Центробанк россии где находится: Центральный банк России: кому принадлежит и подчиняется

Санкции против ЦБ выглядят как финансовая атомная бомба. Что будет с рублем и ценами

Евгений Разумный / Ведомости

Западные власти в ночь на 27 февраля приняли решение о заморозке активов ЦБ – эксперты называют эту меру одной из самых жестких в настоящий момент. «Ведомости» разбирались, как санкции против Банка России и других финансовых институтов повлияют на курс рубля, инфляцию и ключевую ставку.

Банк России – не первый центробанк, против которого Запад вводит санкции. Под ограничениями находятся регуляторы Ирана, Венесуэлы и Сирии. Однако по объему накопленных резервов российский институт несопоставим с центробанками этих стран. Россия на данный момент входит в пятерку лидеров по объему международных резервов, уступая Китаю, Японии, Швейцарии и Индии. С начала 2015 г. резервы выросли на $235 млрд.

Детальное описание санкций против Центробанка в момент сдачи номера в печать не было опубликовано. Но, судя по риторике властей ЕС и США, мера направлена на ограничение возможностей регулятора демпфировать эффект от всего пакета ограничений на курс рубля – Банк России для его укрепления продает валюту из резервов. По состоянию на 18 февраля международные резервы Банка России составляли эквивалент $643 млрд. Регулятор раскрывает данные о структуре резервов с полугодовым лагом – 1 февраля ЦБ отчитался о том, что на 1 июня 32,3% резервов были размещены в активах, номинированных в евро, 16,4% – в долларах США, 6,5% – в фунтах стерлингов. В сравнительно безопасные для России юаневые активы было размещено 13,1%, в прочих валютных номинировано 10% резервов. Остальное – 21,7% – хранилось в золоте на территории России.

Центробанк информацию об ограничениях Запада напрямую не комментирует. Регулятор пока ограничился лишь небольшой публикацией вечером в воскресенье, 27 февраля, косвенно связанной с этой темой. «Банк России с 28 февраля 2022 г. возобновляет покупку золота на внутреннем рынке драгоценных металлов. Цена покупки золота будет определяться ежедневно на основе утренней цены Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов (LBMA Gold Price AM)», – сказано в пресс-релизе. Опрошенные «Ведомостями» аналитики затруднились с интерпретацией, что именно этим хотел сказать регулятор. Так или иначе, в ЦБ, очевидно, заинтересованы в успокоении рынка: эта новость может означать, что какие-то меры противодействия санкциям принимаются.

Что не сможет ЦБ

Даже если под блокировку попадет половина всех резервов – это уже значительные объемы, говорит руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКПа Дмитрий Белоусов. Цель ЕС в данном случае – сделать так, чтобы мы не могли за счет резервов расплачиваться за импорт. Один из важных вопросов – сможем ли мы технически обеспечить движение этих средств для обеспечения расчетов, добавляет он.

Эти санкции введены очень быстро, говорит Белоусов: считалось, что это «финансовая атомная бомба», которая будет введена в самом конце. По словам эксперта, предполагалось на этот случай подготовить меры противодействия: создать счета-прокладки и фирмы-посредники, которые будут обеспечивать движение по счетам. «Я надеюсь, что успели это сделать», – говорит он.

ЦБ с июня мог снизить долю доллара и евро в структуре активов, но вряд ли полностью отказался от валюты, полагает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. В случае заморозки валютных резервов ЦБ не сможет их использовать – они просто будут лежать. Это ослабит возможности ЦБ по сдерживанию курса рубля – «без вмешательства ЦБ рубль может улетать куда угодно», подчеркивает Мурашов. Какое-то время ЦБ сможет продолжить валютные интервенции для поддержки рубля, но потом, скорее всего, нет, констатировал Мурашов.

Второе последствие – ЦБ не сможет давать валютное финансирование банкам. «Если банки будут испытывать проблемы, скорее всего, ЦБ не сможет им помочь», – констатировал Мурашов.

Кроме этого заморозка активов ЦБ несет риски для фонда национального благосостояния (ФНБ). «ФНБ – это, по сути, депозиты правительства в ЦБ, он вкладывается в активы, и они становятся частью международных резервов», – пояснил Мурашов.

Пока ЕС не представили документы по блокировке активов Банка России, нельзя точно сказать, что конкретно имеется в виду, отмечает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

Сейчас, при отсутствии барьеров к использованию международных резервов, ЦБ доступно мгновенное предоставление ликвидности в долларах и евро, отметил он. Если канал отрежут, будет затруднена быстрая ликвидность – перевод облигаций в электронные доллары для того, чтобы продавать их на внутреннем рынке. Вероятно, ЦБ чисто технически будет не так легко выходить на рынок с каким-либо предложением долларов и евро, даже с учетом того, что сохранится возможность продавать юани.

