолжают принадлежать третьим лицам. В отличие от брокеров и дилеров, банки могут выпускать долговые бумаги на собственные активы.
  2. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой задолженности.

Банки имеют исключительное право на привлечение денежных средств домашних хозяйств и юридических лиц. Средства размещаются на вкладах на счетах банков. Так же банки могут размещать собственные средства на счетах от своего имени. Кроме того, они проводят расчетно-денежные операции от лица своих клиентов. Банками осуществляется инкассация денежных средств и ценных бумаг, проводится купля-продажа иностранной валюты, привлекаются вклады и размещаются драгоценные металлы, а так же выдаются гарантии.

Но, банки, как и любые другие хозяйственные организации, имеют собственные финансовые средства, которые идут на покрытие необходимых расходов. В связи, с чем возникает потребность в высокой регламентации операций со стороны контролирующих органов. Участие в перераспределении финансов так же требует от банков разделения финансов клиентов и собственных средств. Вложенные собственные средства используются для операций на финансовом рынке, задействованы в системе распределение денежных средств. Обязательным условием для банков является наличие резервов, которые обеспечивают гарантии возмещения потерь клиентам в случае банкротства кредитно-денежной организации.

Замечание 1

Банки имеют право свободно распоряжаться собственными средствами в рамках действующего законодательства, получать прибыль и проводить операции, приносящие доход, а также уклоняться от риска при прочих равных условиях. В идеале банки опираются на стратегию долгосрочного развития и реализуют ее в соответствии с действующим законодательством.

Финансы небанковских организаций

Небанковские организации специализируются на выполнении одной финансовой операции, в отличие от банков, осуществляющие целый комплекс услуг. Право на осуществление этого вида деятельности так же выдает Центральный банк страны. То есть, небанковские организации являются узкоспециализированными. Чаще всего, они задействованы в расчетных операциях. Их отличительной особенностью является невозможность привлечения средств третьих лиц. Кроме того, они не имеют права на осуществление иных видов деятельности, только финансовые услуги.

Расчетные организации специализируются на осуществлении денежных переводов и проведении платежей. С их помощью субъекты могут снизить риски, связанные с кредитно-денежным обращением. По сути, небанковские организации выполняют часть банковских операций, получив на это разрешение главного финансового органа. В каждой стране существуют ограничения на их деятельность, установленные законом. Помимо проведения платежей, они могут заниматься ведением и открытием счетов, осуществлять инкассацию, либо проводить прямые переводы. Они выполняют функции оператора.

Финансы небанковских организаций так же состоят из двух частей – собственных средств и средств клиентов. В их обороте находятся деньги третьих лиц в иностранной валюте, либо в виде банковских гарантий. К капиталу небанковских организаций относится так же имущество, которое может быть представлено недвижимостью и оборудованием. При этом привлекать заемные средства для формирования уставного капитала небанковских организаций запрещено.

Они создают условия безопасности для осуществления электронных расчетов, что повышает доверие к этой форме денежно-кредитного взаимодействия. Кроме того, они выполняют посредническую функцию, помогают банкам реализовывать их продукты, так же влияют на ускорение денежного оборота. Банковские и небанковские организации разграничивают собственные и привлеченные средства, что соответствует установленным законодательством требованиям.

Особенности финансов предприятий финансовой сферы

 

 Хозяйствующие субъекты в финансовой сфере подразделяются на предприятия, осуществляющие а) финансово-кредитную и б) стра­ховую деятельность.

Деятельность финансово-кредитных организаций в России регла­ментируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Финансово-кредитная организация (ФКО) — это юридическое лицо (коммерческая организация), основная цель деятельности кото­рого состоит в извлечении прибыли от посреднических операций на денежном (финансовом) рынке. Как субъект хозяйствования ФКО может образовываться на основе любой формы собственности и дей­ствует на основании специального разрешения (лицензии) Централь­ного банка РФ (Банка России).

Различают два основных вида финансово-кредитных организаций: банк и небанковская кредитная организация.

Банк — это кредитное предприятие, которое имеет исключитель­ное право осуществлять в совокупности следующие банковские опе­рации: а) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; б) размещение указанных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц.

Небанковская кредитная организация (НКО) — это предприятие, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции, преду­смотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятель­ности», допустимое сочетание которых определяется Банком России.

НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения их от своего имени и за свой счет. НКО могут выполнять операции как в рублях, так и в иностранной валюте.

