Центральный банк рф банк россии подотчетен: Статья 5 \ КонсультантПлюс

Центральный банк Российской Федерации — РИА Новости, 02.03.2020

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Конституцией Российской Федерации (статья 75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Среди функций ЦБ — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; проведение денежно-кредитной политики; управление золотовалютными резервами Банка России; выдача, приостановка и отзыв лицензий на осуществление банковских операций; организация и осуществление валютного регулирования и контроля.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы. Однако проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации.

С июня 2013 года этот пост занимает Эльвира Набиуллина.

В Совет директоров входят председатель Банка России и 14 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом Российской Федерации.

Национальный финансовый совет – коллегиальный орган Банка России. Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — президентом Российской Федерации, трое — правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Руководители Центрального банка Российской Федерации (Банка России):

Георгий Матюхин – председатель Банка России с декабря 1991 года по июнь 1992 года.

Виктор Геращенко – председатель Банка России с ноября 1992 года по октябрь 1994 года и с сентября 1998 года по март 2002 года.

Татьяна Парамонова – исполняющая обязанности председателя Банка России с октября 1994 года по ноябрь 1995 года.

Александр Хандруев – временно исполняющий обязанности председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 года.

Сергей Дубинин – председатель Банка России с 22 ноября 1995 года по 11 сентября 1998 года.

Сергей Игнатьев — председатель Банка России с 20 марта 2002 года по 24 июня 2013 года.

Эльвира Набиуллина – председатель Банка России с июня 2013 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • Большая российская энциклопедия

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ БАНК РОССИ́ЙСКОЙ ФЕ­ДЕРА́ЦИИ (Банк Рос­сии), на­цио­наль­ный де­неж­но-кре­дит­ный ин­сти­тут, глав­ный банк стра­ны, ме­га­ре­гу­ля­тор. Осн. це­ли дея­тель­но­сти: обес­пе­че­ние за­щи­ты и ус­той­чи­во­сти нац. де­неж­ной еди­ни­цы – рос. руб­ля, раз­ви­тие и ук­ре­п­ле­ние бан­ков­ской сис­те­мы, обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти и раз­ви­тия нац. пла­тёж­ной сис­те­мы, раз­ви­тие и обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти фи­нан­со­во­го рын­ка Рос. Фе­де­ра­ции.

Уч­ре­ж­дён 13.7.1990 на ба­зе Рос­сий­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го бан­ка Гос­бан­ка СССР в ка­че­ст­ве Го­су­дар­ст­вен­но­го бан­ка РСФСР. В дек. 1990 пре­об­ра­зо­ван в Цен­траль­ный банк РСФСР (Банк Рос­сии). С 27.1.1992 функ­цио­ни­ру­ет как Цен­траль­ный банк РФ (Банк Рос­сии). Пред­ше­ст­вен­ни­ки: Го­су­дар­ст­вен­ный банк Рос­сий­ской им­пе­рии (1860–1917), На­род­ный банк РСФСР (1918–20) и Го­су­дар­ст­вен­ный банк СССР (1921–91). Пра­во­вой ста­тус, це­ли дея­тель­но­сти, функ­ции и пол­но­мо­чия Ц. б. ус­та­нов­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ (ст. 75), Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 10.7.2002 № 86-ФЗ «О Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Бан­ке Рос­сии)» и др. фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.

Ц. б. вы­сту­па­ет как осо­бый пуб­лич­но-пра­во­вой ин­сти­тут, яв­ля­ет­ся юри­дич. ли­цом. Ус­тав­ный ка­пи­тал и иное иму­ще­ст­во Ц. б. яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, при этом он на­де­лён иму­ще­ст­вен­ной и фи­нан­со­вой са­мо­стоя­тель­ностью. Осу­ще­ст­в­ля­ет свои функ­ции и пол­но­мо­чия не­за­ви­си­мо от фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти, ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов Рос. Фе­де­ра­ции и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. В сво­ей дея­тель­но­сти Ц.  б. под­от­чё­тен Гос. ду­ме Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ. Гос. ду­ма рас­смат­ри­ва­ет осн. на­прав­ле­ния еди­ной гос. де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки и го­до­вой от­чёт Ц. б. и при­ни­ма­ет по ним ре­ше­ния, а так­же про­во­дит пар­ла­мент­ские слу­ша­ния о дея­тель­но­сти Бан­ка Рос­сии с уча­сти­ем его пред­ста­ви­те­лей.

