Форд создания история: Генри Форд. История создания автомобиля марки Ford

Генри Форд. История создания автомобиля марки Ford

, Статьи

65 лет назад, если быть точным — 7 апреля 1947 года, в своем особняке в Дирборне скончался Генри Форд. Самому успешному, знаменитому и неподражаемому автопромышленнику планеты было 83 года

На следующий день газеты всего мира вышли с некрологами на первых страницах. Cреди тысяч вежливых, но стандартных заметок и отписок выделялась статья одного детройтского таблоида, весьма красноречиво озаглавленная «Скончался отец автомобиля».

Как ни странно, c определенной точки зрения это было правдой. Конечно же, мы знаем о человеке по имени Карл Бенц и его Motorwagen, вполне официально признанном первым автомобилем в истории. Но пусть Генри Форд и не придумал машину как инженерно-техническое устройство, зато он сделал для ее популяризации больше, чем кто бы то ни было. Именно благодаря ему автомобиль из игрушки для богатых превратился в предмет всеобщей страсти, в транспортное средство, доступное всем и каждому. Короче говоря, по-своему детройтские журналисты были правы.

В одной статье рассказать о Форде столь же утопичная затея, как и попытаться в двух словах изложить содержание Большой Советской Энциклопедии. Но все же мы попробуем вспомнить основные вехи судьбы и черты характера основателя одной из крупнейших корпораций мира, вклад которого в развитие автоиндустрии совершенно невозможно переоценить.

Мечтатель

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в местечке Спрингфилд-Тауншип (штат Мичиган) в семье ирландских иммигрантов. Сколотив состояние на лесозаготовках, они могли позволить себе хороший дом, зажиточное хозяйство и немалые земельные угодья в частной собственности. Так что старший сын Уильяма и Мэри-Лигот Форд рос в сытости и достатке. С младых ногтей Генри проявлял повышенный интерес к технике. Причем интерес этот порой носил маниакальный характер. Младшие сестры — всего в семье Фордов было 8 детей — даже прятали от Генри заводные механические игрушки, подаренные на Рождество. Тот все равно находил их и разбирал до винтика, чтобы понять, как же все устроено. Затем юный Самоделкин не на шутку увлекся часами, управляясь со сложными механизмами с ловкостью курсанта, разбирающего АК-47. Но, в конечном итоге, у любопытного мальчугана нашлось более серьезное увлечение. Как-то погожим деньком в июле 1876-го Уильям Форд, прихватив сынишку, отправился по делам в Детройт. По дороге легкой двухместной упряжке отца и сына встретилась самодвижущаяся коляска с паровым двигателем…

Вот как описывал эту встречу сам Генри: «Это был огромный паровой котел, установленный на колеса, с баком для воды и угольной тележкой, прицепленными сзади. От мотора к задним колесам шли ремни, которые и приводили всю конструкцию в движение…».

Много позже, в своих весьма многочисленных мемуарах Форд будет утверждать, что именно этот эпизод стал поворотным в его жизни — именно тогда он захотел посвятить себя созданию транспортных средств. Не став откладывать дело в долгий ящик, в возрасте 15 лет Форд бросил школу и отправился в Детройт, уже тогда превращавшийся в центр зарождавшейся индустрии Америки. Первый кавалерийский наскок на будущий «Город моторов», впрочем, не слишком удался. Недолго проработав на фабрике трамвайных вагонов, Генри затем устроился подмастерьем в мастерскую «Джеймс Флауэрз и братья». Платили сущие гроши, но это и не имело значения — главное, что молодой человек волен был вдоль и поперек изучать гидранты, насосы, паровые двигатели, подъемники и прочую технику, которой в цехах фирмы оказалось видимо-невидимо.

Все это было здорово, конечно, но к осуществлению детской мечты Генри едва ли приблизился хоть на шаг. Кроме того, он женился и на некоторое время вместе с красавицей Кларой даже вернулся в дом отца, но лишь для того, чтобы окончательно разочароваться в деревенском образе жизни. Короче говоря, спустя некоторое время Форд вновь оказался в Детройте, на этот раз устроившись на работу в филиал гигантской империи электрического короля Америки Томаса Эдисона. Начинал Генри простым смотрителем линий, но за очень короткое время добился впечатляющих успехов. За два года он дослужился до главного инженера, а его оклад удвоился до $90 в неделю.

Надо сказать, что особой нужды в дензнаках Генри не испытывал и вообще, по собственному признанию, на фирму Эдисона он устроился с одной целью — разобраться во всех премудростях электричества. Зачем? Чтобы понять, как работает передовой для конца 19 века ДВС системы Отто, топливная смесь в котором воспламенялась от искры. Да-да, об автомобилях он не забывал.

Пытливый ум Генри справился и с этой задачей. И когда в сочельник 1893 года примитивный 1-цилиндровый бензиновый мотор собственной конструкции Форда наконец заработал, будущий автомобильный магнат понял, что готов к следующему шагу. Сколотив команду единомышленников, он занялся постройкой своего первого автомобиля.

Под его чутким руководством

Талант альфа-лидера проявился у Форда в достаточно молодом возрасте. С тех самых пор личный магнетизм, умение заражать окружающих энтузиазмом и собственными, порой даже безумными идеями стали неотъемлемыми чертами его характера. Представьте себе, уже в бытность наемным сотрудником на предприятии Эдисона, Генри был больше руководителем, нежели инженером. Один из рабочих, свое свободное время посвящавший автомобильному проекту вчерашнего смотрителя линий, так и говорил: «Сам мистер Форд практически ничего не делал. Он лишь все время давал указания, советовал что-то…».

Так или иначе, летом 1896-го первая машина была готова. Как ни странно, Quadricycle, как впоследствии окрестил машину сам Форд, оказался вполне работоспособным экземпляром. 2-цилиндровый, четырехтактный двигатель мощностью 4 л.с. посредством ременной передачи разгонял машину до 30 км/ч. На ней все семейство Фордов, включая Клару и сына Эдсела, выбиралось за город на прогулки, удивляя соседей и пугая лошадей.