Существуют расчетные НКО и организации инкассации, деятель­ность которых регламентируется соответствующими типовыми поло­жениями.

Расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские опе­рации: а) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; б) расчеты по поручению юридических лиц, в том числе бан­ков-корреспондентов, по их банковским счетам; в) обслуживание юридических лиц на рынке межбанковских кредитов (МБК), валют­ном рынке, рынке драгоценных металлов; г) производство расчетов по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; д) кассовое обслуживание юридических лиц; е) операции по купле-продаже инвалюты в без­наличной форме и другие сделки, предусмотренные их уставами.

Организации инкассации производят инкассирование денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Финансово-кредитным организациям законодательно запрещено, заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Банк России и финансово-кредитные организации га­рантируют сохранение тайны об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (кроме случаев, предусмотренных зако­нодательством, когда информация при наличии согласия прокурора может предоставляться органам предварительного следствия по де­лам, находящимся в производстве).

За разглашение информации о производимых финансовых опера­циях и состоянии счетов юридических и физических лиц Банк Рос­сии и финансово-кредитные организации несут персональную ответ­ственность, предусматривающую возмещение материального ущерба в порядке, установленном федеральным законом.

Основным элементом финансово-кредитной системы любого го­сударства является банковская система, которая аккумулирует вре­менно свободные денежные средства домохозяйств, предприятий, ор­ганизаций и государства и посредством осуществления кредитных операций перераспределяет их в те сферы деятельности, где они не­обходимы. Таким образом, банки являются финансовыми посредни­ками между первичными инвесторами (владельцами временно сво­бодных средств) и заемщиками.

С позиции движения финансовых потоком деятельность банка не­обходимо разделить на две части:

пассивные операции — операции по привлечению финансовых средств за счет приема вкладов (депозитов), выпуска собственных долговых обязательств, получения кредитов у других банков. Перед владельцами привлеченных средств у коммерческого банка (КБ) воз­никают обязательства. К пассивным операциям банков относится также формирование собственных средств за счет увеличения устав­ного капитала, образования резервного и специальных фондов;

активные операции — операции по размещению средств, за счет выдачи ссуд (кредитов), покупки ценных бумаг, валюты, драгоцен­ных металлов и т. п.

Следует заметить, что в банковских нормативных документах чаще употребляются термины «требования и обязательства», нежели термины «активы и пассивы», а потому важно четко установить и запомнить соотношение между этими понятиями, отражающими раз­личные стороны финансовой банковской деятельности. Следующим важным понятием, отражающим специфику финансов кредитной ор­ганизации, является понятие ликвидности.

Ликвидность банка — это его способность своевременно погашать свои обязательства. Ликвидность банка достигается при применении различных методов управления пассивами и активами, соблюдения «золотого банковского правила», согласно которому требования (ак­тивы) и обязательства (пассивы) должны соответствовать друг другу по суммам и срокам.

Как и во всех видах коммерческой деятельности, прибыль банка рассчитывается как разность между его доходами и расходами. Банк привлекает средства вкладчиков, кредиторов и выплачивает им про­центный доход. Размещая эти средства, он сам получает проценты или другие формы дохода; кроме того, банк размещает не только привлеченные, но и собственные средства, которые являются для него бесплатным кредитным ресурсом.

Величина прибыли КБ зависит главным образом от маржи — разницы между процентными ставками привлечения и размещения.

С учетом того, что банк оказывает и другие услуги своим клиен­там по ведению их счетов, организации расчетов с их деловыми партнерами (учет векселей, факторинг), проведению консультаций по финансовым вопросам, доходы и расходы банка выглядят следую­щим образом.

Доходы банка складываются из процентных доходов, полученных по выданным ссудам, государственным и корпоративным долговым ценным бумагам, и непроцентных доходов (комиссионное вознаграж­дение, плата за расчетно-кассовое обслуживание, инкассацию, оплата консультаций и других услуг).

Расходы банка состоят из процентных выплат (процентов, вы­плаченных вкладчикам и кредиторам) и непроцентных затрат, свя­занных с функционированием банка (содержание и эксплуатация по­мещений и оборудования, заработная плата персонала и т. п.).

Как уже отмечалось выше, главные вопросы саморегулирования финансовых ресурсов сводятся к управлению активами и пассивами банка, при этом не только посредством сочетания активных и пас­сивных оборотов, но и установления правильного соотношения меж­ду видами вкладов и видами размещения средств для получения большего дохода. Все активы и обязательства банка рассматриваются как составные части его портфеля.