Ц. б. раз­ра­ба­ты­ва­ет и про­во­дит во взаи­мо­дей­ст­вии с Пра­ви­тель­ст­вом РФ еди­ную гос. де­неж­но-кре­дит­ную по­ли­ти­ку; мо­но­поль­но осу­ще­ст­в­ля­ет эмис­сию на­лич­ных де­нег и ор­га­ни­зу­ет на­лич­но-де­неж­ное об­ра­ще­ние; яв­ля­ет­ся кре­ди­то­ром по­след­ней ин­стан­ции для кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций и ор­га­ни­зу­ет сис­те­му их ре­фи­нан­си­ро­ва­ния; управ­ля­ет зо­ло­то­ва­лют­ны­ми ре­зер­ва­ми Бан­ка Рос­сии; ус­та­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла осу­ще­ст­в­ле­ния рас­чё­тов, осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор и на­блю­де­ние в нац. пла­тёж­ной сис­те­ме; об­слу­жи­ва­ет сче­та бюд­же­тов всех уров­ней бюд­жет­ной сис­те­мы РФ; при­ни­ма­ет ре­ше­ние о гос. ре­ги­ст­ра­ции кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций, вы­да­ёт и от­зы­ва­ет ли­цен­зии на про­ве­де­ние бан­ков­ских опе­ра­ций; осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за дея­тель­но­стью кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций и бан­ков­ских групп; ор­га­ни­зу­ет и осу­ще­ст­в­ля­ет ва­лют­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние и ва­лют­ный кон­троль и вы­пол­ня­ет иные за­ко­но­да­тель­но оп­ре­де­лён­ные функ­ции.

С 2013 Ц. б. за­ко­но­да­тель­но пе­ре­да­ны функ­ции по ре­гу­ли­ро­ва­нию, кон­тро­лю и над­зо­ру в сфе­ре фи­нан­со­во­го рын­ка, вклю­чая ли­цен­зи­ро­ва­ние и иные раз­ре­ши­тель­ные пол­но­мо­чия в от­но­ше­нии не­кре­дит­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, их объ­е­ди­не­ний, спе­циа­ли­стов фи­нан­со­во­го рын­ка, до­пуск ин­ст­ру­мен­тов на фи­нан­со­вый ры­нок. В ка­че­ст­ве ме­га­ре­гу­ля­то­ра раз­ра­ба­ты­ва­ет и про­во­дит по­ли­ти­ку раз­ви­тия и обес­пе­че­ния ста­биль­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния фи­нан­со­во­го рын­ка Рос. Фе­де­ра­ции.

Ц. б. в рам­ках сво­ей ком­пе­тен­ции взаи­мо­дей­ст­ву­ет с центр. (нац.) бан­ка­ми др. стран, ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вы­ми ин­сти­ту­та­ми (ор­га­ни­за­ция­ми), яв­ля­ет­ся де­по­зи­та­ри­ем средств Ме­ж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фон­да в ва­лю­те Рос. Фе­де­ра­ции.

Ру­ко­во­дство Ц. б. осу­ще­ст­в­ля­ют его пред­се­да­тель и Со­вет ди­рек­то­ров, в ко­то­рый вхо­дят пред­се­да­тель и 14 слу­жа­щих Бан­ка Рос­сии. Пред­се­да­тель Ц. б. и чле­ны Со­ве­та ди­рек­то­ров на­зна­ча­ют­ся на долж­ность и ос­во­бо­ж­да­ют­ся от неё Гос. ду­мой РФ. В кол­ле­ги­аль­ный ор­ган Ц. б. – Нац. фи­нан­со­вый со­вет (до 2013 Нац. бан­ков­ский со­вет) – вхо­дят 12 чел. (чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ, де­пу­та­ты Гос. ду­мы, пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та и Пра­ви­тель­ст­ва РФ, а так­же пред­се­да­тель Бан­ка Рос­сии).