Более того, использовать монетарное золото для коррекции курсов и в том числе для поддержки рубля также будет непросто, добавил Шибанов. «Далеко не все, и в частности импортирующие, компании захотят покупать монетарное золото, потому что на него они вряд ли смогут приобрести товары и услуги», – пояснил профессор РЭШ.

Теоретически можно обменять золото на доллары и евро и даже наличные, впрямую продавать золото – но это не быстрые операции, не мгновенное предоставление ликвидности в долларах и евро, как сейчас», – резюмировал эксперт.

Что делать с курсом и инфляцией

Курс рубля опрошенные «Ведомостями» эксперты прогнозировать отказались – слишком велик возможный диапазон и высоки риски усилить нервозность среди населения. Тем не менее инфляция, более понятный показатель, может очень сильно ускориться – до 15–20%, полагает Мурашов. В последующие годы рост цен может снижаться. Отдаленно ситуация будет напоминать сценарий 2015 г. Тогда годовая инфляция составила 12,9%, а в следующем году резко снизилась до 5,4%, напомнил аналитик.

Блокировка резервов свяжет руки ЦБ по сдерживанию падения рубля, согласился Шибанов. Но исторически серьезную роль в поддержании курса играли экспортеры. До 24 февраля ЦБ не проводил валютные интервенции с лета 2015 г. Скорее некоторые российские компании будут участвовать в определении валютных курсов, чем ЦБ, считает Шибанов. Бизнесу придется платить зарплаты и налоги и при резком скачке курсов разумно начать продавать валюту, но неизвестно, как будет урегулирован доступ компаний к своим активам, в том числе к своим сбережениям, потому что трудно предположить, как это воспримет Запад, оценил эксперт. Так или иначе, инфляция из-за ограничений против ЦБ, по всей видимости, уйдет в область двузначных значений, резюмировал Шибанов.

С точки зрения влияния на фундаментальный курс заморозка золотовалютных резервов (ЗВР) означает, что возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная резервами, полагает аналитик одного из крупнейших российских банков. Мы не находимся в режиме фиксированного курса, где у ЦБ есть обязательство тратить резервы для его поддержания, поэтому нельзя сказать, что это одномоментно запустит кратную девальвацию, отметил эксперт.

Заморозка ЗВР меняет сам принцип курсообразования на рынке, говорит экономист в одном из крупнейших банков. Когда происходят такие тектонические изменения, ЦБ может ввести ограничения на покупку валюты: иначе курс может очень значительно ослабнуть под влиянием панических настроений. Могут быть введены ограничения на потоки капитала или на лицензии для совершения импортных операций, предполагает эксперт. По сути это означает отказ от свободного рынка, но если в рамках рыночного ценообразования имеет смысл тратить резервы для поддержания финансовой стабильности, чтобы справиться с временной рыночной паникой, то в случае даже частичной заморозки «палить» резервы – бессмысленно, резюмировал собеседник.

Регулятор не раз говорил, что основным достижением текущей денежно-кредитной политики является ослабленный перенос курса в рост цен, замечает Белоусов: даже при сильном ослаблении рубля влияние на инфляцию может быть кратковременным. Задача ЦБ сейчас не допустить разгона курса, потому что компании при такой волатильности начинают покупать доллары, чтобы их вывести за границу. Но вывод капиталов уже отчасти ограничен, поэтому можно надеяться, что курсовой шок будет короче, говорит экономист. По словам Белоусова, в арсенале ЦБ для этих целей могут быть ограничения на единоразовую выдачу депозитов или регулирование курса конверсии при их срочной выдаче, возможны лимиты по покупке валюты.

В случае блокировки резервов инфляция может испытать разовый шок, а затем адаптироваться к нему, говорит Белоусов. При этом скачок цен возможен из-за поведения потребителей, но оценить его сейчас сложно.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь,  чтобы скрыть её

Центральный банк России: государство в государстве.

Или над государством? — Валентин Катасонов

Валентин Катасонов, 8 ноября 2017, 18:16 — REGNUM Я уже достаточно много раз говорил и писал, в частности, тут, что Центральный банк в большинстве стран мира — особый институт, который не вписывается ни в одну из привычных ветвей государственной власти (исполнительную, законодательную и судебную).

Банк России

Иван Шилов © ИА REGNUM

Центральный банк — детище буржуазных революций, которые подготавливались и проводились ростовщиками и которые становились основными бенефициарами этих революций. В качестве «прикрытия» истинных интересов ростовщиков создавались парламенты, которые были призваны создавать видимость того, что власть принадлежит народу. Но рядом с картонными декорациями «демократии» создавались без излишней помпы институты реальной власти — Центробанки.