Портфель — это список заключенных, действующих контрактов по привлечению и размещению финансовых ресурсов. Система портфе­лей — это совокупность портфелей активов, пассивов и собственного капитала банка, портфелей филиалов и клиентов банка.

Управление активами и пассивами предполагает анализ состава банковского портфеля, его объема и доходности. В условиях конку­ренции банку необходимо иметь прогнозы и оценки движения де­нежных средств, которые определяли бы его кредитную политику.

Управление финансами банка в значительной степени фокусиру­ется на управлении банковскими рисками. Эффективным способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, при этом, как видно из табл. 1, каждый компонент финансового риска требует своей идентификации и конкретного инструментария его регулирования.

Таблица 1

Виды финансовых рисков в банковской сфере и способы их регулирования

Степень риска при формировании портфелей или заключении конкретных сделок — это первопричина; что касается обобщающих показателей (критериев деятельности банка), то таковыми являются рентабельность и ликвидность, поскольку рисковые потери снижают оба эти показателя.

Получение максимальной или, по крайней мере, удовлетворитель­ной прибыли при сохранении приемлемого для банковских акционе­ров уровня риска в России достигается с трудом, о чем однозначно свидетельствует значительное число банковских банкротств, имев­ших место в конце 90-х годов. Последовательное достижение финан­совой устойчивости банка предполагает, что он должен находиться в постоянном поиске новых возможностей дальнейшего роста, повыше­ния прибыльности и более эффективного планирования и контроля.

Управление финансами банка осложняется разнообразием и динамикой той «операционной среды», в которой он функционирует.

Устойчивость банка определяется экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) факторами. В массовом банкротстве банков решающая роль принадлежит к экзогенным факторам. Это — политическая ситуация в стране и регионах, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность банков-партнеров, надежность клиентов банка и др.

Если внешние факторы в целом благоприятны, то положение банка определяется внутренними (эндогенными) факторами, в частности правильностью выбранной стратегии банка, обеспеченностью собственным капиталом, уровнем квалификации кадров, качеством менеджмента, внутренней стратегией и поли такой и др. Недостаточный уровень рентабельности дохода на единицу вложенного капитала часто является причиной финансовой неустойчивости банка.

Рентабельность и устойчивость банка существенно зависят от деятельности его филиалов. Опорой банковской системы является доверие клиентов; когда оно по какой-либо причине оказывается разрушенным, банк сталкивается с финансовыми затруднениями. Возможен подрыв репутации всего банковского комплекса из-за про­блем, возникшим в любом из филиалов.

Обобщающие, агрегатные показатели — устойчивость, надежность, стабильность — в теории управления банковской деятельностью пока точного определения не имеют и несут лишь эмоциональный и, в большей степени, этический корпоративный смысл.

Основной задачей управления финансами банка, как и любого предприятия, является максимизация его капитализированной стои­мости, характеризующейся прибыльностью и степенью риска прово­димых банком операций. Решается эта задача путем комплексного управления активами и пассивами банка.

В связи с тем что деятельность финансово-кредитных организа­ций самым непосредственным образом влияет на функционирование денежного и фондового рынка любого государства, во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контро­ля и надзора на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

Законодательная власть через систему законодательных докумен­тов:

1) определяет перечень финансовых операций, разрешенных и запрещенный банкам;

2) устанавливает состав и предельные значе­ния финансовых нормативов, которые банки должны соблюдать в своей деятельности;

3) определяет и ограничивает полномочия Цен­трального банка РФ по регулированию и контролю деятельности финансово-кредитных организаций;

4) устанавливает систему нало­гообложения доходов банков, которая предопределяет структуру бан­ковских портфелей.

Основная цель принимаемых законов — обеспечить устойчивость банковской системы, защитить интересы вкладчиков, государства и предприятий от неумелого или преднамеренно противоправного управле­ния банками.

Центральный банк, реализуя переданные ему полномочия госу­дарства по контролю и регулированию деятельности банков, еще бо­лее жестко предопределяет состав банковских портфелей путем вы­пуска директивно регулирующих актов и постановлений. В частно­сти, он выдает лицензии на определенные типы операций или лишает их, определяет правила проведения ряда операций, устанав­ливает границы нормативов минимальных размеров уставного капи­тала, создания резервов, лимиты позиций и др.