Пред­се­да­те­ли Ц. б.: Г. Г. Ма­тю­хин (1990–92), В. В. Ге­ра­щен­ко (1992–94, 1998–2002), Т. В. Па­ра­мо­но­ва (и. о., 1994–95), А. А. Хан­д­ру­ев (врио, 8–22.11.1995), С. К. Ду­би­нин (1995–98), С. М. Иг­нать­ев (2002–13), Э. С. На­би­ул­ли­на (с 24.6.2013).

Политика, а не закон, является ключом к конфискации активов российского Центрального банка

После вторжения России в Украину большая часть российского государственного и частного богатства была заморожена по всему миру. Это включает около 300 миллиардов долларов валютных резервов, принадлежащих Центральному банку России, а также определенное количество имущества, принадлежащего олигархам, которое, вероятно, исчисляется десятками миллиардов долларов. Значительная часть этого богатства была заморожена в США, Франции, Германии и Великобритании9.0003

В свете огромных разрушений и продолжающихся военных преступлений, за которые несет ответственность Россия, развернулась острая дискуссия о том, можно ли навсегда конфисковать эти замороженные активы и, что еще важнее, использовать их на благо Украины. Дебаты велись как в юридических блогах, так и в основных СМИ, при этом материалы освещали широкий круг вопросов, как правило, с акцентом на Соединенные Штаты или, в меньшей степени, на Великобританию

.

Моральная привлекательность использования российских сокровищ в качестве компенсационного фонда для Украины очевидна. Было бы, по словам Financial Times редакционная статья включает в себя «некую поэтическую справедливость». На другой чаше весов есть опасения, что, независимо от обстоятельств, захват собственности России или ее олигархов будет политически неразумным или юридически проблематичным. Здесь я сосредоточусь на первом аспекте вопроса, политической осуществимости захвата активов Центрального банка России. Короче говоря, хотя политические и юридические сложности, связанные с использованием замороженных российских активов для компенсации Украине, отнюдь не тривиальны, они не кажутся непреодолимыми.

Проблемы политики

До сих пор юридические опасения использовались как карточка, позволяющая избежать принятия трудного решения, что снижает потребность в серьезном публичном обсуждении лежащей в основе политики. В конце мая министр финансов Джанет Йеллен сделала следующее замечание на встрече «Большой семерки»: «Хотя мы начинаем рассматривать это, сейчас в Соединенных Штатах было бы незаконным, чтобы правительство конфисковало [активы центрального банка]».

С точки зрения существующего закона это, вероятно, правильно (см. здесь, здесь и здесь), несмотря на некоторые разногласия. Однако это также вызывает вопрос о том, можно ли – или следует ли – вносить поправки в законодательство США. Согласно Нью-Йорк Таймс сообщает, что чиновники Казначейства скептически отнеслись к этому:

Г-жа Йеллен и другие утверждали, что это может заставить страны отказаться хранить свои резервы в долларах, опасаясь, что в будущих конфликтах Соединенные Штаты и их союзники конфискуют средства. Некоторые представители национальной безопасности в администрации Байдена говорят, что они обеспокоены тем, что, если переговоры между Украиной и Россией начнутся, не будет возможности предложить Москве существенное ослабление санкций после того, как резервы с ее зарубежных счетов будут истощены.

Казалось бы, суть дела в этих по существу политических заботах. Можно также предположить, что риски возмездия со стороны России за такую ​​конфискацию — например, причинение вреда гражданам США — также являются частью расчетов, особенно сейчас, когда ведутся переговоры об обмене осужденного российского торговца оружием на звезду американского баскетбола Бриттни Гринер и еще один гражданин США задержан в Москве. Россия предположила, что конфискация ее активов Соединенными Штатами может привести к «непоправимому ущербу» в двусторонних отношениях.

