Как открыть ИП. Что нужно чтобы открыть ИП в Беларуси/Гродно
Интересуетесь вопросом, что нужно, чтобы открыть ИП в Беларуси? Мы расскажем вам, как открыть ИП и стать на учет во всех необходимых инстанциях.
Две трети вопросов по регистрации ИП можно решить за один рабочий день. За этим нужно обратиться в исполнительный орган, к которому относится территориально адрес прописки предпринимателя.
Где открыть ИП в Гродно:
— Администрации Ленинского района г. Гродно по адресу: ул. Советская, д.14, к.239;
— Администрации Октябрьского района г. Гродно по адресу: ул. Гагарина, д.18 корп. 2, к.29.
Все этапы регистрации индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь перечислены в «Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 года.
Как открыть ИП в РБ
Мы собрали информацию о том, что нужно знать для открытия ИП в Беларуси.
Для вашего удобства все действия мы разделили на несколько этапов:
- Подготовительный – сбор информации и планирование;
- Регистрационный – подача заявления в исполнительные органы и получение свидетельства;
- Пострегистрационный – постановка на учет в контролирующие органы.
Наполнение каждого пункта может разниться в зависимости от вида деятельности, масштаба и специфики бизнеса. Но общие советы, которые мы дадим ниже, применимы или легко адаптируются под любую ситуацию.
Этап 1. Подготовительный или с чего начать открытие ИП в Беларуси
Этот шаг про планирование. Поэтому основные действия вы предпринимаете у себя в голове, на компьютере или на бумаге.
Определитесь с видом деятельности.В заявлении на регистрацию индивидуальному предпринимателю не нужно прописывать вид деятельности. Но есть бизнес, который требует специальных разрешительных документов (лицензии или сертификата). Если ваше дело именно такое, то решить этот вопрос нужно до начала деятельности.
В Республике Беларусь выделяют более 35 видов деятельности, для осуществления которых обязательно нужна лицензия. Например, банковская, адвокатская медицинская, биржевая деятельность, бизнес в сфере транспорта, атомной энергетики, безопасности, фармацевтики, торговли алкогольной и табачной продукцией, кадровые агентства по трудоустройству за границей, оздоровление детей за рубежом. Полный перечень лицензируемых бизнесов смотрите в Указе Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 года.
Выберите систему налогообложения.Выбирать систему налогообложения вместе с подачей заявления на регистрацию не обязательно. Но учтите, что у вас есть на раздумья всего пять дней. Если вы в этот срок не изъявляете желания использовать «упрощенку», то автоматически платите налоги по общей системе.
Приготовьтесь в этот период много читать, анализировать, а лучше, обратитесь за помощью по открытию бизнеса к квалифицированному специалисту. Если вы хотите профессиональное мнение по поводу открытия ИП, специалисты ОДО «Консалт» проведут очную или заочную консультацию.
Этап 2. Регистрация индивидуального предпринимателя
Регистрировать ИП можно на электронном ресурсе www.egr.gov.by. В этом случае нужно приобрести ключ электронной цифровой подписи. Но чаще всего предприниматели приходят в исполнительный орган лично. Так проще решать дополнительные вопросы, которые возникают в 99% случаев.
Документы для открытия ИП:
- Паспорт или вид на жительство РБ,
- Фотография 3Х4 см;
- Квитанция в подтверждение уплаты госпошлины, реквизиты есть в исполкоме;
- Заявление можно заполнить на электронном ресурсе www.egr.gov.byи распечатать, или заполните бланк на месте в исполкоме.
В этот же день ваше свидетельство о регистрации ИП будет готово. А через день Вас автоматически поставят на учет в налоговой, органах статистики, ФСЗН и страховой.
Сколько стоит открыть ИП в Беларуси
Регистрационные мероприятия для предпринимателя бесплатны, нужно лишь оплатить государственную пошлину — 0,5 базовой величины.
Этап 3. Пострегистрационный
Свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет – это еще не конец пути. Перед началом работы вам нужно пройти еще несколько важных этапов. Здесь возникает много нюансов, которые зависят от ряда факторов: трудоустроены ли вы, являетесь ли вы пенсионером, будете ли нанимать людей на работу. Поэтому мы рекомендуем обратиться за консультацией профессионалов.
Специалисты компании «Консалт» всегда поделятся с вами актуальной информацией, которая поможет зарегистрировать ИП и подготовиться к началу работы правильно.
Если ваш бизнес требует получения лицензии, позаботьтесь об этом до начала работы.