Государство со своей стороны через Министерство финансов, ис­пользуя Конституцию и действующее законодательство, также осуще­ствляет регулирование и контроль банковской деятельности.

Главная цель государственного регулирования и надзора — обеспечение ста­бильности функционирования банковской системы, защита интере­сов вкладчиков и кредиторов.

Хорошо функционирующая банковская система является основой для успешной реализации государственной бюджетной и денеж­но-кредитной политики, создания благоприятного инвестиционного климата.

Банкротство крупного или нескольких небольших банков может вызвать значительное снижение денежного предложения, привести к серьезному расстройству экономики и нарушению принятых обяза­тельств правительства.

Таким образом, основными задачами государ­ственного регулирования и надзора является устранение вероятно­сти финансовой нестабильности и поддержание дове­рия к существующей банковской системе.

 

Особенности финансов кредитных и страховых организаций — Студопедия

 

Деятельность кредитных и страховых организаций характеризуется двойственностью: с одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, т.к. эти организации являются коммерческими, а с другой – имеет макроэкономическое значение, т.к. связана с обслуживанием наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, предоставлением страховой защиты и обеспечением на этой основе макроэкономической стабильности и устойчивости государства, субъектов хозяйствования.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных и страховых организаций:

· высокую степень государственной регламентации операций, осуществляемых кредитными и страховыми организациями, и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов;

· перераспределительный характер, так как кредитные и страховые организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях;

· создание и функционирование системы финансовых резервов с целью обеспечения устойчивости как кредитных и страховых организаций, так и финансово-кредитной системы страны.

У кредитных организаций возникают следующие группы денежных отношений:

1) отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг; отношения, связанные с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы страны; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими хозяйствующими субъектами, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;


2) отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота.

Финансы кредитных организаций — это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.

Финансовые ресурсы кредитной организации в условиях рыночной экономики представляют собой денежные доходы, накопления и поступления, являющиеся собственными для банков и небанковских кредитных организаций, т.е. это часть их собственных средств (капитала). В отношении финансовых ресурсов кредитные организации обладают всей полнотой реальной юридической власти, которая предоставляется и гарантируется собственнику действующим в стране правопорядком. Отличительным признаком финансовых ресурсов кредитных организаций является перераспределительный характер их образования в результате операций на денежном рынке по привлечению и размещению финансовых средств различных субъектов, а также оказания последним разнообразных услуг.


В кредитных организациях широко сочетаются фондовая и нефондовая формы использования финансовых ресурсов, их соотношение показывает степень свободы данного субъекта хозяйствования в вопросах распоряжения финансовыми ресурсами. Фондовая форма (используется, например, при формировании резервного фонда) обеспечивает строго целевое их использование, а также дает возможность акционерам (пайщикам) осуществлять жесткий контроль за движением свободных финансовых средств кредитной организации, ограничивать их направление на непроизводительное потребление. Нефондовая форма использования финансовых ресурсов дает возможность кредитной организации оперативно решать различные проблемы, такие как расширение филиальной сети, приобретение основных средств, материальное стимулирование сотрудников, благотворительная помощь и др.

Финансы страховых организаций характеризуются – наряду с общими для коммерческих и некоммерческих организаций началами организации финансов – отдельными специфическими признаками:

1. Формирование собственных средств на уровне, достаточном для принятия инвестиционных рисков

2. Получение инвестиционного дохода от размещения как собственных средств, так и полученных страховых премий

3. Высокий удельный вес резервов в структуре финансовых ресурсов страховых организаций.

Финансовые ресурсы страховых компаний формируются в виде денежных доходов, накоплений и поступлений. При этом денежные доходы включают в себя прибыль от страховой деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль по прочим внереализационным операциям страховой организации. К накоплениям относятся амортизация, средства финансовых фондов, созданных за счет прибыли в предыдущие годы (например, резервного фонда, формируемого страховыми организациями, функционирующими в форме акционерных обществ). Поступления формируются в порядке перераспределения финансовых ресурсов (в рамках холдинга или финансово-промышленной группы и т.п.).

Направления использования финансовых ресурсов страховых организаций определяются организационно-правовой формой их функционирования и включают:

1) уплату налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2) расчеты с финансово-кредитными учреждениями;

3) формирование за счет прибыли резервного фонда в соответствии с действующим законодательством;

4) инвестирование свободных финансовых ресурсов;

5) материальное поощрение сотрудников организации;

6) распределение прибыли между акционерами (пайщиками) страховой организации и т.д.

