Что такое тендер и как в нем участвовать: Тендер это что такое, как принять участие и выиграть

Содержание

Что такое тендер и как в нем участвовать 2020 г.

Тендер — это отбор или конкурс, в котором участвуют сразу несколько предприятий. Они борются за то, чтобы представлять определенные услуги или товары государственным, а также частным предприятиям. Сам процесс можно обозначить, как торг. Без тендеров невозможно выбрать будущих партнеров по бизнесу. Далеко не каждый знает, зачем нужен тендер и как он правильно проводится. «>

Содержание

    1. Определение тендера


    Тендер — это отбор или конкурс, в котором участвуют сразу несколько предприятий. Они борются за то, чтобы представлять определенные услуги или товары государственным, а также частным предприятиям. Сам процесс можно обозначить, как торг. Без тендеров невозможно выбрать будущих партнеров по бизнесу. Далеко не каждый знает, зачем нужен тендер и как он правильно проводится.

    2. Основные особенности проведения тендеров


    Компания направляет избранным поставщикам оповещение об участии в конкурсе. Далее поставщики создают свои заявки, а потом проводятся торги. Существуют открытые конкурсы. Заказчик предоставляет объявления о торгах печатным или сетевым изданиям. Можно подавать собственную заявку в качестве исполнителя. Что же получается? Заказчик, получив все предложения, выбирает самое лучшее и выгодное, а далее просто заключается контракт с выбранной им компанией.  
    Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

             Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

    3. Почему поставщикам так необходимы тендеры


    1. Исполнителю, который выиграл, дают заказ, гарантируют оплату, а самое главное − у него будут постоянные потребители его услуг и товаров.

    2. Победитель наделяется самым важным преимуществом – это репутация надежного сотрудника.

    3. Выигравший исполнитель находится на лидирующих позициях среди множества конкурентов. Таким образом, он имеет возможность развивать свой бизнес.

    4. Что важно знать о проведении тендера


    Тендер проводится поэтапно. Первый этап – подготовительный. Участники конкурса получают специальные тендерные письма. В них указываются критерии, поставщик выбирается исходя из них.

    На втором этапе партнеры заключают контракт. Товар проходит проверку, и выбираются компании, чтобы провести финальный этап. Наступает завершающий этап. Компания выбрана и может начинать сотрудничать с заказчиком.

    Испытываете сложности с участием в торгах?

                 Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

    5. В чем кроется опасность торгов


    Итак, мы разобрались, что такое тендер, но следует знать, какую опасность он может принести. К сожалению, возникают ситуации, которых нужно опасаться. Всем известно, что тендеры или аукционы могут проводиться лишь для вида, то есть результаты уже давно все знают заранее. Вот это и есть опасность. Почему? Ответ прост – исполнителю отказали, а его уникальную идею просто украли и использовали. Поэтому нужно быть предельно внимательным, когда подаешь свою заявку.

    6. Какие существуют виды и типы тендеров


    Тендеры бывают разные, они существенно отличаются друг от друга, и каждый из них имеет свои преимущества. Чтобы точно стать победителем, нужно обязательно знать виды и типы тендеров. Они бывают:

    • платными;

    • бесплатными;

    • открытыми;

    • многоэтапными;

    • селективными;

    • с редукционом или переторжкой.

    7.Особенности открытых тендеров


    Такой тендер доступен всем. На победу претендует множество компаний. Мероприятие не скрывается, о нем можно узнать в Интернете или из других источников. Объявление является приглашением на предстоящийоткрытый конкурс. Процесс контролирует заказчик или другое доверенное лицо.

    Если проводится открытый тендер государственной структурой, от участника взимается обязательно банковская гарантия. Это значит, заказчик уверен, что победитель точно выполнит условия контракта или заказа.

    Все заявки на участие должны соответствовать законодательной базе. Если результат положительный, то претенденты получают специальную документацию, которая гарантирует, что они будут участвовать в конкурсе. В участника могут возникнуть вопросы, касающиеся документации. В таком случае он обращается к заказчику, послав письмо, и ждет ответа. Нарушение правил участником говорит об эго исключении, то есть он вне конкурса.

    Все поданные заявки заказчиком внимательно рассматриваются. Правительственные тендеры просматриваются в первую очередь. Победителю высылается извещение в письменном виде, написано в нем, что требуется заключить контракт. С помощью средств массовой информации о результатах узнают все остальные.