Эти соображения следует тщательно взвесить не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, заморозивших российские государственные активы. Но далеко не очевидно, что эти проблемы настолько важны, насколько их считает правительство США, основываясь на отчете New York Times . Во-первых, в желании таких стран, как Россия и Китай, минимизировать свою зависимость от финансовой системы США нет ничего нового. Фактически, в 1950-х годах Советский Союз решил держать часть своих долларовых резервов в Великобритании именно для того, чтобы защитить их от потенциальной конфискации правительством США, что породило рынок «евродолларов». Попытки России и Китая отказаться от доллара США в международных сделках также имеют десятилетнюю давность. Последствия этих событий для финансовой гегемонии США уже давно размышляют политики, что отражено, в частности, Хуаном Сарате в его книге 9.
0007 Война казначейства . Совсем недавно разработка цифровых валют центральных банков Россией, Китаем и Венесуэлой, по-видимому, преследовала, по крайней мере частично, цель защиты их экономики от санкций.

Таким образом, в той мере, в какой Соединенные Штаты и другие западные страны сохраняют свое финансовое первенство, это происходит не потому, что Россия не замечает угрозы, а скорее потому, что она не в состоянии с ней что-то сделать. Если другие факторы, к которым причастны политики, не предполагают обратное, представление о том, что конфискация российских государственных активов существенно изменит такое положение дел, вызывает сомнения.

Со своей стороны, предложение о том, что собственность российского Центрального банка должна оставаться на столе в качестве козыря, следует рассматривать как то, чем оно является на самом деле: уступкой, которая вместо того, чтобы Россия покрывала хотя бы часть растущих расходов Украины на ее вторжение — сейчас более 600 миллиардов долларов — они могут быть полностью оплачены налогоплательщиками Украины или союзных стран, таких как государства-члены ЕС, которые пообещали свою помощь.

Однако украинское правительство придерживается другого мнения: конфискация российских активов занимает центральное место в его предложении о создании Международной комиссии по рассмотрению претензий для Украины. Есть определенное неприличие в том, что Украине следует отказать в немедленном доступе к пулу собственности на 300 миллиардов долларов для финансирования таких требований, потому что Запад считает, вопреки позиции Украины, что в интересах Украины использовать эти деньги для умиротворения Россия по дороге.

Наконец, мало кто сомневается в том, что до тех пор, пока Запад будет поддерживать Украину, Россия будет продолжать применять асимметричные и злонамеренные ответы, начиная от «дипломатии заложников» и заканчивая экспортом природных ресурсов с оружием в руках. Любая ощутимая мера, направленная против России, несет в себе риск эскалации в этом смысле, но само по себе это не может быть прочной основой для отказа от действий против гораздо большей угрозы, которую представляет продолжающаяся война России.

Юридические проблемы

Конечно, это обсуждение было бы спорным, если бы конфискация активов центрального банка действительно была юридически невозможной. Это не. Есть два основных набора правил, которые, вероятно, будут ограничивать законодательные органы, если они захотят санкционировать перманентный арест российских государственных активов. Первым из них являются внутренние конституционные права (особенно в Соединенных Штатах) или гарантии прав человека (особенно в европейских государствах), такие как те, которые касаются права собственности или надлежащей правовой процедуры. Второй – международное право, и в частности право суверенных иммунитетов.

Применимость и действие соответствующих конституционных положений и положений о правах человека должны быть проанализированы в каждой стране, рассматривающей возможность конфискации. В Соединенных Штатах, например, нынешняя ортодоксальность состоит в том, что иностранные государства не имеют права на надлежащую правовую защиту, хотя в последнее время эта точка зрения подвергалась сомнению.