В Великобритании это Банк Англии, учрежденный в 1694 году (вскоре после завершения «славной революции»). Во Франции — Банк Франции, который был создан в 1800 году (всего через 11 лет после штурма Бастилии). В Японии Центробанк появился на свет в 1882 году — в разгар революции Мейдзи. В Российской империи в 1860 году был учрежден Государственный банк — на старте реформ Александра II, которые, по своей сути, означали относительно бескровную революцию буржуазного толка.

Здание Государственного банка. Санкт-Петербург. начало XX века

Несколько затянулся процесс создания Центробанка лишь в Америке. Там начиная с конца XVIII века было несколько попыток учреждения такого института, но успеха ростовщики добились лишь в начале ХХ века: в последние дни 1913 года через Конгресс США удалось «продавить» закон о Федеральной резервной системе США (таким было мудреное название Центробанка США для того, чтобы граждане не могли сразу разобраться в том, что за институт появился в их стране).

«Хозяева денег», которые до этого назывались ростовщиками, теперь стали именоваться приличным словом «банкиры». А центральные банки им были нужны не только как инструмент делания денег, но в первую очередь как средство завоевания власти.

«Хозяева денег» в конечном счете мечтают стать «хозяевами мира». Как цинично сказал один из Ротшильдов, «дайте мне возможность печатать деньги, и мне наплевать, кто и какие законы пишет».

Были, конечно, в истории и другие центральные банки. Например, в СССР действовал Государственный банк. Но это была государственная организация, входившая в состав правительства наряду с десятками министерств и ведомств, которой было поручено заниматься очень конкретной работой — выпуском денег. Но функции Государственного банка были достаточно техническими, над ним стояли Совет министров СССР и Госплан. Некоторое время Государственный банк даже находился в ведении Министерства финансов СССР.

В настоящее время примерно такой же статус имеет китайский Центробанк, который называется Народным банком Китая. Он четко вписан в вертикаль государственной власти: над ним находится Постоянный комитет народных представителей (высшая законодательная власть) и Государственный совет (аналог Совета министров).

Кроме того, НБК находится под надзором прокуратуры и регулярно проверяется министерством контроля. Таким образом, никаких признаков того, что НБК предпринимает попытки захвата власти в стране, не просматривается. Китайский Центробанк выполняет достаточно технические функции, связанные с выпуском денег и организацией денежного обращения в стране.

В нынешней России статус Центробанка определяется Конституцией РФ (12 декабря 1993 года) и Федеральным законом о Центробанке (от 10.07.2002 № 86-ФЗ, с последующими многочисленными изменениями и дополнениями). Мы уже почти четверть века живем с Конституций РФ и более двух десятков лет с законом о Центробанке. Но вот за эти годы внятного представления о том, что это за институт, у многих не сложилось. И не только у простых граждан, но даже у профессиональных юристов и финансистов. Формулировки, касающиеся Центробанка, лукавы, подобны фразе «казнить нельзя миловать».

Статья 75 (п.2) Конституции гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Слово «других» в конце данной формулировки дает единственный вариант трактовки статуса Банка России: он является органом государственной власти.

В статье 1 Закона о Центробанке говорится: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Из этой формулировки также следует, что Центробанк — орган государственной власти, причем федеральный.

Что касается слов Конституции РФ «независимо от других органов государственной власти», то тут следует сделать следующий комментарий. Любой орган государственной власти выполняет какие-то специфические задачи и функции, которые не могут выполнять другие органы. Скажем, министерство обороны решает задачи военной безопасности государства, но в положении об этом министерстве почему-то нигде не говорится, что оно выполняет свои функции «независимо от других органов государственной власти».

Точно так же министерство культуры занимается реставрацией и сохранением памятников архитектуры и иных объектов культуры, но положение об этом министерстве обходится без формулировок «независимо от других органов государственной власти». В законе «О прокуратуре Российской Федерации» также мы не находим формулировок «независимо от других органов государственной власти» или подобных им.

Хочу также обратить внимание на то, что в Конституции РФ говорится о том, что Банк России выполняет «независимо от других органов государственной власти» только основную функцию, коей определены «защита и обеспечение устойчивости рубля». В Законе о Центробанке смысл конституционной формулировки подменяется. Там сказано не только об упомянутой в статье 75 основной функции Банка России. Цитирую фрагмент статьи 1 Закона: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом». Закон неимоверно расширил независимость Банка России. Оказывается, он независим в выполнении всех своих функций.

В законе о Центробанке в статье 3 определяются основные цели деятельности Банка России: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; 4) развитие финансового рынка Российской Федерации; 5) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

В Конституции РФ Банку России независимость была предоставлена для выполнения только первой из списка задач. Независимость Банка России в части, касающейся выполнения остальных четырех задач, Конституция РФ не предусматривает. Эту «независимость» авторы закона о Банке России протащили «тихой сапой». Иначе как мошенничеством это назвать нельзя. Но почему-то профессиональные юристы в упор не видят этого отхода от Конституции РФ.