Далее вам нужно обязательно посетить ряд государственных служб.
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ (ПО МЕСТУ ПРОПИСКИ) |
ФСЗН |
БЕЛГОССТРАХ |
БАНК |
Заполняете опросник, выбираете систему налогообложения. Покупаете Книгу учета проверок и Книгу замечаний и предложений на каждый объект, в котором вы будете вести деятельность. Предоставляете документы:
|
Вы обязаны уплачивать в Фонд социальной защиты населения 35% от минимальной зарплаты ежемесячно. Но вы официально трудоустроены, то эта обязанность ложится на работодателя. |
В страховую вы идете только если нанимаете людей в штат. В этом случае вы обязаны ежемесячно отчислять взносы в страховую. Каждые полгода работодатели предоставляют в страховую службу отчет об уплате взносов. |
Открывать расчетный счет вы обязаны в трех случаях:
|
Важность регистрации и постановки ИП на учет невозможно переоценить. Если вы в самом начале сделаете все грамотно, то оградите себя от многих проблем с налоговой и другими государственными органами в будущем.
Мы постарались рассмотреть самые распространенные вопросы открытия ИП в Беларуси.
Если у вас остались сомнения, мы рекомендуем обратиться за информационной поддержкой к специалистам. В компании «Консалт» Вам помогут собрать необходимый пакет документов для регистрации, правильно определить вид деятельности, получить лицензию и стать на учет в контролирующих органах. Начинайте бизнес грамотно вместе с нами!
Обновление — Март 2020
Приостановка регистрации ИП в Минске: что известно к концу марта
Регистрация индивидуальных предпринимателей в Минске по-прежнему приостановлена. «Заморозка» длится более полугода — с 17 августа 2021 года. Office Life попытался все-таки узнать, чем она вызвана, и посмотрел, как минчане регистрируют ИП в последние полгода.
В Управлении регистрации и лицензирования главного управления юстиции Мингорисполкома Office Life заявили, что им пока неизвестно, когда в Минске возобновится регистрация индивидуальных предпринимателей.
Тем временем в регионах она не прекращалась. Официальная статистика по 2022 году еще не опубликована. Есть данные Единого госрегистра по итогам 2021-го. Несмотря на приостановку с середины августа, Минск все равно стал лидером по регистрациям ИП. За год — 5905 предпринимателей. Сопоставимые данные есть только по Минской области — 5433. Во всех других регионах регистраций было меньше 5 тыс., а часто даже меньше 4 тыс. В то же время в прошлом году начата ликвидация более 25,3 тыс. ИП.
По данным Белстата, общее число ИП в Беларуси в 2010—2020 годах колебалось в пределах примерно 230−270 тыс. Более 30% (на 2020 год) заняты в торговле и ремонте авто. 13,6% — курьерские услуги, транспорт; 8,5% — строительство. В целом большинство ИП работают в непроизводственной сфере.
Из-за невозможности зарегистрировать ИП в Минске некоторые граждане ищут возможность получить регистрацию в регионах. С ней можно работать и в столице. К примеру, в Торговом реестре есть немало магазинов, которые числятся на ИП, зарегистрированных не в столице.
Приостановка регистрации ИП в Минске продлится до 2023 года?
Почему сложилась такая ситуация, не знают ни в бизнес-союзах, ни источники в органах власти. Однако, как сообщалось, незадолго до приостановки регистрации ИП в Минске было совещание у президента. На нем прямо говорилось об оптимизации числа ИП.
За несколько месяцев до заморозки регистрации Комитет госконтроля предложил изменить налогообложение для ИП. Это отмена единого налога и замена его «упрощенкой», но с повышением до 16% для юридических, бухгалтерских, маркетинговых услуг и консалтинга. Плюс к этому было предложено повышение взносов в ФСЗН. Это вызвало бурные обсуждения и протесты со стороны бизнес-союзов.
В итоге изменили Налоговый кодекс, и с начала 2021 года большая часть ИП лишилась возможности пользоваться упрощенной системой. В целом налоги и сборы для многих существенно увеличились. Некоторые ИП были вынуждены поднять цены.
На данный момент в зависимости от конкретного вида бизнеса у ИП есть два основных варианта: масштабирование до форматов ООО/ЧУП или переход в самозанятые.