Но еще большее впечатление Quadricycle произвел на непосредственного начальника Форда. Автомобили в то время еще были в диковинку, потому-то директор детройтского филиала Edison Illuminating Company пригласил Генри на статусную вечеринку, где присутствовал Томас Альва Эдисон собственной персоной. В разгар званного ужина величайшему изобретателю Америки представили «молодого инженера из Детройта, который сам построил самодвижущийся экипаж».

Эдисон немедленно пригласил Форда к своему столику и с нескрываемым любопытством принялся расспрашивать молодого человека о конструкции Quadricycle. Нисколько не робея, Генри подробно отвечал на все вопросы создателя электрической лампочки и даже набросал принципиальную схему работы двигателя внутреннего сгорания на обороте меню.

«Молодой человек, вы просто молодец! — похоже, что Эдисон был действительно впечатлен. — Полагаю, что за подобными бензиновыми моторами будущее. Держитесь за свою идею. Это ваш шанс!».

Генри воспринял слова кумира своей юности буквально. Первым делом он уволился из Detroit Illuminating Company, походу отказавшись от двукратного увеличения жалования и руководящей должности, а уже через несколько месяцев Форд обживал кресло главного конструктора Detroit Automobile Company — первой в городе автомобильной фирмы. Но, как это часто бывает, стартовый блин вышел комом.

Случилось так, что Генри подхватил вирус, который на современном языке именуется звездной болезнью. Щедрые похвалы от самого Эдисона, безграничное доверие влиятельных инвесторов, помноженные на собственное гипертрофированное эго, сыграли злую шутку. Форд почувствовал себя техническим гением с замашками свободного художника, мол, что хочу, то и делаю. Он весьма некстати увлекся автогонками и с головой окунулся в постройку спортивных моделей. Меж тем, из ворот Detroit Automobile Company лишь изредка выезжали примитивные грузовики, каждый из которых приносил фирме одни убытки. Терпение инвесторов оказалось небезграничным, и после нескольких предупреждений, не возымевших никакого эффекта, Генри пришлось освобождать кабинет. Подумаешь! В дым рассорившись с влиятельными бизнесменами, он тут же охмурил новых, выбив средства под разработку гоночного автомобиля. Но и это счастье продлилось недолго. Вскоре Генри испортит отношения и с очередными деловыми партнерами — уж чем-чем, а покладистым характером он никогда не отличался.

Сегодня в это сложно поверить, но в начале 20-го века в бизнес кругах Детройта, наверное, не было фигуры более одиозной, нежели Форд. Более известный благодаря своему несносному характеру, нежели инженерному гению, Генри, вернее одно только его имя, отпугивало инвесторов и бывших компаньонов. Человека, который на заре нового столетия предсказал бы Форду судьбу крупнейшего промышленника эпохи, просто подняли бы на смех. Казалось, что уж у этого-то заносчивого выскочки точно ничего не выйдет.

И в самом деле, деньги под очередной проект удалось выбить буквально чудом. С большим трудом Генри нашел общий язык с угольным магнатом Александром Малколмсоном, хорошим знакомым еще со времени работы у Эдисона. Малколмсон выделил средства на разработку новой модели, а 16 июня 1903 года на свет появилась новая автомобильная фирма Ford Motor Company.

Все, и в первую очередь сам Генри, понимали — другого подобного шанса заявить о себе может и не представиться. К счастью, фортуна, наконец, улыбнулась упертому потомку ирландских эмигрантов.

Царь горы

Фактически, выпуск первого серийного Ford — модели А начался в начале июня, то есть даже чуть раньше даты официальной регистрации компании. Десяток рабочих в арендованной мастерской на Мэк-авеню неспешно собирали простенькие 2-местные «ранэбауты» с 2-цилиндровым мотором мощностью 8 л.с. Поначалу работали «на склад». Первый заказ компания получила лишь 15 июля — некий мистер Пфенниг, дантист из Чикаго, выбрал модель с опционным верхом за $850. Потом пришел второй заказ, за ним последовал третий… До конца года фирма продаст 215 автомобилей, а свои первые дивиденды акционеры получат уже в ноябре 1903-го — спустя всего пять месяцев с момента официальной регистрации Ford Motor Company! Дальше больше. К началу 1904-го года штат рабочих-сборщиков увеличится более чем в десять раз, а общее число выпущенных за первые полтора года существования компании автомобилей достигнет 1700 штук.

Это был безусловный успех. Форд, наконец, осуществил свою детскую мечту — он выпускал автомобили, доказав скептикам, что умеет не только скандалить и ссориться. Тем не менее, до сих пор его карьера ничем не отличалась от судьбы сотен других относительно успешных автомобильных фабрикантов начала 20 века. Но в том-то и дело, что Генри глядел куда дальше коллег по цеху. Во-первых, он не слишком-то верил в популярную теорию, согласно которой, выпуск дорогих автомобилей приносит больше прибыли. Напротив, Генри не сомневался: кратчайший путь к успеху — массовое производство недорогих моделей.
Вопреки распространенному мнению, первым массовым Ford стала отнюдь не легендарная T, а дебютировавшая двумя годами раньше модель N. По сути, это был автомобиль-эксперимент. Максимально упрощенная, если не сказать спартанская машина с 15-сильным мотором стоила всего $500. Результат? Все 8500 экземпляров, выпущенных в 1906-м, раскупили мгновенно, сделав Ford Motor крупнейшим автопроизводителем США.

Убедившись, что концепция максимально дешевого автомобиля работает, Генри и его инженерная группа форсировала работу над моделью, которой безо всякого преувеличения суждено было изменить судьбы миллионов людей.