А далее, в статье 4 закона о Центробанке дается исчерпывающий список функций Банка России, необходимых для выполнения задач, определенных статьей 3. Изначально в списке было 19 позиций. Однако процесс «совершенствования» закона шел непрерывно на протяжении всех пятнадцати лет. Статья 4 была дополнена большим количеством других, новых функций, число которых к настоящему времени приближается к четырем десяткам. И все они, как вы догадываетесь, осуществляются, как гласит статья 1, «независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Закон о Центробанке стал своеобразным «троянским конем», в котором его авторы постарались спрятать кучу положений, которые противоречат Конституции РФ.

Но на этом «творческий» процесс «искривления» Конституции РФ в части, касающейся Банка России, не завершился. Предлагаю вам познакомиться с таким «перлом», который я нашел на сайте Банка России в разделе «Правовой статус и функции Банка России»: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти…» (курсив мой — В.К.)

Мы имеем дело с мошеннической комбинацией из трех ходов:

Ход 1. В Конституцию применительно к функции Банка России по «защите и обеспечению устойчивости рубля» внедряется фраза «независимо от других органов государственной власти».

Ход 2. В принятом через девять лет после Конституции законе о Центробанке положение о «независимости» распространяется на все направления деятельности Банка России (а сегодня они очень многочисленные, так как Центробанк с 2013 года стал финансовым мегарегулятором).

Ход 3. В общественное сознание внедряется мнение, что Банк России вообще независим от государства.

Внедрение такого ложного мнения началось буквально сразу же после принятия Закона о Центробанке. Этому способствовали и сами чиновники Центробанка, и некоторые политики, и либеральные СМИ.

Напомню одну любопытную историю, за которой многие с интересом наблюдали в 2003—2004 гг. История связана с Виктором Владимировичем Геращенко, который четырежды возглавлял главный банк страны (два раза Госбанк СССР и дважды — Банк России). Через некоторое время после окончательного ухода с поста Председателя Банка России в 2002 году Виктор Владимирович стал хлопотать о пенсии, считая себя «пенсионером особого значения». 16 августа 1995 года президент РФ подписал указ №854, который предусматривал дополнительное пенсионное обеспечение для государственных руководителей высшего звена. В перечень «пенсионеров особого значения» также был включен председатель Банка России.

Однако при оформлении пенсии на пути бывшего председателя Банка России (и Госбанка СССР) встали особые ревнители «независимого» статуса Центробанка, которые заявили, что господин Геращенко не был «государственным чиновником» и пенсионную надбавку из государственного бюджета страны он получить не может. История долгая, но очень интересная и поучительная. К ней подключился даже президент РФ В. В. Путин, который 7 июня 2003 года подписал распоряжение «О социальных гарантиях Геращенко В. В.». Вы думаете, что Путин в этом документе настаивал на том, чтобы Виктору Владимировичу пенсию платили из государственного бюджета? — Вы ошибаетесь. Он ходатайствовал перед советом директоров ЦБ о том, чтобы было принято решение установить господину Геращенко дополнительное пенсионное обеспечение «за счет средств Банка России».

Председатель Государственного банка СССР

Cybersky

Опуская многие детали, скажу, что Геращенко так и не удалось добиться получения вожделенной «персональной пенсии». В этой истории нас интересует, конечно же, не сама пенсия господина Геращенко (он, насколько мне известно, не бедствует). Главное — то, что мотивом отказа было заключение, что Банк России не относится к разряду государственных учреждений. Как мне говорили, даже бывалый Виктор Владимирович был ошеломлен таким заключением. Также примечательно и то, что В. В. Путин в этой истории воспринимал Центробанк действительно как негосударственную организацию.

Конституция конституцией, а в реальной жизни даже люди, призванные защищать российскую законность, вынуждены были смиряться с фактическим (а не юридическим) статусом Банка России как «независимого» от государства института. Отношения между Прокуратурой РФ и Центробанком выглядят как отношения между двумя суверенными государствами, которые исходят из принципов мирного сосуществования и невмешательства во внутренние дела другого государства.

В 1997 году между этими двумя организациями было заключено соглашение о сотрудничестве. Спустя два десятилетия, в феврале текущего года было подписано новое соглашение. Как отмечается в пресс-релизе Банка России, целью подписания документа является «организация активного информационного взаимодействия между ведомствами».

«Соглашение направлено на усиление работы в целях укрепления законности в кредитно-финансовой сфере, поддержания стабильности банковской системы и финансовых рынков Российской Федерации, защиты интересов потребителей финансовых услуг, противодействия нелегальной деятельности организаций и граждан по предоставлению потребительских кредитов (займов), а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ и Банка России может проходить в формате совещаний, конференций, заседаний межведомственных рабочих групп, сверки статистических данных, а также взаимодействия специально созданных рабочих групп», — отмечается в документе.