     
    Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

             Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

    8. Особенности закрытых торгов


    Все виды, а также типы тендеров имеют различия, но о закрытых мероприятиях знать нужно обязательно.

    Закрытые тендеры отличаются тем, что в них принимают участие фирмы, которые пригласил сам заказчик. Об участии в таких конкурсах нигде не сообщается. Организаторы самостоятельно устанавливают свои требования к участникам. На рекламирование продукта не нужно тратить деньги, поэтому данный тип тендера для заказчика более выгодный.  

    9. Особенности селективных мероприятий


    Такие тендеры имеют два этапа, и они значительно экономят время заказчику. Прежде всего, рассматриваются заявки, а уже потом они отбираются. Далее проводится тендер между всеми участвующими.

    Существуют специальные критерии, по которых отбираются участники. Селективный вид тендера выступает в роли промежуточного между открытым и закрытым типом. Поставщики, которые прошли селекцию, высылают тендеру свои предложения. Итоги торгов не распространяются СМИ. Данные конкурсы еще могут быть «урезанными», то есть мини-тендерами. Когда они проводятся, список участников совсем небольшой, один исполнитель не выбирается. Все кандидаты проводят с заказчиком закупку различными способами. Можно сказать, что такой тендер сегодня пользуется огромной популярностью.

    10. Особенности многоэтапных тендеров


    Каждый вид и тип тендеров по-своему особенный. Что касается многоэтапного вида, то он отличается тем, что закупаются сложные услуги и товары. Заказчик ничего не знает о продукте, и он не может изложить квалифицированно свои требования. В роли продукта выступают компьютерные системы или другие работы научного характера.

    Изначально уделяется внимание техническим, а особенно коммерческим вариантам поставщиков. Когда переговоры окончены с конкурсантами, заказчик может видоизменить предоставленные документы. Далее кандидаты учитывают новые требования и могут их менять.

    Имея представление о видах и типах тендеров, можно отлично подготовиться к предстоящему мероприятию. Не стоит игнорировать важную информации, ведь она может помочь стать первым.

    11. Видео-инструкция что такое тендер


    Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!


    Обратно к списку

    Что такое тендеры

    Разница между государственными и коммерческими закупками

    Автор: Ю. Зотова

    1. Что такое тендер
    2. Классификация тендеров
    3. Государственные закупки
    4. Закупки отдельными видами юридических лиц
    5. Коммерческие закупки
    6. Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

    Что такое тендер

    На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (смотреть). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер – это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые – для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

    Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

    Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

    Классификация тендеров

    Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке – «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

    Организатору целесообразно проводить конкурс, когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором – участник, который готов его исполнить.

    Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия – запрос цен, запрос котировок цен.

    Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений. Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

    Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры. Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

    Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие.

    Государственные закупки

    Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

    Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

    Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

    Коммерческие тендеры

    Коммерческие тендеры – это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

    Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

    В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

     

    Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

    Государственные тендеры

    Коммерческие тендеры

    Тендеры регулируемые 223-ФЗ

    Регулирующий закон

    44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

    Способы закупок

    Установлены законом, неизменны

    Установлены заказчиком

    Установлены положением заказчика, у всех разные

    Порядок проведения закупок

    Установлены законом, неизменны

    Установлены заказчиком

    Установлены положением заказчика, у всех разные

    свобода конкуренции

    Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

    Участник обязан предложить требуемый товар

    Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

    Требования к участникам

    Закрытый перечень требований

    У каждого заказчика свой перечень требований

    У каждого заказчика свой перечень требований

    Порядок оценки заявок участников

    Установлен законодательно

    Установлен заказчиком

    Установлен положением и документацией заказчика

    Виды закупок в электронной форме

    Аукцион

    Любой способ закупок, установленный заказчиком

    Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

    Электронные площадки

    5 утвержденных электронных площадок

    Любая электронная площадка, например OTC.RU

    Любая электронная площадка, например OTC.RU

    Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

    Что такое тендер и как в нем участвовать

    Впервые о проведении в России тендера упоминается в XVII веке. Но во время СССР в связи с национализацией предприятий такое понятие не употреблялось. Только в 1980-х годах осуществление сделок на тендерной основе возобновилось, но особой популярности такие сделки достигли только в 1990-х годах.