При этом использование финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, устанавливаемых в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

 

Литература по теме:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2010.

6. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Маркина Е.В Становление и развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Финансы и кредит. – 2009. – № 34. Финансы : Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

8. Финансы : Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Юрайт», 2011.

9. Материалы официального сайта Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www.ffms.ru

10. Материалы официального сайта Центрального банка Российской Федерации. URL: www.cbr.ru

 

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «финансы коммерческих организаций», перечислите основные виды финансовых отношений коммерческих организаций.

2. Назовите принципы финансов коммерческих организаций.

3. Укажите факторы, влияющие на особенности финансового механизма коммерческой организации.

4. Перечислите источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации и соответствующие им виды.

5. Перечислите основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации.

6. Назовите отличительные признаки финансов кредитных организаций, объясните, чем они обусловлены.

7. Охарактеризуйте финансовые отношения, возникающие у кредитных организаций с государством, гражданами и различными субъектами хозяйствования.

8. Перечислите особенности организации финансов страховых организаций и укажите факторы, их определяющие.

9. Дайте определение финансов некоммерческих организаций.

10. В чем состоит специфика финансов некоммерческих организаций? Какова их роль в финансовой системе?

11. Назовите основные принципы функционирования финансов некоммерческих организаций.

12. Отразите влияние организационно-правовых форм и видов деятельности на особенности финансового механизма некоммерческих организаций.

13. Перечислите виды финансовых отношений некоммерческой организации.

14. Укажите состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций, их источники, виды, основные факторы роста.

15. Что такое целевой капитал? Как осуществляется управление целевым капиталом?

16. Укажите основные направления использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

17. Раскройте особенности финансового механизма разных типов государственных и муниципальных учреждений.

к.э.н., доц. Сангинова Л.Д.

к.э.н., доц. Чернов А.Ю.

 

Тема 9: Финансы кредитных организаций

  1. Финансы коммерческих банков

  2. Финансы инвестиционных фондов

9.1 Финансы коммерческих банков

Банковский бизнес заключается в привлечении денежных средств предприятий и населения и последующем их размещении на условиях срочности, платности, возвратности. Поэтому для банков характерно соотношение между собственными и заемными средствами в пределах 5 – 10 %, в то время, как для обычных предприятий и компаний оно составляет 40 и более процентов.

Закон «О банках и банковской деятельности» запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Банковская деятельность связана со значительными рисками. Это обусловливает высокий уровень требований к тому, как банки управляют привлеченными средствами.

В результате банковской деятельности создается добавочная стоимость, что позволяет рассчитываться с владельцами размещенных в банке средств, обеспечивать покрытие расходов и получение прибыли.

Структура ресурсов и активов коммерческого банка существенно отличается от структуры ресурсов и активов производственных, торговых и иных предприятий. Вложения в производственные фонды, средства производства, складские запасы составляют в активах банков относительно небольшую долю. Основные вложения банков сконцентрированы в финансовых инструментах (кредиты, ценные бумаги, финансовые требования) и денежных средствах.

Финансовые отношения банков связаны преимущественно с формированием и использованием собственных средств коммерческого банка: уставного фонда, резервного фонда, страховые резервы, прибыль и фонды создаваемые за счет прибыли. Уставной фонд создается за счет вкладов учредителей, при этом не могут быть использованы средства политических партий, религиозных и других общественных организаций и некоммерческих учреждений. За счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, собственности органов государственной власти и местного самоуправления формируется не более 25% Уставного капитала (УК).

Резервные фонды банков создаются для возмещения убытков по активным операциям, выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям при недостатке прибыли – за счет ежегодных отчислений от прибыли. Размер резервного капитала устанавливается банком (от 25 до 100% величины УК).

При достижении предельного размера резервный фонд перечисляют в уставной и его начисляют заново. Страховые резервы создаются под конкретные операции. ЦБ обязывает КБ создавать резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, по ссудам в случае их невозврата.

Страховые резервы создаются под конкретные операции. Центральный банк обязывает КБ создавать резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги, по ссудам в случае их невозврата. Резервы создаются в порядке распределения прибыли банка.

Важным ресурсом собственных средств КБ является прибыль.

Доходы коммерческих банков:

  • проценты за выданные кредиты

  • валютные операции (курс. разницы)

  • операции с ценными бумагами

  • платежи за расчетно-кассовое обслуживание,

  • комиссионное вознаграждение за услуги по корреспондентским операциям с другими банками

  • лизинговые операции,

  • гарантии банка

  • трастовые, информационные, консультационные услуги.