Лично для меня подобные протокольно-дипломатические отношения между Центробанком и прокуратурой выглядят полным «театром абсурда». Ведь у нас есть закон «О прокуратуре Российской Федерации», в котором черным по белому записано: «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» (статья 1).

Значит, прокуратура РФ обязана следить за тем, как Банк России выполняет положения Конституции РФ (особенно статьи 75), Закона о Центральном банке и целой кучи других законов и нормативных актов РФ. Прокуратура этого не делала. И этого не делала ни одна другая государственная организация Российской Федерации (такие, как например, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности и др.). Значит, на протяжении всей четвертьвековой истории своего существования Банк России пребывал на территории России как некое иностранное учреждение. Как, например, иностранное посольство или иностранная военная база.

Правда, начиная с прошлого года, появились некоторые признаки того, что прокуратура вроде бы вспомнила, что протокольно-дипломатических отношений недостаточно. Что есть закон «О прокуратуре РФ», который требует проверок Банка России. Летом прошлого года в российских СМИ проскочили короткие сообщения о том, что прокуратура начала проверку Банка России в части, касающейся банковского надзора. Анонимные источники сообщали, что проверка была инициирована «сверху» в целях защиты интересов бизнеса. Другие источники сообщали, что толчок проверке дало обращение осенью 2015 года в Генпрокуратуру и ГУ МВД по Москве более 200 клиентов «Пробизнесбанка», пострадавших от неправомерых действий ЦБ и АСВ.

В списке инициатив прокуратуры в отношении Банка России можно назвать также следующие. В феврале 2016 года Генпрокуратура внесла представление председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной, указав на недостаточный контроль над микрофинансовыми организациями и ломбардами. Весной 2016 года завершилась ревизия Генпрокуратуры в ЦБ по вопросу об отборе последним инвесторов на санацию банков. По итогам проверки прокуроры упрекнули ЦБ в том, что у него нет нормативного акта с критериями выбора инвесторов, что «способствует бесконтрольному распределению финансовых ресурсов, выделенных на нужды банковской санации». Надо отдать должное Банку России: в июне он выпустил указание, в котором прописал условия для участия в санации банков.

Иногда на проверку Банка России прокуратуру подталкивают «народные избранники», но без особого успеха. В начале 2015 года запрос в Генпрокуратуру сделал депутат Евгений Федоров с просьбой проверить работу Банка России по поддержанию стабильности валютного курса рубля (в свете происшедшего в конце 2014 года обвала российской валюты). Из Генеральной прокуратуры РФ пришёл неожиданный ответ о том, что, оказывается, Центральный банк РФ находится вне юрисдикции РФ и, соответственно, Генеральная прокуратура РФ так же, как и другие органы власти нашей страны не имеют права проверять его деятельность. Вот так прямо и было сказано:

«Прокуратура признала Центробанк вне российской юрисдикции», — отметил депутат.

В начале прошлого года депутаты от КПРФ Валерий Рашкин, Сергей Обухов и другие написали в прокуратуру, что действия мегарегулятора ведут к инфляции и девальвации рубля. Однако в ответ на этот запрос Генпрокуратура пояснила, что «вопросы регулирования денежно-кредитной политики относятся к экономической деятельности государства». С учетом положений федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» их правовая оценка в компетенцию органов прокуратуры не входит, сказали в ведомстве.

Отношения между прокуратурой и Банком России обострились летом этого года, когда Генпрокуратура опротестовала решение Банка России об отзыве лицензии у коммерческого банка «Югра» и потребовала не начинать выплаты компенсаций вкладчикам банка. Протест был проигнорирован Центробанком. Несколько позднее, в конце июля в рамках этой же истории с «Югрой» Генпрокуратура инициировала проведение проверки, для беседы были вызваны заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев и директор надзорного департамента ЦБ Анна Орленко, но ни один из них в Генпрокуратуру так и не явился.

Вот какую информацию растиражировали СМИ: «По сведениям из компетентных источников, Поздышев не стал дразнить судьбу и, видимо, уже покинул Россию». В начале сентября Поздышев как ни в чем не бывало появился на своем рабочем месте. Никаких комментариев по поводу этой загадочной истории не было ни со стороны Банка России, ни со стороны прокуратуры. Думаю, данная история наглядно продемонстрировала, «кто в доме хозяин».

Статья 3 Конституции РФ гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Если мы не хотим, чтобы эта статья осталась пустой декларацией, нам следует немедленно начать ставить Центральный банк на его место. Сейчас он оказался даже не вне государства, а над государством. А его законное место — быть институтом исполнительной ветви государственной власти, находящимся под контролем парламента (Государственной думы), правительства и прокуратуры.