Известную популярность Ford N принесла лишь крайне низкая цена. Сама машина, говоря начистоту, получилась неважной: с маломощным мотором, всего лишь 2-местным салоном, слабенькой рамой, которой не доставало жесткости и выносливости, что, помимо прочего, сказалось и на отвратительной плавности хода. Однако же за более чем скромный ценник «энке» прощали кучу недостатков. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

И Генри рассудил верно. Если люди охотно покупают не слишком хороший, зато дешевый автомобиль, то что же будет если предложить рынку машину столь же доступную, как модель N, но лишенную всех ее минусов?

Так на свет появился Ford Т. Порой этот легендарный автомобиль называют ничем не примечательным в техническом плане, но это не совсем так. Конечно, «тэшка» не поражала дизайном, сверхмощным мотором или россыпью революционных инженерных решений. Зато ее конструкция была продумана вплоть до самых незначительных мелочей — от усиленной рамы из ванадиевого сплава до мотора, который переваривал как бензин, так и керосин, и даже спирт. Короче, это был первый в мире качественно созданный бюджетный автомобиль — считайте, пра-пра-прадедушка сегодняшнего Logan.

«Тэшка» была дешевой по цене, но не по исполнению. К продуманной до мелочей конструкции Генри добавил еще один немаловажный ингредиент — высокий, вернее высочайший, максимально возможный в то время уровень качества. И это касалось не только самого процесса сборки — на его предприятии подобное подразумевалось само-собой. Другое дело, что представители компаний-поставщиков комплектующих, работавшие с Ford, бились в истерике от сверхжестких требований к качеству деталей, узлов и механизмов, предназначавшихся для модели Т. Допуски по некоторым позициям доходили до 4 мм — и это, напомню, в начале 20 века! С другой стороны, поставщики, работавшие на Ford, получали на разработку и выполнение заказа ровно столько времени, сколько они требовали, да и оплачивались их услуги по высшему разряду.

В первый неполный год покупателям отгрузили около 10 тысяч «тэшек». В 1911-м владельцами машины стали почти 70 тысяч человек, а еще год спустя эта цифра удвоилась! Такая популярность даже Форду не могла привидеться в самых радужных сновидениях. Сама же «тэшка» очень быстро из просто удачного автомобиля превратилась в социальное явление.

Искусство выпускать

В дебютном для себя 1908-м Ford T по праву считался самым совершенным бюджетным автомобилем мира, но время шло, а конструкция модели почти не изменялась. По сути, за 19 (!) лет на конвейере все нововведения, коснувшиеся «Жестяной Лиззи», можно пересчитать по пальцам одной руки. В 1915-м году на машине появились электрические фары, в январе 1919-го электростартер, а вместе с ним и приборная панель, состоявшая из одного лишь амперметра, а еще через шесть лет на «тэшку» стали, наконец, устанавливать пневматические шины. Все остальное и вовсе мелочи.

Но почему? Ведь Форда при всем желании не назовешь самодуром или противником технического прогресса. Разумеется, нет. Просто настоящей страстью Генри всегда была эффективность производства — этому божеству он поклонялся всю жизнь, к его алтарю он с готовностью приносил все, вплоть до дружбы.

Ведь что такое эффективность производства? Если в двух словах — наибольшее количество продукции, выпущенное на единицу рабочей силы. Так вот, Генри никогда не был доволен этим соотношением. Как бы поступил любой другой успешный фабрикант, озабоченный проблемой расширения производства? Скорее всего, построил бы еще один завод, а потом еще один. .. Такой подход претил Генри — он искренне верил, что можно найти другой способ выпускать больше, даже когда производственные мощности, казалось, уже исчерпаны. И, по обыкновению, оказывался прав.

Чего только не выдумывал пытливый ум Форда. Скажем, рабочих на сборочном участке разбивали на бригады, каждая из которых совершала определенную последовательность операций, но не на одной, а сразу на нескольких машинах. Таким образом, процесс изготовления чуть ускорялся. Затем догадались, что время можно сэкономить, загодя доставляя необходимые комплектующие со склада. Так выкроили еще несколько минут, и постепенно шаг за шагом темп производства увеличивался.

Кроме того, Форд ввел на заводе атмосферу постоянного творческого соревнования, когда каждый сотрудник мог и даже обязан был предложить собственную идею оптимизации производственного процесса. Что характерно — прислушивались к любой мелочи. Рабочие, чьи идеи приживались, получали щедрое вознаграждение. Собственно говоря, и конвейерная сборка стала прямым следствием подобных рацпредложений.

Бытует мнение, что идея автомобильного конвейера пришла в голову помощникам Генри во время визита на чикагские скотобойни фирмы Swift and Co. В цехах мясокомбината менеджеров Ford Motor Company шокировала зловещая и завораживающая одновременно картина. Подвешенные на цепях туши двигались от поста к посту, где мясники с тесаками наготове отрубали куски, не теряя времени на переходы от одного рабочего места к другому и практически не опуская ножей. Эффективность механизированного процесса разделывания свиней поразила автомобильных инженеров.

Подобный эксперимент решили провести в цехах нового «фордовского» завода в Хайленд-Парке. Сборку магнето — популярной в то время системы зажигания — разбили на два этапа с использованием конвейерной ленты. Получилось! Время сборки готовой детали с 20 минут (в человеко-часах) сократилось на треть. Постепенно на конвейер стали переводить и другие операции, сначала попроще, позже посложнее. Дошла очередь и до двигателя, и до коробки передач, и до подвески. Наконец, в августе 1913 года автоматизировали и самую сложную операцию — так называемую «свадьбу» шасси и кузова. Пожалуй, именно этот день можно считать датой рождения автомобильного конвейера.

Эффективность новых методов работы не знала аналогов. Время сборки шасси с 12,5 часа сократилось до 93 минут! Но, конечно же, новые технологии внедрялись не рекордов ради. Главное, начиная с 1913-го производительность завода каждый год вырастала вдвое, а цена Ford T неуклонно снижалась, в конечном итоге упав до $260! По нынешним ценам выходит всего 3200 долларов.