Как зарегистрироваться в качестве независимого предпринимателя в Беларуси
Беларусь — страна в Восточной Европе с хорошо развитым промышленным сектором, на который приходится около 26% ее ВВП (2018 г.). Аналитики рынка прогнозируют устойчивый рост экономики Беларуси благодаря ее непосредственным усилиям по совершенствованию административных процедур, налогообложения, ценообразования, лицензионных льготных режимов для инвесторов и защиты их прав.
Географическое положение Беларуси, благоприятный инвестиционный климат, высококвалифицированная рабочая сила и промышленно развитая экономика делают Беларусь привлекательной для международной торговли. Если вы планируете начать свой бизнес-путешествие, эта статья проведет вас через процесс регистрации.
Отказ от ответственности: Имейте в виду, что эта статья не заменяет юридическую консультацию. Пожалуйста, всегда проверяйте официальные веб-сайты или обращайтесь за юридической консультацией, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
I
Индивидуальные предприниматели в БеларусиОткрытие бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя – самая простая форма ведения бизнеса в Беларуси, часто используемая фрилансерами и людьми, которые только начинают свой профессиональный путь. Процесс довольно прост и состоит из нескольких шагов.
H
Право на создание самостоятельного бизнеса в БеларусиИндивидуальный предприниматель не обязан приобретать статус юридического лица, занимаясь предпринимательской деятельностью. Единоличное владение подразумевает наличие максимум трех сотрудников и полную ответственность за владельца. Различия между собственником и самой компанией не проводится.
Перед подачей заявления о регистрации компании со всеми необходимыми документами в Государственный реестр предприниматели должны внести регистрационный взнос в размере одной базовой величины. Оплата может быть произведена в электронном виде с использованием системы онлайн-платежей ЕРИП либо через мобильное приложение, либо онлайн. После оплаты регистратор может увидеть информацию о платеже через свою систему, используя номер подтверждения.
Вы можете зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, подав заявление в электронной форме.
Для регистрации необходимы следующие документы:
- Паспорт
- Карточка социального обеспечения (если есть)
Минимальный размер уставного капитала законодательством не установлен.
Регистрация фирменного наименования в Беларуси
После того, как вы зарегистрировали ИП (самостоятельное предпринимательство), настало время выбрать фирменное наименование, которое должно быть уникальным и содержать не менее трех символов.
Данная процедура не требует дополнительных затрат и проводится до государственной регистрации компании.
Это можно сделать онлайн или лично в Управлении реестра («Горисполком»).
Для согласования наименования компании заявителю необходимо обратиться в любой регистрирующий орган, указанный на сайте Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Здесь вы можете проверить наличие названий компаний.
По результатам рассмотрения документов, представленных в электронной форме, заявитель получит на свой адрес электронной почты либо свидетельство об утверждении фирменного наименования, либо документ об его отклонении, заверенный электронной цифровой подписью уполномоченного сотрудника регистрирующего органа, не позднее одного рабочего дня со дня подачи заявления.
При личном подтверждении имени сотрудник Управления реестра немедленно уведомляет предпринимателя о принятом решении. Предприниматели предпочитают проверять имя лично, чтобы избежать возможных задержек в случае отклонения предложенных имен.
Обеспечение соответствия нашим локализованным контрактам
Создание контрактов за считанные секунды. Мы позаботимся о том, чтобы вы соблюдали местное трудовое законодательство, где бы вы ни жили.
Государственная регистрация
Следующим шагом будет государственная регистрация. Для регистрации нового субъекта хозяйствования необходимо обратиться в орган государственной регистрации с заявлением и уставом. Регистрация может быть подана как лично, так и в электронном виде. Список документов, которые вы должны отправить в электронном виде, такой же, как и список документов, необходимых для регистрации лично.
Документы для государственной регистрации можно подать нотариусу, который направит их в регистрирующий орган. При подаче документов на государственную регистрацию заявители обязаны предъявить документы, удостоверяющие личность, и документы, подтверждающие их полномочия (доверенность).
Нотариально заверенная доверенность требуется, если лицо действует от имени иностранного юридического лица.
Регистрационные документы подаются в местный регистрирующий орган (главные управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома. Регистрация занимает около полутора недель.
Постановка на учет в органах Республики Беларусь: Налоговая инспекция
Индивидуальный предприниматель применяет общий порядок налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров, имущественных прав, доходов в форме аренды (финансового лизинга) имущества на нарастающим итогом с начала года превышает 420 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых с выручки.