Многие другие страны, увы, слишком поздно поняли, в какой капкан они попали, создав Центробанки, а, главное, предоставив им статус «независимых» институтов. Вот что, например, говорил по этому поводу американский конгрессмен Л. Мак Фэдден (1876−1936) после Первой мировой войны:

«Когда был принят закон о Федеральной резервной системе, наш народ не осознавал, что в США устанавливается мировая банковская система. Сверхгосударство, управляемое международными банкирами и промышленниками, действующими заодно, чтобы подчинить мир своей собственной воле. Федеральная резервная система прилагает все усилия, чтобы скрыть свои возможности, но правда такова — Федеральная резервная система захватила правительство. Она управляет всем, что происходит в нашей стране, и контролирует все наши зарубежные связи. Она произвольно создает и уничтожает правительства».

Кстати, указанный конгрессмен занимался расследованием манипуляций Федерального резерва, в том числе его роли в провоцировании краха на Нью-Йоркской бирже в октябре 1929 года. Это расследование стоило Мак Фэддену трех покушений на жизнь. Мы находимся в выигрышном положении, потому что можем учиться на чужих ошибках. Но действовать надо сегодня, завтра будет поздно.

Читайте ранее в этом сюжете: ЦБ России — орган государственной власти или коммерческая организация?

Читайте развитие сюжета: Центробанк присматривается к небоскрёбу в «Москва-Сити»

Почему предложения США по ликвидации и использованию активов Центрального банка России юридически недоступны

В недавней статье Opinion в The New York Times («100 миллиардов долларов. Российские сокровища в США должны быть обращены против Путина», 15 апреля 2022 г.) Администрация Байдена «ликвидирует» активы российского центрального банка на миллиарды долларов, замороженные Соединенными Штатами в соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), чтобы помочь Украине в ее военных действиях. Подобные предложения были сделаны ранее. Авторы последней статьи считают, что такие действия имели бы прецедент в предыдущих распределениях правительством США замороженных средств других стран. Желание помочь украинскому народу как можно быстрее и эффективнее достойно восхищения, но сомнительно, что предлагаемый конкретный курс действий доступен в рамках IEEPA. Действительно, если бы это было так, правительство США, вероятно, воспользовалось бы такими полномочиями в прошлом.

Хотя полномочия IEEPA, безусловно, широки, в большинстве случаев статут не позволяет правительству США вступать во владение — или «наделять» себя — активами, замороженными под его контролем. Когда он был принят в 1977 году, отсутствие у IEEPA наделяющих полномочиями было одним из немногих различий между этим законом, который используется для санкций в мирное время, и Законом о торговле с врагом (TWEA), который используется для санкций в военное время. В начале 1980-х годов Верховный суд США имел случай признать отсутствие наделения полномочиями IEEPA, в том числе в Дамс и Мур против Ригана и в Реган против Уолда . Офис юрисконсульта Министерства юстиции также признал, что IEEPA в том виде, в котором он был принят изначально, не допускал наделения правами.

Тем не менее, Конгресс добавил к IEEPA ограниченные полномочия посредством поправки 2001 года. В рамках закона USA PATRIOT Конгресс создал то, что сейчас составляет 50 U.S.C. 1702 (с). Этот раздел IEEPA разрешает Президенту, «когда Соединенные Штаты вовлечены в вооруженные действия или подверглись нападению со стороны иностранного государства или иностранных граждан», «конфисковать любое имущество, находящееся под юрисдикцией Соединенных Штатов, у любого иностранного лица, иностранного организация или иностранное государство, которое, по его мнению, планировало, санкционировало, помогало или участвовало в таких военных действиях или нападениях на Соединенные Штаты; и все права, право собственности и проценты на любое имущество, конфискованное таким образом, переходят к нему». Затем это имущество может «владеть, использоваться, управляться, ликвидироваться, продаваться или иным образом распоряжаться в интересах и на благо Соединенных Штатов, и такое назначенное агентство или лицо может совершать любые и все действия, связанные с выполнением или содействие этим целям». В настоящее время это исключение не будет применяться к активам российского центрального банка, поскольку Соединенные Штаты не ведут вооруженных столкновений с Россией и не подвергались «нападению» со стороны России или групп, которым помогает Россия. (Это предполагает, что недавние кибератаки не учитываются для этой цели.)

Без возможности передать активы трудно понять, как их можно ликвидировать. В статье указаны четыре предыдущих действия правительства в поддержку мнения о том, что ликвидация активов российского центрального банка не будет беспрецедентной. Однако они не выдерживают критики как прецеденты для предлагаемых действий. В статье указано:

В 2003 году президент Джордж Буш конфисковал около 1,7 миллиарда долларов иракских средств, хранящихся в американских банках, направив вырученные средства на помощь иракскому народу и компенсацию жертвам терроризма. В 2012 году Конгресс предоставил замороженные активы иранского центрального банка для урегулирования судебных исков с семьями тех, кто погиб в результате терактов в Иране. В 2019 годуАдминистрация Трампа предоставила находящемуся в изгнании лидеру оппозиции Хуану Гуайдо некоторые замороженные активы венесуэльского центрального банка.