Автомобильный конвейер не единственное, что подарил цивилизованному миру Генри. Среди других гениальных идей гиганта мысли и отца автомобильной индустриализации, скажем, рекордные по рынку зарплаты для собственных рабочих, не только повысившие лояльность персонала, а вместе с тем эффективность труда, но и подстегнувшие продажи. Ведь разбогатевшие трудяги стали покупателями автомобилей, которые они сами и производили.

Форд не только применил принципы производства автомобилей, которые актуальны и по сей день, он же придумал и весьма эффективные инструменты продажи. Скажем, в 1914-м, дабы подстегнуть спрос, Генри публично пообещал каждому покупателю скидку в $50. Более чем щедро, учитывая, что на тот момент базовая цена автомобиля составляла всего 500 долларов. В чем же гениальность акции? Так деньги-то возвращали покупателям только при условии, что Ford по итогам календарного года реализует не менее 300 тысяч автомобилей. Продажи в том году составили 308 213 машин, и Генри с удовольствием выполнил обещание. В любом случае заработал он больше, чем потратил. «Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей!» — посмеиваясь, говорил Форд.

Еще в начале века Генри осознал, что одним из непреложных условий эффективного массового производства является выпуск собственных автокомпонентов. И к 1920 году компания, скажем, выпускала не только деревянные рамы для кузовов, но и высаживала лесные плантации для будущих заготовок! Форд раньше других понял, что ключ ко всемирной популярности — выпуск автомобилей в разных странах и континентах. Первый зарубежный филиал Ford Motor Company открылся в Канаде еще в 1904-м. К моменту начала производства модели Т представительства компании появились в Париже и Лондоне, а в 1911-м заработал завод в Манчестере — первое сборочное предприятие «Голубого овала» в Европе.

Его причуды

Богатство никогда не являлось целью Форда, в конце концов он родился в состоятельной семье, но получилось, что деньги сами гнались за Генри. Еще до выпуска модели T он считался более чем преуспевающим бизнесменом, но «Жестяная Лиззи» в одночасье сделала его миллионером. Вернее, мультимиллионером. При этом, имея все возможности, он не вел разгульно-роскошный образ жизни, так отличающий людей, быстро сколотивших капитал. Конечно, Форд не слыл отшельником и, по большому счету, ни в чем себе не отказывал, но деньги предпочитал тратить на все что угодно, кроме развлечений.

Сложно сказать, во сколько Генри обошлась тяжба с неким Джорджем Селденом, изобретателем и юристом, известным, прежде всего, своим патентом на. .. автомобиль. Еще в конце 19 века этот американец оформил патентную заявку на самоходное транспортное средство с ДВС. Причем искушенный в вопросах права Селден провернул дело так, что каждый, кто в дальнейшем намеревался выпускать автомобили на территории США, должен был платить ему патентные отчисления. И все платили до тех пор, пока Форд не сказал: «Довольно!».

Генри как никому другому были по карману переводы за «селденовский патент», но самому его естеству претила мысль о том, что какой-то прохвост наживается за счет фальшивого по своей сути патента. Никто не верил, что хваткого и упертого Селдена можно перебороть, но Форд оказался еще более хватким и упертым. 10 января 1911 года после длительных и ожесточенных судебных разбирательств неоднозначный патент потерял свою силу.

Еще дороже обошлось Генри и его возможно самое неудачное предприятие. В разгар Первой мировой войны Форд, всю жизнь слывший убежденным пацифистом, оплатил фрахт огромного океанского лайнера. На его борту он с группой дипломатов и деятелей культуры отправился в Европу, дабы попытаться убедить враждующие стороны сложить оружие. Надо ли говорить, что экспедиция потерпела провал, а над наивностью Генри после этого не посмеивался только ленивый?! Но каким бы примитивным не казался его поступок, помыслы Форда были чисты и благородны.

Опять же, исходя из наилучших побуждений, он вошел в историю как и один из самых непримиримых борцов с профсоюзами. И эту позицию Генри довольно легко понять и разделить. Он буквально с нуля создал систему, в которой рабочие и менеджеры имели возможность хорошо зарабатывать, если полностью отдавались делу. Форд был убежден, что хорошему работнику, равно как и толковому менеджеру, совершенно не нужен защитник интересов из профсоюзной организации. Неудивительно, что Генри оказался в авангарде анти-профсоюзного движения 30-х годов.

С новой напастью автомобильный гигант боролся весьма специфическими методами. В качестве начальника службы внутренней безопасности Генри нанял военного моряка и боксера Гарри Беннета. Двухметровый верзила, которого когда-то Форд спас от тюрьмы, был патологически верен боссу и без колебаний выполнял все его поручения, включая поручения весьма сомнительного толка. Неудивительно, что проблем с трудовой дисциплиной на заводах «Голубого овала» не было, а те, что возникали, пресекались самым решительным образом. Как говорится, кулак и доброе слово убеждают лучше, чем просто доброе слово. Более того, попытки профсоюзных лидеров заставить Форда подписать коллективное трудовое соглашение, которое к середине 30-х годов одобрили все остальные автопроизводители Америки, включая General Motors и Chrysler, также ни к чему не приводили.

В конце концов, то, что должно было случиться, все-таки произошло. Впрочем, поставить подпись под злосчастным документом Форда заставили не доводы разума, советы коллег или, упаси боже, общественное мнение. Нет, нет и еще раз нет! Генри, не сомневавшийся в правильности собственных решений, готов был скорее разбить компанию на мелкие филиалы и начать распродажу активов, нежели пойти на поводу у людей, идеалы которых он всю жизнь презирал. Но в дело вмешалась его жена. Клара пригрозила мужу разводом, если тот не сохранит целостность компании и не сделает все для того, чтобы Ford Motor Company навсегда осталась семейной вотчиной Фордов. Только тогда Генри, скрепя сердце, подписал соглашение с ненавистными профсоюзами…

А чего стоят его весьма сомнительные (и это мягко сказано) антисемитские взгляды?! Не говоря уже о том, что именно Форд оказался единственным американцем, которого Гитлер упоминает, причем упоминает в восторженных тонах в «Майн Кампф»!