Основная часть доходов коммерческих банков в РФ составляют проценты за кредиты. Доходы поступают за расчетно-кассовое обслуживание, комиссионное вознаграждение за услуги по корреспонденции с другими банками, доходы от лизинговых операций, по гарантиям, трастовым, факторинговым операциям, от информационных, консультативных, экспортных операций, доходы по ценным бумагам.

Расходы коммерческих банков:

  • проценты по вкладам, депозитам, межбанковским кредитам,

  • комиссионные за услуги корреспондентских отношений с другими банками,

  • расходы на управление банком, содержание аппарата управления,

  • расходы на рекламу, аудиторские проверки,

  • операционные и почтовые расходы,

  • амортизация

Финансовый анализ кредитных организаций

Роль финансового анализа деятельности кредитных организаций

В условиях современного рынка кредитные организации работают в условиях максимальной прибыли Для всего этого необходимо использовать определенные методы финансового анализа и оценки деятельности организации.

Финансовый анализ изучает основные показатели предприятия, его финансовые показатели и финансовые результаты, для принятия заинтересованными лицами управленческих или инвестиционных решений.

В процессе финансового анализа обрабатываются экономические показатели кредитных организаций, содержащиеся в комплексном анализе бухгалтерской и финансовой отчетности.

Определение 1

Финансовый анализ — это, прежде всего, анализ финансовых результатов и финансового состояния анализируемого объекта, оценка эффективности управления его активами и обязательствами. Финансовый анализ включает в себя, в том числе анализ бизнес-планов, анализ показателей прибыли, рентабельности, эффективности деятельности, ликвидности, заемных средств, собственного капитала, оценка эффективности управления активами.

Готовые работы на аналогичную тему

На основании финансового результата оценивается результат деятельности кредитных организаций. На основании полученных данных кредитные организации стремятся оптимизировать структуру активных и пассивных операций для того, чтобы увеличить прибыль. Финансовый анализ позволяет дать объективную картину финансового состояния кредитной организации.

За последние несколько лет контролирующие органы все больше нацелены на детальный анализ кредитных учреждений. Согласно указанию ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» кредитные организации делят на две категории:

  • «финансово-стабильные»-данная категория включает кредитные организации, которые не имеют недостатков в своей деятельности или отдельные недостатки;
  • «проблемные»-организации, которые испытывают серьезные трудности и испытывающие критическое финансовое положение.

Функции финансового анализа

Основным результатом финансового анализа является получение ключевых показателей для оценки финансового состояний организации. К основным функциям финансового анализа относятся:

  • оценка состояния организации и его финансовой составляющей;
  • анализ причин состояния полученных организацией результатов;
  • подготовка управленческих решений, которые необходимо реализовать по результатам финансового анализа;
  • определение источников резервов для улучшения финансового состояния организации для дальнейшего повышения эффективности деятельности организации.

Из-за специфики деятельности кредитных организаций финансовый анализ является ее основой. Для некоторых кредитных организаций эффективный финансовый анализ определяет жизнеспособность банковской системы.

Аналитическая деятельность кредитных организаций зависит от размеров активов и капитала, численности персонала, стратегической деятельности и многих других факторов. Для того, чтобы многогранно проанализировать деятельность кредитной организации необходимо провести управленческий и финансовый анализ некоторых показателей.

Анализ объема ресурсов позволяет определить состояние ресурсов кредитной организации как в целом, так и по отдельным характеристикам. Данные для анализа берут из бухгалтерского анализа.

Анализ финансовых результатов определяет уровень суммы доходов от различных ресурсов, в том числе величину прибыли, которая извлекает кредитная организация. Данная информация анализируется из отчета о финансовых результатах.

Анализ финансового состояния позволяет охарактеризовать общую информацию и получить комплексную характеристику деятельности организации.

Структура финансового анализа кредитных организаций

Финансовый анализ, который проводят аудиторский фирмы сход по своей структуре с управленческим. На основании данных анализа делаю вывод о прошлом и будущем кредитной организации. Структура финансового анализа представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансового анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если клиент является постоянным, аудитор обладает полной картиной о деятельности компании за достаточный продолжительный период.

Основной особенностью финансового анализа кредитных организация является то, что результаты в основном интересны внешнему контрагенту для обоснования надежности и эффективности управления кредитной организации.