И только в феврале этого года администрация Байдена начала процесс ликвидации активов несуществующего афганского центрального банка на сумму около 7 миллиардов долларов вместо того, чтобы передать их талибам, зарезервировав половину для афганских гуманитарных усилий, а половину – для удовлетворения судебных решений по искам, поданным родственники погибших или раненых в терактах 11 сентября.

Анализ этих примеров показывает, что между ними и предлагаемой ликвидацией активов российского центрального банка есть некоторые ключевые различия. Что касается иракских средств, то администрация Буша передала их Соединенным Штатам в соответствии с 50-м законом США. 1702(c), упомянутое выше, что было допустимо в данном случае, поскольку США «участвовали в вооруженных действиях» с Ираком.

Что касается активов центрального банка Ирана, как отмечается в статье, они могли быть использованы для выплаты компенсации жертвам терроризма не в соответствии с IEEPA, а благодаря отдельному закону, принятому Конгрессом и разрешающему доступ к заблокированным средствам.

Что касается активов венесуэльского центрального банка, то правительство США не ликвидировало эти активы, а вместо этого признавало Хуана Гуайдо законным представителем правительства Венесуэлы (в соответствии со статьей 25B Закона о Федеральной резервной системе) и предоставляло ему доступ к средствам. в соответствии с этим признанием. Аналогичным образом, что касается активов центрального банка Афганистана, администрация Байдена предлагает признать еще неназванное лицо (лица) (опять же в соответствии со статьей 25B) законным представителем правительства Афганистана и, следовательно, получить доступ к части замороженных активов. Однако в отношении российских активов вопрос о том, кто представляет российское правительство, не оспаривается.

Даже если эти примеры не могут быть на четвереньках с обстоятельствами, представленными российскими активами, статья также указывает на дело Верховного суда США 1981 года Dames and Moore против Regan , в котором говорится:

Как подтвердил Верховный суд в знаменательном деле о кризисе с заложниками в Иране, закон дает президенту «широкие полномочия» действовать во время чрезвычайного положения в стране и право «аннулировать, аннулировать, предотвращать или запрещать» любому иностранному государству «владение» или «осуществление любого права, власти или привилегии» в отношении собственности, в которой оно имеет «какой-либо интерес». Он также уполномочивает президента «направлять и принуждать» к «передаче, изъятию» или «вывозу» такой собственности.

Совершенно верно, что Дамы в общих чертах говорили о полномочиях IEEPA. Действительно, отвечая на довод заявителя, Суд отметил, что «[a] хотя это правда, что IEEPA не наделяет Президента полномочиями «наделять» или приобретать право собственности на активы, из этого не следует, что Президент не уполномочен ни в соответствии с IEEPA, ни в TWEA иным образом безвозвратно распоряжаться активами, как это сделано здесь».

Тем не менее, есть причина быть осторожным, слишком сильно полагаясь на Dames для поддержки ликвидации или передачи активов российского банка с изменением права собственности. Во-первых, перевод, предусмотренный в Dames , осуществлялся с согласия владельца средств — правительства Ирана. (Алжирские соглашения, достигнутые в начале 1981 года между правительствами Ирана и США, привели к освобождению заложников и установили параметры для размораживания иранских активов, а также установили механизм судебных исков, Трибунал по претензиям между Ираном и США. ) Dames постановил, что правительству разрешено аннулировать вложения третьих лиц в отношении замороженных средств и передавать их в соответствии с Алжирскими соглашениями.

Во-вторых, суд в Dames предостерег от расширения своего проведения вне обстоятельств этого конкретного дела. Как отметил Суд, он вынес решение в спешке (дело обсуждалось 24 июня 1981 г., а заключение было вынесено немногим более чем через неделю, 2 июля) после вынесения иска до вынесения решения, поскольку администрация Рейгана утверждала, что если связанные с этим юридические вопросы не были решены к 19 июля1981 г., США могут считаться нарушившими Алжирские соглашения. В связи с этим Суд предупредил: «Мы не пытаемся установить никаких общих «руководящих принципов», охватывающих другие ситуации, не затрагиваемые здесь, и пытаемся ограничить мнение только теми вопросами, которые необходимы для решения дела».

Таким образом, ликвидация замороженных активов российского центрального банка в настоящее время, вероятно, потребует принятия нового законодательства. Если Конгресс рассмотрит такие действия, ему нужно будет взвесить множество политических проблем, включая множество международно-правовых вопросов и последствия для роли США в мировой экономике. К счастью, Соединенные Штаты не зависят от быстрого доступа к этим конкретным средствам для оказания необходимой помощи украинскому народу.

Изображение: Российская валюта (Фото через Getty Images).