Согласно международному праву, существует несколько жизнеспособных вариантов преодоления барьеров суверенного иммунитета, как указано различными комментаторами и резюмировано в аналитическом документе, который я написал в соавторстве. Международно-правовые основания для ареста российских государственных активов могут включать контрмеры третьих сторон в ответ на нарушение Россией императивной международной нормы (

jus cogens) ; коллективная самооборона в ответ на незаконное вооруженное нападение России, которая может включать невоенные меры; или, что может быть более спорным, утверждение о том, что суверенные иммунитеты исключают только конфискацию, санкционированную в судебном порядке, в отличие от мер, предписываемых исполнительной властью (на том основании, что закон о государственном иммунитете развился, чтобы помешать судам одного штата выносить решения о поведении другого государства). ). Для государств, имеющих действующие инвестиционные договоры с Россией, из которых США – , а не , также может потребоваться анализ их последствий.

До сих пор мы видели мало попыток правительств использовать пространство для маневра, которое предоставляют эти правила. Вместо этого предложения, представленные в Соединенных Штатах и ​​Европейском союзе в контексте войны России с Украиной, прямо сосредоточены на вопросах, связанных с конфискацией частной собственности, как и недавние слушания в Судебном комитете Сената США. И это несмотря на то, что проблемы надлежащей правовой процедуры, вероятно, будут больше в отношении частной собственности. В отличие от государственного имущества, оно не имеет прямого отношения к России, государству, которое несет международно-правовую ответственность за военные потери Украины.

Похвально, что Всепартийная парламентская группа Великобритании по борьбе с коррупцией и ответственному налогообложению бросила вызов этой тенденции, включив в отчет о своем недавнем круглом столе следующее наблюдение:

Необходимо принять первичное законодательство для возвращения государственных активов, учитывая фундаментальный принцип суверенного иммунитета.

Основные опасения по поводу конфискации государственного имущества основывались на умалчивании о создании неудачного прецедента, которым можно было бы злоупотребить в других контекстах.

Это говорит о законной озабоченности тем, чтобы потенциальная конфискация государственных активов ограничивалась исключительными обстоятельствами и не применялась легкомысленно, чтобы свести к минимуму сбои в международных финансах. Это потребует тщательной разработки законодательства. Можно также опасаться, что другие государства злоупотребят своими полномочиями для конфискации активов западных стран в будущем, но это уже постоянный риск, умеренный желанием большинства стран представить себя в качестве привлекательных направлений для инвестиций.

На сегодняшний день Канада является единственной страной, которая пересмотрела свои законы о санкциях, чтобы разрешить конфискацию как государственных, так и частных активов. Сумма замороженных российских активов в Канаде неизвестна, и влияние этих изменений еще предстоит выяснить. Скептик может сказать, что они неизбежно останутся незначительными, потому что у Канады меньше средств для конфискации и, следовательно, меньше потерь от возможных последствий. Правительство Канады еще не указало, на какое из оснований международного права для ареста российских государственных активов оно будет опираться, но профессор Роберт Карри указал на контрмеры третьих сторон как на наиболее вероятный вариант.

На данном этапе реальный урок из опыта Канады заключается в том, что правовая реформа, разрешающая конфискацию, далеко не немыслима. А что касается лежащих в основе политических опасений, остается вопрос о том, каковы именно эти последствия, которых опасаются, и действительно ли их следует опасаться.

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Вид на штаб-квартиру Центрального банка России в центре Москвы 26 мая 2022 года. (Фото НАТАЛИИ КОЛЕСНИКОВОЙ/AFP через Getty Images)

Рубрики:

Разрешение Конгресса, Дипломатия, иммунитет иностранного суверена, Международное право, нарушения jus cogens, Россия, Война между Россией и Украиной, санкции, Судебный комитет Сената

ФАКТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Наложение расходов на вредоносную зарубежную деятельность со стороны правительства России

Администрация Байдена Стало ясно, что Соединенные Штаты хотят, чтобы отношения с Россией были стабильными и предсказуемыми. Мы не думаем, что нам нужно продолжать движение по негативной траектории. Однако мы также ясно дали понять — публично и в частном порядке — что мы будем защищать наши национальные интересы и нести ответственность за действия российского правительства, направленные на то, чтобы причинить нам вред.