Но кто мы такие, чтобы осуждать величайшего автопромышленника 20 века? Праведников в мире большого бизнеса в любом случае просто не существует, к тому же Форду и без того крепко досталось от судьбы. Он пережил единственного сына — Эдсел скончался от рака еще в 1943-м, а друзей к тому времени у него давно не осталось. Кто знает, возможно, это и есть цена, которую гениальному автопромышленнику пришлось заплатить за сказочное богатство и всемирную славу?

Данила Михайлов

Михаил Медведев

27 октября 2022Ford окончательно покинул РФ

29 августа 2022Малолитражку принцессы Дианы продали за $764 000

23 августа 2022Ford оштрафовали на $1,7 млрд: у машины в ДТП промялась крыша

24 июня 2022Представлен новый фургон Ford SuperVan — быстрый, как гиперкар

8 декабря 2021Отзывы владельцев: Chevrolet Trailblazer или Ford Explorer?

Компания Ford — история создания, развития, автомобилей

Ford Motor Company – знаменитый автоконцерн из США, который занимает четвертую позицию по мировым объемам проданных машин в истории автомобилестроения. Компания Форд основана 15 июня 1903 года Генри Фордом. На протяжение собственной длительной истории производитель всегда относится к крупнейшим и наиболее рентабельным концернам, и стал одним из немногих, кто успешно перенес Великую депрессию.

Начало деятельности

Дебютным производством Форда стала Detroit Automobile Company, организованная в конце 19-го столетия. История развития получилась недолгой, и уже в 1901 году произошло создание компании Henry Ford Company. Впрочем, спустя 12 месяцев Генри рассорился с инвесторами и ушел из организации, захватив права на название, а также практически $1000 капитала.

В 1903 году конструктор созвал дюжину инвесторов, совместно владеющих тысячью акций Ford Motor Company, при этом сам Форд имел 255 ценных бумаг. История создания получилась запутанной, но завод Форд сразу же стал прибыльным, и за год инвесторы получили 37 тысяч долларов.

История марки началась с производства автомобилей Ford Model A, Model К и Model S. Представленный в 1906 году Model K был первым транспортным средством компании с 6-цилиндровым 40-сильным мотором, за что машину прозвали «родстером джентльмена». Продажа осуществлялась по 2800 долларов, но успех к модели так и не пришел, в связи с низким качеством.

Уже через 2 года и 900 экземпляров автомобиля, Форд решил завершить выпуск, та же судьба постигла ModelB, рассчитанная на состоятельных клиентов. Все это заставило конструктора искать другой подход к своим линейкам продукции. Далее история компании Форд пошла по пути создания доступных транспортных средств, с постоянным поиском любых адекватных возможностей уменьшения их цены.

В 1907 году Генри показал миру новый автомобиль с эмблемой Ford – ModelT, которая обрела максимальную популярность, став первой машиной, выпущенной миллионными сериями. Транспортное средство было оборудовано 4-цилиндровым мотором на 2,9 литра, который дополнялся 2-ступенчатой трансмиссией и расположенной по отдельности головкой блока цилиндров.

В те годы американские машины имели стоимость на уровне 1100-1700 долларов, но Model T стартовала с 850 условных единиц, после чего ее цена и вовсе была снижена до 400 долларов.

Модернизация производства

Ранние автомобили Форд производились группами из 2-3 сотрудников. Для изготовления применялись компоненты, создаваемые под заказ подрядчиками. Сборка машины осуществлялась за несколько часов на мощностях арендованного производства в Детройте. После роста популярности техники Ford, концерн перебрался в крупный завод, расположенный в Хайленд Парк.

В 1912 году Форд впервые применил революционную технологию конвейера. Монтаж дебютной конвейерной ленты позволил значительно снизить период сборки транспортных средств. Так, на производство шасси с логотипом Ford уходило не более 1,5 часов.

Возросшая скорость выпуска дала возможность увеличить годовые объемы производства до 202,6 экземпляров техники, а уже через год – до 308,1 единиц. В 1915 Форд выпустил 501,4 автомобиля, а в 1920 году данная цифра достигла одного миллиона.

Подобные инновации сложно воспринимали сотрудники автоконцерна, что привело к высокой текучести кадров, но увеличение производительности повысило спрос на профессиональных специалистов. Оборот начал снижаться в связи с дополнительными затратами на обучение работников. Также новые кадры медленнее работали, что оказывало пагубное воздействие на увеличение объемов выпуска техники.

Уже в начале 1914 года Генри разобрался с текучестью кадров, увеличив заработную плату до 5 долларов за смену, также применив 8-часовой рабочий день и 5-дневную неделю. Помимо этого, конструктор стал отбирать сотрудников по результатам собеседования и предоставлять рабочие места соискателям с ограниченными возможностями, которых отказывались брать прочие организации.

В итоге текучесть снизилась, объемы выпуска техники повысились, что дало возможность снизить стоимость одного экземпляра машины Ford. Основываясь на стратегии Генри, требовалось обеспечить класс платежеспособных обычных жителей США, которые могут приобрести машину их производства.

Дальнейшие действия Форда

К данному времени автоконцерн успел прославиться на весь мир. В 1903 году было открыто представительство компании в Канаде, а через 4 года бренд появился в России, и пробыл в стране 10 лет. В 1912 году произошло резкое ускорение расширения Ford по всему земному шару, при этом заводы были созданы в Ирландии, Франции, Англии, ЮАР, Австралии, Германии, Дании, Аргентине и Австрии.

К началу 1920 года Форд производил 50 процентов всех автомобилей в Соединенных Штатах и 40 процентов в Великобритании. К 1921 году половину американского производства компании составляли Model T. Также на всех мощностях производителя начали внедрять конвейерную ленту.

В 1916 году произошел выпуск машин скорой помощи на основе ModelT. Данная техника повсеместно использовалась во Франции и Англии, а некоторые военные отделения США применял ее в Первой мировой войне. Транспортные средства развивали скорость 73 км/ч, имея под капотом 4-цилиндровый силовой агрегат с водяным охлаждением.