Беларусь подробно остановилась на «цели бизнеса» в налогообложении. Это означает, что каждая сделка должна иметь четкую деловую цель и экономическое содержание. В противном случае налоговые последствия таких сделок могут быть пересмотрены налоговыми органами Республики Беларусь.
Все налогоплательщики должны признавать выручку по налогу на добавленную стоимость (НДС) по методу начисления. Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, облагаются налогом по ставке 16%. В Беларуси нет порога регистрации продаж, поэтому, если вы совершаете только одну продажу в стране, вы должны зарегистрировать свой бизнес для уплаты белорусского НДС.
Вам потребуется регистрационный номер плательщика НДС, который сделает вас зарегистрированным в налоговой системе Беларуси как законный бизнес. Этот номер отслеживает ваш бизнес через систему: налоги, которые вы платите, налоговые льготы, которые вы получаете, а также налоги, которые вы взимаете с клиентов. Имейте в виду, что налоговый представитель не требуется.
Риск зарубежного бизнеса: Беларусь – GOV.UK
Политический и экономический контекст
Беларусь с населением 9,25 млн человек граничит с Польшей, Латвией, Литвой, Украиной и Россией. Это была республика Советского Союза, пока она не обрела независимость в 1991 году. Ее президент Александр Лукашенко находится у власти с момента своего избрания в 1994 году и является первым и единственным президентом Беларуси, избранным прямым голосованием. С приходом к власти Лукашенко укрепил свою власть над всеми институтами.
Все последующие выборы в Беларуси не соответствовали международным стандартам. Последние президентские выборы в августе 2020 года многие расценили как сфальсифицированные и привели к массовым протестам. Великобритания и ряд других стран не признали действительными результаты президентских выборов 2020 года. Мы призвали белорусский режим организовать новые выборы в соответствии с международными стандартами и под наблюдением Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Последовавшие за этим жестокие репрессии со стороны режима привели к введению санкций – как секторальных, так и индивидуальных – Великобританией, ЕС, США, Канадой и другими международными партнерами (см. раздел «Санкции» данного OBR).
Другие важные политические события включают принудительное перенаправление в Минск рейса FR 4978 Ryanair в мае 2021 года, а также принудительное удаление и арест белорусского диссидента и его партнера.
В июле 2022 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) признала это актом незаконного вмешательства в гражданское воздушное движение, нарушающим обязательства Беларуси по Чикагской и Монреальской конвенциям, участником которых она является. Также с середины до конца 2021 года режим способствовал массовому въезду иностранных граждан в Беларусь, чтобы спровоцировать миграционный кризис, который должен был затронуть соседние страны — Польшу, Литву и Латвию.
Хотя Беларусь не задействовала свои вооруженные силы для поддержки незаконного вторжения Российской Федерации в Украину, белорусский режим, тем не менее, активно содействует российским военным операциям. Режим разрешил российским силам использовать воздушное пространство, территорию и инфраструктуру Беларуси для проведения наступательных воздушных и наземных операций против Украины и оказал материально-техническую поддержку российским силам. Российские войска нанесли авиационные и ракетные удары по Украине с территории Беларуси. Белорусская инфраструктура, такая как железнодорожные и автомобильные сети, использовалась для перевозки российского военного персонала и оборудования. Организации, принадлежащие белорусскому режиму или контролируемые им, оказывали материально-техническую поддержку российским вооруженным силам, базирующимся в Беларуси.
Служба безопасности и разведки белорусского режима выявила, репрессировала и арестовала в Беларуси лиц, критиковавших поддержку Беларусью действий России в Украине. В ответ Великобритания и другие близкие союзники ввели дополнительные санкции против Беларуси.
FCDO Travel Advice в настоящее время рекомендует воздержаться от любых поездок в Беларусь (по состоянию на июль 2022 г.).
Экономическая
Экономика Беларуси в основном контролируется государством, где на рынке доминируют неэффективные государственные предприятия (ГП). Однако в 2021 году экономический рост Беларуси превысил прогнозы. Целевой показатель в 1,8%, установленный белорусскими властями, был перевыполнен при росте ВВП в 2,3%, достигнутом в 2021 году, несмотря на введение санкций. Это было связано с благоприятной конъюнктурой мирового рынка, которая способствовала увеличению экспорта из Беларуси. Соглашения о поставках нефти и газа из России, а также калийные контракты с крупными покупателями (Индией и Китаем), рост мировых цен на сырьевые товары и быстрое восстановление мирового спроса помогли компенсировать некоторые негативные экономические последствия продолжающегося политического кризиса. . По сравнению с допандемическим 2019 годом, к 2021 году экономика Беларуси выросла на 1,6%.