Сегодня администрация Байдена принимает меры, чтобы возложить на Россию ответственность за действия ее правительства и спецслужб против суверенитета и интересов США.

Исполнительный указ о борьбе с вредоносной зарубежной деятельностью правительства России
Сегодня президент Байден подписал новый исполнительный указ о санкциях, предусматривающий усиление полномочий для демонстрации решимости администрации реагировать на все масштабы вредоносной зарубежной деятельности России и сдерживать ее. Этот Э.О. посылает сигнал о том, что Соединенные Штаты возложат на Россию стратегические и экономически значимые издержки, если она продолжит или усилит свои дестабилизирующие международные действия. Это включает, в частности, усилия по подрыву проведения свободных и справедливых демократических выборов и демократических институтов в Соединенных Штатах и ​​их союзниках и партнерах; участвовать в злонамеренных действиях в киберпространстве против Соединенных Штатов, их союзников и партнеров и содействовать им; поощрять и использовать транснациональную коррупцию для оказания влияния на иностранные правительства; осуществлять экстерриториальную деятельность против диссидентов или журналистов; подрывать безопасность в странах и регионах, важных для национальной безопасности Соединенных Штатов; и нарушают устоявшиеся принципы международного права, включая уважение территориальной целостности государств.

Министерство финансов США (Казначейство) предприняло следующие действия в соответствии с новым ЭП:

  • Казначейство издало директиву, запрещающую финансовым учреждениям США участвовать на первичном рынке рублевых или нерублевых облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 г. Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния Российской Федерации или Министерством финансов Российской Федерации; кредитование денежных средств, выраженных в рублях или не в рублях, Центральному банку Российской Федерации, Фонду национального благосостояния Российской Федерации или Министерству финансов Российской Федерации. Эта директива предоставляет правительству США полномочия расширять суверенные долговые санкции в отношении России по мере необходимости.
  • Казначейство определило шесть российских технологических компаний, которые оказывают поддержку киберпрограмме российских спецслужб, начиная от предоставления экспертных знаний и заканчивая разработкой инструментов и инфраструктуры и содействием злонамеренной кибердеятельности. Эти компании выделяются для работы в технологическом секторе экономики Российской Федерации. Мы продолжим привлекать Россию к ответственности за ее злонамеренные действия в киберпространстве, такие как инцидент с SolarWinds, используя всю доступную политику и полномочия.

Введение дополнительных санкций
Министерство финансов наложило санкции на 32 юридических и физических лица, пытавшихся повлиять на президентские выборы в США в 2020 году под руководством российского правительства, а также другие акты дезинформации и вмешательства. Эта акция направлена ​​на то, чтобы сорвать скоординированные усилия российских официальных лиц, доверенных лиц и спецслужб, направленные на делегитимацию нашего избирательного процесса. Правительство США продолжит преследовать тех, кто занимается такой деятельностью.

Казначейство в партнерстве с Европейским Союзом, Великобританией, Австралией и Канадой ввело санкции против восьми физических и юридических лиц, связанных с продолжающейся российской оккупацией и репрессиями в Крыму. Трансатлантическое сообщество едино, поддерживая Украину против односторонних российских провокаций вдоль линии соприкосновения на востоке Украины, в оккупированном Крыму и вдоль украинских границ, а также соглашаясь с необходимостью немедленного прекращения Россией наращивания военной мощи и подстрекательской риторики.

Сообщения о вознаграждениях в Афганистане
Администрация отвечает на сообщения о том, что Россия поощряла нападения талибов на персонал США и коалиции в Афганистане, исходя из наилучших оценок разведывательного сообщества (IC). Учитывая деликатность этого вопроса, который касается безопасности и благополучия наших сил, он решается по дипломатическим, военным и разведывательным каналам. Безопасность и благополучие военнослужащих США, а также наших союзников и партнеров является абсолютным приоритетом Соединенных Штатов.