Рубрики:

IEEPA, Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, Репарации, Россия, Война между Россией и Украиной, Министерство финансов

Центральный банк Российской Федерации Информация о компаниях, технический стек и конкуренты

Компании / Центральный банк Российской Федерации

Последнее обновление : 18 июля 2022

www.cbr.ru

Центральный банк Российской Федерации Стек технологий

Найдите потенциальных клиентов по технологиям, которые они используют. Используйте этот раздел, чтобы узнать подробнее о ключевых технологиях и инструментах, используемых Центральным банком Российской Федерации, и о том, как они влияют на взаимодействие пользователей и взаимодействие с компанией. Изучите 94 технологий в 16 категориях, используемых Центральный банк Российской Федерации

Платформа и хранилищеDevops и разработкаИТ-безопасностьУправление ИТЯзыки программирования и фреймворкиСотрудничествоКомпьютерные сетиПроизводительность и операцииСвязьБизнес-аналитика и аналитикаПродажиТестирование и контроль качестваУправление клиентамиФинансы и бухгалтерский учетHROperations Software

Сервер приложений IBM WebSphere

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

«> IBM WebSphere Application Server предоставляет гибкие среды выполнения Java EE 7, доступные в…

Мейнфрейм IBM серии Z

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

Мейнфрейм IBM Z Series — это ИТ-инфраструктура для мэйнфреймов и распределенных компьютерных систем…

Сервер VMware

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

It enables companies to partition a physical server into multiple virtual machines and to start experiencing the benefits of virtualization.»> VMware Server — это бесплатный продукт виртуализации для серверов Windows и Linux с корпоративным…

Сервер приложений Oracle

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

Oracle Application Server предоставляет единое интегрированное пакетное решение для промежуточного ПО…

линукс

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

«> Linux — это семейство Unix-подобных операционных систем с открытым исходным кодом, основанных на ядре Linux.

Делл ЭМС Кларион

Да, я тоже этим пользуюсь

Нет, я не использую это

Dell EMC Clariion — это дисковые массивы хранения SAN начального и среднего уровня.

Подробнее технологии

Профиль сотрудника

Вы ищете лиц, принимающих решения в Центральном банке Российской Федерации?
Получите их адрес электронной почты, номера телефонов и другую информацию от Linkedin или любого другого веб-сайта. Установите и откройте данные сотрудника Центрального банка Российской Федерации менее чем за 30 секунд.

Зарегистрируйтесь в 6sense Revenue AI™ for Sales

Чтобы найти электронные письма, прямой набор и многое другое для потенциальных клиентов в Интернете.

Компании, похожие на Центральный Банк Российской Федерации

Найдите альтернативы Центральному Банку Российской Федерации или похожие компании для сравнительного анализа и анализа рынка конкурентов. Создайте стратегию продаж и маркетинга конкурентной разведки на основе данных и выделитесь на рынке.

Ростех

Росбанк

Банк Русский Стандарт

Промсвязьбанк

Россия

FAQ

Ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о деятельности Центрального банка Российской Федерации, включая информацию об учреждении, головном офисе, информация о стеке технологий, отраслевом списке и другие подробности.

Что такое официальный сайт Центрального банка Российской Федерации?

Официальный сайт ЦБ РФ cbr.ru Вы можете найти их контактный номер, адрес электронной почты и штаб-квартиру по адресу нажмите здесь.

Сколько сотрудников работает в ЦБ РФ?

6sense отслеживает более 10 000 сотрудников, которые работают в ЦБ РФ. Вы можете узнать больше об их сотрудниках через LinkedIn или их веб-сайт, используя Расширение 6sense для Chrome. Кроме того, проверьте категорию вакансий и найма в Центральном банке Российской Федерации, упомянутую ранее на этой странице, чтобы определить в каком секторе развивается компания.

В какой отрасли работает ЦБ РФ?

ЦБ РФ в отрасли Финансовые услуги.

Что такое технический стек ЦБ РФ?

Лучшие технологии, используемые ЦБ РФ: Приложение IBM WebSphere… , Мейнфрейм IBM серии Z и Сервер VMware . Вы также можете изучить 94 технологии 16 категорий, используемых Центральным банком Российской Федерации, упомянутых ранее на этой странице.

Где находится Центральный банк Российской Федерации?

Центральный банк Российской Федерации находится по адресу Москва, Москва, Россия. Чтобы узнать точный адрес разблокировки сейчас.

Ростех

Росбанк

Банк Русский Стандарт

Промсвязьбанк

Россия

Веб-сервер и сервер приложений…

Серверная и настольная ОС

Корпоративное хранилище данных

Управление инфраструктурой

Управление конфигурацией

Управление ИТ-услугами

Непрерывная интеграция и. ..

Инструменты разработки

Услуги DevOps

Разработка приложения

Управление исходным кодом

Антивирус

Виртуальная частная сеть (…

Охрана периметра и фи…

Управление идентификацией и доступом…

Мониторинг сети

Информационная безопасность

Приложение IBM WebSphere.