Однако в 2022 году экономика Беларуси серьезно ослабла из-за дополнительных санкций, введенных против страны за ее роль в войне с Украиной. В мае 2022 года белорусские власти оценили, что «прямое воздействие санкций затронуло примерно 20% белорусской экономики и оказало косвенное влияние на остальную часть». Беларусь столкнулась с потрясениями в банковском и финансовом секторах, сбоями в торговле, платежах и логистике, уходом международных компаний, ограничением поставок иностранных компаний и потерей рынков. Белорусские государственные Белагропромбанк, Дабрабыт Банк, Банк развития Беларуси и Белинвестбанк были отключены от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT.
Европейский инвестиционный банк прекратил деятельность в Беларуси после фальсифицированных выборов в августе 2020 года. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не осуществлял новых инвестиций в Беларусь с 2021 года. В апреле 2022 года Совет управляющих ЕБРР принял решение приостановить доступ Беларуси к ресурсам Банка в ответ на содействие режима незаконному вторжению России в Украину. ЕБРР закрыл свои офисы в Минске, но Беларусь остается акционером. В начале марта 2022 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), к которому Беларусь присоединилась в 2019 г., заморозили кредитование Беларуси.
В апреле 2022 года правительство Беларуси и Национальный банк Беларуси приняли решение о погашении государственных кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР и Северного инвестиционного банка (СИБ) в белорусских рублях. В июне 2022 года регулирование было распространено на обязательства Беларуси по еврооблигациям. В результате 20 июля Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Беларуси в иностранной валюте до «RD» (ограниченный дефолт).
Доверие потребителей, а также деловой и инвестиционный климат пострадали в результате политического кризиса. Деловые настроения ухудшаются, что спровоцировало новую волну миграции и передислокации компаний (в частности, ИТ-сектора) за границу. В январе-мае 2022 года ВВП страны упал на 3,4%. Неопределенность остается крайне высокой, а перспективы экономического роста зависят от разрешения геополитического кризиса.
Всемирный банк (ВБ) ожидает снижения реального ВВП Беларуси не менее чем на 6,5% в 2022 г. (МВФ – снижение на 6,4%) и восстановления до 1,5% в 2023 г. (прогноз МВФ предполагает восстановление роста Беларуси) всего на 0,4% в 2023 г.). Всемирный банк считает, что падение ВВП увеличит бедность и уязвимость домохозяйств. Расширение контроля над ценами может иметь ограниченный эффект, вместо этого приводя к нехватке определенных потребительских товаров, в том числе из-за нехватки иностранной валюты (FX) в экономике и связанных с этим ограничений на импорт. ЕБРР прогнозирует сокращение на 4,0% в 2022 году и стагнацию в 2023 году. Евразийский банк развития (ЕАБР) отмечает, что внешние ограничения и затрудненный доступ к передовым технологиям и мировому рынку окажут долгосрочное негативное влияние на экономический рост.
Экономика Беларуси традиционно ориентирована на экспорт; около 65% выпускаемой продукции отправляется за рубеж. Крупнейшими статьями и отраслями экспорта Беларуси являются информационные технологии, транспортные услуги, нефть, удобрения, машиностроение, металлургия, деревообработка, легкая промышленность, молочные и мясные продукты, мебель, стекло, стекловолокно и цемент. Белорусский импорт в основном составляют энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующие (металлы и изделия из них, сырье для химических производств, детали машин), технологическое оборудование, медикаменты и продукты питания. Многие из этих секторов сейчас находятся под санкциями. Открытость белорусской экономики и ее высокая зависимость от внешних рынков делают ее чувствительной к внешнему санкционному давлению.
Белорусская продукция экспортировалась на рынки 174 стран в 2021 году. При этом на 5 из этих стран (Россия, Украина, Нидерланды, Польша и Германия) пришлось 69,6% (67% в 2020 году) всего экспорта. Концентрация импорта была еще выше. На Россию, Китай, Германию, Украину и Польшу в 2021 году пришлось 76,9% импорта Беларуси (75% в 2020 году).