Высылка дипломатического персонала
Соединенные Штаты высылают десять сотрудников российской дипломатической миссии в Вашингтоне, округ Колумбия. В состав персонала входят представители российских спецслужб.

Дальнейшие ответы на злонамеренную киберактивность SolarWinds
Сегодня Соединенные Штаты официально называют Российскую службу внешней разведки (СВР), также известную как APT 29, Cozy Bear и The Dukes, виновником широкомасштабного кампания кибершпионажа, в которой использовалась платформа SolarWinds Orion и другие инфраструктуры информационных технологий. Разведывательное сообщество США полностью доверяет своей оценке атрибуции СВР.

Компрометация SVR цепочки поставок программного обеспечения SolarWinds дала ему возможность шпионить или потенциально нарушать работу более 16 000 компьютерных систем по всему миру. Масштаб этой компрометации представляет собой проблему национальной безопасности и общественной безопасности. Кроме того, это возлагает чрезмерное бремя на жертвы, в основном из частного сектора, которые должны нести необычно высокие затраты на смягчение последствий этого инцидента.

Сегодня Агентство национальной безопасности, Агентство по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры и Федеральное бюро расследований совместно выпускают бюллетень по кибербезопасности «Российская СВР нацелена на сети США и союзников», в котором содержится подробная информация об уязвимостях программного обеспечения, которые использует СВР. для получения доступа к устройствам и сетям жертвы. В бюллетене также представлены конкретные шаги, которые могут предпринять защитники сети для выявления злонамеренной киберактивности SVR и защиты от нее.

Кроме того, компрометация СВР SolarWinds и других компаний подчеркивает риски, связанные с попытками России атаковать компании по всему миру посредством эксплуатации цепочки поставок. Эти усилия должны служить предупреждением о рисках использования информационно-коммуникационных технологий и услуг (ИКТС), предоставляемых компаниями, которые управляют или хранят пользовательские данные в России или полагаются на разработку программного обеспечения или удаленную техническую поддержку со стороны персонала в России. Правительство США оценивает, следует ли принять меры в соответствии с Указом 13873, чтобы лучше защитить нашу цепочку поставок ИКТ от дальнейшей эксплуатации со стороны России.

Поддержка глобального подхода к кибербезопасности
Соединенные Штаты продолжают решительно заявлять о важности открытого, совместимого, безопасного и надежного Интернета. Действия России противоречат этой цели, которую разделяют многие наши союзники и партнеры. Чтобы усилить наш коллективный подход к укреплению кибербезопасности, мы объявляем о двух дополнительных шагах:

  • Во-первых, Соединенные Штаты активизируют свои усилия по продвижению основы ответственного поведения государства в киберпространстве и сотрудничеству с союзниками и партнерами в противодействии злонамеренной кибердеятельности. . Мы проводим первый в своем роде курс для политиков со всего мира по политическим и техническим аспектам публичного определения киберинцидентов, который будет открыт в этом году в Центре Джорджа К. Маршалла в Гармише, Германия. Мы также поддерживаем наши усилия через Центр Маршалла по обучению юристов министерств иностранных дел и политиков применимости международного права к поведению государства в киберпространстве и необязательным нормам мирного времени, которые были согласованы в Организации Объединенных Наций и одобрены Генеральным директором ООН. Сборка.
  • Во-вторых, мы укрепляем нашу приверженность коллективной безопасности в киберпространстве. Министерство обороны предпринимает шаги по привлечению дополнительных союзников, включая Великобританию, Францию, Данию и Эстонию, к планированию CYBER FLAG 21-1 — учений, призванных улучшить наши оборонительные возможности и устойчивость в киберпространстве. CYBER FLAG 21-1 создаст сообщество защитных кибер-операторов и повысит общую способность Соединенных Штатов и их союзников выявлять, синхронизировать и совместно реагировать на смоделированные вредоносные действия в киберпространстве, нацеленные на нашу критически важную инфраструктуру и ключевые ресурсы.