Финансовый анализ кредитных организаций включает несколько этапов. Изначально проводят составление программы и схемы с аналитическими таблицами и алгоритмами расчётов. Построение схемы должно основываться на методе «от общего к частному», ее необходимо структурировать согласно принципу аналитического чтения. Все выявленные отклонения должны быть подвержены анализу, а факторы вызвавшие данные отклонения необходимо подробно описать.

При финансовом анализе ценность должна быть в определении тенденций, а не в точности оценки, хотя это тоже немаловажный фактор.

Во время финансового анализа кредитной организации аудитор обращает внимание на следующие показатели: анализирует собственные и привлеченные средства, качество и структуру активов и пассивов, достаточность капитала, ликвидность, рентабельность и платежеспособность, оценивает финансовую устойчивость кредитной организации и дальнейшую стратегию. Для этого используются различные методы оценки: горизонтальны и вертикальный анализ, метод финансовых коэффициентов.

Замечание 1

Помимо этого важной составляющей является информационная база, предоставленная для анализа. Здесь идет речь не только об отчётности, но и о временном промежутке в течении которого аналитик собирает информацию об анализе. Чем больше взято для анализов отчетных периодов организации, тем точнее финансовый анализ.

Следует отметить, что финансовый анализ позволяет улучшить качество функционирования кредитных организаций. Данный подход на практике позволяет обеспечить эффективное функционирование финансовой системы.

13. Структура финансово-кредитной системы. Финансы предприятий и организаций

13. Структура финансово-кредитной системы. Финансы предприятий и организаций

Финансовая система — совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов, соответственно: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Издательство ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

НОВЫЕ ВЫПУСКИ


Об. 26, вып. 9
Сентябрь 2020

Финансы и кредит

  • Стохастическая оптимизация экономического, финансового, информационного и логистического межкластерного взаимодействия
  • Особенности создания эффективной системы проектного финансирования инновационной и инвестиционной деятельности предприятий молочного подкомплекса
  • Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: теория и практика
  • Финансовая логистика как инструмент оптимизации потока операций кредитных организаций
  • Анализ кредитной политики коммерческих банков на региональных финансовых рынках
  • Разработка финансового мониторинга уязвимости кредитных организаций перед рисками отмывания денег
  • FinTech как новое измерение для финансовых организаций: проблемы и решения
  • Сущность, принципы и функции проактивного бюджетирования в финансовом контексте
  • Специфика теневой экономики в России
  • Анализ финансово-экономического развития современной России
  • Государственные финансы в период правления Екатерины Великой
  • Децентрализация фискальных отношений в России в контексте мировых тенденций

Об.19, вып. 9
Сентябрь 2020

Экономический анализ: теория и практика

  • Устойчивость и адаптивность регионального развития в условиях цифровизации
  • Изучение особенностей манипулирования финансовой отчетностью в организациях строительной отрасли
  • Положение России в экономической глобализации
  • Оценка отдачи от религиозного капитала на российском рынке труда
  • Цифровизация системы государственного и муниципального управления в рамках реализации стратегических задач территориального развития
  • Мировой опыт использования методов программно-целевого планирования развития высокотехнологичной отрасли
  • Структурно-функциональная модель трансграничной логистики как процессная подсистема внешнеэкономической деятельности компании тетрад
  • Эконометрический анализ отраслевой специализации региона: на примере обрабатывающей промышленности России

Об.18, вып. 9
Сентябрь 2020

Региональная экономика: теория и практика

  • Разработка философии внешнеэкономических связей между странами европейского региона: теоретико-методологический аспект
  • Анализ отраслевой структуры промышленности моногородов Вологодской области
  • Цифровая индустриализация как ориентир региональных стратегий
  • Изменение мобильности рабочей силы в регионах Дальнего Востока России
  • Управление человеческим капиталом на основе экономики знаний для улучшения системы менеджмента качества организации: международные практики
  • Продовольственная безопасность Северо-Востока России в 2005-2018 годах: некоторые особенности и тенденции
  • Теоретические основы эффективного развития мясного животноводства
  • Предоставление и использование финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий
  • Применение прогнозов валового регионального продукта для определения возможной степени экономического ущерба при различных сценариях воздействия эпидемии коронавируса на экономику региона
  • Сравнительный анализ антропогенного воздействия и доступности принципа пользователь платит на модельных территориях Российской Федерации
  • Региональная рекреационная система Республики Карелия: Оценка развития по посещаемости основных рекреационных объектов