Россия является основным торговым партнером Беларуси, на ее долю приходится 41,1% (45% в 2020 г.) экспорта товаров и 56,6% (50% в 2020 г.) импорта товаров в 2021 г. Экономика Беларуси в значительной степени зависит от нефти и природного газа. импорт газа из России. Зависимость белорусской экономики от России заметно усилилась с началом политического кризиса в Беларуси и войны на Украине. Расширение сотрудничества с Россией и реализация проектов по импортозамещению совместно с Россией находятся в центре внимания белорусского правительства. Россия — чуть ли не единственный источник ресурсов, основной рынок и транзитное окно для белорусского экспорта. Тесные связи со спадом российской экономики и любые дальнейшие негативные потрясения, затрагивающие Россию, будут препятствовать экономическим перспективам Беларуси.
Беларусь заняла 49-е место среди 190 стран, опрошенных в отчете Всемирного банка по легкости ведения бизнеса за 2020 год. Он установил льготные инвестиционные режимы в особых экономических зонах, таких как Парк высоких технологий и промышленный парк «Великий камень». Однако политический кризис в Беларуси, усугубленный российским вторжением в Украину, высветил проблемы с деловым климатом, такие как слабое верховенство закона и защита прав собственности, отсутствие прозрачности, макроэкономическая и финансовая нестабильность, обременительные правила с частыми изменениями и нехватка доступного и долгосрочного финансирования.
Беларусь является частью Евразийского экономического союза (ЕАЭС), открывая потенциальные ворота на рынки России, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Некоторые товары и оборудование, предназначенные для Беларуси, должны быть сертифицированы по правилам ЕАЭС. Это не обязательно барьер, но может отпугнуть компании, не имеющие опыта работы в ЕАЭС или считающие белорусский рынок недостаточно большим, чтобы тратить дополнительные ресурсы на сертификацию.
Некоторые иностранные компании продолжают работать в Беларуси, несмотря на политическую ситуацию, санкции, экономический спад и геополитическую напряженность в регионе; другие приняли решение – в том числе по соображениям репутационного риска – приостановить свою деятельность в Беларуси, уйти с белорусского рынка или прекратить торговлю с Беларусью. Затянувшийся кризис обескуражил британский бизнес, и компаниям необходимо предпринять необходимые шаги для обеспечения соблюдения режимов санкций.
Дополнительную информацию о торговых и инвестиционных отношениях между Великобританией и Беларусью можно найти в информационном бюллетене по торговле и инвестициям.
Санкции
После фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года белорусский режим приступил к систематическим и вопиющим нарушениям прав человека, гражданских и политических прав в Беларуси. Это включало жестокие репрессии, в том числе пытки, изнасилования и произвольные задержания, со стороны режима и его сил безопасности гражданского общества, демократической оппозиции, независимых СМИ и журналистов, а также продолжающийся подрыв демократических принципов и верховенства закона. В ответ правительство Великобритании и ключевые международные партнеры, включая США, Канаду и Европейский союз, ввели санкции против Беларуси, чтобы побудить правительство уважать права человека, демократические принципы и верховенство закона, а также воздерживаться от действий, политики. или действия, подавляющие гражданское общество и независимые СМИ.
В 2021 году Великобритания ввела дополнительные санкционные меры, чтобы помешать британским предприятиям торговать товарами и услугами в различных секторах белорусской экономики.
В июле 2022 года, в ответ на содействие белорусского режима российской агрессии против Украины, наш режим санкций был дополнительно расширен. Это направлено на то, чтобы побудить режим прекратить поддерживать или способствовать действиям России против Украины и воспрепятствовать более непосредственному участию режима в конфликте. Расширение санкционных мер Великобритании в виде ужесточения торговых, финансовых и транспортных санкций нацелено на ключевые источники финансирования и доходов режима, усиливает давление на них и лишает их доступа к предметам, которые могут быть использованы для поддержки российского вторжения. Украины.
С августа 2020 года Великобритания поставила более 100 физических и юридических лиц под санкционные меры в отношении Беларуси. Другие белорусские физические и юридические лица были включены в список санкционных мер в отношении России. Под санкции попал ряд белорусских госпредприятий. Следует отметить, что по данным Национального статистического управления Республики Беларусь (Белстат) к государственному сектору относятся только коммунальные или республиканские унитарные предприятия. Белстат классифицирует все акционерные общества (АО) как частные. Однако АО, в которых государство (либо в форме, например, Госкомимущества, либо в форме другого государственного предприятия) является мажоритарным или значительным акционером, очень распространено в Беларуси. По некоторым оценкам, если ГП в Беларуси определить как любое предприятие любой организационно-правовой формы, где значительная доля активов остается в руках государства и/или где руководители находятся под жестким контролем органов государственной власти, то сверх 14 300 предприятий могут считаться государственными предприятиями.