Также автоконцерн уже успел накопить немалый капитал, но Генри форд решил перенаправить денежные средства, которые предназначались инвесторам, в открытие новых заводских предприятий. Данный ход позволил значительно повысить объемы выпуска и уменьшить стоимость автомобилей.

Период 1920 – 1940-х годов

В начале 1920-х годов автоконцерн Ford Motors несколько уступил собственный сегмент рынка компаниям GeneralMotors и Chrysler. Помимо этого, конкуренты из США и зарубежья начали предлагать потребителям автомобили с более продвинутыми характеристиками и премиум-комплектациями.

В начале 1922 года конструктор совершил покупку LincolnMotorCompany, что позволило усилить позиции Форд в премиум-сегменте транспортных средств. Разработка подразделения Mercury произошла в 1939 году, что обеспечило компанию брендом для среднего ценового сегмента между брендами Ford и Lincoln.

В период Великой депрессии американский автоконцерн дал свой ответ на резкое падение уровня продаж, снизив объемы операций и сократив собственный штат.

Несмотря на то, что Ford поддерживал некоторое количество проблемных семей, многие неквалифицированные сотрудники были сокращены.

Тогда Генри Форд вызвал бурю недовольства широких масс, сделав заявление, что безработным придется приложить больше усилий для поиска работы. Это вызвало крупные протестные мероприятия, закончившиеся столкновением с полицией и гибелью пяти человек, а еще 60 получили тяжелые ранения.

В середине 1930 года крупное соглашение с компанией Форд подписали в СССР. Согласно договору, государство обязалось приобрести транспортные средства и запчасти на общую сумму в 13 миллионов долларов. Взамен автоконцерн из США обязан был предоставить техническую поддержку по постройке автозавода в Нижнем Новгороде к 1938 году. Немало инженеров и профессиональных специалистов из Соединенных Штатов отправились в Советский Союз для работы на новом предприятии и его производственных отделениях. Готовому предприятию дали Горьковский автомобильный завод – ГАЗ.

Уже в 1933 году СССР завершил возведение производственной линии для выпуска легковых машин ГАЗ-А и легкой грузовой техники ГАЗ-АА. Эти автомобили стали переработанными под отечественные условия машины Ford-A и Ford-АА соответственно. В дальнейшем данная техника активно применялась для нужд армии.

В период Второй мировой войны американский бренд выпускал танки и грузовики, силовые агрегаты и запчасти, а также станковое оборудование, бомбардировщики и системы артиллерийского огня. Ford занимала третье место в перечне организаций, которым предоставили крупнейшие военные контракты.

Осенью 1945 года Генри Форд делегировал бразды правления компании своему старшему внуку Генри Форду II, а через 2 года скончался от кровоизлияния в мозг.

Период 1950-х – 1980-х годов

Середина 20-го века стала временем самых любопытных экспериментов и поиска прорывных идей. В 1956 году Форд выпустил в свет знаменитый автомобиль Thunderbird, который производился в 11 различных поколениях с небольшими перерывами, вплоть до 2006 года. В общей сложности в свет выпущено более 4,5 миллионов автомобилей.

Данный компактный двухместный автомобиль разрабатывался для представительных людей, которые любят самостоятельно водить, не прибегая к помощи водителя. Транспортное средство имело цельнометаллический корпус на прочной несущей раме, съемный верх из стеклопластика, а также мощный V8 силовой агрегат на 4,9 литра, развивающий 193 лошадиных силы.

Автомобиль получил революционный по меркам тех лет дизайн – хоть и строгий, но органичный, а также стал самой дорогостоящей моделью среди линейки легковых машин Форд. Впрочем, всеобщую любовь автомобилю подарила внушительная динамика, запоминающийся дизайн и комфортабельность. Лишь в 1955 году автоконцерн продал более 16 тысяч экземпляров этого автомобиля.

В 1958 году был произведен Ford Galaxie, полноразмерная машина, производимая в Соединенных Штатах до 1975 году. Под данным названием были объединены транспортные средства в шести различных кузовах. На машине был впервые реализован детский замок на пассажирских дверях, а также инновационное энергопоглощающее рулевое колесо.

Через год автоконцерн выпускает компактную машину Ford Falcon. Его дополняли линейкой компактных двигателей, созданных именно под данную модель. После этого на платформе модели были построены автомобили Mustang, Granada и Maverick. В базовой комплектации модель дополнялась 90-сильным рядным 6-цилиндровым мотором на 2,4 литра, а также распределительным валом с нижним размещением и однокамерным карбюратором.

Уже в 1963 году с завода сошел культовый Ford Mustang. В те годы автоконцерн сильно нуждался в выпуске звездного автомобиля, несомненного лидера рынка, который станет заветной мечтой каждого автолюбителя. Разработка Мустанга велась несколько лет, в течение которых широкой общественности демонстрировали прототипы, так и не дошедшие до этапа выпуска.

Финальный концепт был продемонстрирован в 1963 году – его отличал значительно более смелый дизайн, чем серийная версия, которая оказалась невероятно удачной. Уже в первый год продаж Ford сумела продать почти 264 тысяч экземпляров модели, чему также поспособствовала массированная рекламная компания, сопоставленная с выходом машины.

Базовая комплектация Mustang обрела рядный 6-цилиндровый двигатель на 2,8 литра, дополненный трехступенчатой механической трансмиссией, или же 2-3 ступенчатой автоматической коробкой передач. В связи с низким центром тяжести, Мустанг получил великолепные динамические характеристики, отличную управляемость, простоту обслуживания, экономичный расход топлива, да и в целом, был ориентирован на обретение удовольствия от езды.

1980-е – наши дни

В 1985 году Америку охватил топливный кризис, а на автомобильном рынке возникли малолитражки из Японии, постепенно отвоевывавшие все большую долю. Компания Форд отреагировала на данный факт производством другого легендарного автомобиля – Ford Taurus, ставшего одним из наиболее востребованных транспортных средств в истории знаменитого автоконцерна. В 1986 году компания сумела продать 7 миллионов экземпляров данной модели по всему миру.