    Тендер – это объективный отбор заказчиком предложений поставщиков на конкурсной основе.

    Этапы проведения тендера

    Проведение тендеров осуществляется в 3 этапа:

    1. Заказчиком объявляется проведение конкурса для отбора наиболее оптимального предложения из всех предложенных поставщиками. Перед участием в тендере исполнителю необходимо ознакомиться с товарами и услугами, в которых нуждается заказчик, а также с их техническими характеристиками.
    2. Сравнение всех полученных предложений от поставщиков.
    3. Определение исполнителя, предоставившего самое оптимальное из предложений и подписание контракта.

    Разновидности тендеров

    Классификация тендеров осуществляется по трём определённым признакам, объединяющим конкурсы:

    1. Закрытые

    Особенностью такого тендера является принятие в нём участия только поставщиков, приглашённых заказчиком. Список предприятий, которые принимают участие в тендере, конфиденциален: это помогает избежать возможного сговора участников.

    Как правило, приглашённых для участия в закрытом тендере предприятий не более 5.

    2. Открытые

    Наиболее распространённый вид конкурса. О проведении такого тендера можно узнать на официальном сайте заказчика или с помощью информационных брошюр. Условия и правила участия предоставляются заказчиком в обязательном порядке.

    Количество предприятий, принимающих участие в тендере, не ограничивается: попробовать свои силы может любой.

    Данный вид проведения тендеров не экономит время заказчика, так как в процессе проведения тендера его организатору необходимо ознакомиться не только с предложениями, но и с деятельностью исполнителей, делая выводы об их добросовестности и ответственности.

    Несмотря на большую трату времени, этот вид конкурса позволяет рассмотреть большее количество предложений и выбрать самое оптимальное из них, ведь в условиях конкуренции поставщики могут предлагать товары и услуги на более выгодных условиях.

    3. Специализированные

    Количество участников в такого вида тендерах точно не определено, как при закрытых торгах, но и не имеет открытого доступа: оно ограничивается определёнными требованиями, выдвигаемыми заказчиком.

    Получение возможности участия в тендере

    Если предприятие принимает решение о том, что хочет стать участником тендера, то первое, что ему необходимо сделать – ознакомиться с условиями конкурса. Как правило, это можно сделать на официальном сайте организатора тендера.

    Если для исполнителя условия конкурса являются выполнимыми, то подается заявка на принятие участия в тендере согласно требованиям заказчика. Процесс принятия заявок на участие в конкурсе ограничен по времени, поэтому медлить не следует.

    Дату истечения срока принятия заявок организатор, как правило, указывает при предоставлении информации, касающейся условий и правил тендера.

    Обратите внимание, что на сегодняшний день на рынке появилась возможность воспользоваться тендерным сопровождением начинающих участников закупок. Относительно недорогая услуга поможет упростить задачу перед организацией и понизить риски участия.

    Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

    Что такое тендер и как в нём участвовать?

    Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, – это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция Informburo.kz совместно с Министерством финансов и НПП «Атамекен» подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

    №1. Что такое тендер?

    Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

    №2. Кто может участвовать в государственных закупках?

    Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

    • Заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение – национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
    • Организатор государственных закупок – юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
    • Поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

    №3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

    Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте «Государственные закупки РК». Существует 5 способов проведения госзакупок.

    1. Конкурс – наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
    2. Аукцион – осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
    3. Запрос ценовых предложений – могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП – 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
    4. Закупки из одного источника – способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
    5. Через товарные биржи – это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

    №4. Как работать с порталом «Государственные закупки РК»?

    Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: «Объявления», «Лоты», «Итоги», «Планы закупок», «Договоры», либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, «строительные работы». В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

    №5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

    Наиболее актуальными проблемами в НПП «Атамекен» называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и «затачивание» заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины – непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких – вплоть до 0,1 тенге – и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг «возвращает упущенное» через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

    №6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

    С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

    №7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

    Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

    №8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

    Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

    • если не было подано ни одной заявки;
    • если подано менее двух заявок;
    • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
    • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

    При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с «конкурса» на «из одного источника».

    №9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

    Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

    • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
    • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
    • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
    • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
    • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
    • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
    • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
    • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
    • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
    • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

    №10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

    Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

    №11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

    Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.