См. полный список лиц и организаций, на которые распространяются санкции. Информация о британских санкциях размещена на GOV.UK. Предприятиям следует обратиться в службу поддержки бизнеса. Британские предприятия должны помнить о потенциальных рисках и проблемах работы в условиях санкций.
Согласно законодательству Великобритании, нарушение всех санкций, наложенных на Беларусь, является уголовным преступлением, независимо от того, связаны ли они с поствыборными репрессиями режима или его поддержкой вторжения в Украину.
Нарушение новых финансовых санкций, введенных в июле 2022 года, будет считаться правонарушением, которое подлежит рассмотрению в любом случае (может быть рассмотрено в магистратском суде или суде короны) и влечет за собой максимальное наказание по обвинительному акту в виде лишения свободы на срок до 7 лет или штрафа. (или оба). Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) отвечает за контроль за соблюдением финансовых санкций и за оценку предполагаемых нарушений. Он также имеет право налагать денежные штрафы за нарушение финансовых санкций и передавать дела в правоохранительные органы для расследования и возможного судебного преследования. OFSI сотрудничает с другими государственными органами, надзорными и регулирующими органами для рассмотрения всех случаев, о которых ему сообщается, и соответствующим образом обменивается соответствующей информацией.
Преступления, связанные с нарушением новых мер торговых санкций, введенных в июле 2022 года, будут подлежать судебному преследованию в любом случае и повлекут за собой максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы или штрафа (или и того, и другого). Объединенная группа экспортного контроля (ECJU) управляет системой экспортного контроля и лицензирования Великобритании в отношении торговых санкций. Отдел лицензирования импорта Департамента бизнеса и торговли ( DBT ) применяет торговые санкции и лицензирование в отношении импорта.
Правонарушения, связанные с нарушением новых мер транспортных санкций, введенных в июле 2022 года, будут преследоваться в судебном порядке в любом случае и предусматривать максимальное наказание по обвинительному акту в виде лишения свободы на срок до 7 лет или штрафа (или того и другого).
Компании также должны знать о режимах санкций, введенных ЕС, США и Канадой, а также другими странами, такими как Австралия и Япония.
Ограничительные меры Великобритании являются целенаправленными, поэтому законный бизнес может продолжаться там, где санкции не применяются. Также можно подать заявку на получение лицензии от правительства Великобритании на осуществление определенных видов деятельности. Компании должны ознакомиться с информацией о санкциях на GOV.UK. BE Minsk и FCDO не могут и не будут предоставлять компаниям юридические консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, а также не будут предоставлять какие-либо консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, помимо тех, которые опубликованы HMG и находятся в открытом доступе.
Важно, чтобы компании тщательно изучали санкции, в том числе, где это применимо, обращались за советом к своим юридическим консультантам, а также к советам HMG. Британские компании обязаны строго соблюдать закон. Как указано выше, штрафы за несоблюдение могут быть суровыми.
Санкции: контрмеры режима
В ответ на санкции Беларусь приняла ряд контрмер. С 1 января 2022 года Беларусь ввела продовольственное эмбарго на широкий спектр товаров, произведенных в зарубежных странах, «которые проводят дискриминационную политику и совершают недружественные действия в отношении Беларуси». В июне 2022 года запрет был продлен еще на шесть месяцев до 31 декабря 2022 года. Эти ограничения распространяются на Великобританию.
Указ Президента Республики Беларусь от марта 2022 года № 93 предусматривает меры, направленные на поддержку белорусской экономики и бизнеса в трудные времена, и ответные ограничения для субъектов государств, совершающих недружественные действия. Режим дополнил этот Указ дополнительными постановлениями. В апреле 2022 года режим опубликовал список иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц. В список входят, в частности, Великобритания, США, Канада и все государства-члены ЕС.
Указ Президента № 137 «Об исполнительных листах» от апреля 2022 года приостанавливает исполнение всех исполнительных листов (решений суда, нотариальных актов и т.д.), выданных в пользу жителей «недружественных» стран.
В июле 2022 года Совет Министров принял Постановление № 436, которое запрещает инвесторам из «недружественных государств» продавать свои акции в 190 зарегистрированных на бирже компаниях с международными инвестициями. Пострадали некоторые британские инвесторы. Положение 436 позволяет властям добавлять новые компании.