До выпуска в свет Taurus компания предпочитала создавать автомобили с задним приводом, хотя другие автоконцерны из США выпускали машины с передним приводом. Дебютным автомобилем с подобной концепцией стал Ford Tempo, но именно Taurus стал окончательным утверждением бренда в данном сегменте автомобильного рынка.

Округлый силуэт автомобиля, из-за которого его прозвали «летящей картофелиной», гарантировал великолепные аэродинамические свойства, что дало возможность уменьшить потребление горючего. Впоследствии GM и Chrysler также придумали автомобили, имеющие похожие дизайнерские особенности.

В 1987 году легендарный американский автоконцерн приобрел марку Астон Мартин, а через 3 года обзавелся еще одним брендом из Великобритании – Ягуар.

В 1991 году в свет вышел Форд Эксплорер, который в первый же год продаж стал лидером американского автомобильного рынка, а также два года подряд одерживал победу в номинации «Прорыв года». Машина дополнялась 4-литровым двигателем мощностью 155 л.с. и пятиступенчатой механической или четырехступенчатой автоматической КПП.

В 1997 году автокомпания представила Форд Экспедишн, пришедший на смену устаревшему автомобилю Bronco и занявший свое место в сегменте между младшей версией Explorer и старшей Excursion. Через 2 года на европейском рынке устаревшая машина Escort была заменена Ford Focus. Представление нового автомобиля состоялось в рамках Женевского автосалона, где модель получила огромное количество положительных откликов.

Фокус и сегодня остается одним из десяти наиболее популярных автомобилей в странах Европы, а также в нашей стране. На рынке США модель впервые дебютировала в конце 1999 года, изначально получив модификации 3-дверного хэтчбека, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, а уже в 2001 году в свет вышел 5-дверный хэтчбек.

Внешний вид автомобиля был создан на основе концепции NewEdge, в которой преобладали острые углы и плавные линии. Помимо запоминающегося внешнего вида, транспортное средство имело выгодные особенности подвески, гарантирующие комфортную езду по любым дорогам, а также великолепную устойчивость на поворотах.

В 2007 году американский бренд внедрил новую стратегию oneFORD. До этого момента все модели автомобилей и их характеристики были разными для тех или иных регионов. Согласно новому курсу, компания приняла решение производить глобальные машины, единые для всех стран.

Официальные продажи Ford в Российской Федерации стартовали в 1990 году, при этом торговое представительство и дебютный дилерский центр возникли только через 6 лет. В 2002 году стартовало производство моделей Ford Focus под Санкт-Петербургом, а спустя 4 года на заводе была выпущена 100-тысячная единица данного автомобиля.

В начале 2010 года Всеволожск стал местом выпуска автомобилей Ford Fusion в 6 различных комплектациях, а по завершению этого года машина уже отвоевала 7,4% всего автомобильного рынка России в собственном классе.

История Ford Motor Company | Продажи Vintage Ford

История Ford Motor Company | Продажи винтажных автомобилей Ford | Детройт, Мичиган
  1. Дом
  2. История Форд Мотор Компани

История Ford Motor Company

Автор: Classics & Beyond Auto Gallery, г.

Уэйн, штат Мичиган

С момента основания компании более века назад Ford Motor Company стала одним из самых известных имен в автомобильной промышленности. промышленность. С такой историей можно охватить множество достижений. В Classics & Beyond Auto Gallery мы понимаем важность поиска авторитетного бренда, которому можно доверять. Мы собрали полезную информацию об истории Ford Motor Company. Читайте дальше!

Когда вы будете готовы просмотреть наш музей и галерею старинных автомобилей, обязательно посетите нас в Уэйне, штат Мичиган. Мы продаем только винтажные автомобили премиум-класса, поэтому вы можете быть уверены, что покупаете у нас лучшее из лучшего.

Скромное начало Ford

Основатель Генри Форд построил свой первый автомобиль еще в 1896 году, то есть как раз в то время, когда рынок только начал зарождаться. Его дебютное творение называлось квадрициклом, который был далек от автомобилей, которые вы видите на дорогах сегодня. В 1903 года он официально основал Ford Motor Company и начал производить свои первые автомобили, которые продавались в основном состоятельным покупателям.

К 1908 году компания представила модель T. Возможно, это был один из самых известных и важных автомобилей в первые годы автомобильной промышленности. Растущий спрос рос экспоненциально, и Ford искал эффективный способ не отставать. Таким образом, сборочная линия ожила и навсегда изменила не только саму отрасль, но и многие заводские установки по всему миру.

Более 100 лет инноваций

Если вы уже занимались математикой, то, возможно, поняли, что Ford имеет более 100 лет опыта эксплуатации. Будьте уверены, компания видела все это. Он пережил все основные разработки в автомобильной промышленности. В конце концов их призвали на помощь во время Второй мировой войны, и они сыграли важную роль в развитии американской инфраструктуры.

В это же время Ford Motor Company представила некоторые из своих самых известных моделей, в том числе грузовики F Series® и Ford® Mustang®. Как вы могли догадаться, на небольшом пространстве просто слишком много всего, что можно распаковать. Мы настоятельно рекомендуем прочитать полную историю, потому что она чрезвычайно интересна и информативна.

Текущее производство

Какой бы впечатляющей ни была история, давайте не будем забывать о сегодняшнем производстве. Вы найдете столько же моделей для изучения и открытия, просматривая архивы. Ни для кого не секрет, что Ford является одной из крупнейших и наиболее успешных автомобильных компаний в мире. Вы спросите, насколько большой? Ежегодно компания производит более пяти миллионов единиц продукции на заводах по всему миру.

Не говоря уже о том, что они приложили руку ко многим пирогам. Независимо от того, ищете ли вы надежный пригородный автомобиль или тяжелый грузовик, нет никаких ограничений на то, что вы можете найти. Независимо от того, какой автомобиль вы выберете, вы будете спокойны, зная, что он прочный, надежный и обеспечит наилучшие возможности как для работы, так и для развлечения.