Об.16, вып. 9
Сентябрь 2020

Национальные интересы: приоритеты и безопасность

  • Примеры внедрения социальных инноваций в сфере здравоохранения
  • Пандемия COVID-2019 как триггер нового продовольственного кризиса
  • Российский экспорт товаров под зонтичным брендом: ожидания и реальность
  • Анализ финансово-экономической динамики в результате изменения процентной ставки
  • Технологическая трансформация промышленных секторов России: трудности и перспективы
  • Конкурентоспособность национальной экономики с точки зрения экономической безопасности
  • К угрозам и вызовам экономической безопасности, возникающим в результате деятельности иностранных консультационных, аудиторских и других профессиональных фирм
  • Эволюция цифровых технологий как драйвер реструктуризации в энергетике
  • Теоретические аспекты устойчивого развития и зеленой экономики
  • Возникновение и развитие концепции общественного здравоохранения как объекта инвестиций: теоретические предтечи
  • Гендерное и корпоративное управление в текущей социально-экономической ситуации

Об.13, вып. 3
июль-сентябрь 2020

Финансовая аналитика: наука и опыт

  • Непитьевая вода как товар: рынок и стратегия продвижения
  • Финансовые ресурсы российских некоммерческих организаций, полученные от приносящей доход деятельности
  • Анализ показателей оборачиваемости ведущих мировых публичных нефтегазовых корпораций
  • Влияние отраслевой принадлежности компании на управление устойчивым ростом
  • Налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в цифровой экономике
  • Зарубежная экспертиза стресс-тестирования банковского сектора и возможность ее адаптации к российской практике

Об.23, вып. 9
Сентябрь 2020

Международный бухгалтерский учет

  • Новация стандарта и влияние пандемии COVID-19 на раскрытие информации для бухгалтерского учета и отчетности
  • Непроизведенные активы: особенности признания и оценки в организациях государственного сектора
  • Организация бухгалтерского учета гидротехнических сооружений судоремонтных предприятий: концептуальные подходы
  • Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне
  • Европейский и украинский опыт финансовой поддержки сельскохозяйственной деятельности с помощью налоговых инструментов
  • Пути совершенствования налогового администрирования крупных налогоплательщиков нефтегазового сектора

Об.25, вып. 3
июль-сентябрь 2020

Дайджест Финанс

  • Оценка портфеля проектов посредством анализа реальных опционов
  • Метод измерения активности в цифровой экономике
  • Образовательная деятельность вузов: риск-менеджмент
  • Когнитивное моделирование факторов устойчивости финансового рынка России
  • Резервы, условные обязательства и условные активы в отчетности группы компаний
  • Анализ оборотных средств предприятия: организационно-методические основы и практическое применение

.

Кредитное финансирование +

Является ли консолидация долга лучшим способом управления долгом?
Вам сложно отслеживать все платежи по кредитной карте? Считаете ли вы, что большая часть ваших ежемесячных платежей покрывает только процентные платежи, а непогашенный остаток остается прежним? Выписки по кредитной карте действительно могут создать у вас впечатление, что ваша долговая ситуация ухудшается с каждым месяцем.

Рассчитайте будущую стоимость ваших первоначальных и периодических инвестиций со сложным процентом
У вас есть деньги для инвестирования, будь то пенсия или несколько лет, и вы готовы вложить сумму сейчас или планируете инвестировать сумму периодически.Вы, наверное, сейчас задаетесь вопросом, сколько это оставит вас, не так ли?

Конвертер валют
Наш инструмент позволяет конвертировать вашу базовую валюту в большинство других валют (например, канадский канадский доллар в американские доллары США), обменные курсы обновляются ежедневно

Сравните ставки по ипотеке в Канаде
В Канаде несколько банков, и не всегда легко увидеть разницу, когда дело доходит до выбора ипотечной ссуды.Очевидно, что все они пытаются определенным образом дифференцироваться, чтобы выглядеть более привлекательными для потребителей, но когда дело доходит до ипотечных кредитов, наиболее важной характеристикой для большинства из нас остается ставка.

Расчет риска банкротства компании с помощью Z-балла Альтмана
Можно быстро оценить риск банкротства компании с помощью Z-балла Альтмана. Используя базовую финансовую информацию, этот балл представляет собой дискриминирующую модель, которая может предсказать вероятность банкротства или успеха компании в следующие два года.

.