Совет Министров Республики Беларусь также принял Постановление № 247 «О движении транспортных средств», устанавливающее запрет на движение по территории Республики Беларусь большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Таким транспортным средствам разрешается въезжать в Беларусь только в определенных пунктах пересечения границы и проезжать не дальше, чем в специально отведенные места вблизи границы для проведения грузовых операций и замены полуприцепов.
Права человека
FCDO считает Беларусь страной с нарушением прав человека.
После неудачных президентских выборов в августе 2020 года ситуация с правами человека значительно ухудшилась. Режим, его силы безопасности, пропагандистские СМИ и судебные органы жестоко подавили демократические права, права человека и основные свободы.
Задержано более 30 000 человек, из которых нескольким тысячам предъявлены обвинения по политическим мотивам. В настоящее время более 1200 политических заключенных находятся в тюрьмах после несовершенных судебных процессов. Силовики, действуя при полной безнаказанности, применили чрезмерную, в том числе со смертельным исходом, силу против мирных демонстрантов, демократической оппозиции, независимых СМИ и активистов гражданского общества. Имеются заслуживающие доверия сообщения о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении (включая сексуальное насилие и изнасилование) и пытках, применяемых к задержанным. Многие политические заключенные имеют ограниченный или не имеют доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию и подвергаются безжалостным допросам, запугиванию и методам психологического давления, которые равносильны пыткам.
Режим намеренно нацелился на независимых журналистов и организации СМИ и организации гражданского общества, включая независимые профсоюзы, с целью «вычистить» их из Беларуси. Независимые СМИ и НПО были «ликвидированы» режимом и в некоторых случаях признаны «экстремистскими организациями». Некоторые оппозиционные политики и другие лица, протестующие против режима, были занесены в список террористов или обвинены/осуждены в государственной измене.
Беларусь остается единственной страной в Европе, сохранившей и применяющей смертную казнь (приводимую в исполнение через расстрел). В последнее время расширился круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Великобритания принципиально выступает против смертной казни при любых обстоятельствах. Тем не менее, мы особо осуждаем несоблюдение соответствующих минимальных международных стандартов, включая запрет на применение смертной казни за пределами «наиболее тяжких преступлений».
Взяточничество и коррупция
Взяточничество незаконно. Дача взятки в любой точке мира британскими гражданами или лицом, обычно проживающим в Великобритании, юридическим лицом, зарегистрированным в Великобритании, или шотландским партнерством является правонарушением. Кроме того, коммерческая организация, осуществляющая деятельность в Соединенном Королевстве, может нести ответственность за действия лица, которое не является ни гражданином Соединенного Королевства, ни резидентом Соединенного Королевства, ни лицом, зарегистрированным или учрежденным в Соединенном Королевстве. В этом случае не имеет значения, совершаются ли действия или бездействие, являющиеся составной частью правонарушения, в Соединенном Королевстве или где-либо еще.
Беларусь придает большое значение борьбе с коррупцией. Он ратифицировал и выполнил требования основных международных документов по борьбе с коррупцией, таких как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции; и Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию.
В 2021 году Беларусь занимала 82-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International по сравнению с 63-м местом в 2020 году9.0003
Прочтите информацию на нашей странице о взяточничестве и коррупции.
Террористическая угроза
Хотя недавней истории терроризма в Беларуси нет (в 2011 году был теракт в минском метро), теракты исключать нельзя. Вы должны осознавать глобальный риск неизбирательных террористических атак, которые могут быть совершены в общественных местах, в том числе посещаемых иностранцами.
Прочтите информацию на нашей странице об угрозе терроризма.
Советы по безопасности
Консультация FCDO по путешествиям в настоящее время (июль 2022 г.) не рекомендует путешествовать в Беларусь.
В Беларуси очень низкий уровень преступности, но вы должны быть готовы к карманным кражам и кражам из автомобилей или гостиничных номеров.
Вы должны поддерживать высокий уровень безопасности, особенно в общественных местах, и избегать демонстраций. Деловые люди также должны осознавать возможную деятельность местной службы безопасности, которая может включать в себя мониторинг ИТ и цифровых коммуникаций, а также физическое и звуковое наблюдение.
Прочтите информацию в Консультации по путешествиям в Беларусь и на нашей странице Советы по безопасности.
Интеллектуальная собственность (ИС)
Права ИС являются территориальными, то есть они обеспечивают охрану только в странах, где они предоставлены или зарегистрированы. Если вы думаете о международной торговле, вам следует рассмотреть возможность регистрации ваших прав ИС на экспортных рынках.