Надеемся, вам было интересно узнать больше об истории Ford Motor Company. Если вам интересно посмотреть на некоторые удивительные старинные автомобили, которые были полностью отреставрированы, не забудьте заглянуть к нам в галерею Classics & Beyond Auto Gallery в Уэйне, штат Мичиган! Мы также гордимся тем, что обслуживаем тех, кто находится в Детройте.

Узнайте историю каждой модели Ford:

 

 

Хронология Ford Motor Company: NPR

Хронология Ford Motor Company С момента основания компании в 1903 году имя Ford стало синонимом автомобильной промышленности. Основатель компании Генри Форд-старший прославился инновациями, превратив автомобили в товары для широких масс, а свою компанию — в американскую икону. Взгляд на избранные вехи из истории компании.

Бизнес

В августе 1946 года Генри Форд-старший (1863 — 1947) и его жена Клара садятся в первый автомобиль Ford, построенный в 1896 году. Особенности Keystone/Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Особенности Keystone/Getty Images

Модель Ts готова к поставке в 1925 году. Беттманн/Корбис скрыть заголовок

переключить заголовок

Беттманн/Корбис

Внедорожник Ford Explorer теряет популярность. Рейтер/Корбис скрыть заголовок

переключить заголовок

Рейтер/Корбис

С момента основания компании в 1903 году имя Ford стало синонимом автомобильной промышленности. Основатель компании Генри Форд-старший прославился инновациями, превратив автомобили в товары для широких масс, а свою компанию — в американскую икону. Ниже приведены избранные вехи из истории компании:

16 июня 1903 : Генри Форд и 11 инвесторов подписывают учредительный договор Ford Motor Company в Мичигане.

1 октября 1908 г. : Форд представляет модель Т, ставшую одной из самых популярных машин в мире. Производство официально закончилось в мая 1927 после того, как общее мировое производство составило 15 458 781 штук.

7 октября 1913 г. : Завод в Хайленд-Парке в Мичигане начинает работу как первая в мире конвейерная линия по сборке автомобилей.

5 января 1914 : Ford начинает предлагать 5 долларов в день за восьмичасовой рабочий день, и 15 000 соискателей требуют 3 000 рабочих мест на заводе Model T в Хайленд-Парке. Предыдущая ставка оплаты составляла 2,34 доллара в день за девять часов.

1 марта 1941 г. : Форд начинает производить «джипы» общего назначения для вооруженных сил США и полностью переходит на военное производство, начиная с февраля 1942 г. . Гражданское производство не возобновится до июля 1945 года года.

17 января 1956 : Продаются обыкновенные акции Ford, в первый день продано 10,2 миллиона акций, что составляет 22 процента компании.

7 сентября 1987 г. : Форд приобретает 75 процентов акций Aston Martin Lagonda, Ltd.

31 декабря 1988 г. : Доход Форда по всему миру составил 5,3 миллиарда долларов, что является самым высоким показателем среди всех автомобильных компаний на сегодняшний день.

1 декабря 1989 : Ford тратит 2,5 миллиарда долларов на покупку автомобилей Jaguar.

15, 19 марта90 : Ford представляет внедорожник Explorer. Хотя Explorer является самой продаваемой моделью внедорожника в стране, продажи достигли 15-летнего минимума в ноябре 2005 года и упали на 29 процентов в 2005 году. название компании AutoAlliance International.

20 июня 1993 г. : Ford открывает свои первые дилерские центры в Китае. В 2005 году продажи ее брендов в Китае выросли на 46%, хотя в Китае она по-прежнему отстает от General Motors Corp. и немецкой Volkwagen AG. К концу 2005 г. число дилеров Ford в Китае достигло 150 по сравнению со 100 в 2004 г.

18 апреля 1993 г. : Ford начинает производство автомобиля с гибким топливом (FFV) Taurus. FFV могут сжигать бензин, этанол или их смеси. Несмотря на то, что насчитывается около 5 миллионов FFV, в стране всего около 500 заправочных станций на этаноле. Согласно закону, если автопроизводители производят FFV, они также могут производить больше других автомобилей, потребляющих больше бензина.

21 августа 1997 г. : Ford продает первые такси, работающие на природном газе, в Нью-Йорк.

Август 2000 г. : Bridgestone/Firestone отзывает 6,5 миллиона шин после 271 гибели при опрокидывании автомобилей Ford Explorer.

Май 2001 : Ford Motor в одностороннем порядке отзывает еще 13 миллионов шин, а Bridgestone/Firestone отказываются от Ford как клиента, заявляя, что Ford использует производителя шин как козла отпущения, чтобы отвлечь внимание от проблем с Ford Explorer. Федеральные следователи в конечном итоге пришли к выводу, что основной причиной опрокидывания были дефекты шин.

11 июля 2005 г. : Новый бензиново-электрический гибридный внедорожник Ford Mercury Mariner поступил в продажу. Он стоит на 4000 долларов больше, чем версия, работающая только на бензине, и имеет одобрение Sierra Club.

1 ноября 2005 г. : Bridgestone Firestone North American Tire LLC соглашается выплатить Ford 240 миллионов долларов, чтобы помочь покрыть расходы на отзыв шин, которые составили 2 миллиарда долларов.

22 декабря 2005 г. : United Auto Workers соглашается на сделку с Ford, по которой 99 центов в час любого будущего повышения заработной платы будут направляться в фонд здравоохранения. Страховые отчисления вырастут на целых 33 процента, а расходы для нынешних пенсионеров также вырастут. Изменения сэкономят Ford около 650 миллионов долларов в год. (Счет Ford на здравоохранение в 2005 году составил 3,5 миллиарда долларов.)

23 декабря 2005 : Ford объявляет, что переведет 2 миллиарда долларов на поддержку Jaguar Cars, которую он купил в 1989 году почти за 3 миллиарда долларов в сегодняшних ценах.